«Когда зовут работать в Ozon, люди думают, что придётся патчить 1С»
Ozon.ru трансформируется из онлайн-ритейлера в технологическую компанию.
В 2018 году в Ozon.ru началась трансформация. На работу взяли около 150 разработчиков из азиатского интернет-ритейлера Lazada, московский офис которого закрыл холдинг Alibaba Group Holding. В топ-менеджмент пришли бывший вице-президент Lazada Евгений Ширинкин и Анатолий Орлов, который до 2015 года больше десяти лет руководил разработкой поиска в «Яндексе». Ширинкин руководит в Ozon направлением пользовательского опыта, а Орлов занял должность технического директора.
До недавнего времени разработкой в компании занимались всего 150 человек. За месяц с небольшим Ozon нанял ещё 232 разработчика, в планах — ещё 200. Интернет-ритейлер с 20-летней историей готовится стать крупной технологической компанией и стать крупнейшим маркетплейсом в России.
Ozon сегодня
«С точки зрения технологий тут был каменный век. Сейчас наступил бронзовый, но 21-й наступит скоро», — уверяет новый технический директор компании Анатолий Орлов. По его словам, технологически Ozon был устроен как банк: вертикальное масштабирование, много кода написано внутри хранимых процедур MSSQL. Но ситуация быстро меняется.
Сейчас сайт Ozon.ru из монолита переделывается в систему, состоящую из микросервисов. Чтобы каждый микросервис можно было поправить и развернуть независимо от другого. Для этого разработчики используют фреймворк Kubernetes и Docker — ПО, которое автоматически разворачивает микросервисы в частном облаке. В качестве языков программирования выбраны Go и .net Core, которая обладает способностью работать на Linux. В качестве протокола обмена данных выбран протокол gRPC, с помощью которого микросервисы на разных языках могут прозрачно вызывать друг друга.
За время своего существования Ozon удалось создать одну из лучших логистических систем в России. Склады Ozon входят в число крупнейших в Европе. Около 40 миллионов жителей России могут получить заказ в течение суток.
Технологии в будущем
В своей технологической трансформации компания наметила несколько направлений. Работа по некоторым уже ведётся, другие запустят в ближайшем будущем.
Поиск
Одно из основных направлений, которое меняют в Ozon. Пользователь не сможет купить товар, если не найдёт его на сайте. Из-за того, что Ozon создавался как книжный интернет-магазин, старый поиск вёл себя соответственно. Когда пользователь искал на сайте курицу, в результатах были книжки о приготовлении курицы. Первое правило старого Ozon: на любой запрос есть книжка.
Новый поиск уже переводят на технологическую платформу с машинным обучением. Он будет персонализированным: научится учитывать поведение покупателя в поиске и выдавать результаты на основе покупок. Кроме того, разработчики научат поиск предсказывать категории по запросам.
Мобильное приложение
В нынешнем приложении Ozon для отмены заказа, уточнения статуса, редактирования метода оплаты клиентам нужно звонить в колл-центр и решать все эти вопросы с оператором. Возможность оставить заявку на возврат товара появилась в мобильном приложении недавно.
Ozon Robotics
Новое направление, которое отвечает за роботизацию, автоматизацию и всё, что связано с почтовыми отправлениями. Ozon стремится к тому, чтобы все посылки проходили сквозь инфраструктуру компании моментально. Процедуру делают прозрачной с возможностью отследить любой объект. И всё это должно в будущем происходить без участия людей — с помощью роботов.
На складе Ozon уже работает автоупаковщик. Он собирает несколько товаров и автоматически оборачивает их в коробку. Процесс начинается с воронки, в которую помещают товары от разных поставщиков. Автоупаковщик раскладывает всё по конвейеру, на каждый товар помещает RFID-метку. Всё это проезжает через RFID-ворота, затем разъезжается по складу. На выезде со склада тоже стоят ворота, которые считывают метки. Ozon всегда знает, где находится товар.
Перемещаться по складу товары тоже будут с помощью роботов-погрузчиков. Они заменят десятки людей, которые всё делают руками. Не для сокращения расходов на людей, а для сведения человеческих ошибок к минимуму.
«Умный» дом
Ozon хочет дружить с пользователями и ориентируется в этом на стратегию Google и Amazon, которые разрабатывают «умные» замки, камеры и домофоны. В отличие от гаджетов ИТ-гигантов, которые несовместимы с технологиями из чужой инфраструктуры, свои разработки Ozon планирует сделать более открытыми.
