Лого vc.ru

Кейс из России: Разработка и запуск iOS-приложения для доступа в личный кабинет фитнес-клуба World Class

Кейс из России: Разработка и запуск iOS-приложения для доступа в личный кабинет фитнес-клуба World Class

Рассказ основателя студии 65apps Дмитрия Желнина.

Дмитрий Желнин, генеральный директор студии мобильной разработки 65apps

У каждого бизнеса свои «мобильные» задачи. Для World Class мы хотели создать приложение, которое будет удобным для пользователей и компании. Клиенты бы получили комфортное средство общения с фитнес-клубом, а компания бы сократила расходы на поддержку и получила качественный канал связи с клиентами.

Мобильные пользователи

Стратегией компаний по охвату клиентов становится «mobile only». Весной 2016 года 71% пользователей интернета в России выходили в сеть с мобильных устройств, причем 19% только с мобильных. В США количество «только мобильных» пользователей превысило количество «только десктопных» в 2015 году.

В России в 2015 году 61% людей занимались спортом. Самые активные среди них — молодежь (87%), студенты (71%) и люди c высоким достатком (72%). Они также больше всех пользуются смартфонами и планшетами среди возрастных групп с 12 до 17 лет и с 18 до 24 лет.

Две категории людей: занимающиеся фитнесом и мобильные пользователи, — это и есть целевая аудитория World Class. Посетители клуба сидят в социальных сетях, слушают музыку и работают в приложениях. Они хотят управлять «отношениями» с фитнес-клубом через удобное, функциональное и красивое приложение.

Какие задачи решает приложение для фитнес-клуба

  • ​Расписание занятий — запись на занятия «на бегу» в одно касание.
  • Уведомления об изменениях или акциях.
  • Опосредованное напоминание о клубе через иконку на домашнем экране.
  • Возможность управлять жизненным циклом клиента внутри компании и здоровым образом жизни пользователя вовне.

Члены клубов World Class — современные, активные, путешествующие, деловые люди, которые ценят свое время. Они регулярно записываются на персональные тренировки, спа-процедуры, замораживают клубные карты, и не хотят звонить по телефону, чтобы получить услугу.

Личный кабинет на сайте способен удовлетворить эти потребности, но, чтобы в него попасть, нужно совершить много действий, а у мобильной поисковой системы нет всей функциональности, доступной приложениям.

Мобильные приложения сегодня — это основной канал связи с клиентом и возможность продавать дополнительные услуги: дни «заморозки» абонемента, аренду шкафчика и гостевые визиты.

Почему нужно создать новое приложение

Комментирует Дарья Васильева, digital-менеджер компании World Class.

У World Class было мобильное приложение для iOS, но набор функций был минимальным, работало оно нестабильно, а дизайн и функциональность устарели. Поэтому мы решили сделать новое приложение — удобное и красивое.

Я верю, что экономить надо не на ИТ, а с помощью ИТ. Поэтому за последние два кризисных года мы увеличили бюджет на ИТ и автоматизировали процессы. Мы оптимизировали количество сотрудников компании, дали клиентам дополнительный сервис и стали больше зарабатывать.​

— Николай Прянишников, генеральный директор World Class

Почему iOS

Большинство клиентов World Class пользуется техникой Apple. Android-устройствами владеют около 20% пользователей мобильных устройств, и приложением для этой платформы в World Class занимается собственный разработчик. В случае iOS компания решила воспользоваться услугами сторонней компании и через тендер выбрала студию 65apps.

В России доля продаж устройств на Android превышает 80%

Комментирует Николай Прянишников, генеральный директор World Class.

Если у вас приличное ИТ-подразделение, то многие задачи вы можете сделать самостоятельно. Если вам нужна быстрая профессиональная разработка — обращайтесь к подрядчику. У нас комбинированная модель при создании мобильного приложения.

Мы провели тендер и выбрали 65аpps. Центр разработки студии находится в Ижевске. Когда ты контролируешь процесс и нанимаешь подрядчика, то получаешь выгодное сотрудничество. Если пускаешь процесс на самотек, и вендор вьет из тебя веревки — это тупиковый путь.​

Разработка приложения по этапам

К началу работ у World Class не было четкого технического задания на разработку. Это и должно было стать одним из первых шагов.

Проект решили разделить на этапы, не заключая контракт на все работы, чтобы в случае необходимости передать заказ другому исполнителю. Результат каждого этапа — полноценный релиз приложения, который уходит в магазин.

Мы считаем такой подход верным: он помогает обезопасить себя, маневрировать, лучше управлять процессами и сэкономить на разработке.

