Лого vc.ru

О плохих начальниках

О плохих начальниках

Евангелист Microsoft о том, кого можно считать плохими руководителями, как с ними работать и почему увольнение — не выход.

Александр Ложечкин, отвечающий в Microsoft за технический евангелизм в Центральной и Восточной Европе, в своем блоге на Medium написал статью о плохих руководителях и дал несколько советов, как с ними работать.

​— В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.

Мария Склодовская-Кюри, физик

Иметь хорошего руководителя — большое счастье. Работать с плохим руководителем — хорошее и полезное умение. Рассчитывать, что все твои менеджеры будут хорошими и будут тебя поддерживать, не стоит. Надо быть готовым работать и с плохим руководителем.

В моей жизни мне довелось поработать с очень разными руководителями. С очень хорошими, вроде Влада Габриеля, Димы Халина, Алексея Чубаря, Мауро Меанти и Йонаса Перссона. Я сейчас говорю только о непосредственных руководителях и конечно же не могу перечислить всех (если меня сейчас читают другие мои руководители: не думайте, что я вас записал сразу в плохих. Просто места мало в заметке).

Довелось мне поработать и с руководителями, которые ничего не понимали в моём бизнесе и старались не вмешиваться. Довелось мне поработать и с плохими руководителями (они точно не читают мои заметки). Впрочем, и у хороших руководителей бывают плохие дни (и недели, и месяцы). И хорошие руководители тоже ошибаются.

В конце концов, бывает простая человеческая несовместимость, когда руководитель, хороший для одного сотрудника, оказывается плохим руководителем для другого. А то и для того же самого сотрудника, но в другое время. Это нормально.

Как-то давно я себя поймал на мысли, что отношение сотрудников к руководителям очень часто бывает крайне предвзято. Примерно как к родителям, или как к учителям.

От руководителей мы требуем абсолютной безгрешности, беспристрастности, способности мгновенно и безошибочно реагировать на любые проблемы, всегда быть полными энергии и пребывать в хорошем настроении. А ведь руководители тоже люди: такие же, как и все. Со своими эмоциями, проблемами, комплексами, недостатками. И они тоже могут ошибаться.

Вспоминаю себя, когда мне в голову пришла эта «гениальная» (крайне банальная) мысль. Помню, целый день ходил по офису со странной и мечтательной улыбкой на лице, как будто мне открылась тайна мироздания. Мне хотелось со всеми делиться этой мыслью (что я и делал). А в конце дня подумал: «Не, ну вот я же не такой! Я же вполне себе понимаю, что Мауро — неидеальный и не жду от него идеального поведения и безупречных поступков».

И в этот момент меня пронзила мысль. Насколько я ошибался в себе. Несмотря на то, что я понял, что мои сотрудники ошибочно ждут от меня безупречности, я-то при этом ничем от них не отличался. И, даже открыв для себя гениальную мысль о небезупречности руководителей, я продолжил подсознательно требовать от своего начальника этого сам. Задумайтесь, не делаете ли вы той же ошибки?

Кто такой «плохой руководитель» для меня? Есть несколько вещей, которые я считаю недопустимыми и крайне опасными:

  • ​когда руководитель не отдаёт энергию, а забирает;
  • когда руководитель делегирует ответственность, но не полномочия;
  • когда руководитель ничего не понимает в бизнесе (это ещё не так страшно) и не понимает при этом, что он ничего не понимает (вот это по-настоящему плохо);
  • когда руководитель не принимает решений и не берёт ответственности на себя;
  • когда руководитель заботится о своей собственной карьере, а не об успехе дела.

Ну и самое главное — руководители могут быть просто не очень хорошими людьми: нечестными, лицемерными, скрытными, подлыми, высокомерными, и так далее.

Могу ещё порекомендовать почитать мою заметку «О 17 ошибках опытных руководителей». Здесь я написал о том, какие ошибки могут совершать руководители.

Что же делать, когда приходится работать с плохими руководителями? Прежде всего, к этому стоит быть готовым. Построение карьеры в корпорации, как и построение политической карьеры, часто от людей требует компромиссов и требует идти на сделки с совестью. К сожалению, очень часто бывает, что подлость, обман, лицемерие помогают построить карьеру. А вот смелость, способность идти на риск и открытость часто мешают.