«Умные» технологии помогут решить одну из проблем клиентов — необходимость ждать курьера с 10 до 12 часов или забирать посылку в пункте выдачи. В будущем клиент сможет удаленно открыть дверной замок, чтобы курьер оставил посылку внутри, даже когда никого нет дома. У сотрудников доставки будут профили с рейтингом и отзывами.
Офис
Новый офис Ozon занимает пять этажей в «Башне на набережной» в «Москва-Сити». Здесь же находится офис Ozon.travel — онлайн-сервиса по продаже авиа и ЖД-билетов, который является частью Ozon.ru. На каждом этаже — кухни, где для сотрудников есть чай, кофе, молоко, мюсли и фрукты в неограниченном количестве. График работы гибкий.
Чтобы офис нравился сотрудникам, HR-команда вовлекает коллег в изменение дизайна интерьера. В старом офисе люди уже не помещались, поэтому переезд был быстрым. Из-за этого Ozon не успел изменить помещения в «Сити» после предыдущих арендаторов.
По пятницам в компании устраивают вечеринки, конкурсы и мастер-классы, на которых сотрудники делятся опытом. Есть беговой клуб, занятия йогой, скидки в фитнес-клуб, расширенная страховка с клиниками, которые находятся в «Москва-Сити». Осенью в офисе будет работать врач-терапевт и массажист.
В Ozon есть система внутреннего обучения по soft skills: ведению переговоров, лидерским качествам. Есть внешнее обучение по hard skills. Для изучения английского языка компания организовала школу с тремя преподавателями. Если кому-то из сотрудников нужна специальная литература, компания её покупает.
Почему надо приходить работать в Ozon
Отвечает технический директор Анатолий Орлов.
Комментарий удален модератором
а чем плох такой огромный опенспейс на фото?
Тем, что это постоянный шум, взгляды зевак и прочее. Даже в носу спокойно не поковыряться :))
хм. у меня не было таких проблем. в носу я не ковырялся, а шум с чего? че там все орут что ли? там же не кал-центр наверн)
я видел подобные опенспейсы со стороны, работать не приходилось. Но выглядело не очень. Шум в любом случае есть. Они же там не книгу смотрят.
ну я работал 4 года и скажу, что все норм, хотя я тот ещё ненавистник человечества. думаю, мое мнение более весомо в данном случае. попробуйте, возможно вы и свое измените.))
"А чем плох такой огромный опенспейс" обычно говорит тот, кто больше всех там шумит :)
мне кажется тут в комментах отписались, а также заминусили мои комененты те, кто никогда и не работал в опенспейсах. "только видел". эксперты.
в опенспейсе ты всегда на виду. Далеко не всех это устраивает, кто-то просто мирится с этим.
Фоновый шум в любом случае есть, кроме того, попробуйте поговорить на личную тему, так, чтобы вас не услышали. Поговорить по телефону.
Может быть, вы не замечали фоновый шум и поэтому вам норм? Если вас опенспейс не смущает, это не значит, что ваше мнение это истина в последней инстанции.
А минусуют те, кто не согласен с вашим мнением. Вы не способны это принять?
И здесь речь не об отдельном кабинете на человека.
нытики)
идите домой на личные темы на работе разговаривать.
Идеальный раб!
А вы, товарищ, тролль и хам)
Именно из-за таких как вы, людям в опенспейсе некомфортно работать.
Вы бы поизучали эффективность работы людей в разных обстановках, попробовали поруководить командой, а потом выдвигали бы свою субъективную диванную аналитику.
ваше мнение очень важно для нас
Возможно, тем людям, которым не по душе опенспейс (и его "открытость"), вообще стоит присмотреться к удаленке. По моим наблюдениям, нет лучшего способа дискредитировать такой тип офиса, как его хреновая организация. Это вопросы вентиляции (стоит недешево), зонирования, звукопоглощающих материалов (они тоже стоят подороже обычных). Наличие комфортных зон отдыха (да, в течение 8 ч. рабочего дня человеку нужно отдыхать), переговорок. А также, присутствии в офисе спец. менеджера, который нужен, в том числе, чтобы устранять неудобства и потенциальные конфликты (если кто то , например, начнет есть курицу на рабочем месте). Часто, происходит так, что людей сажают в хреновый , плохо оборудованный опенспейс, в котором они уже не могут самостоятельно устранить неудобства (так как это нужно было делать на этапе строительства). Естественно, им это не нравиться, отсюда возникает шаблон что "опенспейс - плохо".
не, я не минусил)
Я работаю в "опенспейсе" на 10 человек. Представляю себе на 60-70 что творится