Орта
117

Первые институты связей с общественностью и PR как отрасль – Западная Европа и Россия

Для подготовки материала использован учебник «Связи с общественностью», авторами которого выступили эксперты КГ «Орта», в которую входит международное агентство FleishmanHillard Vanguard

В закладки

Развитие профессиональной системы PR в других странах Запада активизировалось несколько позже, чем в США. Так, в Великобритании Королевское управление по торговле, созданное в 1926 г., ставило своей целью с помощью плакатов, кинопродукции, выставок, прессы и радио показать всем гражданам страны, что «империя еще жива». В 1933 г. впервые в Министерстве почтовой связи был создан отдел по связям с общественностью, возглавил который известный специалист этого дела Стефан Таллентс

Алексей Сафронов
генеральный директор КГ «Орта»

Расширением культурных и просветительских связей с другими странами мира занимался Британский Совет, основанный в 1934 г. Накануне Второй мировой войны в ряде министерств, в частности труда и здравоохранения, появились отделы по связям с общественностью.

britishcouncil.org

Целенаправленное налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны, особенно после возобновления деятельности Министерства информации. В послевоенные годы, когда усиливалась напряженность в отношениях между предпринимателями и рабочими, интерес корпораций Великобритании к PR еще более возрос. Однако развития такого масштаба, как в США, эта система в сфере бизнеса в Англии не приобрела, оказавшись наиболее распространенной в деятельности государственных органов, институтов местного самоуправления и других некоммерческих областях общественной жизни.

В 1984 г. в Великобритании начал свою деятельность Институт по связям с общественностью, заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов по вопросам PR. Огромную работу по упорядочению консультативной деятельности специалистов в этой области ныне проводит профессиональная Ассоциация консультантов по связям с общественностью Великобритании.

Более чем в 60 странах мира, таких как Канада, Франция, Голландия, Германия, Австрия, Греция, Испания, наблюдались подобные процессы становления и развития национальных систем по связям с общественностью. В них также были созданы национальные ассоциации по связям с общественностью.

В таких условиях очевидной стала потребность в координации деятельности национальных ассоциаций на международном уровне. Идея создания международной организации по связям с общественностью родилась еще в 1949 г. в Лондоне во время частного совещания специалистов по вопросам PR Голландии и Англии. Они пришли к выводу о необходимости организации международного сообщества, цель которого заключалась бы в содействии повышению уровня профессионализма и эффективности деятельности специалистов — практиков сферы связей с общественностью разных стран.

В 1950 г. под эгидой Нидерландской королевской международной торговой ярмарки и Голландского общества по связям с общественностью в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работавших в данной области. В результате дискуссии было принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета, который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией, кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов по PR и в конечном итоге создал бы Международную ассоциацию по связям с общественностью. После пяти лет работы Временного комитета, оживленного обмена мнениями по поводу концепции деятельности международного органа по связям с общественностью 1 мая 1955 г. в Лондоне была основана Международная ассоциация по связям с общественностью (International Public Relations Association, IPRA). Тогда же был одобрен официальный Устав IPRA и избран ее Совет.

Президент КГ "Орта" и генеральный директор FleishmanHillard Vanguard Елена Фадеева (вторая справа) на заседании Совета директоров IPRA, июль 2019 FleishmanHillard Vanguard

IPRA очень быстро превратилась во влиятельную профессиональную организацию, служащую катализатором развития национальных ассоциаций и содействующую распространению современных стандартов в сфере образования, этики и практики связей с общественностью. Этому в значительной степени способствовал Кодекс профессионального поведения IPRA, одобренный в мае 1961 г. на Генеральной ассамблее ассоциации в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 г., считающийся своеобразной «моральной хартией», базирующейся на принципах Всеобщей декларации прав человека.

В 1964 г. Международная ассоциация по связям с общественностью получила официальное признание со стороны ООН как советник Социально-экономического комитета ООН, а также признание со стороны юнеско как внегосударственная организация по категории «отношения взаимного информирования».

