Первые институты связей с общественностью и PR как отрасль – Западная Европа и Россия
Для подготовки материала использован учебник «Связи с общественностью», авторами которого выступили эксперты КГ «Орта», в которую входит международное агентство FleishmanHillard Vanguard
Расширением культурных и просветительских связей с другими странами мира занимался Британский Совет, основанный в 1934 г. Накануне Второй мировой войны в ряде министерств, в частности труда и здравоохранения, появились отделы по связям с общественностью.
Целенаправленное налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны, особенно после возобновления деятельности Министерства информации. В послевоенные годы, когда усиливалась напряженность в отношениях между предпринимателями и рабочими, интерес корпораций Великобритании к PR еще более возрос. Однако развития такого масштаба, как в США, эта система в сфере бизнеса в Англии не приобрела, оказавшись наиболее распространенной в деятельности государственных органов, институтов местного самоуправления и других некоммерческих областях общественной жизни.
В 1984 г. в Великобритании начал свою деятельность Институт по связям с общественностью, заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов по вопросам PR. Огромную работу по упорядочению консультативной деятельности специалистов в этой области ныне проводит профессиональная Ассоциация консультантов по связям с общественностью Великобритании.
Более чем в 60 странах мира, таких как Канада, Франция, Голландия, Германия, Австрия, Греция, Испания, наблюдались подобные процессы становления и развития национальных систем по связям с общественностью. В них также были созданы национальные ассоциации по связям с общественностью.
В таких условиях очевидной стала потребность в координации деятельности национальных ассоциаций на международном уровне. Идея создания международной организации по связям с общественностью родилась еще в 1949 г. в Лондоне во время частного совещания специалистов по вопросам PR Голландии и Англии. Они пришли к выводу о необходимости организации международного сообщества, цель которого заключалась бы в содействии повышению уровня профессионализма и эффективности деятельности специалистов — практиков сферы связей с общественностью разных стран.
В 1950 г. под эгидой Нидерландской королевской международной торговой ярмарки и Голландского общества по связям с общественностью в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работавших в данной области. В результате дискуссии было принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета, который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией, кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов по PR и в конечном итоге создал бы Международную ассоциацию по связям с общественностью. После пяти лет работы Временного комитета, оживленного обмена мнениями по поводу концепции деятельности международного органа по связям с общественностью 1 мая 1955 г. в Лондоне была основана Международная ассоциация по связям с общественностью (International Public Relations Association, IPRA). Тогда же был одобрен официальный Устав IPRA и избран ее Совет.
IPRA очень быстро превратилась во влиятельную профессиональную организацию, служащую катализатором развития национальных ассоциаций и содействующую распространению современных стандартов в сфере образования, этики и практики связей с общественностью. Этому в значительной степени способствовал Кодекс профессионального поведения IPRA, одобренный в мае 1961 г. на Генеральной ассамблее ассоциации в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 г., считающийся своеобразной «моральной хартией», базирующейся на принципах Всеобщей декларации прав человека.
В 1964 г. Международная ассоциация по связям с общественностью получила официальное признание со стороны ООН как советник Социально-экономического комитета ООН, а также признание со стороны юнеско как внегосударственная организация по категории «отношения взаимного информирования».
Следует подчеркнуть, что IPRA является особо требовательной и в определенной мере элитарной организацией, поскольку членство в ней открыто лишь тем, кто работает в области связей с общественностью не менее пяти лет и имеет высокую профессиональную компетентность. Все члены IPRA избираются персонально. В ее состав сегодня входят более 800 специалистов из 65 стран мира. Несмотря на такую уникальность состава IPRA и персональный подход к членству в ней, эта международная ассоциация работает в тесном контакте с национальными ассоциациями и региональными федерациями по связям с общественностью. Одной из таких федераций является Европейская конфедерация по связям с общественностью, деятельность которой осуществляется как на основании официальных документов IPRA, так и на основе Европейского кодекса профессионального поведения в сфере PR (Лиссабонский кодекс), одобренного этой конфедерацией в апреле 1978 г. и дополненного в мае 1989 г.
МАПР, Европейская конфедерация и другие федерации регулярно созывают ассамблеи и проводят конференции, издают и распространяют методологические и методические материалы, содействуют становлению и развитию профессиональной системы связей с общественностью в тех странах, где она только еще зарождается. Особое внимание уделяется профессиональным научно-теоретическим журналам и печатным изданиям по вопросам связей с общественностью, среди которых стоит особо выделить «International Public Relations Review» — официальный орган МАПР. Огромной популярностью пользуются национальные журналы по данной проблематике, особенно печатные органы, издаваемые в США и Великобритании «PR Week», «The Holmes Report» и др.
Несмотря на трудности, которые мировая экономика переживала в конце XX века, и вынужденное сокращение числа работающих в сфере PR, роль института связей с общественностью продолжала возрастать. В одних только Соединенных Штатах над развитием коммуникационной отрасли работали как минимум 200 тыс. профессионалов. Более 200 престижных университетов и колледжей, не переставая, готовили PR-специалистов, и это направление стало одним из самых популярных среди студентов. Заработная плата ведущих специалистов по коммуникациям в большинстве западных компаний и агентств по связям с общественностью достигала шестизначных чисел1, при этом в США свыше пяти тысяч PR-агентств ежегодно получали прибыль в сотни миллионов долларов.
После того как железный занавес в СССР был разрушен, PR начал расцветать и в нашей стране. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. создавались первые отечественные агентства по связям с общественностью: Никколо М, Имиджленд, Имидж-контакт, Vanguard PR и др. В 1991 г. образована РАСО, являющаяся с 1997 г. членом Европейской конфедерации по связям с общественностью. Спустя 10 лет РАСО насчитывала в своих рядах около 100 организаций — профессиональных PR-агентств, коммерческих, государственных и общественных структур.
С 1996 г. в России начал выходить первый периодический профессиональный журнал по связям с общественностью «Советник», который в дальнейшем дополнился масштабным интернет-порталом www.sovetnik.ru. А с 2002 г. в стране издавалось уже около десятка специализированных PR-изданий, наиболее известные из которых сегодня «Sostav.ru», «Advertology.ru», «Новости СМИ» и журнал «Пресс-служба». В 1997 г. была учреждена Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный лучник», которая, по существу, стала первым сертификатом качества PR-услуг на отечественном рынке. В дальнейшем профессиональными объединениями специалистов по коммуникациям была разработана система оценки эффективности деятельности российских PR-агентств: в 2013 г. был опубликован первый Национальный рейтинг коммуникационных компаний (НРКК). C 2011 г. проводится конкурс коммуникационных проектов Eventiada IPRA Golden World Awards, который является уникальной площадкой для творчества признанных лидеров индустрии и начинающих специалистов.
Пионерами введения учебных курсов и программ по связям с общественностью в России стали МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО. Сегодня десятки вузов России ведут подготовку специалистов по PR.
Российские коммерческие и государственные структуры настойчиво осваивают технологию связей с общественностью как одно из важнейших направлений своей деловой активности.
Учебник, составленный экспертами коммуникационной группы «Орта», содержит обширный список литературы, который не приводится в данной статье.