Лого vc.ru

Антон Кухта, Mneniya.Pro: Как распознать фейковые отзывы в Рунете

Антон Кухта, Mneniya.Pro: Как распознать фейковые отзывы в Рунете

Сооснователь сервиса сбора отзывов Mneniya.Pro Антон Кухта поделился с ЦП своими наблюдениями о недобросовестном поведении представителей различных брендов на просторах Рунета.

Поделиться

Антон Кухта, Mneniya.Pro

Астротурфинг и накрутка отзывов

Отзывы несуществующих клиентов — пожалуй, одна из наиболее распространенных проблем глобального интернета. В современном мире потребления, где конкуренция среди товаров является высокой, особо предприимчивые маркетологи некоторых производителей и ритейлеров пытаются представить свои продукты в лучшем свете, публикуя под видом покупателей положительные отзывы о своей продукции, чтобы таким образом стимулировать продажи.

Бывают и те, кто активно борется со своими конкурентами посредством публикации о них заведомо ложных негативных отзывов, применяя технологию астротурфинга (искусственное управление общественным мнением за счёт использования программного обеспечения или специально нанятых оплачиваемых пользователей).

Мировая практика борьбы с фейковыми отзывами

В США, Европе и Азии предпринимаются различные попытки ввода мер против практики накрутки ложных отзывов. Одной из первых компаний, которая в 2010 году по решению суда США была оштрафована за поддельный отзыв в интернете на 43 тысячи долларов, стало маркетинговое агентство Main Street Host.

Позже в 2013 году представители сразу девятнадцати PR-компаний Нью-Йорка, размещавших на сайтах Google, Yelp, Yahoo! и Citysearch поддельные отзывы о товарах и услугах, получили штрафы на общую сумму 350 тысяч долларов. Не так далек в памяти и скандал, разразившийся в Италии, когда антимонопольное ведомство обвинило TripAdvisor.com, Expedia.com и Booking.com в публикации фальшивых отзывов клиентов.

Год назад торговая комиссия Тайваня оштрафовала Samsung за нарушение закона о конкуренции, когда корейской корпорации пришлось заплатить 340 тысяч долларов за разворачивание пиар-кампании в интернете против конкурентов из HTC.

Накрученные отзывы в Рунете

В России за «клевету в интернете» пока штрафуют в основном только представителей оппозиции, которые постят в соцсетях антиправительственные высказывания. На ложные отзывы и мнения о товарах и услугах пока никто особого внимания не обращает, хотя были уже зафиксированы и такие случаи.

Например, в декабре 2013 арбитражный суд Алтайского края оштрафовал «ВКонтакте» на 4 тысячи рублей за негативные отзывы пользователей о компании «Оскар-Сиб», при этом посчитав, что отвечать за негативные записи в соцсети должна непосредственно администрация ресурса, а не те, кто пишет эти отзывы.

Чтобы распознать, является ли отзыв настоящим или накрученным, в рамках нашей компании мы используем обмен данными с поставщиками услуг и ритейлерами и определяем, пользовался ли человек, оставивший отзыв, услугами данной компании — или является ли он владельцем того или иного товара.

Примеры фейковых отзывов, когда пиарщики брендов пытаются выставить свою продукцию в лучшем свете:

  • Мобильный телефон LG D855 G3 16GB Gold. Достоинства: экран, камера, дизайн. Недостатки: аккумулятор. Комментарий: Такой выбор функций и возможностей в одном телефоне... это невероятно! Радует, что такие телефоны стали более доступны. Сразу видно, что производитель подумал о соответствии цена/качество, а не просто так нацепил заоблачную цену исключительно за бренд.

  • Мобильный телефон LG D724 G3s Titan. Достоинства: качество высшее, габариты. Недостатки: нет. Комментарий: умный, быстрый, красивый, стильный, качественный. есть все новомодные фитчи. и я от него тащусь. кайфую 2-ю неделю подряд :)

  • Мобильный телефон LG D380 L80 Dual White. Достоинства: дисплей, новая ОС, 2sim, батарея, удобство пользования в одной руке. Недостатки: недостатков за 3 дня использования не выявила. Комментарий: Просто отличный смартфон! Соотношение стоимости и качества исполнения на достаточно хорошем уровне.

Есть менее известные бренды, которые повсюду на просторах Рунета пестрят своими фейковыми отзывами, пытаясь манипулировать сознанием потребителей и создать себе положительную репутацию. Например, от производителя автомобильной техники EasyGo мы насчитали 55 фейковых отзывов, пытавшихся обойти нашу систему. От производителя видеорегистраторов Falcon мы только на одной площадке зафиксировали 94 накрученных мнения лже-покупателей.

Есть и примеры происков компаний, которые пытаются опорочить своих конкурентов, публикуя негативные отзывы под видом покупателей и ставя под сомнение качество продукции. Ниже примеры негативных отзывов о продукции бренда Redmond, которые были распознаны нашей системой и определены как фейковые:

  • Мультиварка Redmond RMC-4503. Достоинства: Разрекламированность. Недостатки: Лишняя трата денег. Комментарий: Ну чтож, попала и я под этот хит продаж, давно хотела себе мультиварку, но на деле самое прикольное оказалось варить в ней компот, остальное все получается не слишком вкусное.

  • Мультиварка Redmond RMC-210 Black. Достоинства: Внешний вид. Недостатки: Чаша. Комментарий: Пригораю каши почему то, жидкая еда нормально готовится, а вот остальное пригорает :( Может брак?

  • Мультиварка Redmond RMC-02 Black. Комментарий: Покупала, за внешний вид. Да и повелась что бренд американский. Но в работе сомнительный девайс. Плохо работают некоторые программы. И клапан очень шумный.

Доверять, но проверять

Как же не попасть в ловушку недобросовестных маркетологов и защитить себя от дезинформации? Хорошо, когда отзывы покупателей собраны независимым третьим лицом, не аффилированным с компаний, на сайте которой размещены данные отзывы. Хуже — когда нет возможности определить наверняка, является ли отзыв настоящим или поддельным.

Есть несколько примитивных способов отличить правдивый отзыв от фейка: во-первых, настоящие отзывы, как правило, всегда «живые». В них присутствуют грамматические ошибки или сленг, они часто содержат больше эмоций, чем описаний технических достоинств товара. Если вы видите, что у товара 10 отзывов, и все они являются положительными, к этому нужно относиться с осторожностью.

Также стоит обращать внимание на дату публикации отзывов: если все они написаны практически в один и тот же день — это явный признак фейка. Конечно, ни один из вышеперечисленных способов на 100% не даст гарантии достоверности отзывов, но как минимум позволит взглянуть на читаемые мнения немного под другим углом.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

в отзывах стараюсь избегать грамматических ошибок и слэнга, пишу по существу.
а еще у меня возникают трудности с проверкой капчи.

кажется, я бот и мной кто-то управляет, помогите.

Я попросил юзеров написать отзывы - их всех удалили. А купленные у других висят. Вот и вся модерация подобных площадок.

Они пропускают только профессионалов, которые пишут отзывы на заказ и имеют там репутацию

Лучшие отзывы на каком-нибудь форме типа 4pda, где и спросить можно нормально, и узнать всё от реальных владельцев

А вот что делать, если негативный отзыв по всему выглядит как написанный реальным человеком, но производитель товара настаивает, что это происки конкурентов, и просит удалить негатив? Тут уже модераторам приходится общаться в обе стороны, выходить в соцсети (кстати, идентификация автора по ФБ - неплохой вариант проверки), почти ювелирная работа, короче, мы в TestFreaks feel your pain! :)

0

чит код
берешь товар аналогичный своему желательно из другой тематики ( допустим стиральная машина кофе машина )

смотришь отзывы которые тебе кажутся более менее правдоподобными . по функционалу переписываешь допустим стирает / делает кофе . много режимов / много различных капсул итд.

cntrl c / ctrl v
идешь на биржу ( думаю найти не сложно ) покупаешь эту писанину от людей для своего товара по 5 - 10 руб если это не яндекс маркет .

Если яндекс маркет идешь на фриланс предлагаешь по 100р людям за отзыв , тоже самое .

Мне всегда интересовал вопрос, часто выбираю товары на маркете и читаю отзывы люди грамотно описывают товар с обеих сторон , но вот в чем беда никогда не писал отзывы на маркете и мои знакомые/друзья не писали, так кто же их пишет ! А вы оставляли отзывы на маркете ?

Видимо, я тот скучный человек, который пишет отзывы :) Разумеется, особенно рука тянется написать отзывы когда кто-то косячит. Причем компании многие трясутся над отзывами на Маркете, потом звонят и пытаются манипулировать (привет, магазин с худшим юзер-экспириенсом "Сотмаркет"). Положительные тоже пишу, если что-то особо впечатлило. Сама стараюсь смотреть отзывы в профильных группах с кучей пользователей, где отвечают сразу в реальном времени, например косметическая группа в вк широкого профиля (те не привязанная к какой-то конкетной марке). Там тебе в течении 15 минут накидают десяток реальных впечатлений.

Верно подмечено, что негативные отзывы пишут чаще, потому что нужно выпустить пар. А если деньги заплачены и продукт соответствует ожиданиям, то все как-бы в порядке, писать особо не хочется.

Не соглашусь что негативные пишут чаще, есть сегменты, например из женской темы, (женщины вообще очень активно пользуются интернетом и ищут информацию о продуктах) где отзывы пишут чтобы обсудить продукт и в большинстве случаев положительные.

Если отзывы активно не собирать - то да, негативные отзывы будут встречаться чаще и форма "Отзывы" будет выступать в роли жалобной книги.

Если же например использовать триггерную рассылку и просить покупателя оставить отзыв о товаре спустя некоторое время после заказа - положительных отзывов будет в разы больше, чем негативных, потому что в большинстве своем люди довольны покупками и не прочь высказать мнение о товаре, если их об этом попросить.

Человеческая природа такова, что люди любят давать советы, поэтому при активном сборе отзывов в среднем каждый десятый готов поделиться с другими своим опытом эксплуатации товара.

Кстати кто что думает про рынок "отзывных" сайтов? Куда идем? Просто будут собирать отзывы "со звездочками" и дальше или иная механика нас ждет?

Моя компания недавно начала пользоваться платформой Mneniya.Pro. Вначале думал фигня полная, а на деле оказалась отличная платформа, все работает как описано на сайте! Не люблю рекомендовать, но тут решился это сделать )

по всем признакам, этот отзыв фальшивый

0

Максим, тонко, но вы не угадали :)

Дамир, спасибо за отзыв, что у вас за сайт?

0

как отличить фейковые отзывы от настоящих: элементарно. идем на Яндекс-маркет, находим некий популярный товар, который вам хорошо известен. читаем там же отзывы О ТОВАРЕ. после этого смотрим список продавцов данного товара (предложения от магазинов), и идем читать отзывы О МАГАЗИНАХ. много смеемся (над отзывами, авторами отзывов, автором данной статьи).

0

вдогонку: минут 10 пытался понять, что же символизирует фотография человека в шляпе на недорогом кабриолете, взятом напрокат где-нибудь в Испании, и какую смысловую привязку она имеет к статье (то что на ней автор-разоблачитель - понятно). всегда интересовала мотивация, заставляющая людей выставлять подобные фото на общий просмотр. возможно это символ успеха и знак того что жизнь удалась???

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan

че там с Агарковым, чувак?

«В кризис банк никто не купил, пришлось развивать самому»
0
Галина Соколова

При самостоятельной регистрации Вам нужно будет оплатить только пошлины. Для юрлиц это 4500 р., для физлиц - 3000 р. Торопитесь - ходят упорные слухи, что с 2017 года Роспатент значительно повышает пошлины.

Как самостоятельно запатентовать свое изобретение
0
Владимир Зарецкий

ну задумка задумкой всетаки решиться на такой шаг целый мир в голове перевернуть ... а начет пользовотелей зашел в АВИТО накопировал объяв и вставил к себе )))) а так удачи в нелегко пути ... ФИШКИ нет в этом проложении ... да и АВИТО задолбал уже ... затертый ИНТЕРФЕЙС до дыр ... тошнит уже от него ... а тут новые глазу проекции. в ОБЩЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

DamProdam — сайт покупки-продажи подержанной техники
0
Гульнар Усманова

Вжух...!!! и никому это оказалось неинтересно вдруг))

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
1
Гульнар Усманова

Там белый) и у многих других производителей, кстати, за цвет приходится доплачивать))

Tele2 выпустила рекламу в стиле презентации Apple и с намеком на Стива Джобса
0
Показать еще