Следует подчеркнуть, что IPRA является особо требовательной и в определенной мере элитарной организацией, поскольку членство в ней открыто лишь тем, кто работает в области связей с общественностью не менее пяти лет и имеет высокую профессиональную компетентность. Все члены IPRA избираются персонально. В ее состав сегодня входят более 800 специалистов из 65 стран мира. Несмотря на такую уникальность состава IPRA и персональный подход к членству в ней, эта международная ассоциация работает в тесном контакте с национальными ассоциациями и региональными федерациями по связям с общественностью. Одной из таких федераций является Европейская конфедерация по связям с общественностью, деятельность которой осуществляется как на основании официальных документов IPRA, так и на основе Европейского кодекса профессионального поведения в сфере PR (Лиссабонский кодекс), одобренного этой конфедерацией в апреле 1978 г. и дополненного в мае 1989 г.

МАПР, Европейская конфедерация и другие федерации регулярно созывают ассамблеи и проводят конференции, издают и распространяют методологические и методические материалы, содействуют становлению и развитию профессиональной системы связей с общественностью в тех странах, где она только еще зарождается. Особое внимание уделяется профессиональным научно-теоретическим журналам и печатным изданиям по вопросам связей с общественностью, среди которых стоит особо выделить «International Public Relations Review» — официальный орган МАПР. Огромной популярностью пользуются национальные журналы по данной проблематике, особенно печатные органы, издаваемые в США и Великобритании «PR Week», «The Holmes Report» и др.

The Holmes Report

Несмотря на трудности, которые мировая экономика переживала в конце XX века, и вынужденное сокращение числа работающих в сфере PR, роль института связей с общественностью продолжала возрастать. В одних только Соединенных Штатах над развитием коммуникационной отрасли работали как минимум 200 тыс. профессионалов. Более 200 престижных университетов и колледжей, не переставая, готовили PR-специалистов, и это направление стало одним из самых популярных среди студентов. Заработная плата ведущих специалистов по коммуникациям в большинстве западных компаний и агентств по связям с общественностью достигала шестизначных чисел1, при этом в США свыше пяти тысяч PR-агентств ежегодно получали прибыль в сотни миллионов долларов.

После того как железный занавес в СССР был разрушен, PR начал расцветать и в нашей стране. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. создавались первые отечественные агентства по связям с общественностью: Никколо М, Имиджленд, Имидж-контакт, Vanguard PR и др. В 1991 г. образована РАСО, являющаяся с 1997 г. членом Европейской конфедерации по связям с общественностью. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций — профессиональных PR-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур.

С 1996 г. в России начал выходить первый периодический профессиональный журнал по связям с общественностью «Советник», который в дальнейшем дополнился масштабным интернет-порталом www.sovetnik.ru. А с 2002 г. в стране издавалось уже около десятка специализированных PR-изданий, наиболее известные из которых сегодня «Sostav.ru», «Advertology.ru», «Новости СМИ» и журнал «Пресс-служба». В 1997 г. была учреждена Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный лучник», которая, по существу, стала первым сертификатом качества PR-услуг на отечественном рынке. В дальнейшем профессиональными объединениями специалистов по коммуникациям была разработана система оценки эффективности деятельности российских PR-агентств: в 2013 г. был опубликован первый Национальный рейтинг коммуникационных компаний (НРКК). C 2011 г. проводится конкурс коммуникационных проектов Eventiada IPRA Golden World Awards, который является уникальной площадкой для творчества признанных лидеров индустрии и начинающих специалистов.

Статуэтки лауреатов Eventiada IPRA Golden World Awards 2019 – крупнейшей в Восточной Европе и Средней Азии премии в сфере коммуникаций, организатором которой является коммуникационная группа "Орта"​ КГ "Орта"

Пионерами введения учебных курсов и программ по связям с общественностью в России стали МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО. Сегодня десятки вузов России ведут подготовку специалистов по PR.

Российские коммерческие и государственные структуры настойчиво осваивают технологию связей с общественностью как одно из важнейших направлений своей деловой активности.

Учебник, составленный экспертами коммуникационной группы «Орта», содержит обширный список литературы, который не приводится в данной статье.

{ "author_name": "Орта", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "ortacommunications", "id": 97246, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 13 Dec 2019 16:21:50 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 97246, "author_id": 393807, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/97246\/get","add":"\/comments\/97246\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/97246"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 393807, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }