Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Фаррух Кушназаров
Эксперт OTUS. Ping'an- iTutorGroup, Sr. Data Scientist

Преподавание как хобби

Мне всегда нравилась преподавательская деятельность. Свою карьеру начинал как ассистент в вузе. После двух лет работы в университете решил, что я больше практик, чем теоретик, и неплохо бы начать работать над реальными проектами, где можно увидеть результаты за короткий срок. Перешел в компанию, но мысль о преподавании меня не оставляла, и мне хотелось делиться своим опытом. В связи с этим участвовал в митапах и разных воркшопах. Но на них тяжело преподавать сложные темы и делать практические задания. Кроме того, нет возможности систематизировано делиться собственным опытом.

Поэтому начал искал платформу, где в свободное время можно делиться знаниями. Весной 2021 наткнулся на компанию OTUS. Вначале не очень понимал, как проходит обучение и как организованы занятия. Хочется отметить, что в команде OTUS работают профессионалы:

  • методисты помогают улучшить навыки преподавания
  • продюсеры помогают с организационными вопросами и нюансами, связанными с курсом
  • при любых технических проблемах моментально в помощь приходят коллеги из отдела сопровождения

Сначала прошел курс «молодого бойца» — выучился на курсе «Онлайн-преподаватель». Хотя уже имел опыт преподавания, было интересно пройти вводный курс, разработать материалы и провести демо-урок. Очень помогли Олег Швец и Мария Вдовиченко, Мария до сих пор помогает и даёт ценные советы.

Начал вести занятие в курсах «Промышленный ML на больших данных», «Machine Learning. Advanced», «Deep Learning» и «Компьютерное зрение». В начале было тяжело объяснять Байесовские методы и все то, что связано с математикой, так как некоторые занятия были разделены на теоретическую часть и практическую часть. «Без практики, теорию объяснять — искусство», — говорили в вузе, сейчас я это хорошо понимаю. Также понял, что надо уметь сложные вещи объяснять простыми словами, и в этом помогает платформа OTUS. После семинара можно прочитать отзывы студентов и при необходимости обсудить их с командой OTUS.

Для обучения кого-то нужно приложить большие усилия — проанализировать собственный опыт, восполнить пробелы, погрузиться в тему. Готовясь к вебинару, я продумываю все возможные вопросы, которые могут возникнуть у студентов. Выходит, что каждый раз по-разному начинаю смотреть на материалы после диалога студентами.

Подготовка к занятиям

Хочется отметить, что на платформе сохраняются видеозаписи всех курсов, а также материалы курсов, кроме того руководитель программы дает дополнительные материалы. В связи с этим подготовка к занятиям может занять от пары часов до двух дней. Так как каждый раз нужно пересматривать материалы, актуализировать, адаптировать под текущую аудиторию.

С другой стороны, когда возвращаешься постоянно к одному и тому же материалу, нарабатывается определенная база. Плюс мы общаемся с коллегами по курсу – обмениваемся опытом, и со временем становится проще готовиться к занятиям.

Некоторые шаги, которые я предпринимаю перед уроком:

  1. Если занятие не новое, смотрю уже существующие материалы: лекции, презентации, дополнительные материалы, делаю пометки;
  2. Составляю план занятия;
  3. Выделяю большие смысловые блоки и разбиваю на подтемы;
  4. Верстаю презентацию с темами, графиками и определениями;
  5. Параллельно готовлю примеры, набираю код, прогоняю, отлаживаю, чтобы все было хорошо;
  6. Завожу таймер и читаю, чтобы понять, сколько времени займет занятие, также оставляю время для вопросов и ответов;
  7. Редактирую, убираю лишнее.

Подготовка к новой теме — более творческий процесс. Нужно разрабатывать материал с нуля и продумывать интерактив. Важный момент — нужно учитывать уровень студентов. Для этого можно ознакомиться со стеком технологий студентов и их целями обучения, успеваемостью на платформе.

Чтобы удерживать внимание студентов, стараюсь больше демонстрировать практические примеры, сценарии использования и инсайты. Готовлю материалы на реальных примерах из практики. Во время вебинара можно вспомнить смешную ситуацию, произошедшую на работе и разрядить обстановку, добавить разнообразия в урок. Это хорошо снимает напряжение и дает возможность лучше усвоить дальнейший материал.

В заключение могу сказать, OTUS предоставляет все возможности для эффективного обучения и преподавания. Не зря говорят, что OTUS — Uber для преподавателей. И последнее, но не по значимости. Желаю всем активных слушателей и студентов, так уроки будут намного интереснее и интерактивнее!

Кстати, уже скоро в OTUS стартует новый поток обновленного курса Online Teacher Подробнее узнать о курсе можно тут.

66
Начать дискуссию