Лого vc.ru

Авторское право: История появления и принцип действия

Авторское право: История появления и принцип действия

Директор центра поддержки бизнес-инициатив «Стартап» Роман Янковский написал для ЦП колонку, в которой простым языком описал историю возникновения и принципы работы авторского права.

Поделиться

Как появилось авторское право

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика). Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ. Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство. Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль). Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами. Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору. Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий. Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения. А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли). Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором. Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее. О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора. Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных. Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку. Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения. Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему. Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле). В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

Содержание произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии. Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось). Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени». Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники). А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки. Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами. В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее. Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений. Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя. Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент. Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Меня интересует как работает авторское право на каверы песен. Почти все музыканты, и известные в том числе, исполняют каверы других известных групп на своих концертах. По идее здесь возникают смежные права и право на использование/исполнение произведения, как я понимаю, и надо договариваться с каждой группой об этом отдельно.

Ну и собственно вопрос: неужели каждая группа "лично" договаривается с другими исполнителями об этом или существует какой-то негласный "кодекс музыкантов", где (например) вживую можно исполнять чужие произведения, а если ты хочешь включить кавер в альбом, то надо договариваться?

0

Именно) за живое исполнение теоретически смогут оштрафовать, но на практике небольшие кавер-бэнды никто не будет выслеживать с этим. А вот в альбом просто так не поставишь, надо запрашивать лицензию у организации, которой принадлежат авторские права.

Очень интересует вопрос, является ли информация о некотором запланированном событии/мероприятии объектом авторского права. Взять к примеру какой-нибудь фестиваль (или любой другой ивент), у которого есть дата, время и место проведения. Информация как правило публикуется на сайте организатора (или в соцсетях).
Красочное описание события, как я полагаю, безусловно является объектом авторского права. А вот является ли объектом авторского права информация о дате, времени и месте проведения события? Можно ли на своем сайте публиковать эту информацию с указанием ссылки на источник? Или также необходимо получать разрешение у организаторов события?
С одной стороны существует много веб-ресурсов с афишами событий взятых из разных источников и вряд ли они все получают какие-то разрешения у организаторов. Но суть не в том, чтобы делать "как все", а как сделать правильно без нарушения авторских прав.

Статья 1259. Не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

> "Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции."
Сильное заявление :-)
А как же статут королевы Анны? Появился задолго до Бернской Конвенции (1709 год). Да и после этого были НПА по вопросам авторского права.

Вы правы, нормы о копирайте существовали и сильно ранее (вообще, вопросом конвенции, как и статута, было скорее ограничение вечного копирайта, а не его создание). Я имел в виду - концепция авторских прав как комплекса отчуждаемых и неотчуждаемых прав (описанной в статье) была установлена Бернской конвенцией.

0

Роман, а вот очень интересно про кино: как "киношники" фиксируют свое авторское право? Например, на сам кинофильм? Или на сценарий?

0

Хоть я и не Роман, но отвечу.
Сценарий - самостоятельное произведение, кинофильм (аудиовизуальное произведение) - тоже самостоятельное, потому обеспечивать фиксацию авторства нужно в отношении обоих. Фиксируется, в т.ч. договорами со всеми, кто вносит творческий вклад, приложения к которым однозначно идентифицируют созданное произведение.
Кроме того, на фильм получается прокатное удостоверение в Мин. Культуры РФ, которое тоже плюс в копилку доказательств.
Итого: договоры и приложения с актами, черновые наработки при создании (тоже годится, пруф по ссылке ivanbardov.info/st/obespechenie-dokazatelstv-avtorstva ), при необходимости создатели подтвердят своё участие, опубликование и получение прокатного удостоверения.
Уже этого более, чем достаточно. Реально на практике для суда хватает договора с приложениями и прокатного удостоверения.

0

Немного дополню. Фильм (аудиовизуальное произведение) считается работой трех авторов: режиссер, автор сценария и композитор. Обычно авторские права выкупает производитель фильма по договору, и далее все строится на этих документах + фиксируется в титрах).

0

Спасибо. С нетерпением жду продолжения.

0

Очень интересует доступное объяснение вопросов лицензий, а особенно открытых лицензий. С виду там всё просто, но не случайно же текст лицензий на ПО или какой-нибудь CC 4.0 - это многостраничный текст. В чем подвох? Также в ГК РФ недавно были внесены изменения, касающиеся открытых лицензий. Соответствует ли российское право теперь международному в этом отношении?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

Наконец-то кто-то вспомнил про Сведбанк. В Швеции он просто божественен, не знаю как в Латвии.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Сергей Подорожный

Сорян, что под первым.

Минимальный функционал также имеет и мейстертаск. Он как раз это и сделал, взял все основные плюшки, разукрасил поинтереснее и на тебе - простенький и стильный трекер. Но на больших проектах и при особо сильном задротстве по скраму чувствуешь, что мейстера не хватает. И вот тогда переходишь на джиру.

Подумайте лучше над теми функциями, которые приходится подключать плагинами в той же джире или трелло. Хотя бы плэнинг покер, к примеру. Ведь упростить - не значит срезать кучу функций вместе с важными. Упростить - значит оставить только важное. Но что для одних мусор, для других может быть маст хэв.

Вот поэтому важно подумать над тем, чтобы сделать трекер, в котором можно, например, выбрать функционал трекера в зависимости от бизнеса. Например, команда из 7 человек занимается разработкой мобильных приложений. Ага, ок, держите вот такой функционал, потому что, скорее всего, вам понадобится вот и это.

А вы пилите говно-лендосы? Хорошо, держите вот такой функционал, здесь есть кнопка "сменить профессию". А у вас половина команды состоит из фрилансеров на удаленке? Держите вот такой трекер. А вы продаете китайские товары? Держите вот такой трекер, - здесь ничего нет, потому что и вас быть не должно. Горели бы в аду ваши часы и барсетки.

В общем, несмотря на то, что трекеров дофига. Судя по своим ощущениям и по многочисленным комментариям, командам очень сложно адаптировать свои методологии и бизнес-процессы под трекеры. Можно было бы выделить хотя бы 5 основных видов команд и заточить функционалы под них.

Ты заходишь и говоришь, я продаю жопы тараканов, мне куда? А сервис говорит, окей, тебе вот сюда. Удобно же? Я это говорю потому, что трекеров много, но та же джира, например, реально напрягает чутка своим интерфейсом с миллионом функций, среди которых иногда путаешься.

Интерфейс там, мягко скажем, не дружелюбный. Заходишь как на рынок. И помидироы, и зелень, и пряники, и мясо, и молоко - вроде все вкусно и нужно, а по факту не всё. Либо нужен трекер, где можно настроить самому свой функционал. Даешь гору всего и говоришь - тебе вот эта хрень не нужна, да? Просто возьми и удали. А вот это нужно? Ок, добавь сюда, на видное место. Оставь самое важное. Составь сам свой трекер. Вот это было бы кайфово. Без подключений плагинов, без костылей, без мусора в интерфейсе.

Тут до сих пор есть куда развиваться, надо только брать и делать круто. Импортозамещение - это прикольно. Только вы подумайте над тем, для кого вы делаете продукт. Для IT? А IT команды наоборот чаще всего стремятся работать на международные рынки. Да и английский для них преграды не вызывает. Так что скрамить в русском сервисе для них вряд ли звучит значимо. Для меня, например, не звучит. Мне главное, чтобы комп был мощным, а где он был собран - плевать вообще.

В общем, судя по тому, что вы написали "после прочтения книги захотелось....", вы, кажется, сами особо по скраму не работали. Если нет возможности поработать с командой хотя бы человек 10-15, побеседуйте с теми, кто работал в больших проектах, а лучше напроситесь в гости на пару дней. Посмотрите, что происходит и какие возникают проблемы. Много нового узнаете и заметите.

P.S. И это еще далеко не все идеи. Есть у меня еще одна великолепная концепция трекера, которую до сих пор никто не воплотил, вот только времени нет, чтобы поднимать такой проект с нуля.

Если нужна помощь стратегического плана, с аналитикой или со сборкой бэклога, пишите. Я продукт оунер, уже занятый, но по вечерам в течение какого-то времени с удовольствием бы помог развиться проекту в нечто большее, чем просто аналог, если, конечно, у вас есть большие амбиции и хоть какие-то возможности.

Scrum Time — система управления проектами по методологии Scrum
0
Johnny Vorony

Ладно американское и британское правительство ломаем! Трамп - российский ставленник, но вот серию шерлока украсть - это уже чересчур!

«Первый канал» через суд потребовал заблокировать попавшую в интернет до премьеры серию «Шерлока»
0
Иван Иванов
ITEC B2B

я завтра же с утра уточню про иероглифы. если ошибся, то напишу, что ошибся. но я точно помню, когда я спрашивал как выучить китайский, так как все иероглифы разные, мне сказали, что базовых иероглифов 2000.

дешевле есть и в Москве.

мне нужно, что бы они работали, когда мне нужно, а не когда им удобно. целевая команда занималась подписанием контрактов. что с этого, что они там присутствуют? они мне чем то могли помочь?
они нас даже по мелочным сливали, мол не наше дело.

это зависит от бизнеса. где то разработка не связана с операционной деятельностью и можно заниматься когда угодно. где-то связана и нужны люди в нужное время в нужном месте.

на Амазоне зависли товары и мы не могли продавать через FBA. Амазон всегда считался продвинутым в плане складов и работой с товарами.

из Москвы загружали

я знаю, что в ГК специалисты на порядок выше. но они и дороже.

не принимайте близко к сердцу, это всего лишь мой личный опыт.

Письмо в редакцию: Почему мы отказались от сотрудничества с китайскими разработчиками
0
Ron Bullet

не то, чтобы я поддакивал - но я пишу вот это все, потому что у меня такое же ощущение. Ну мало ли - может мне жестко кажется, может все кругом правы, а я сильно ошибаюсь.
Выходит, что это не только моме мнение.

Вы натолкнули на интересную мысль. Вообще-то русские (именно русские, не россияне) - очень сочувствующие, как и все славяне, но только действительно не на людях, не в обществе. Но действительно боятся проявлять толерантность, эмпатию - на людях. Наверное это пополам как защитный механизм, так и комплекс (ну типа как у японцев, которые тоже не проявляют свою натуру на людях - только японцы прячутся за культурой поведения, а не за хамством).
Интересно было бы теперь понять, откуда происходит вся эта инфантильность.

Жизнь в Риге глазами издателя «Медузы»: банки, услуги, жильё, язык и транспорт
0
Показать еще