Корпоративная репутация
Для подготовки материала использован учебник «Связи с общественностью», авторами которого выступили эксперты КГ «Орта», в которую входит международное агентство FleishmanHillard Vanguard.
Как только содержание коммуникационной стратегии определено, специалисты по коммуникации переводят его в конкретные коммуникационные программы и кампании, направленные как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию.
Коммуникационная программа определяется как ряд мероприятий, направленных на привлечение внутренних и внешних аудиторий, в число которых могут входить информационно-пропагандистские акции, общественные инициативы и другие способы, с помощью которых организация и ее сотрудники взаимодействуют с заинтересованными сторонами. «Коммуникационная программа» является более широким понятием, чем «коммуникационная кампания», которая ограничена определенным отрезком времени и инструментарием.
В основе коммуникационных программ и коммуникационных кампаний лежит единая базовая модель планирования, с более подробным описанием коммуникационных целей, сегментацией целевой аудитории, медиастратегией и составлением бюджета для проведения программы или кампании. Основа планирования состоит из семи этапов:
Этап 1. Определение стратегической цели.
Стратегическая цель — это либо изменение, либо укрепление существующего имиджа компании.
Этап 2. Определение коммуникационных целей.
Коммуникационные цели должны отвечать определенным требованиям: они должны быть конкретными, измеряемыми, достижимыми, реалистичными и своевременными.
Конкретность предполагает, что цели должны конкретизировать, чего именно компания хочет добиться (например, изменения узнаваемости, улучшения репутации) для определенной группы целевой аудитории.
Измеряемость выражается в четких показателях, которые можно измерить и затем использовать для оценки успеха программы или кампании.
Достижимость целей обеспечивается их посильностью и исполнением в условиях текущей ситуации и конкурентной среды.
Реалистичность определяется объемом ресурсов и бюджета, предусмотренных для проведения конкретной программы или кампании.
Своевременность целей связана с выполнением сроков, в которые они должны быть достигнуты.
Этап 3. Выявление и определение приоритетности целевых аудиторий.
Этап 4. Определение ключевых сообщений.
Этап 5. Разработка стилей сообщений.
Выбор стиля сообщения зависит от определенных условий и ожиданий заинтересованных сторон. Например, организация может принять рациональный стиль сообщения, когда она сообщает о своем финансовом росте и возможностях для инвесторов на ежегодном общем собрании, ссылаясь на свои последние финансовые результаты и развитие рынка, на котором она работает. В то же время организация может использовать стиль символических ассоциаций, спонсируя спортивные мероприятия или акции, в попытке создать общий корпоративный имидж, который может привести к признанию и популярности среди всех групп ее заинтересованных сторон. В некоторых случаях организация может использовать несколько стилей сообщений одновременно, общаясь с разными целевыми аудиториями. Организации часто используют единый стиль для того, чтобы сообщать о некоторых конкретных областях их деятельности, таких как продукция и услуги, общее положение компании, КСО или финансовые показатели.
Этап 6. Разработка медиастратегии.
При разработке медиастратегии главной целью является выявление наиболее эффективных и действенных средств и каналов привлечения внимания целевой аудитории в рамках данных бюджетных ограничений. Специалисты компании должны учитывать следующие критерии:
• охват целевой аудитории (насколько конкретное средство массовой информации привлекает внимание объектов, входящих в целевую аудиторию, так чтобы они могли увидеть это сообщение по крайней мере один раз);
• креативная сочетаемость средства массовой информации и сообщения (в какой степени средство массовой информации поддерживает определенный стиль сообщения и его креативный формат);
• использование средства массовой информации конкурентами;
• способность средства массовой информации наладить диалог и взаимодействие с аудиторией (обеспечивает ли средство массовой информации взаимодействие с организацией или же только дает информацию).
Этап 7. Подготовка бюджета.
Бюджет коммуникационной программы или кампании формируется в зависимости от многих факторов, главными из которых являются:
• возможности компании, опыт прошлых лет;
• стратегические планы (открытие нового завода, выпуск акций, планируемые массовые сокращения штата и т.д.);
• текущая ситуация (в случае внутреннего кризиса, когда репутации угрожает опасность, траты на коммуникации обычно возрастают);
• деятельность конкурентов (если конкуренты ведут себя активно, то приходится повышать расходы на коммуникации, чтобы не отставать);
• тренды на конкретном рынке и общемировые тренды.
Учебник, составленный экспертами коммуникационной группы «Орта», содержит обширный список литературы, который не приводится в данной статье.