{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Сергей Окатов
Кандидат физико-математических наук, руководитель отдела разработки, архитектор Datana. Преподаватель OTUS

- Расскажите сначала немного о себе. Чем занимались, как пришли в сферу IT?

Впервые программировать я начал 15 лет – в 1990 году, когда о компьютерах в России еще почти никто не знал. Тогда я учился в физико-математическом классе СУНЦ УрГУ (сейчас УрФУ). Затем окончил университет по специальности «Физика», после работал научным сотрудником в Екатеринбурге, поехал за границу в Данию, Голландию, Германию. После чего вернулся в Россию, где пытался заниматься бизнесом, работал над стартапом и совмещал научную деятельность в российском частном научно-исследовательском институте.

После этого снова съездил уже в штаты тоже по научной работе, но вернувшись сюда, мне сказали: «Ты, конечно, хороший ученый, у тебя много научных публикаций и статей, рейтинг отличный, но все позиции у нас заняты». В общем, мне пришлось искать работу и я пошел в IT.

Поначалу работал рядовым веб-разработчиком, но довольно быстро смог показать себя и довольно быстро стал лидом. И дальше происходило так, что раз в год я переходил на новую позицию. Может это не очень хорошо отражается на резюме, но без такой смены невозможно получить достаточно широкий опыт. В каждой команде и компании есть собственные положительные и отрицательные стороны – берешь все лучшее, понимаешь, как делать не стоит и идешь дальше.

Таким образом я сменил несколько компаний. Среди них можно выделить SpectrumData, там я получил первый опыт работы с большими данными и Котлином. До сих пор об их опыте и стеке хорошо могу отозваться. Также интересный опыт был в Сбербанке, куда я попал в качестве аутстафера.

Сейчас я в Datana руковожу отделом разработки и уже действительно применяю все свои навыки. Практически всё, что на курсе идет, полностью внедряется в компании. Но конечно, в продуктовой разработке гораздо больше интересных тем и инструментов используется.

- Как учились в этот период перехода между сферами?

При переходе между совершенно разными сферами очень важно постоянно учиться. Это основное условие достижения успеха. В год получается освоить порядка 3-4 фреймворков, без этого просто никуда. Только ты на одном стеке задержался, как уже появилось что-то новое, а отставать от современного уровня никак нельзя.

Весь процесс обучения зависит от статуса человека – если человек начинает свою карьеру в какой-то отрасли, в первую очередь приходится смотреть именно на классику, на то, что широко используется.

Когда квалификация становится достаточно высокой, уже более выигрышно смотреть на перспективные, зарождающиеся сегменты, выявлять перспективные направляения. Это очень интересно, и я постоянно отслеживаю. Например, вышла новость: Google Jetpack, который как раз на Kotlin, сделал первую версию в июле. И это уже не альфа-релиз, его можно применять в продакшене. Это определенно революционная новость, меняющая ситуацию на рынке.

И вот такие новости я стараюсь отслеживать и держать нос по ветру. Просто я человек с научным бэкгранундом и там по-другому не бывает – всегда приходится обучаться самостоятельно. Но наверное, можно себе сильно упросить жизнь, если пройти курсы.

- На что опирались при создании программы?

С идеей создания курса ко мне пришли из OTUS, я подумал и согласился. Мы обсуждали с продюсером, в чем нуждается потенциальная целевая аудитория курса, что может выйти на рынок. В итоге обсуждений стало понятно, что на хорошем курсе нужно провести человека по всем этапам создания проекта. Если мы делаем проект похожий на то, что делаем в обычной жизни, это будет очень полезно.

Первые два потока позволили доработать логику, выделить наиболее сложные места для студентов и понять, что, наоборот, было совсем не раскрыто. Сейчас уже эволюционным образом что-то дорабатываем, добавляем, исходя из запросов студентов в том числе.

- Расскажите про сильные стороны курса.

Во-первых, подобных курсов по backend просто нет. На курсе даются такие материалы, которых просто нет в подавляющем большинстве компаний, не говоря уж о курсах. То есть к нам приходят вполне состоявшиеся сеньоры на курс, и они очень много нового и интересного для себя находят. Такие вещи, как тактика, стратегия разработки — это правда авторский материал, в компаниях я встречал их очень редко.