Навигационная карта приложения

Мы запланировали пять этапов:

  • ​Разработка ТЗ и дизайна.
  • Первый релиз. На этом этапе требовалось реализовать базовую функциональность и заложить основу для дальнейшей разработки. В первый релиз вошли: авторизация, профиль пользователя с возможностью управлять подписками на email и SMS, управление контрактом, возможность написать в клуб и увидеть историю посещений и финансовых операций.
  • Второй релиз: добавление платежей, пополнение баланса, привязка банковской карты, возможность купить контракт и активировать гостевые визиты.
  • Третий релиз — расписание клубов и онлайн-запись.
  • Четвертый релиз — услуги по аренде шкафчиков, реализация пуш-уведомлений.​

Важно делать проект итерациями и не закладывать все в один договор​.

— Дмитрий Желнин

Как мы совместили новую CRM-систему World Class с разработкой приложения

В 2015 году World Class перешел на новую CRM-систему — «1С: Фитнес клуб», которая позволила проводить интеграции с внешними сервисами. World Class — это большая компания со сложными бизнес-процессами. Работать в такой системе нужно аккуратно и с пониманием.

Раньше клиент World Class не мог записаться в онлайне, только через администратора или тренера. Чтобы онлайн-запись стала доступной в приложении, ИТ-департамент компании разработал приложение для тренеров — оно позволяет самостоятельно записывать клиентов и получать уведомления, если клиент записался через администратора или личный кабинет на сайте.

Интерфейс приложения для тренеров

Непросто было с совмещением инфраструктур — мобильной на стороне 65apps и сервера на стороне World Class. У компании не было собственных тестировщиков, которые могли проверить работоспособность API. Поэтому тестировать приходилось в процессе разработки.

Часто работа над приложением опережала разработку серверного API. Для отладки и проверки работоспособности разработчики сначала имитировали ответы сервера, а по мере готовности API проверяли функционирование программы и данных.

Комментирует Сергей Буев, руководитель проекта 65apps.

Что делать разработчику в такой ситуации? Зависит от сроков и возможности переключить подрядчика на другие проекты и задачи. Идеально, когда серверная часть готова и протестирована до начала разработки с помощью сайта компании. В этом случае нет затрат на выяснение источника ошибки, если сервер или приложение функционируют неправильно.

Менее привлекательная ситуация, когда разработка ведется параллельно. Могут возникать простои со стороны разработки приложения. Если позволяют сроки, лучше перенести старт мобильной разработки. Мы не могли так поступить из-за жестких сроков.

Мы рекомендуем использовать сервисы Apiary.io и Swagger.io для проектирования и тестирования API как со стороны приложения, так и со стороны сервера. Это увеличивает скорость разработки и уменьшает вероятность ошибок с обеих сторон.

Важно помнить, что разработка сервисного приложения — это не только работа внешних подрядчиков, но и работа внутри компании.​ И не только техническая работа с информационной системой, но и с процессами, и с людьми.

Нельзя сказать «сделайте нам хорошо» и устраниться. Надо работать наравне с партнерами.​

На долю API приходится 70%—80% успеха приложения, а на эту часть мобильные разработчики не могут повлиять. Это значит, что такой специалист должен быть в штате или понадобится проверенный подрядчик.

Релизы

Уже вышли четыре версии. После выпуска первой версии и анонса люди заходили в личные мобильные кабинеты и задавали вопросы. Приложение стало востребованным — более половины тех, кто заходил в личный кабинет на сайте, перешли на iOS- и Android-приложения.

До запуска мобильного приложения личным кабинетом на сайте пользовалось около 25 тысяч человек. После запуска на сайте осталось около 21 тысячи пользователей, зато 9 тысяч появилось на iOS и еще 4 тысячи на Android.

World Class удалось переместить часть традиционных пользователей в мобильные приложения и охватить новых клиентов. Тех самых молодых и активных, для которых сайт выглядит анахронизмом.

Станислав Коробков директор по маркетингу мобильной платформы для фитнес-клубов Mobifitnes

​World Class —  первые во многом. В команде с 65apps у них получилось отличное мобильное приложение.

Анализ более 250 клиентов показал: в первый год после запуска приложения в фитнес-клубе им пользуются минимум 35% клиентов при вялом анонсе и минимум 55%, если клуб сделал целенаправленный анонс.

В результате запуска приложения уменьшается нагрузка на персонал по рутинным задачам: продление карт, обработка заявок на заморозку, запись на занятия и проведение оплат. Несколько наших клиентов сократили штат, потому что части людей стало нечего делать. Падают затраты на SMS за счет использования бесплатных push-уведомлений в приложении.

У нас есть заказчики, которые перестали рассылать SMS клиентам. 85% пользователей продлевают карты и покупают тренировки в приложении. Людям удобнее делать это со смартфона, а не через администратора клуба или по телефону. Другой интересный факт — если клуб не анонсирует приложение, то количество пользователей минимально.

Качественно изменить ощущения клиента от взаимодействия с клубом позволяет интеграция мобильного приложения с клубной системой. Клиенту не нужно обращаться к администратору, и все можно делать в приложении, получается «фитнес-клуб будущего».

Дмитрий Щипачев менеджер компании Finch

World Class разработал отличное приложение. Много функций, наверняка полезных для клиентов. С интересом прочел про процесс интеграции CRM-системы с API.

Любые интеграции — это нелинейный процесс с миллионом костылей, мы сами через это проходили и знаем, насколько это сложная задача. На одних проектах мы выступали как разработчики мобильного API, а на других — реализовывали полный цикл разработки.

Наш опыт говорит о том, что если часть серверной бизнес-логики должна реализовываться на стороне заказчика, то лучше самостоятельно разрабатывать клиент-серверный API.

К оригинальному API мы в такой ситуации рекомендуем подключаться по логике server-server. Это позволит гибко конфигурировать запросы, реализовывать кэширование на своей стороне и оптимизировать скорость работы.

Такой подход повысит качество приложения для пользователя и устранит мелкие недоработки интерфейса. Кроме того, приложение будет работать, даже если изначальный API сломается. Всегда неприятно объяснять заказчику, что часть продукта могла работать лучше, если бы не проблемы в чужом коде.

Присылайте собственные кейсы, в результате которых вам удалось заметно улучшить (или, наоборот, ухудшить) показатели проекта, на cases@vc.ru. Интересные эксперименты обязательно попадут на страницы рубрики «Кейсы».

У спортлайфа давно и круче.

0

Вполне возможно. Но это не наш кейс )

0

и вам спасибо за доброе слово. оно для нас очень важно

Будучи клиентом WC на протяжении нескольких лет, только из этой статьи узнал что там есть какой-то личный кабинет и приложение, и что люди зачем-то туда заходят.

Зато бабла срубили на никому не нужной софтине)

0

вы не правы. бабла мы не срубили - бюджет был не велик. скорее очень хотелось получить в портфолио такой крутой бренд. ну а насчет "никому не нужной" я даже комментировать не буду. в тексте все есть

0

Не очень понял, как было решено, что пользователей Айфонов среди клиентов 80%.

0

Пользователей сайта WC.

0

это внутренние данные World Class

Текст читать было сложно, "неасилил". Скучно, как будто надо было побольше серьезных и важных слов написать и упомянуть название фитнес клуба и разработчика.

0

ну и это тоже, да.
А текст, он, видимо, просто не для вас. иначе бы прочли )

0

В онлайне принято грубовато писать, лично же человека не видишь. Так вот, обидеть не хотелось вас. Хотел донести, что многовато текста или он был написан так что скучно читать. Я кстати тоже не крутой тексто-писатель. Но если отойти от официоза и написать про то что реально волнует получатся интересней в разы

0

Вот это было читать интересно vc.ru/p/8-how-to-cut-cost

вот это почитай. я оооочень старался.
www.cossa.ru/234/159420/

0

Прочитал. Отлично написано
👍🏼 Согласен с каждым словом. Я думаю что заказчик выбирает красивый дизайн, потому что создаётся видимость контроля. Он уже видит "конечный" "рабочий" вариант

У меня айфон на английском, от качества перевода интерфейса хочется выковырять себе очи.
"To freeze the contract you need not less than 7 days of freezing"
"You have not enough days for freeze the contract"
"Buy freezing"
"Bonuses"
"Composition" - это, походу, состав контракта, включенные услуги
"Recording is closed" - это запись на тренировку

Мгла ада.
Это при том, что в клубах качается много экспатов и есть англоговорящие тренеры.

0

мы обратим на это внимание

0

Пофиг о чем статья, вижу Пряник, ставлю лайк!

Вроде и полезно, а вроде и сто раз такие истории видены.
Ну, в целом молодцы, конечно.

0

спасибо. приятно )

0

Дима привет)

0

То есть я верно понял посыл? Захочешь сделать мобильное приложение, но не уверен, что оно вам надо - делай тендер, выбирай студию с низким ценником и разработчиками в маленьком городе и обязательно без тестировщиков(sic!), прописывай в договоре возможность отказаться от них в любой момент, настаивай на жестких сроках, не рекламируй, пили кейс на vc?

каждый читает между строк что-то своё, - это всегда очень личное... )))

0

А чем плохи разработчики не из Москвы?

0

"Дмитрий Щипачев менеджер компании Finch
World Class разработал отличное приложение. Много функций, наверняка полезных для клиентов. "
Ну, да. чем больше функций, тем лучше приложение))

Судя по набору функций и этапам, о пользователях в приложении думали в последнюю очередь

0

гамбургер меню в 2017?!

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления