Лого vc.ru

«Scrum головного мозга»: что такое Agile и где его применять

«Scrum головного мозга»: что такое Agile и где его применять

Гендиректор сервиса для управления процессами в команде Kaiten.io Вячеслав Цырульник написал в своём блоге на Medium колонку о том, что такое манифест Agile, зачем он нужен компаниям и как лучше трансформировать бизнес. Редакция vc.ru публикует заметку с разрешения автора.

Поделиться

Вы, наверное, уже сталкивались с дискуссиями по теме Agile в интернете. То рассказывают про Scrum — революционный метод управления проектами, то говорят, что Agile у нас не завелся. Со стороны всё это выглядит как минимум непонятно. Поэтому давайте разбираться вместе, о чём говорят все эти люди вокруг.

Agile — прилагательное

В переводе с английского языка, Agile («эджайл») — гибкий. Поэтому все эти фразы, которые я встречал за последнее время в интернете:

  • управление проектами в стиле Agile;
  • Agile-манифест;
  • Agile у нас не заработал;
  • стань первым Agile-маркетологом в России;

можно перевести, как:

  • управление проектами в стиле гибкий»;
  • «гибкий-манифест»;
  • «гибкий у нас не заработал».

Ну и очевидно, что йоги-маркетологи — новый тренд, который только-только идет в Россию. А гибкий-манифест, — вы можете себе такое представить? Наверное, это кусочек пергамента, который умеет танцевать на столе. Понимаете к чему я? Люди вокруг говорят странные фразы, при этом у них горят глаза и они спешат внедрить Scrum. Страшно!

Так, а что же там за манифест

Более 15 лет назад группа профессионалов, разрабатывающих программное обеспечение, собралась на горном курорте обсудить методики и практики, которые позволяют им создавать программные продукты, востребованные конечными пользователями.

Они описали ценности и принципы, которые лежат в основе создания программных продуктов, в документе под названием «Манифест гибкого подхода к разработке программных продуктов». Да, они сами используют сокращенный вариант Agile Manifesto, но за этой фразой скрывается именно набор ценностей и принципов, которые являются фундаментальными для большого количества методик и практик, помогающих создавать качественные и востребованные программные продукты.

Перевод — ответственная работа. Потеря контекста при переводе иностранной литературы — это серьезная проблема, которая формирует неверное представление о сути у читателя.

Простой пример: «Agile-манифест разработки программного обеспечения». Что вы запомните из этой фразы? Наверное, «Agile-манифест», а вспомните ли вы, что это про разработку программных продуктов? Надеюсь. А вот призёр — первое место, золотая медаль на конкурсе по потере контекста в процессе перевода.

В оригинале книга называется "Scrum — the art of doing twice the work in half the time", что практический любой бесплатный электронный переводчик переведёт как «Scrum — искусство делать вдвое больше работы в два раза быстрее». Ни слова о проекте. Scrum вообще не про проекты. Увы и ах.

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракт. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. То есть, не отрицая того, что справа, мы всё-таки ценим то, что слева.

— из Agile-манифеста

На самом первом месте, конечно же — человечность. Чтобы создавать востребованные и качественные продукты, нужны в первую очередь знания из гуманитарных областей. Потому что создают продукты живые люди.

Кстати, позвольте придерусь к первой ценности в русскоязычном манифесте. В оригинале на месте слова «важнее» стоит слово “over", которое дословно переводится как «над». То есть дословный перевод — «Люди и взаимодействие над процессами и инструментами».

Да, на русском языке фраза достаточно странная, но в данном случае перевод мог бы быть: «Люди и характер их взаимодействия определяют необходимые процессы и инструменты».

Agile — про создание программных продуктов?!

Не просто про создание программных продуктов, а про создание продуктов, для которых не существует чёткого и понятного плана «как сделать это правильно».

Такой план невозможно составить, например, если у вас:

  • продукт, которого ранее не существовало на рынке (не подтверждена ценность идеи и нет достоверной информации по размеру рынка);
  • технологически сложный продукт, который нельзя собрать из набора готовых компонент.

А может ваши гипотезы о назначении продукта вообще находятся в такой области, где рынок еще не успел сформироваться?

Первый полет братьев Райт

Погодите, погодите, то есть все эти практики и методики не имеет смысла применять в других областях, например — в продажах и маркетинге? Применять-то их можно, но нужно чётко понимать целесообразность этого процесса.

Всё, уже можно про Scrum?

Нет, но уже скоро. Казалось бы, надо просто прийти с манифестом к своей команде и сказать — читайте и становитесь гибкими, тут всё вроде понятно написано. Так не работает.

Agile нельзя внедрить в организации, да и эта фраза лишена всякого смысла. Как можно внедрить ценности, как можно внедрить другое отношение к людям и процессам? Нужно объединить людей, которые видят смысл в описанных ценностях, и помочь им освоить те самые практики из мира Agile, которые позволят им создавать восхитительные продукты. Давайте называть такой процесс трансформацией.