Но не надо сразу же начинать оправдывать собственные неудачи в карьере своей честностью и порядочностью, а всех, кто более успешен, обвинять в подлости и прочих нехороших вещах. В 99% случаев карьере мешает не честность и порядочность, а лень, некомпетентность, глупость и нежелание брать ответственность на себя.

Поэтому, если хотите построить карьеру, то фокусируйтесь на двух вещах: учитесь и трудитесь. Не жалуйтесь на то, что ваша порядочность и честность мешает строить карьеру. Или этому препятствует плохой начальник.

Недавно мы с одной коллегой обсуждали, чему нужно учить талантливых молодых сотрудников, чтобы они смогли достичь успеха.

Нужно учить многому: как общаться с другими, как привлекать коллег к своим проектам, как правильно показывать результаты и как эти результаты достигать. Я предложил в этот список добавить ещё одно важное умение — умение работать с плохими начальниками.

Надеяться, что всю жизнь вам будет везти и будут попадаться руководители, которые будут вас поддерживать, защищать, помогать развиваться и становиться лучше, нельзя. Чем лучше вы работаете, чем быстрее растёте,  тем быстрее и скорее в вашей карьере наступит момент, когда вашему начальнику, в лучшем случае, будет всё равно, что вы делаете. Он не будет понимать ничего в вашей работе и, как следствие, не будет её ценить.

А то и хуже: может попасться начальник, который пожертвует вами в сложной ситуации, свалит на вас вину, подставит вас. Или попадётся начальник, который не поймёт вас, которому вы не понравитесь и который захочет от вас избавиться.

Выбирая между лояльностью и компетентностью, он скорее всего выберет лояльность (а это происходит часто с самыми лучшими руководителями. Да что там скрывать, даже со мной). Тогда начальник захочет поставить на ваше место менее компетентного, но более управляемого и послушного сотрудника. Нужно быть к этому готовым.

В Microsoft часто любят повторять заезженную фразу: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». По результатам интервью, при увольнении, «недовольство начальником» — первая причина ухода из компании. Это действительно самый очевидный и простой шаг. В любой сложной ситуации — уходи.

Но это слишком простой, слишком прямолинейный и слишком плохой выход. Прежде чем уходить от плохого начальника, можно попробовать много чего сделать. Хороший парусник быстрее всего идёт против ветра. Также и ситуацию плохого начальника можно обратить в свою пользу.

Недавно, отвечая на вопрос, чем отличается менеджер от лидера, я предположил следующее: «Менеджер хорошо работает только с хорошим руководителем. А лидер может хорошо работать и с плохим менеджером».

При этом он защищает и себя, и команду, несмотря на противодействие сверху, делает правильные дела и помогает команде развиваться. Очевидно: менеджер может просто транслировать энергию, которая идёт сверху. Но сверху энергию не отдают, а забирают — и тогда менеджер, как налоговый инспектор, ходит и забирает эту энергию со своих сотрудников.

Лидер энергию не передаёт, а генерирует. Поэтому, даже когда энергию у него забирает его руководитель, он всё равно способен отдавать энергию своим сотрудникам. Чем больше он отдаёт энергии другим, тем больше он может её генерировать и дальше.

Я не агитирую за плохих начальников. Конечно, работать с хорошим руководителем и проще, и приятнее. Но и с плохим можно вполне работать. Вот мои правила, как поступать в такой ситуации. Я выучил их на своём собственном опыте.

Не бойтесь ситуации плохого начальника

Это может случиться, как может случиться плохая погода. Конечно, гулять в хорошую погоду лучше, чем в плохую. Но и в плохую погоду можно отлично погулять, если быть к этому готовым и не настраивать себя на негатив.

Управляйте своим руководителем

В Microsoft есть хорошее правило — manage your manager. Традиционно принято считать, что руководить можно подчинёнными. Это заблуждение. Попробуйте руководить своим менеджером, как если бы это был ваш сотрудник. Вы ему не можете приказывать? Да, но если вы руководите своими подчинёнными приказами, а не убеждением — может, и правда ваш начальник не такой плохой, раз он недоволен вами?

Разберитесь, почему начальник плохой

Чаще всего начальник становится плохим, когда он не понимает ситуацию. Инвестируйте в то, чтобы он понял вас, ваш бизнес, ваши успехи и неудачи.

Поймите своего руководителя

Попробуйте поставить себя на его место: что им движет, какие его интересы, почему он делает то, что делает. Люди очень редко делают осознанное зло. Чаще всего мы просто не понимаем причин их поступков, а поняв, осознаём, что это не такое уж и зло.

Чем лучше вы понимаете своего начальника, тем лучше вы сможете им управлять. Здесь очень важно посмотреть на ситуацию объективно и не дать эмоциям прийти к выводу «начальник плохой потому, что он дурак» (или что похуже). Такое заключение точно не поможет двигаться вперёд.

Не оправдывайтесь

Оправдываться и пытаться доказать, что начальник неправ — путь, заранее обречённый на неудачу. Оправдываться — это говорить о прошлом. Вместо этого лучше говорить о будущем и «продавать» своему «плохому» начальнику идеи прекрасного будущего. «Купит» идею — «купит» и реализацию.

Грамотно используйте руководителя своего руководителя

Никогда не жалуйтесь «через голову». Это никогда не доводит до добра. Но, разобравшись в целях, задачах и проблемах высшего руководства (а если высшего руководства нет — акционеров, владельцев бизнеса и клиентов) и правильно их отработав, всегда можно защититься от плохого начальника. Курицу, несущую золотые яйца, иногда тоже режут. Но сделать это существенно сложнее даже самому плохому начальнику. Станьте курицей, снесите золотое яйцо.

Эти правила достаточно очевидные и банальные. Самое главное здесь — не бояться плохих начальников и использовать их себе во благо. Это гораздо сложнее, чем работать с хорошим руководителем. Но в то же время очень интересно. И точно здорово помогает развиваться. Я очень благодарен всем своим «плохим» руководителям. Благодаря им я научился точно не меньшему, чем у хороших начальников.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

А не иметь руководителя - утопия. У СЕО есть board, у фаундера - инвесторы. У фрилансера нет руководителя? Есть, но просто меняется постоянно.

Простите, я в реальном секторе работаю, мелко плаваю и не силен в англоязычной терминологии.
Кто есть CEO я конечно знаю, а вот, что за доска для него?
Free on board знаю, а это поясните :)

0

Совет директоров, видимо

0

Совет директоров (board of directors).

Я например мелкий предприниматель и у меня нет совета директоров(если товарищи верно подсказывают).
Кто у меня начальник?

Ээээээм.
Ну нет же. Есть все таки некоторая разница между клиентом и руководителем.

Есть разница, да. С клиентами намного сложнее.

От мудака-клиента проще избавиться чем от мудака-начальника.

Святая простота.

Начальник что может? Ну уволить разве что. И то это совсем не просто, особенно если работник не хочет.

Клиент из-за копеечной сделки может накатать жалобу регулятору - замучают проверками, обратиться в суд - замучают тяжбой, написать в фейсбучичке своем о том, какой вы мудак - 100500 человек узнают об этом.

Так что от плохой клиент это несравнимо хуже плохого начальника.

Святая простота тем не менее успешно веду бизнес.
Мы немного отвлелись.
Эти вещи делают из клиента начальника или что? )))
Я все еще не согласен что мои клиент это мой начальник.

>>В Microsoft часто любят повторять заезженную фразу: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». По результатам интервью, при увольнении, «недовольство начальником» — первая причина ухода из компании. Это действительно самый очевидный и простой шаг. В любой сложной ситуации — уходи.

Был в моей жизни случай. Очень близкий мне человек получил солидный оффер в MS, да ещё с компенсацией тачки (уровня volvo S60) и прочими плюхами. Год шёл 13й, что ли.

Так вот, дорогие MS'овцы. От ваших руководителей не то, что бы уходят, к ним идти не хотят, факт. MS Russia - та ещё свалка кадров с раздутым ЧСВ GR / LCS и прочими тёмными личностями, пилящими вместе с государством бюджетики РФ.

Кстати, самое забавное, у MS ещё есть эпичненькие фразочки типа: "Мы дважды оффер не делаем", хотя его не акцептили, а лишь предложили обсудить или у некоторых руководителей, видать, с каким-то гос. прошлым, мол, вы тут потом должны пахать на нас 24\7, потому что так все делают, какой там ещё worklife balance. В MS Russia причиндалы западной конторы про влияние на начальство можно смело делить на 10, потому что Russia и так как MS тут кормится с самых больших предприятий, то большинство начальства - люди с хорошими гос. связями, отгадайте теперь, насколько они хорошие манагеры в реальности и почему они сидят годами в MS (ну, перетекая в другое схожее местечко типа HP / Cisco и т.п.)? А разгадка одна...

Кажется, это проблема многих отделений зарубежных компаний в РФ. Особенно в части ЧСВ.

Не факт. Я не хочу деанона (приводить реальные примеры, мне релевантные), но это не так. Есть конторы, которые в РФ присутствуют чисто номинально, как и западные, так и "свеженькие азиаты". Там нет такого дерьма и никогда не будет. В худшем случае - всем на всех плевать, каждый сам себе охотник в плане карьеры и ты в равных условиях. Эти конторы, в основном, только B2C занимаются.

Там, где в конторах наибольшая часть бабла капает с B2B неизбежно вовлечение в откаты и коррупцию, отсюда кумовство в корпоративных рядах и так далее. Если говорить об отделениях городов-миллионников. Про провинцию смешно говорить, ну а "читерскую мелочь" типа геймдеверов из какого-нибудь Димитровграда или Барнаула я не считаю, ибо это не рынок труда (доля слишком мала).

Для меня сорта одного состава. Наверное, вам оттуда виднее по консистенции и цвету :). У меня люди и оттуда, и оттуда были, разницы не вижу, ну а улицы, уверен, и там, и там, грязные и раздолбанные в 70% случаев по площади, если вы об этом

> Для меня сорта одного состава. Наверное, вам оттуда виднее по консистенции и цвету

ЛОВИ СНОБА. Лол

Не совсем оттуда, Двтрвгд в 100км от меня. Я из Тольятти.

Я про то, что во первых масштаб города раз в 6 различается по населению.
Во вторых Дрищ это город областного подчинения, а Барнаул таки столица Алтайского края.

Ребята с лонг айленда спросили: "Простите, какого края? А почему это край? А правда, что там вода падает вниз со спины слона \ черепахи и земля заканчивается?"

Хоть пидорасом называйте, правда. Когда "вес наберёте", будет глубоко похуй рукопожатость, ярлыки, погоны и прочее. Набирайте пока мест, вижу вы очень заняты :)

Просто если ты пидарас (уговорил) то ты пидарас даже если набрал вес.

0

2 Jericho Ulman: с моей стороны не будет корректным комментировать то, что происходит в Microsoft Russia, тем более, что я там уже 3.5 года не работаю, хотя и часто бываю и более-менее представляю всё, что там происходит. Я думаю, что там, как и в любой другой большой организации, есть разные люди.

Основной посыл статьи — по-максимуму использовать существующие обстоятельства, а не искать идеальных условий — можно применить к любой сфере жизни.

По факту, если в компании правильно оттранслированы ценности и видение высшего руководства, а не по принципу — "Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!", то можно грамотно выстраивать аргументацию и защищать свои решения.

Ну а если действовать по принципу — вы все дураки, ничего не понимаете — никакой начальник не поможет.

0

Да, спасибо, хорошее summary :-)

От непосредственного руководителя в корпорации зависит не так уж и много, тем более, что во многих компаниях активна матричная структура и ты всегда можешь сработаться со "вторым" начальником.

Самое плохое когда руководитель:
- не апрувит вовремя отпуска, командировки и прочие запросы
- выносит весь мозг при проверке отчетов за командировки
- слишком серьезно воспринимает задачи корпорации и учит тебя до посинения Export Regulations или ещё чему-то очень важному, когда ты очень занят реальными делами

Да, про матричную структуру - это очень хорошее дополнение, я забыл совершенно про него написать.

По моему опыту, если руководитель не аппрувит отпуска и экспенс репорты - это не самое плохое :-)

Александр, я буду терпеливо ждать когда Вы выйдете на пенсию и сможете писать статьи с примерами :)

Ну я как мог выше написал :-) Хотя да, есть много чего, что смогу рассказать, выйдя на пенсию (если доживу)

Что нового хотел сказать автор статьи?
На эту тему есть известная книжка "Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас" www.ozon.ru/context/detail/id/32691405/

Я хотел рассказать о своём личном опыте. И в формате статьи, а не книги.

Первое, на что должен был ответить автор - а нахрена?
Вот с одной стороны - я класный специалист - зачем мне тратить нервы и время, чтобы бодаться с каким-то мудаком, вместо того, чтобы продуктивно работать? С другой стороны компания, которая платит мне и моему руководителю, а взамен хочет какой-то результат. Мудак на любом конце цепочки парализует работу и производительность труда падает в разы, компания теряет деньги. Ваше увольнение - беспроигрышный для вас вариант, вы ничего не теряете - там у вас нет возможностей и перспектив. Если вдруг окажется, что мудак - это вы, а не начальник, то выигрывает еще и компания. Так что зачем эта статья? ¯\_(ツ)_/¯ Она написана явно не в интересах читателей.

Если вдруг окажется, что мудак - это вы, то вариант ещё более беспроигрышный)

Спасибо за интерес к статье! Метод "уходить в любой непонятной ситуации" работает только в случае должностей начального уровня. А если у вас уже есть команда, репутация, большой опыт и знания работы в этой компании? Если из-за каждого плохого начальника уходить, то придётся много раз начинать сначала.

Не согласен, как раз на начальном уровне еще можно потерпеть чтобы набраться опыта. Ибо найти новую хорошую работу будет сложнее. И на новом месте новичку действительно нужно зарабатывать репутацию, чтобы ему начали доверять.
А вот имея опыт, знания и репутацию можно уйти с повышением/улучшением условий/в более интересный проект/и т.д. А команду можно и с собой утащить.
Желание остаться, если начальник мудак - это психологический момент. Точно такой же, как боязнь расстаться с девушкой, когда уже ничего между вами нет. Вложено много сил и времени, и бросать жалко, вдруг все наладится... В случае с работой решение принять не так сложно - можно получить несколько офферов и выписать плюсы, минусы и риски от смены работы и принять решение. Возможно это будет решение остаться, но оно должно быть исключительно взвешенным. В этом случае нужно идти и читать вашу статью:)

Это зависит от уровня. Всё-таки репутацию, которую зарабатывал годами внутри одной компании, в резюме не напишешь. Поэтому чаще всего переходы происходят с понижением, либо в уровне ответственности, либо в масштабе компании. Ну и второе - опыт. Чем больше компания, тем большее значение имеет понимание механизмов её работы, это тоже с собой в другие компании не заберёшь. Конечно, это не означает, что никогда нельзя уходить. Иногда - нужно. Но это точно не единственный сценарий.

Верно о важности понимания механизмов крупной конторы и о непереносе на другую. В чемто можно перенести как навык, но в целом это еще один неотъемлемый минус для развития в крупной корпорации...в добавок к 100500 остальным минусам...

0

Минусов много, это правда. Но есть и плюсы тоже. Я писал когда-то об этом: medium.com/russian/о-карьере-в-корпорации-e72a672157b

Статья херня, по общему духу и месседжу сразу становится ясно, какая там в MS царит корпоративная атмосфера (для тех кто не понял - плохая).

0

Спасибо за интерес к статье и за отзыв! Думаю, что если Microsoft и отличается от компаний сравнимого размера, то скорее в лучшую сторону.

В любой сложной ситуации — уходи. Но это слишком простой, слишком прямолинейный и слишком плохой выход. (с)
это плохой выход, если тебе надо удерживать оборону на высоте 177.0 до подхода основных сил в декабре 1941 года. во всех остальных случаях называть этот вариант плохим - чересчур ультимативное и чересчур общее (а потом заведомо неверное) утверждение.

Попробуйте поставить себя на его место: что им движет, какие его интересы, почему он делает то, что делает. (с)
мне платят не за это.

Никогда не жалуйтесь «через голову»... Станьте курицей, снесите золотое яйцо. (с)
именно для того, чтоб стать такой курицей (как для семейного бюджета, так и для корпоративного контура), надо жаловаться через голову. отлично работает всегда и везде, за исключением консервативных - как по духу, так и по устройству - структур (и даже в них работает, просто куда реже).

зы.интересно, а почему говорят "евангелист", а не "благовест"?

0

Спасибо за интерес к заметке и за отзыв! По поводу ухода я выше написал, скопирую здесь:

Это зависит от уровня. Всё-таки репутацию, которую зарабатывал годами внутри одной компании, в резюме не напишешь. Поэтому чаще всего переходы происходят с понижением, либо в уровне ответственности, либо в масштабе компании. Ну и второе - опыт. Чем больше компания, тем большее значение имеет понимание механизмов её работы, это тоже с собой в другие компании не заберёшь. Конечно, это не означает, что никогда нельзя уходить. Иногда - нужно. Но это точно не единственный сценарий.

По поводу того, что вам платят не за то, чтобы понимать начальника. А за что вам платят? И за что платят начальнику?

По поводу жаловаться через голову - спорно. Начальник через голову не сразу может понять, жалуетесь ли вы по делу или просто скандалист.

"Евангелист" - калька с английского evangelist

Поэтому чаще всего переходы происходят с понижением, либо в уровне ответственности, либо в масштабе компании (с)
насколько велика статистика, по которой сделан такой вывод?

А за что вам платят? И за что платят начальнику? (с)
за эффективное выполнение своих обязанностей. без понятия, но, думаю, за то же самое.
если начальник неадекватен в принципе или не может разобраться в отдельной ситуации в частности, надо спокойно работать через него дальше.

зы.спасибо, я в курсе, это вопрос риторический был.

0

По поводу статистики переходов: сужу по опыту многочисленных знакомых, близких и дальних. Я бы даже вывел правило, как правило постоянности энергии = выигрываешь в работе, проигрываешь в расстоянии. Исключения бывают, конечно, но в целом это довольно логично, поэтому почему должно быть по-другому?

По поводу за что платят вам и начальнику: вопрос был с подковыркой. Если только вы не гайки на конвейере крутите, то работа - это прежде всего коммуникации между людьми. Хотя даже если гайки крутите - тоже. Поэтому я думаю, что нам платят в том числе и за то, чтобы мы друг друга понимали.

почему должно быть по-другому (c)
не утверждаю, что должно быть по-другому. просто мои наблюдения привели меня к иным выводам: переходы людей из моего круга общения происходят с повышением зп, уровня ответственности, масштаба. или при сохранении, например, масштаба зп растет экстремально.

думаю, что нам платят в том числе и за то, чтобы мы друг друга понимали (с)
разумная точка зрения.
но необязательная :) и необязательно единственно разумная.

Из всего вышесказанного - действующим способом является только про курицу несущую золотые яйца. И то, как показывает практика, это очень легко "фиксится".

Увольнение не выход, но последний способ исправления ситуации

А вот интересно, предположим, попался начальник, который позволяет себе морально унижать сотрудников, хамски ругаться на них и постоянно выражается в духе что их работа ничего не стоит и они бесполезны (при этом никого не увольняет и это не единичные эпизоды). Это тоже надо терпеть? Ставить себя на его место? Находить причины по которым он может так себя вести?

0

Хамство нельзя терпеть. В этом случае без сомнений надо идти к начальнику выше и спрашивать его мнения по этому поводу. Если вышестоящее начальство игнорирует жалобы - уходить, конечно.

Был один, зашугал одного молодого аналитика. Пришлось проводить терапию. Учил отвечать медленно, не суетиться, представить на месте началиничка клоуна из Мака. Помогло вроде

0

Надо обязательно в этом случае оставаться. Это морально закаляет!)

Чаще всего сталкиваюсь с этим
когда руководитель делегирует ответственность, но не полномочия;

Ты типа делай но с людьми напряг да и зачем

Не, это не только когда ресурсов не даёт, но и когда не даёт полномочий принимать решения и каждое решение требует утверждать с ним, микроменеджит

Статья от начальника подчиненным:
- уход - не выход,
- понимайте меня, я такой же человек,
- убеждайте меня, не валите напролом,
- не жалуйтесь на меня моему руководителю,
- терпение и труд, бла-бла-бла,
...
- профит!

0

Вот! Хоть кто-то догадался :-)

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления