Лого vc.ru

Алексей Амётов и Андрей Загоруйко о монетизации и будущем медиа

Алексей Амётов и Андрей Загоруйко о монетизации и будущем медиа

ЦП пригласил в гости двух известных издателей и медиаменеджеров Алексея Амётова (Look At Media) и Андрея Загоруйко (Комитет), чтобы задать им одинаковые вопросы о том, как изменятся нишевые медиа в ближайшем будущем.

Поделиться

В последнее время появились разговоры о том, что тренд на нишевые медиа прошёл, что на них теперь невозможно заработать. Согласны? Почему?

Алексей Амётов

Не согласен. Всегда могут работать общие большие медиа и нишевые медиа, работающие для небольшой группы определенных людей.

Андрей Загоруйко

Если честно, я не слышал таких разговоров. Наоборот, я читал, что будущее есть либо у максимально охватных ресурсов, либо у суперспециализированных. Нетрудно понять, почему — первые могут продавать рекламу по низким ценам и за счет невероятных объемов инвентаря что-то зарабатывать, вторые смогут продавать доступ к узкой аудитории профессионалов за любые деньги.

Мне нравится пример Business Insider, который уже давно и не Business, и не Insider: они пишут и про политику, и про спорт, и все еще неплохо покрывают технологии. При том, что этот ресурс наверняка не нравится очень многим людям и далек от тех идеалов, на которые равняются многие отечественные начинающие медиаменеджеры, полгода назад они привлекли $12 млн при оценке в $100 млн, а это в моей системе координат вполне себе успешный кейс.

В России мне нравится The Village, сначала это была такая часть фрагментированного издательского дома Look At Media, и там писали про городские кафе и петанк в Парке Горького, а сейчас тематика там сильно расширилась, ресурс поглотил H&F, и теперь там можно прочитать и про политику, и про модную одежду, про бизнес, ну и, естественно, про то, где выпить смузи. Очень хорошо сделан ресурс, есть чему поучиться.

Примеров отечественных узкоспециализированных ресурсов, которые себя неплохо чувствуют, я так не припомню, но думаю, что такие существуют.

Какая модель монетизации будет оставаться приоритетной в ближайший год? Что изменится с монетизацией медиа в ближайшие три года?

Алексей Амётов
Я не верю в платный доступ, если вы о нём. Ха-ха. В России уж точно он не будет работать. В мире, возможно, он немного подрастет. Но в целом в ближайшее время будет работать классическая рекламная модель.
Андрей Загоруйко

Я не тот человек, который должен давать какие-то советы про монетизацию ресурсов, мне есть еще чему учиться, но порассуждать на эту тему попробую. Думаю, что традиционные баннеры будут популярны у рекламодателей все меньше и меньше, но вряд ли пропадут куда-то в ближайшее время. Размещения через RTB — это будущее, об этом все говорят, но из того, что мы пробовали, я не вижу пока особых перспектив. Вероятно, когда-то в RTB придут транснациональные корпорации с огромными бюджетами, и площадки смогут продавать 100% трафика с отсечением в 500 рублей СРМ, но то, что я вижу сейчас, пока очень грустно.

Наверняка видеореклама будет расти, это один из немногих вариантов хоть как-то удержать внимание посетителя, измученного баннерной слепотой. Про мобильные форматы — все говорят, что за этим будущее, но бюджеты не успевают за пользователями. В Рунете уже больше 40% мобильного трафика, а денег там пока очень мало. Но эта ситуация будет выравниваться в ближайшие годы, не может же быть такого, что половина людей смотрит интернет с телефонов, получая при этом всего 3% внимания рекламодателей.

Для медийных ресурсов вроде нашего, нативная реклама должна стать серьезным подспорьем на пути к успеху. Статьи с пометкой «реклама», разнообразные форматы, которые не отрывают читателя от потребления контента, но при этом с четким разделением, что вот это — реклама, а вот это — редакционный материал, на это мы тоже делаем ставку. Продавать экспертизу в создании и распространении контента — это то, на что всё больше внимания обращают западные медиахолдинги.

Планируют ли ваши издания перейти на платную модель и давать доступ к контенту только по подписке?

Алексей Амётов
Нет, не планируют. Хотя были идеи провести пару экспериментов в этой области.
Андрей Загоруйко

Этот вопрос находится не в моей компетенции, но я не думаю, что это дело ближайшего будущего. Если вы зададите себе вопрос: «Если завтра я проснусь, а ЦП закроется за пейволлом, будет ли там, внутри, что-то, чего мне категорически не хватает?» Когда на этот вопрос ответит утвердительно хотя бы сотня тысяч людей, тогда мы к нему вернемся.

Если в медиа нет больших денег, то почему многие продолжают пытаться их делать?

Алексей Амётов
Потому что это весело, интересно и полезно для общества. На самом деле, медиаиндустрия не сказать чтоб была нищей относительно многих других индустрий. Конечно, сверхдоходов там нет, но построить стабильный успешный бизнес можно.
Андрей Загоруйко

Я не знаю, где вы видите кучу новых медиаресурсов, я их не вижу, но, видимо, просто не туда смотрю. Могу предположить, что этот тренд, если он есть, имеет много общего с тем, что ЖЖ на Западе был каким-то маргинальным ресурсом, а в России превратился в культурный феномен. Наверняка во многих странах сложно жить, но только у нас об этом так много пишут.

В любом случае, даже системное производство качественного контента — это уже большая проблема, а для выживания и тем более для процветания медиа нужно успешно выполнять гораздо больший спектр задач.

Сколько человек должно трудиться в издании, которое генерирует 5 000 000 просмотров страниц в месяц, чтобы оно было рентабельным? И кем должны быть эти люди?

Алексей Амётов
Вопрос в том, какие это просмотры. Если мы делаем что-то типа Adme и переводим Buzzfeed, плюс делаем смешные подборки, то и двоих хватит. Если мы делаем что-то своё и качественное, то от семи до десяти человек.
Андрей Загоруйко

Просмотры — это пустая метрика. Издание с 5 млн просмотров в месяц может иметь как 500 тыс. уникальных посещений, так и 2 млн. И зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц или 5 млн.

Если взять сферический ресурс в вакууме, в котором работает 10 человек, и его общие операционные расходы составляют хотя бы 1-1.5 млн рублей с месяц (с очень скромными зарплатами, офисом и всеми налогами), то из этих десяти трое должны работать в рекламном отделе, еще трое должны заниматься разработкой, дизайном и поддержкой, а на остальных нужно взвалить все функции по производству контента.

Насколько тесно или изолированно должны находиться друг от друга редакция и коммерческий отдел?

Алексей Амётов
У нас они максимально изолированы друг от друга. Мы верим в концепцию «стены» между редакцией и коммерцией. Но это не значит, что команды не обсуждают современные тренды или не делятся опытом. Это значит, что рекламный отдел не может ничего просить от редактора, а редактор не имеет права получать деньги от брендов.
Андрей Загоруйко

Считаю, что каждый сотрудник должен думать про то, как компания зарабатывает деньги. Я не слышал историй про то, что СМИ заработало слишком много денег и закрылось.

Если смотреть на деньги, как на ресурс, который позволит вам нанять топового автора или суперкрутого дизайнера, то становится понятно, что создание прибыльной компании должно быть в приоритете, наравне с объективностью подачи информации и другими правилами журналистской этики. Большие корпорации могут позволить себе четко разделить обязанности между отделами, подразделениями и командами, но в стартапе, где работает 10 человек, по-другому нельзя.

Да, во многих изданиях редакция и коммерческий отдел независимы, но если мы говорим про нативную рекламу, как про важный канал выручки, то взаимодействие между журналистами и рекламщиками необходимо. Журналист знает, как подать рекламный текст так, чтобы им заинтересовались читатели, чем в свою очередь будет доволен рекламодатель.

Естественно, что на редакционные материалы рекламный отдел не влияет и влиять в принципе не может.

Есть ли шанс у российских медиакоманд сделать что-то вне нашей страны? Предпринимались ли попытки? И собирается ли попробовать ваша компания?

Алексей Амётов
Шанс есть всегда. Тут надо понимать, что за рубежом может быть две истории: медиа для «русского мира за пределами России» и медиа для жителей тех стран, где оно производится. Первую историю кривенько пытался сделать «Сноб», вторую историю пока никто серьезно не делал, но мы планируем.
Андрей Загоруйко

Я про такие не слышал. Идея о том, что российские журналисты смогут продавать на Запад что-то кроме тоски по Родине, мне кажется не очень реальной. Плюс, основной актив опытного журналиста — это телефонная книжка, которая бесполезна в другой стране, а писать статьи по квартальным отчетам и интерпретировать новые законы это не самый уникальный навык.

Впрочем, мы все знаем про новый медиапроект госпожи Тимченко, наверняка там будет что-то интересное, обязательно подпишусь.

Почему ни один из ваших ресурсов не занимается производством видео- или аудиоконтента?

Алексей Амётов
У нас был видеопродакшн и было онлайн-радио. К сожалению, структура российского рынка не позволяет производить качественные видео для веба и получать при этом прибыль. Что касается онлайн-радио, то с ним тоже не все гладко в плане бизнеса. В итоге мы продакшн закрыли, а радио отдали ребятам, которые им занимаются дальше сами.
Андрей Загоруйко

Производство видеоконтента стоит денег, которые мы пока не понимаем, как возвращать. В аудиоконтент я не очень верю, все эти подкасты — это что-то вроде QR-кодов, перспективная с точки зрения гиков технология, которая так и не была понята обычными людьми.

Какие общественно-политические СМИ вы читаете? Откуда узнаете новости?

Алексей Амётов
Я читаю Newsru.com, Slon.ru, The Guardian — это то, что мне условно нравится. Дальше уже професиональная деформация — у меня десятки новостных источников в Twitter, и я утром читаю его в оболочке Flipboard за кофе. Несколько раз в неделю я читаю «Коммерсантъ», «Известия» и «Ведомости», чтобы понимать, что и как они описывают. Иногда заставляю себя смотреть новости по телеку.
Андрей Загоруйко

Иногда захожу на «Ленту», но скорее по привычке, чем по какой-то нужде. The Village открываю, когда попадаются ссылки на Facebook. Вообще, если честно, мало читаю новостей, от них путаются мысли. Стараюсь читать книги.

Читаете бизнес-СМИ в России и мире? Какие?

Алексей Амётов
Ну те же «Ведомости» и иногда Forbes. Но вообще бизнес-СМИ в России сейчас в некотором кризисе. В мире специально не читаю, но подписан на много интересных Twitter-аккаунтов, откуда попадаю то на Mashable, то на Business Insider, то на Wired, то на Wall Street Journal.
Андрей Загоруйко
Нерегулярно читаю «Ведомости» на iPad, отличный формат под утренний кофе.

Главный тренд в развитии всех онлайн-СМИ сегодня?

Алексей Амётов
Всем тяжело, но трудности закаляют и поэтому все становятся красивее, быстрее, интереснее и технологичнее.
Андрей Загоруйко

Мне кажется, что многие СМИ стараются генерализироваться, т.е. писать про более широкий круг тем. Еще явный тренд на разделение СМИ на либеральные и проправительственные, и те, кто политики старается избегать в принципе. При том, что довольно сложно не писать о вещах, хоть как-то связанных с политикой, потому что они иногда проявляется в сферах, где ее совсем не ждали, но нужно стараться. Потому что выдерживать нейтралитет довольно сложно, а после того, как на вас повесят тот или иной ярлык, будет довольно трудно от него потом отмыться. Собрать миллион просмотров на фотографиях из зоны боевых действий довольно просто, но захочет ли крупный рекламодатель потом ассоциироваться с вами — вот вопрос, на который нужно ответить.

Еще такой, даже не тренд, а то, что хотелось бы чтобы стало трендом, — это понимание экономики онлайн-СМИ. Вот есть журналист Иванов, он звезда и хочет гонорар в $500 за текст. Вопрос, который вы должны себе задать — окупит ли себя его текст? Сколько просмотров он должен собрать? К счастью, у нас уже, например, нет проблемы с получением качественных колонок от известных спикеров, но молодые ресурсы иногда попадают в эту ловушку. Если на пальцах прикинуть, и посчитать, что текст Иванова принесет вам $50, то согласится он писать за такой гонорар или нет? Если не обращать внимания на такие вещи, можно потратить много лишних денег и не получить ничего взамен.

Что этой осенью представит экс-команда «Ленты.ру» и как это повлияет на российский медиарынок?

Алексей Амётов
Спросите у команды «Ленты».
Андрей Загоруйко

Мне кажется, что они не зря уехали в Латвию, и что они готовы к тому, что их будут блокировать. Наверняка это будет в формате мобильного приложения — не заблокируют же весь аппстор. Скорее всего, будут активно пользоваться и западными социальными сетями — тем же Facebook, например, он тоже вроде бы выборочно не умеет блокировать контент под конкретную страну.

Как изменится ваш бизнес и его стратегия после вступления в силу новых законов об интернете?

Алексей Амётов
В этих законах пока ни черта не понятно, чтоб их анализировать и тем более комментировать.
Андрей Загоруйко

Я не знаю, не разбираюсь в этом, для этого и существуют юристы, которые нам всё расскажут. Не думаю, что что-то принципиально поменяется, просто будем немного тщательнее следить за комментариями читателей и держать нос по ветру.

Когда уже умрут печатные СМИ?

Алексей Амётов
Сейчас кризис начнется, и половина до 2016 года не доживет.
Андрей Загоруйко

У печатных СМИ главная модель монетизации — рекламная. С уменьшением рекламных бюджетов печатная пресса будет отмирать, это нормальный эволюционный процесс. В таблице ниже видно, что в 2008 году рекламные бюджеты прессы составляли 64 млрд. рублей, в прошлом — 37 млрд. Логично предположить, что через 10 лет денег там не останется совсем.

Каковы перспективы у новостных агрегаторов вроде «Медиаметрикса»?

Алексей Амётов
Они будут частью системы дистрибуции, как и соцсети. «Рамблер», «Новости Mail.ru», «Яндекс.Новости» никуда не денутся.
Андрей Загоруйко

«Медиаметрикс» — отличный продукт, который дает объективную картину дня. Зайти на один сайт и увидеть там все популярные новости, собранные с десятков СМИ — невероятная экономия времени. Я думал, что это проект больше для профессионалов медиаиндустрии, но, по статистике, туда ходит больше полутора миллионов человек в месяц, каждый из которых просматривает по 30 страниц. Не могут же они все быть профессионалами. Значит, и обычным людям интересно — респект Герману.

В какой отрасли вы бы делали проекты, если пропадет возможность делать медиа?

Алексей Амётов
Пропадет в России — буду делать за рубежом. Я люблю медиа и с 10-го класса школы начал работать журналистом. Всё, чем мы занимаемся — ищем пути для развития эффективных медиа в 21 веке.
Андрей Загоруйко

Вокруг нас очень много нерешенных проблем. Обладая определенным набором навыков, можно создать успешную компанию, которая будет заниматься чем угодно — от розничной торговли до производства дронов. Сейчас я думаю только о том, как нам добиться успеха в том, чем мы сейчас занимаемся.

Почему вы не рекомендуете молодым ребятам пытаться делать новое СМИ сегодня?

Алексей Амётов
Я не рекомендую? Нет. Я предупреждаю, что это будет тяжело, нервно, иногда опасно, может не принести денег, но при всё этом медиа — это неимоверно круто.
Андрей Загоруйко

Мне кажется, что для самореализации есть более перспективные области, для того, чтобы заработать деньги — тем более.

Какие книги рекомендуете прочитать начинающим медиаменеджерам?

Алексей Амётов
Ричард Брэнсон «Теряя невинность», Майкл Блумберг «Блумберг о Bloomberg», Роберт Капа «Скрытая перспектива», Andrew Pettegree 'The invention of news'.
Андрей Загоруйко
Из последнего мне очень понравилась 'Moneyball' (Michael Lewis) — там, если в двух словах, о том, что цифры и данные важнее, чем ощущения и интуиция. 'The startup game' (William H. Draper) — про то, как в Долине всё начиналось. «Новостная интернет-журналистика» (Александр Амзин) — системная методичка про то, как делать журналистику.

В какой стране будете жить вы и ваш бизнес через пять лет?

Алексей Амётов
В свободной стране с рыночной экономикой, демократической формой правления, уважающей и ценящей своих граждан. Надеюсь, что это будет Россия.
Андрей Загоруйко

Вы знаете, сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать.

Если серьезно, то в России мне нормально, компания тут тоже растет и развивается, не вижу причин куда-то уезжать. Горизонт планирования в пять лет, конечно, не очень применим к текущим условиям, но жалобы определенной категории граждан на то, что тут становится все хуже и хуже я не разделяю, и думаю, что все будет хорошо.

Считаете ли вы российское журналистское образование достойным? Если нет, то как и где должен учиться журналист в России?

Алексей Амётов
Любой профессионал в наше время не может получить в институте ничего, кроме базового образования и навыка обучения. Всё, дальше ваша личная работа. Индустрии меняются так быстро, что только постоянное самообразование поможет вам профессионально расти. Благо, сейчас легко купить любую книгу, и есть огромное количество онлайн-курсов. Ну и для молодого специалиста важно попасть на работу в классное место с умными людьми. Лично мне работа в «Газете.ру» в начале 2000-х, а потом год работы с Полом Хлебниковым на запуске Forbes дали больше с точки зрения профессии, чем все годы института.
Андрей Загоруйко
Не знаю ничего про журналистское образование. Думаю, что полезнее будет получить техническое, а если есть желание писать тексты — читать больше книг, сходить на курсы, которые регулярно проводят российские медиаменеджеры, и смотреть на западные наработки. Не уверен, что профессия журналиста — это хороший выбор для молодого человека, который решает, в какой вуз поступить в России в 2015 году.
Статьи по теме
Главный редактор Hopes&Fears Николай Кононов: Зачем издание объединяется с The Village08 июля 2014, 20:33
Ситуация в Look At Media: слухи о задержке зарплат и реструктуризация компании27 мая 2014, 19:23
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень хороший формат оформления формы интервью.

0

Очень хороший формат оформления комментария об очень хорошем формате оформления формы интервью.

Поддерживаю. Вообще - парное интервью - это отличный формат!

0

Формат на самом деле хорош.

0

Задорный пафос на месте. Да нет, всё так.

0

Отличная подача материала!
Ну, и, не мог пройти мимо :))
>В свободной стране с рыночной экономикой, демократической формой правления, уважающей и ценящей своих граждан.

Статья хорошая (надежда Алексея на свободную демократическую Россию через 5 лет повеселила).

У меня вопрос - а почему "Комитет"? Ассоциация с гос.органами и СССР, т.е. ничего хорошего и прогрессивного

0

Амётов отвечал так кратко, будто куда-то торопился.
(за остатками дорблю в Азбуку)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan Kolyhalov
Whisla

в их "матчасти" черным по белому видимо написано, что если в твоем проекте нет кофаундера (да, именно это слово), то ты заработаешь мильон. А если есть то 10. Все остальное не важно.

Такие вещи надо знать, иначе хана.

ФРИИ официально запустил сервис для поиска сооснователей стартапов Cofoundit
0
Варвара Маревская

Он и не на смартфоне не особо прямо выглядит:)
Но на самом деле, "крутизна" сайта ни как не влияет на его экономичнскую эффективность.

Alfamart24 — интернет-магазин товаров для дома, дачи и офиса без складов и салонов продаж
0
Варвара Маревская

Какая-то поделка.
Вот я в Москве. Захожу в раздел "стройка", ну ладно, там один кирпич и то по факту пусто. Захожу в "двери". Дверь состоит не только из полотна, а еще и коробки, наличников, доборов, фурнитуры. Доставки. Нафига мне ваш самовывоз через 7 дней? О доставке напрямую ни слова. О ее стоимости тоже, мол, звоните. И это интернет-магазин. Может в деревнях это и норма...
Зато мне сразу предлагают внести предоплату.

То есть, логистики нормальной нет. Как клиентов брать? А ведь товар тут такой, что по интернету не особенно продаваться может - ну вот как покупать двери по интернету не поняв цвет? По фото цвет понять не возможно - лишь представление. Тоже и со светом, да и с интерьером.

Во всяком случае, из статьи и сайта ноу-хау не видно.
Поэтому, я вижу только один способ получения клиентов - цена. Будет цены ниже - будут клиенты.

А то, что в 22 года сделали - это супер.
Но думаю, звездный час был когда "предлагали продать за 3".

Alfamart24 — интернет-магазин товаров для дома, дачи и офиса без складов и салонов продаж
0
Александр Альхов
CourseBurg

магия :)

на той неделе проверял еще на работало, а тут зашел и сайт даже провалидирован,

Mail.Ru Group запустила сервис по автоматическому поиску ошибок для SEO-оптимизации сайта SEOSan
0
Максим Маслов

AT&T , не?
Или им теперь обязательно название менять?
Royal Dutch Shell?
Королевские Авиалинии?

ТАСС узнало о планах S7 создать собственный космодром на орбите
0
Показать еще