Трансформация компании

Компания — это в первую очередь живой организм. На первый взгляд может казаться, что это иерархическая структура, но на деле — экосистема из большого количества социальных и профессиональных связей.

В каждой компании, которая достаточно давно на рынке, есть определенная сложившаяся культура — свои ритуалы, понятия, формальные и неформальные правила.

Фундаментально, существует два пути изменить что-либо:

  • построить всё заново с нуля;
  • плавно меняться, аккуратно убирая или заменяя те участки системы, которые препятствуют положительным изменениям.

Scrum

В чем разница между отрядом рядовых солдат в армии и группой спецназа? Спецназу вы можете поручить задачу «освободить здание от преступников, сохранив жизни максимальному числу заложников», а рядовым солдатам вы такие задачи побоитесь ставить (надеюсь).

Так вот Scrum — это про спецназ. И чтобы сформировать отряды спецназа в своей компании, вы должны приставить к ним наставника, который не будет им поручать копать окопы, а будет помогать им вырастать во взрослых ребят, способных:

  • брать на себя ответственность;
  • признавать свои ошибки;
  • поддерживать коллег;
  • достигать цели, поставленные команде.

При этом то, как эти цели будут достигнуты — решает команда, не наставник, не заказчик и не конечный потребитель. В больших компаниях, со сложившейся корпоративной культурой, неправильный подход к формированию Scrum-команд может убить организацию. Потому что если вы не отменяете старые правила, и при этом дополнительно навязываете новые ритуалы — вы опустите мораль команды до нуля и потеряете её.

Простой пример — компания не отменила персональные KPI, и запускает Scrum. Но в Scrum ответственность командная, вот и «приехали». На практике, успешные истории транфсормации компаний с помощью Scrum:

  • либо отмена текущих правил для части коллектива, которая сама проявила инициативу попробовать Scrum;
  • либо создание Scrum-команд из новобранцев, для которых изначально не действуют старые правила.

Так что Scrum — это про ломать то, что есть (если есть) и строить с нуля. Это абсолютно точно не плавный переход, а серьёзная встряска, и к этому вопросу нужно подходить с полной осознанностью.

Kanban

С тем как сломать и построить заново всё понятно — искать квалифицированного Scrum-мастера (или своего воспитывать), выявлять инициативных желающих, формировать команды и вперёд на ежедневные тренировки.

Но можно не ломать, а менять последовательно. В интернете часто упоминается фраза «Kanban-доска», увы, к реальному «Канбану» она имеет крайне отдаленное отношение.

Kanban — это метод плавной трансформации, который позволяет вашей компании перейти с уровня «хаос» на уровень «баланс», потом научиться управлять качеством предоставляемых услуг, а потом и вовсе превратиться в устойчивый бизнес.

Kanban — про правильные процессы. Правильные — с точки зрения достижения целей вашей организации. Рельсы, на которых ваша организации будет уверенно двигаться вперёд. Так что не спешите бежать сломя голову в Scrum, как минимум познакомьтесь с плавными методами трансформации.

Кроме Kanban, есть еще геймификация, холакратия и много других не менее интересных тем, с которыми стоит как минимум обзорно познакомиться. Важно понять одно — сначала надо разобраться в наборе всех этих практик, а то может произойти «Scrum головного мозга».

Оказывается, Agile — сложно?

Верно, но как правило для больших неповоротливых компаний. И как правило о трансформации большие компании задумываются только после серьезного кризиса (и если они его переживут), или если чувствуют, что конец где-то рядом.

Многие недоумевают, почему такие огромные деньги инвестируются в стартапы. Ответ-то простой — стартап (как правило) гибкий и быстрый от природы. Мотивированная команда, которая свято верит в свои идеи, имеет намного больше шансов создать новые продукты и заработать деньги для инвесторов, нежели гиганты, погрязшие в никому не нужных формализациях бизнес-процессов, выстраивании неработающих систем мотиваций и так далее.

Самая сильная мотивация, которую вы можете дать вашим сотрудникам — делать в этой жизни что-то, про что ваши сотрудники будут рассказывать своим друзьям и детям с гордостью. В ваших руках дать людям возможность делать то, чем они могут гордиться, надо научиться только им не мешать.

Маркетинг, продажи и Agile

А теперь, внимание. Моя любимая история. «Привет, мы теперь используем Scrum/Kanban/другое слово в ИТ, у нас наладились отношения между закачиком и технической командой, мы “быстрее бежим", и меньше делаем дорогих ошибок, но прибыль что-то у компании не растет».

А еще и затраты стали больше, правда ведь? Консультанты, агенты по трансформации, повышение зарплат (спецназ же) и так далее. А чего вы ждали-то? Вы разве к ИТ-отделу ходите за финотчетами?

Да, вы стали быстрее, вы стали делать меньше ошибок. И это только лишь фундамент. В маркетинге и продажах классические подходы тоже стремительно уходят в небытие, там появляются совершенно новые техники и новые иностранные слова:

  • Growth hacking.
  • Lean startup.
  • Lean marketing / UX.

И с этими словами тоже нужно познакомиться, потому что там где заканчивается Agile, начинается Business Agility — а это уже история для отдельной статьи.

В чём же суть Agile

Один из авторов манифеста (Дейв Томас) после его создания не посещал конференции, мероприятия, не интересовался тренингами по Agile. В рамках своего знаменитого выступления «Agile мёртв» он описал, что и как надо делать.

Что делать

  1. Понять что сейчас происходит вокруг.
  2. Сделать маленький шаг в сторону достижения поставленной цели.
  3. Скорректировать текущее понимание ситуации по результатам полученной информации.
  4. Повторить вышеописанные действия.

Как делать

В случае, если существует несколько способов для достижения приблизительно одной цели, выбрать тот путь, результаты которого будет проще изменить в будущем.

Что для этого нужно

Отвага и смелость. Потому что вы будете ошибаться — часто и много. Но чем быстрее вы научитесь ошибаться, тем меньше будут потери от этих ошибок, и тем быстрее вы научитесь корректировать свой курс в правильном направлении.

И эти правила не персональные, они должны работать на уровнях:

  • человек;
  • команда;
  • организация.

Так что берите их на вооружение и начинайте меняться уже сегодня.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

У нас работает только инновационный метод ЯТПНЗ - "я тебе премию не заплачу, если не сделаешь".

Agile головного мозга.
Порой я так скучаю по моей любимой методолгии programming-motherfucker.com

Вполне по делу написано. Agile это такой образ мышления.
Scrum не методология ни разу. Он не учит как писать код, проектировать, оформлять задачи. Он про достижение целей там, где не понятно как правильно делать. Успешное создание новых фичей или вообще новых продуктов.

Те, кто не понимает суть Agile, будут до посинения проводить дейли митинги, а потом будут всем говорить, что скрам у них не сработал.

"Over" в "people and communication over processes and tools" не значит "над" и тем более не "определяет" как автор перевел. Over берется из (prefer) ... over ...

В преамбуле написано о том что в статье будет сказано о том "зачем манифест Agile нужен компаниям и как лучше трансформировать бизнес". В статье об этом ничего нет. Обман получается.

Fixed, как говорится ;)

0

про Грефа в оригинале статьи - смешно.

и в целом годная статья.

Все это вышло из Toyota production system над которой не поиздевался только ленивый. Даже понятие kanban уже потеряло исходный смысл )

Написано так, что мозг ломается - как будто через гугл-переводчик прогнали и ку-ку.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Антон Тихомиров

Нет, ну как-бы типа сам факт не радует что за мной следят. Вот буду я со своей девушкой выбирать ей нижнее белье, предварительно обсуждая его в переписке. Вроде все законно, недавно 18 ей исполнилось, ничего запретного не обсуждаем. Но блин, как-то не очень греет мысль, что мы с ней под колпаком. Суть, думаю, понятно донес...

Дуров и Сноуден поспорили о защищённости Telegram и WhatsApp
0
Andrey Harchenko

Вот всё вроде бы хорошо и правильно. С некоторым уточнением - есть задачи по объему-сроку, ну условно сложить 20000 кирпичей или сверстать 200 однотипных шаблонов. И есть задачи по сложности - например реализовать систему с нуля или отловить баг, там сложно определить и объем и срок. В первом случае можно действительно распределить так работу, чтоб не класть кирпичи с шаблонами по 10-12 часов в день и не умотаться через неделю. Во втором случае, если работать только, когда есть "вдохновение и настроение" можно легко дни превратить в недели, недели в месяцы, месяцы в годы, и работать это будет только, если сроки позволяют when is done.

«В выгорании виноваты сотрудники»: исполнительный директор Basecamp о признаках культуры трудоголизма
0
Евгений

В чем противоречивость?В первом пункте говорится,о том что работа не должна раздражать,во-втором,что вместо того чтобы писать глупые комментарии на VC,заняться чем-то полезным

«10 карьерных ошибок, которые я мечтал бы не совершать»
0
Вячеслав Кирьянов

Интересная задумка.

Beepka — сервис SMS-уведомлений об эвакуации автомобилей
0
Сергей Никитин

WhatsApp, Telegram, Viber, Allo привязываются к номеру телефона. Достаточно знать этот номер. Или вопрос не в этом?

Google рассказала о работе над сервисом для чтения сообщений без установки мессенджеров
0
Показать еще