Лого vc.ru

Дохлый номер Google: почему "20% на проекты" больше не помогают компании

Дохлый номер Google: почему "20% на проекты" больше не помогают компании
Поделиться
В далеком 2004 году в ходе IPO руководство Google расписывало в ярких красках, что в их компании работает правило "20% времени" на проекты сотрудников. Со временем это правило стало чуть ли не легендарным: мол, каждый сотрудник может взять часть стандартного рабочего дня – и потратить его на что-то другое, что могло бы быть полезно для Google. И поначалу это правило работало, да еще как: столько крутых штук придумали "гуглеры" за прошедшие почти 10 лет! Столько, что теперь "20% на проекты" уже больше не нужны компании вообще.

Теперь мы всё реже слышим о "20%", а недавно и вовсе появилась информация, что в рамках современной корпоративной культуры Гугла эта концепция скорее мертва, чем жива: сотрудникам приходится на каждый проект получать одобрение руководства, а все работы над своими проектами они скорее ведут в сверхурочное время.

"Правило 20%" отлично работало для Google во времена, когда компании – откровенно говоря – было практически нечего предложить рынку, кроме поиска. На момент выхода на биржу у корпорации были Google Search, AdWords, Toolbar, News, Product Search, Orkut и почта Gmail в статусе бета-версии. Еще они запустили накануне Google Print (превращенный со временем в Google Book Search), а потом купили парочку проектов, которые стали основой для Google Groups и Blogger.

[caption id="attachment_31386" align="aligncenter" width="720"]Дохлый номер Google: почему "20% на свои проекты" больше не помогают компании Гуглеры обсуждают новый проект[/caption]

Но большая часть будущих проектов были еще впереди: Maps, Earth, Talk, Chat for Gmail, Reader, Analytics, Docs, Picasa, Checkout – их все создали и запустили в ходе следующих 2 лет уже после IPO. В рамках интервью, которое она дала в июне 2006-го, Марисса Майер утверждала, что принцип "20% на свои проекты" стал основным залогом успешного создания половины новых продуктов корпорации, запущенных для массового пользователя во второй половине 2005 года. А еще сюда стоит добавить Chrome, Android, Google+ и Chrome OS.

Google разумно распорядился новыми проектами: его рыночная доля и капитализация доросли до $23 млрд. В те времена компания могла выжить и развиваться только при условии привлечения новых идей, лучших идей – и делать это как можно быстрее. И вот тогда 20% времени, потраченные на инновационные проекты в рабочее время, окупались с лихвой.

А сегодня Google – не просто компания-монстр более с чем 45 тыс сотрудников в штате и капитализацией $288 млрд; теперь у нее много продуктов, которые надо заставить работать корректно, а потому идеи для новых проектов (или развития существующих) должны быть не просто хорошими, а самыми крутыми. Еще в 2006 году всё в том же интервью прозвучало, что многие запущенные продукты были достаточно "сырыми", но ключ к их развитию – в поэтапном улучшении.

"Правило 20%" в Google исторически служило не только для запуска новых зрелых продуктов, но и для предложения "заплаток" для проектов, многие из которых не обязательно играют ключевую роль для потребителей (так, например, в свое время родились новые клавиатурные сокращения для Reader).

В дисскусии, которая развернулась в Hacker News, нашлись и те, кто настаивает, что "20%" не умерли для компании, просто для большинства команд в Google время на "свои" проекты перестало играть такое важное значение. Но дело даже не в том, важно ли создавать новые стартапы в счет рабочего времени или нет.

[caption id="attachment_31387" align="aligncenter" width="720"]Дохлый номер Google: почему "20% на свои проекты" больше не помогают компании Сложная инфраструктура такая сложная[/caption]

Дело в том, что "корпорации добра" не помешало бы навести порядок в старых продуктах вместо того, чтобы постоянно выкатывать на рынок новинки одну за другой. Поток новинок и полуготовых итераций – лучший путь к стагнации. Определенную службу бизнесу компании "20%" сослужили в свое время, когда надо было демонстрировать прорыв акционерам и пользователям, подогревая интерес рынка всё новыми и новыми сервисами. Вот только эту стадию Google давно пережил.

Тут проблема не в том, что "за деревьями не видно леса". Тут надо бы консолидировать существующие онлайн-сервисы и починить то, что напрочь отказывается работать. На этом давно следовало бы сосредоточиться в эти самые 20% времени.

Источник: arstechnica.com
Популярные статьи
Показать еще