Во-вторых, курс построен именно так, чтобы сделать из kotlin-разработчика хорошего, серьёзного, подготовленного лида, который способен реализовывать проекты с нуля до сдачи. Для этого мы строим обучение на примере разработки стартапа. Почему стартапа? Потому что естественный отбор в венчурном бизнесе очень высокий. Если вы смогли реализовать проект в стартапе, значит проект в корпорации точно сделать сумеете.

Так вот, сначала идет определенная вводная часть, о том как начинаются проекты. На ней мы продумываем идеи стартапа, прорабатываем функциональность разрабатываемых систем, обсуждаем архитектуру проекта. При этом кратко разбираемся в работе других ролей: маркетологов, продажников, аналитиков, тестировщиков.

Затем мы все оставшееся время курса реализуем придуманные нами проекты стартапов примерно в том порядке и режиме, что и в настоящем боевом проекте. При этом мы затрагиваем не только классику - Spring и SQL - но и современные инструменты, включая BigData, NoSQL, Multiplatform и пр.

И в-третьих, основной посыл курса - сделать максимально гибкий проект, который при любом изменении постановки достаточно легко и быстро доработать.

- Как работаете с командой курса?

Курс действительно целостный, нельзя прочитать какую-то часть плохо, чтобы это в дальнейшем не отразилось на последующих частях.

Мы как команда публично создаем приложение, можно сказать, как в реалити-шоу. И если один преподаватель ошибается, то ошибки неизбежно придется разгребать другим. Я считаю важным работать с командой, прокачивать навыки друг друга, учиться, улучшать подходы.

Специалистов по kotlin очень мало, а людей, которые действительно достаточно глубоко понимают принципы разработки бэкенда еще меньше. В лучшем случае большая часть специалистов на рынке это spring, sql, REST вот и все. Поэтому найти подходящего преподавателя очень сложно, берём людей с опытом и заинтересованных в дальнейшем развитии, продолжаем много работать внутри.

- Какие плюсы видите для себя за счет руководства курсом?

На рынке практически отсутствуют люди, которые способны работать со мной в команде без обучения. Поэтому те, кто доходят до конца, часто попадают в мою команду и таким образом я могу себе набирать очень сильную, мощную команду, а выпускник - продолжать профессионально и карьерно расти. Половина команды, даже две трети – мои выпускники из OTUS. Кажется, первые два потока я это не анонсировал, на последнем говорил в начале, что да, есть такая практика. Когда человек видит уровень разработки, которую мы демонстрируем на курсе, он сам принимает решение хочет он в такую команду или не хочет.

- Какие особенности обучения выделяете в онлайн-формате?

С позиции преподавателя нужно быть готовым к тому, что глаза человека, которого обучаешь, наверное, не увидишь. Да есть преподаватели, которые просят всем выйти из тени, я считаю, если человеку удобно сидеть по ту сторону экрана с чашкой кофе в домашней одежде, почему нет? Я считаю, что нужно отталкиваться от удобства студента в этом вопросе. Кому-то удобнее с выключенной камерой и микрофоном, кто-то любит общаться, нужно понимать, что все разные.

Довольно часто у нас вебинары, где большую часть именно студенты что-то говорят, рассказывают, показывают, что у них получается.

На чисто теоретических занятиях времени на общение остается меньше, так как задача - дать максимум полезного материала. Поэтому все общение в основном через чат.

- Как готовите материал?

Есть два варианта:

1. Создание занятий с нуля. Это забирает очень много времени и усилий, к некоторым занятиями готовился за пару недель. Во время первых двух запусков большинство занятий были именно такими. Я всегда делаю заметки по ходу вебинара, что можно по-другому преподнести. Но кроме пометок еще многое держу в голове и исходя из результатов, например, десятого занятия могу сделать вывод, что на первом было что-то не додано и вношу соответствующие правки.

2. Доработка существующих занятий. Здесь, конечно, все проще. Берем исходные материалы, просматриваем код, актуализируем, что-то улучшаем.

- Где ответственность преподавателя за результат обучения, а где студента?

Естественно, ответственность преподавателя преподнести материал в доступной форме. Ответственность студента – взять этот материал. На самом деле трудно провести явную границу, потому что от качества преподавания зависит, что получает студент. Но надо понимать, что студенты — это не первоклашки, а уже вполне взрослые состоявшиеся люди, которые несут за себя полную ответственность. Если у студента что-то не получается, он как самостоятельный человек должен сам дать обратную связь преподавателю, настоять объяснить повторно, докопаться до сути.

Да, это многогранный вопрос – далеко не все могут пушить, кому-то нужна поддержка, ко всем должен быть разный подход. Здесь, как мне кажется, еще стоит и мне самому учиться.

