Лого vc.ru

«Мы пошли от аналитики потребностей, а не так, как принято у госорганов»

«Мы пошли от аналитики потребностей, а не так, как принято у госорганов»

22 сентября правительство Москвы в тестовом режиме запустило обновленный сайт — с новым дизайном, структурой и сервисами. Новый сайт объединил интернет-представительства администрации столицы.

Редакция рубрики «Интерфейсы» запустила сессию вопросов и ответов (AMA — ask me anything) с Адрианом Крупчанским (управляющий партнер Notamedia), Максимом Павловым (креативный директор Notamedia), Александром Арабеем (руководитель проектов ДИТ — Департамента Информационных Технологий Москвы) и Николаем Бобровым (директор по развитию Notamedia), которые работали над проектом mos.ru.

Поделиться

О месте mos.ru в экосистеме госресурсов

Адриан Крупчанский: В государственной части рунета происходят очень позитивные изменения. На мой взгляд, прежде всего это связано с тем, что на стороне заказчика образовываются действительно сильные профессиональные команды, часто состоящие из людей, много работавших на стороне подрядчика.

Адриан Крупчанский, управляющий партнер Notamedia

То есть заказчик очень хорошо знает, что хочет, что, как и какими средствами это можно сделать. И команда московского ДИТ, объективно, одна из самых сильных.

Ну и на стороне исполнителей формируются хорошие команды, которые понимают специфику работы с государством, и готовы предлагать новые подходы и технологии, ориентируясь на свой увеличивающийся опыт и оглядываясь на то, что делается в мире.

Это обновление у нас заняло ровно четыре года. Причем над новым mos.ru активно работали только последний год. Три года до этого мы занимались аналитикой и изучением потребностей москвичей, анализируя поведение на наших сайтах и поисковые запросы больших поисковиков.

Как раз запустили единые интерфейсные решения для всех сайтов: единый хедер (шапку сайта — прим. ред.) для всех сайтов, единые унифицированные интерфейсные решения на типовых порталах. В этом плане нам гораздо проще это делать, чем федеральным ведомствам.

Мы работаем «на земле» и можем гораздо мобильнее делать такие вещи. И да, главная отличительная черта этого проекта и тех трех лет аналитической работы в том, что мы пошли от аналитики потребностей, а не так, как принято у госорганов: «А давайте зафигачим сайт, как у вот этих вот — будет реально круто!»

О команде, работавшей над сайтом

Адриан Крупчанский: Основную часть сделали мы, причем многие вещи были сделаны в рамках предыдущих контрактов по развитию «Единого веб-пространства Москвы» и «Системы типовых порталов Правительства Москвы». То есть новый mos.ru не на пустом месте возник — подготовительные работы шли уже несколько лет, и сейчас мы просто собрали все воедино.

К работе привлекались специалисты из самых разных компаний. Было много консультаций с представителями «Яндекса», «Рамблера» и Mail.Ru Group по поводу пользовательских сервисов. К разработке архитектуры проекта привлекался Олег Бунин и его команда.

Что касается дизайна — свои концепции дизайна предлагали «Студия Артемия Лебедева», AIC, ONY, Articul. Среди представленных дизайн-концептов выбрали два — наш и ONY. Наш был вообще футуристический (мы ставили основным критерием — кардинальное отличие от всего, что сейчас есть). От него в результате отказались с формулировкой «пока по контенту мы к такому не готовы». В результате был выбран концепт ONY, который мы сейчас активно допиливаем.

Концепция была очень красивой, но не слишком приспособленной к жизни. Поэтому сначала часть правок по нашей просьбе вносили коллеги из ONY, потом мы все вместе поняли, что проще уже нам допиливать. С тех пор пилим. Базовые принципы сохранились, но, например, основные функциональные элементы главной страницы («Городской советник», главные новости, блок госуслуг) постепенно эволюционировали — в новом релизе они появятся на портале.

Александр Арабей: Мы вообще склонны максимально деверсифицировать работы по разным подрядчикам и устраивать внутреннюю конкуренцию между командами. Это держит все команды в тонусе и позволяет оценивать их по затратам. Хотя это и создает много проектных рисков.

У нас будет отдельная компания заниматься SEO-продвижением, отдельная — креативом, третьи — юзабилити. Даже к разработке мы привлекали консультантов, которые организовывают выставку High Load.

Об эволюции сервиса

Максим Павлов: В ходе работы над проектом было много структурных и логических изменений. На главной странице, по большому счету, было несколько эволюционных изменений, если не считать изменениями набор блоков. В первый экран попал «телевизор» (главные новости). Поиск всё-таки уехал в иконку. Новости «Пульса города» слились в одном блоке с «Телевизором», став информативнее и компактнее.

Максим Павлов, креативный директор Notamedia

Внутренние страницы значительно интереснее и функциональнее. «Пульс города» — дает текущую новостную картину дня, расставляя акценты. «Московский календарь» — удобный способ сориентироваться в многообразии мероприятий. «Городской советник» — пошаговые инструкции по жизни в городе.

Алгоритм жизненных ситуаций, максимально простая и доступная подача информации. В правом столбце списком дана сопутствующая вспомогательная информация. «Правительство Москвы» — удобный справочник по органам власти города. «Программы» — наглядные результаты работы Правительства.

Информация подана экранами, логический блок преимущественно ориентирован на отображение в экране без скрола. Инфографика программ и достижений рисовалась в простом «флэтовом» стиле. Всего было нарисовано более 200 иллюстраций.

После запуска beta-версии идет сбор и анализ обратной связи от пользователей. Изменения будут вноситься и в функциональную часть, и в дизайн. Проекту есть куда эволюционировать, работа над ним не прекращается.

Про ключевые отличия

Адриан Крупчанский: Старый mos.ru был в первую очередь для журналистов и чиновников, новый — для жителей. Соответственно, вся официальная информация ушла в «пресс-центр» и «о Москве».

Старая версия сайта mos.ru

Новая версия сайта mos.ru

Появились очень интересные разделы про городские программы. Пока они еще поданы не так, как хотелось бы, но будет прямо очень интересно и познавательно. Ну и «Городской советник», конечно. Такого раздела не было на старом портале. А сейчас это главный инструмент.

Про beta

Николай Бобров: То, что это beta-версия намекает адрес future.mos.ru. Сейчас мы на регулярной основе публикуем обновления — в том числе на основе комментариев прогрессивной общественности и простых пользователей.

Про поддержку сайта

Адриан Крупчанский: Будет контракт на поддержку, кто выиграет — тот и будет делать. Документацию на все мы сдадим, поможем погрузиться. Обычное дело.

Про работу с госструктурами

Николай Бобров: Если брать просто техническую работу по созданию сайта — особенной бюрократии, к счастью, нет. То есть, конечно, это конкурс, на который нужно готовить большой объем документации (в случае mos.ru это было несколько коробок), это сложные интеграции с внутренними системами и приемочные испытания, которые проходят значительно дольше и сложнее, чем в любых коммерческих проектах. Но к этому мы привыкли.

Николай Бобров, директор по развитию Notamedia

В этом проекте задача была значительно сложнее, так как нам нужно было разработать внутреннюю систему «Городского советника», в которой могли бы работать сразу все органы исполнительной власти и представители МФЦ. Вот это было весело.

Основа «Городского советника» — так называемые «жизненные ситуации», то есть обычные потребности горожан. Была поставлена простая задача: «Человек не должен знать наших внутренних подробностей, кто у нас за что отвечает, и вообще, это наш вопрос или федеральный. Человек ставит задачу — и, проходя через цепочку уточняющих вопросов, получает правильный ответ (информацию, электронную услугу или что-то еще)».

Страница «События города»

Так вот, некоторые из этих «жизненных ситуаций» затрагивают до девяти исполнителей. Вот координация совместной работы над такими историями была действительно непростой. Помогли две вещи:

  1. То, что проект поставил в приоритет лично Сергей Семенович Собянин и органы власти отвечали не на более простой вопрос: «Почему это не наше дело?», а на более актуальный: «Как успеть в срок?». Все были настроены на сотрудничество.
  2. Для совместной работы по наполнению «жизненных ситуаций» мы сделали визуально удобный редактор, похожий на «карты памяти», в котором наглядно показывается любая жизненная ситуация со всеми её разветвлениями (а бывает что и до 100 узлов в одной простой, на первый взгляд, истории).

Похожие моменты случались и в других разделах — непросто было «повернуть» имеющиеся материалы на 90 градусов, лицом к человеку. Такое транспонирование требовало одновременной работы многих органов исполнительной власти, поисков удобных решений (и организационных, и технологических, и интерфейсных). Но, как и сказал выше — это крайне интересный процесс.

Про отслеживание багов на сайте

Адриан Крупчанский: Публичного баг-трекера не будет, а зачем он такой нужен? Но все сообщения об ошибках складываются куда нужно и ставятся в работу. Правда, в 80% случаев они и так стоят в плане работ.

Про отличие от западных аналогов

Александр Арабей: Проект отличается тем, что он смог запуститься в России. При создании мы анализировали гораздо больше городских ресурсов: Сингапур, Барселона, Торонто, Мадрид, Майами — тут всех не укажешь. И все они по-своему уникальны и имеют не пересекающийся ни с одним другим набор уникальных сервисов и контента.

Александр Арабей, руководитель проектов ДИТ

По такому же пути пойдем и мы. Главный тренд — объединение всех ресурсов в одном месте, принципиальные отличия — в нюансах и уникальных сервисах, учитывающих специфику города.

Понятно, что общегородские сервисы, такие как «Жалобы», «Госуслуги», «Краудсорсинг» — они у всех одинаковые и тут сложно что-то новое придумать, и если у какого-то городского сайта они находятся на гораздо лучшем уровне зрелости, как функциональном, так и организационном, то нужно заимствовать, а не принципиально отличаться.

А если в городе запускается уникальная услуга или проект, прецедентов которому очень мало или нет, то тут и мы можем быть в будущем для других городов трендсеттерами. Например, когда общались с коллегами, которые делают интернет-сервисы официального сайта Стокгольма, и они выяснили, что у нас в школу уже второй год первоклассников записывают только в электронном виде, и их каждый год записывается более 100 тысяч — у них округлились глаза. Они сказали, что только начитают думать в этом направлении и настоятельно попросили выслать всё: наработки, нормативные акты, презентации, best practicies, технологические решения.

Адриан Крупчанский: Нужно отметить, что запуск такого проекта в России мало кому сейчас под силу. Так что Москва впереди, по крайней мере, всей страны. Что касается сравнения с nyc.gov — мне лично наш гораздо больше нравится, он больше для людей.

Это даже по размеру (и, главное, содержанию) новостей видно. В Нью-Йорке новости идут во весь экран и с обязательным участием мэра (на 90, а то и 100% фотографий он есть, посмотрите сами). У нас же на первом экране новости по актуальным для жителей темам, написанные так, чтобы быть интересными.

Что сделали бы иначе

Александр Арабей: Я думаю, ничего бы не меняли, потому что главный профит этого проекта, на мой взгляд, — что он вообще смог запуститься. Слишком много людей, влияющих на результат и решения в процессе выполнения.

«Вижн» проекта менялся раз в месяц — так точно, ровно как и рамки работ. И по-другому в госсекторе проекты не запускаются. Удалось сохранить основополагающие принципы — и это уже успех. Дальше — процесс непрерывного совершенствования.

Про анализ данных

Александр Арабей: Мы не сидели сложа руки два года и анализировали, анализировали и анализировали. Мы активно делали проекты, которые нам и дали много первичных данных для дальнейшей аналитики.

Это и «Типовой сайт органа исполнительной власти», и «Единое веб-пространство» (единый поиск для всех сайтов, единая статистика, единый личный кабинет, ситуационный центр, единая маркетинговая система и так далее).

Запустив типовые порталы, мы получили инструмент, позволяющий понять всё про все наши сайты: какая функциональность и где пользуется спросом, где не пользуется, какой орган власти отвечает на обращения граждан в электронной приемной, а какой их просто копит и игнорирует и так далее.

Запустив единый поиск, мы получили возможность видеть, что жители вводят не на каждом конкретном сайте, а на всех. Единая статистика позволила анализировать межсайтовое поведение пользователей, отслеживать переходы с сайта на сайт и много чего другого. Причем шли методом проб и ошибок. Сами выдвигали гипотезы, сами их подтверждали или опровергали.

К 2013 году мы выделили для себя два, на наш взгляд, самых релевантных подхода. Первый — мы анализируем внешний сегмент: прежде всего «Яндекс», Google и прочие на то, какие поисковые запросы вводят москвичи касательно нашей деятельности или наших сервисов. Пытаемся понять, почему и что им мешает попасть к информации на наших сайтах, если она у нас есть. Или же где нам найти нужную жителям информацию внутри Правительства Москвы, если ее у нас нет.

Потом берем конкретный популярный пользовательский запрос и подымаем все по нему во внешнем сегменте — основные популярные площадки на эту тему, что, как, где жители ищут информацию. И исходя из этого строим стратегию развития этого направления — где ловить аудиторию и как отвечать на их вопросы.

Второй — мы берем для нас важную тему, которая уже у нас есть (например, услуга записи к врачу), и делаем по ней полный анализ: как люди и по каким каналам на нее попадают, и если не попадают, то что им мешает и как сделать так, чтобы попали. А потом проводим полный анализ конверсий и юзабилити сервиса на наших сайтах. По образу e-commerce, воронка конверсии, где отказы, почему они происходят и так далее.

Примеров аналитики тьма — как по первому подходу, так и по второму. И у нас есть наша гордость — ситуационный центр. На нем мы в онлайне видим стрессовые всплески посещаемости на каких-то URL. Это даёт нам знак разобраться, почему такое происходит.

Вот наброски закладок нашего ситуационного центра:

Не все реализовано, но наброски были следующие:

О технологиях сайта

Николай Бобров: Вся махина построена по всем канонам SOA. То есть практически каждый контентный блок на странице — это отдельный микросервис, который умеет хорошо и быстро работать только с этим контентом или функциональностью.

Соответственно, эти блоки в любой последовательности и с разными настройками могут использоваться на разных страницах портала. Сервисы, в свою очередь, состоят каждый из нескольких отдельных компонентов — API, база, обработчики, очереди.

Каждая из них — это одна или несколько виртуальных машин, масштабирующихся при необходимости отдельно, что позволяет, с одной стороны, не масштабировать портал целиком, с другой — уменьшить объемы, а следовательно, и время резервного копирования и восстановления. С третьей — сделать систему существенно более отказоустойчивой (например, если совсем упадёт сервис новостей — это конечно неприятно, но весь остальной сайт продолжит работать как ни в чём ни бывало). Ну и с четвертой — распараллелить работу между отдельными группами разработчиков.

Естественно, такой подход требует существенных накладных расходов — на согласование API, документирование, автотесты, да и квалификация разработчиков, менеджеров и администраторов должна быть сильно выше средней. Но зато у платформы фактически нет ограничений по росту — ни по посещаемости, ни по функциональности. А это соответствует исходным условиями задачи.

Про дальнейшее развитие

Проект в ближайшие года три будет сильно меняться и развиваться. Писать гайдлайн на нестабильный продукт мы, скорее всего, не будем, но это очень хороший вопрос.

Раскрою секрет. У нас в планах на следующий год — разработать механизм инкапсуляции в новый mos.ru технологически внешних веб-приложений — по принципу приложений в «Однокласcниках» и «ВКонтакте». А-ля, mos.ru, gov-apps.

То есть возможность работы внешних технологических решений на нашей платформе. Это тоже выстраданное решение, так как изначально мы исходили из концепции, что все будем мы делать только сами и своими руками, а также руками своих подрядчиков. А так мы формулируем требования, внешние разработчики разрабатывают, мы верифицируем, «сертифицируем» и запускаем приложение на mos.ru.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Не для людей сделали. Неудобный он. Громоздкий и бестолковый. Прям грустно стало, после прочтения статьи ожидал увидеть что-то стоящее, но все как всегда)

Выбор категории сделан по шагам, кнока "назад" очень неочевидная (и не видно куда возвратишся), заметил только с третьего или четвертого раза. Лучше бы сделали стандартные "хлебные крошки".

0

«Мы пошли от аналитики потребностей, а не так, как принято у госорганов»

Я вот понимаю, почта России со своим новым сайтом (pochta.ru) реально пошла от потребностей населения, трекер вынесли на главную, все остальное убрали. Чистота, порядок, глаз радуется.

Ну а future.mos.ru конечно может лучше чем было, но 6.5 из 10

0

Как же zaebali все эти чиновничьи сайты и хвастовство ими...

Когда релиз копателя на вашей платформе?

Все хорошо, если бы не 4 года, и то до сих пор бета висит.
Как-то не очень диверсификация рабочих процессов получилась и приоритет от Собянина не помог.
Может, конечно, там согласование каждого чиха было по полгода, но вроде в статье и говорится, что все, наоборот, было быстро.

0

уважаемые сообщники, подскажите кто из вас какой-нибудь глобальный проект для чиновников реализовывал? ребята решили много задач, поверьте на портал много нерешаемых проблем идет из бекофиса.

0

Просто дизайнер неудачный попался...и верстальщик...и UX/UI проектировщик...

Что за нелепые анимации...Сверстано - может это задумка такая, но у меня дыры какие то паддинги нелепые.

0

оу оу оу, лучше бы не выкладывали.

0

а почему в "аналитике потребностей" не было пункта "чтобы главная грузилась быстрее чем за 5 секунд"?

0

Да все равно туда заходить никто не будет.

0

Деверсифицируют, как же

0

«С тех пор пилим» — надо было в заголовок вынести (:

0

Даже не мог представить, что подрядчик будет хвастатья, что пилил бюджет целых 4 года! Хотя да, прибавит уважения в чиновнечьей среде.

А по существу, сайт грузится долго. Картинки грузись минуту точно (кажется они залиты без сжатия). При подгрузках аяксом вся верстка прыгает. Бегунки загрузки сразу не отображаются.

В итоге с точки зрения обогащения чуваки молодцы (даже статью тут опубликовали, в которой 95% воды). Сайт на 4 из 10 (хорошо, что хоть работает).

Тут так расписано все, будто они экономику подняли, зарплаты повысили, жизнь улучшили. Герои века прям. Вон, даже фото героев повесили :)
А сайт этот для того, чтобы зайдя туда, ты посмотрел и сказал: "Вау, так у нас все хорошо и все делается, а у меня во дворе опять все в говне и дорог нет, странно".

0

какой конский сайт! иго-го! заходишь и хочется уменьшить все в 2 раза. Дизайн в целом в стилистике эпилептика—напиханы все современные тренды, а зачем хз=)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Актуальная Птица

у соседа на заборе тоже написано :)
исполнятся одни желания, появятся другие
а если желаний нет то вы уже почти святой.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Kirill Nikolaev

Да тут та же самая проблема, как на фрилансе. Смотрим портфель, смотрим квалификацию.
Заплатили за шлак - пишем в ТП.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Kirill Nikolaev

Короче, вот:
1. Я зарегистрировался. Почему-то смутило, что в блоке "номер телефона", на вкладке "верификация" номер телефона отображался, как верифицированный. Хотя я его только лишь ввёл.
2. Ребята, пожалуйста, UX, UX, UX в личном кабинете.
3. А где работа-то? Одна заявка двухмесячной давности. Или я не вовремя зашёл?
4. Деньги через пейр. Только пейр. Вы серьёзно? В 2016м? А что не онли догекоины? Я честно создал второй акк, чтобы потестить, как происходит сам "процесс", но, к сожалению, после составления контакта баланс я так и не смог пополнить, хотя в пейре я всё-таки зарегистрировался (ну за что)
5. Опять же, классификаторы и рубрикаторы очень надо адекватные делать. Очень. Надо.

Резюмирую (очень субъективно):
Очень сыро, но задатки хорошие.
Самая боль - это ux и биллинг. Я понимаю, что вы можете заставлять пройти 9 кругов ада, чтобы вывести деньги. Но дайте мне, чёрт возьми, возможность их туда завести так, как мне удобно.

Bramio — поиск экспертов и решение задач с помощью видеозвонков
0
Andre Vlasov

Эцсамое. Во первых Amy Tunick это женщина, а во вторых ник fuck Jerry - это не "переспать с Джерри", а "ну его Джерри ***** (на половой член)". Причём там Под Джерри имеется в виду комик Джерри Сайнфелд. Ну и ещё, beigeCardigan это вроде его девушка. А в остальном все верно. Спасибо, пожалуйста.

«Брендам должно быть комфортно»: как американский блогер под псевдонимом FuckJerry завоевал популярность рекламодателей
0
Слава Діонісьєв

К роскомдозору стоит очередь

Роскомнадзор заявил об отсутствии претензий к Netflix из-за «непопулярности сервиса» в России
0
Показать еще