- Есть корреляция между активными студентами, постоянно задающими вопросы и теми, кто доходит до конца?

Есть подобная тенденция. Как правило, молчуны чаще всего пропадают и не доходят до конца. Если человек, не задает вопросы, не влияет активно на занятие, не получают чего-то своего, в какой-то момент он может непоправимо отстать.

Практические занятия у нас как раз предусмотрены для того, чтобы максимально все студенты могли включиться в процесс. Но тут очевидно, что обучение - это обоюдный процесс. Не только преподаватель должен проявить волю и дать студентам знания, но и студентам требуется проявить волю для получения этих знаний.

- Плюсы работы преподавателем

Когда сам работаешь над занятиями, начинаешь еще глубже понимать темы, во-вторых. Во-вторых, чтобы подготовиться к занятию, нужно быть в курсе последних событий. Это позволяет держать себя в тонусе.

В-третьих, сильно развиваются коммуникативные навыки, а где они, там и карьерный рост. Если человек способен объяснить свои задумки, текущую ситуацию в проекте, бизнесовую функциональность проекта, то, как правило, менеджеры его оценят.

При любой разработке многое завязано на общении с людьми, и работа со студентами во многом похожа на это взаимодействие.

Преподаешь и учишься более свободно общаться, начинаешь спокойнее относится к неожиданным ситуациями, отвечать на каверзные (но очень интересные) вопросы – разбираешься, сам открываешь для себя новое. Ведь на курс приходят достаточно сильные студенты с богатым опытом.

- Какие лайфхаки управления временем используете при такой нагрузке?

На самом деле нет никаких особых техник, просто я сам по себе трудоголик и я скорее наслаждаюсь этим с самой молодости. Всегда в таком темпе живу.

Если бы я не преподавал, то скорее всего вел какие-то другие проекты, обучался чему-то новому, пытался создать очередной стартап.

Естественно, есть определенная опасность выгорания и я имею такой опыт. Но рецепт борьбы с ним прост: больше отдыхать, особенно высыпаться, разнообразить досуг, наслаждаться жизнью.

- Можно пару слов про стартап?

У меня было несколько стартапов, один из них был в 2006 году. Тогда веб-сайты только начинали победное шествие по стране, активно продвигались. Я в тот момент попробовал мультимедиа-сайты – движущиеся, с картинками и озвученные. Озвучка до сих пор не прижилась, большинство сайтов молчаливые. А какие-то звуки от сайтов даже на уровне браузера сейчас ограничены.

Потом был стартап, когда я делал биометрические шкафчики, которые открываются по отпечатку пальцев. Фишка была в том, что даже после намокания пальцев было распознавание. Не взлетел, потому что я, как большинство новичков, сначала сделал техническую часть, а потом уже занялся бизнесовой. Такие шкафчики предполагалось ставить в фитнес-центрах, а, как потом выяснилось, там пользователь и плательщик - это разные люди и убедить вторых платить за первых получается очень тяжело.

Лучший вариант для стартапов, и такой позиции придерживаются на венчурном рынке, что стартап должен состоять не менее, чем из двух или трех человек и один из них должен быть коммерсантом, а второй технарем. Самый известный пример – это Стив Джобс и Возняк, создавшие Apple. Инвесторы в одиночек не вкладываются, они вкладываются только в команды. Поэтому это скорее обязательное условие для стартапа.

Плюс стартапа еще в том, что он может выстрелить и принести 100-500 миллионов долларов. Но даже если он не выстрелит и закроется, ты получаешь опыт, который обязательно окупится. Когда ты самостоятельно реализовал проект, на рынке ты уже стоишь другие деньги, даже если не заработал 100-500 миллионов.

Онлайн-курс «Kotlin Backend Developer», разработанный Сергеем, стартует 26 февраля 2022 года. Курс рассчитан на разработчиков, имеющих опыт с объектно-ориентированным программированием и SQL.

А уже 27 декабря стартует курс «Kotlin Developer. Basic», который рассчитан на разработчиков, которые только начинают изучение экосистемы Kotlin

0
3 комментария
Dima

Голимая, скучная реклама.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Осинцев

Кликбейт да и только. Никакой практической пользы от статьи нет, сборник размышлений и догадок, это отрывки из биографии никак не корректирующее с названием: "Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем".

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Костяная

Заголовок действительно не совсем отражает суть статьи, хотя сама статья лично мне понравилась.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда