Лого vc.ru

Как выжить, создав собственное SMM-агентство — опыт основателя компании «Апрель»

Как выжить, создав собственное SMM-агентство — опыт основателя компании «Апрель»

Генеральный директор и основатель агентства медиакоммуникаций «Апрель» Всеволод Шеховцев написал для ЦП колонку о том, с какими трудностями придётся столкнуться SMM-специалисту, открывая собственное агентство.

Поделиться

Что может быть лучше, чем высокомаржинальный бизнес, практически не требующий стартовых вложений, в таком модном и растущем направлении, как SMM?

Наверняка каждый специалист по соцмедиа хоть раз задумывался об открытии собственного агентства. Год назад я настолько поверил в себя, что, имея за плечами хорошее образование и пять лет опыта работы SMM-щиком, решил пойти своим путём.

1 апреля 2014 года появилось агентство «Апрель». С этого момента все мои представления о сравнительно легких деньгах на рынке social media разбились вдребезги, и стало понятно, почему бывший руководитель говорил, что я выбрал сомнительный путь к богатству.

Спустя год я с удовольствием делюсь опытом и даже даю советы.

1. «Бизнес» — значит «продавать»

На первом этапе не думайте о миссии, позиционировании и высоких целях. Не занимайтесь теорией. У вас нет денег и времени на то, что работает косвенно и в туманной перспективе. Вам нужно начать генерировать выручку, чтобы жить. Как сказал один из деятелей digital-рынка, если есть кассовый разрыв, садитесь за телефон и ищите клиентов.

Мы начали с того, что обзвонили всю адресную книгу: друзья, друзья родственников, бывшие клиенты, старые знакомые, коллеги. Нам нужны были любые клиенты. Где-то мы столкнулись с резким неприятием по отношению к социальных медиа, у кого-то загорались глаза, а кто-то, поработав с недобросовестными агентствами или специалистами, утверждал: «Мы всё знаем, пробовали. Не работает».

Из-за этого каждая наша презентация походила больше на образовательную лекцию о том, что могут социальные медиа. Два месяца мы работали вхолостую, только делая предложения и разговаривая по телефону.

Но количество переросло в качество. Именно благодаря очень интенсивным действиям, в первый год работы мы провели успешные проекты с Гран-При «Формулы-1» в Сочи, «Альфа-Банком», «Акадо» и другими компаниями и брендами. Что мы поняли очень хорошо в этот период — что не нужно боятся негатива со стороны клиента, возможно, он просто имеет отрицательный опыт, и ему нужно помочь и рассказать правду.

2. Рынок нужно просвещать

В январе мы потеряли нескольких клиентов, у которых выиграли тендеры в конце прошлого года. Причина — сокращение бюджета на SMM в кризис по причине неочевидности конечного результата.

Это нам внутри рынка кажется, что без SMM невозможно сегодня существование бизнеса онлайн. Но реальность показывает, что большинство потенциальных клиентов не понимает, зачем им нужен SMM, и как это направление может увеличить их продажи. Кроме того, рынок отчасти уже успели дискредитировать «школьники» и недобросовестные агентства, обещающие золотые горы, а достигающие KPI с помощью «ботов». Очень у многих рынок ассоциируется именно с таким подходом.

Это мы (работники рынка) знаем, что, например, «сине-черное» или «бело-золотое» платье помогло магазину за день продать весь ассортимент. А после видео диалога инспектора ГИБДД с говорящим хомяком эти игрушки были моментально раскуплены из всех магазинов.

Очень важно в этот непростой период рассказывать клиентам, какие инструменты для каких целей работают и что могут принести в итоге. Нам совсем недавно пришлось доказывать клиенту, что ему совсем не нужно быть в четырёх соцсетях одновременно, как ему говорили его предыдущие подрядчики.

3. Качество — на первом плане

Маленькое агентство может преуспеть, только если выдает контент на уровне больших игроков. В нашем понимании это никаких «ботов», «баянов» и по минимуму надоевших «котиков».

За год работы мы стали скучным агентством, в котором всё работает по четко отработанным регламентам и правилам. На каждом проекте есть определенные требования по графическим изображениям, тайминг по ответам пользователям, правила ведения проекта внутри команды и так далее.

Мы не верим, что так называемый funky business может достичь успеха на таком конкурентом рынке, как у нас. Каждый член команды знает, как выполнить ту или иную задачу и где найти необходимый материал для работы.

Самое сложное — это как раз найти правильных людей в команду, но и тут нам помог опыт прошлых агентств: нужно начинать со стажёров.

Но чем привлечь талантливых молодых специалистов из хороших вузов в незнакомое агентство? Не просто пишущих без ошибок, а с широким кругозором и нестандартным мышлением. А главное — достаточно амбициозных, чтобы не тратить свое время и ваш скромный бюджет на прокрастинацию в офисе.

Мотивировать таких работников сложнее, чем обычных наемных специалистов, и с первых дней мы начали вкладываться в их обучение: проводили лекции внутри агентства, покупали книги про бизнес и маркетинг, подписки на нужные журналы. В итоге почти все стажёры, с которыми мы начали работу, стали нашими сотрудниками.

4. Не расслабляйтесь

Когда появляются первые деньги, возникает ощущение, что трудности позади, и теперь начнётся стабильный рост. Появляется множество способов начать тратить заработанное.

Не стоит впадать в эйфорию. Не снимайте дорогой офис с дизайнерской мебелью. Не держите непонятных людей в штате. Не покупайте новую дорогую машину. Не бойтесь отсутствия показухи и понтов. В день, когда на вашем счету скапливается достаточно средств, нужно начинать серьезную работу над продвижением агентства.

Вот теперь самое время заняться позиционированием, качественной работой над визуалами. Ведь за время вашей самостоятельной работы вы уже поняли, в чем ваши сильные стороны, что вы хотите и умеете делать лучше всего, как устроен и работает рынок. Вам есть, что рассказать людям.

Нужно серьёзно заняться продвижением агентства. Причем лучше, если за это отвечает не хэдлайнер, а отдельный специалист. Но не стоит отдавать эту важную часть деятельности неопытному человеку с целью сэкономить. Потому что в этом случае за маркетинг будете отвечать вы, и вам нужно будет полностью погрузиться в эту деятельность, а также в обучение сотрудника и полностью контролировать его.

Мы сами потеряли приличное количество денег и времени перед тем как найти человека, который сейчас отвечает за продвижение агентства.

Специалиста с большим опытом работы можно мотивировать не только финансами, но перспективами в будущем, гибкими условиями или чем-то ещё.

В заключение

Хотелось бы сказать, может быть, банальную вещь: успех приходит только к тем, кто работает и мыслит позитивно. Перед самым кризисом я вырвал из очередного номера бизнес-журнала страницу с цитатами о позитивном мышлении и ношу её с собой до сих пор. Помогает.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

В списке клиентов есть Альфа-банк, лучше бы рассказали о том, как неизвестное агентство получило такого клиента — было бы куда полезнее чем эта теория.

Там же вроде написано, что садитесь за телефон и начинайте звонить друзьям, знакомым... и что-то да найдете

0

Все очень просто.
Когда Всеволод работал у нас, он вел "Альфа-банк" и делал свою работу настолько круто, что когда Сева покинул команду,о чем кстати мы до сих пор грустим, клиент просто не смог работать с другой командой и перешел в агентство "Апрель".
Это история очень наглядно показывает, если ты крутой специалист и хорошо делаешь свою работу, то клиенты не смогут без тебя жить и Всеволод это доказал.
Особенно меня порадовало, что Всеволод никого не переманивал, у нас были тресторонние переговоры с клиентом, на которых мы нашли решение данного вопроса.
Также хочу отметить что мы продолжаем свое сотрудничество с компанией "Альфа-банк" в той сфере, в которой мы более сильны. Primax Digital. Роман Куликов.

P.S Сева, ты большой молодец и я очень рад, что такой специалист вышел из нашего агентства.

Ну так и надо было рассказать о том, как искать клиентов с помощью прошлой работы и при этом еще оставаться со всеми в хороших отношениях и не портить карму.

Просто нужно относиться ко всем по-человечески)

Ну и вода вместо статьи в итоге получается :) А можно было сделать полезный пост

Думаю, что ее легко можно продолжить и добавить конкретики.

0

Так с какими именно трудностями столкнулось агенство, помимо поиска первых клиентов? С соблазном снять офис подороже и накупить чего-то ненужного? Если бы было больше конкретики, было бы намного интереснее.

0

Поделитесь цитатами с вырванной страницы, сделаем плакат

Молодец, Сева! Я в тебе не сомневался.

Мне вот эта цитата приглянулась) "и стало понятно, почему бывший руководитель говорил, что я выбрал сомнительный путь к богатству"
Мог бы как нибудь по другому меня назвать)

0

Есть подозрение, что Всеволод имел ввиду другого предыдущего руководителя. Я могу ошибаться, конечно :)

Тот вообще отморозень, от него можно поучиться только воровству и тому как нае ....ть клиента....)

Это мне Вася говорил)) ты мне просто сказал, что smm не работает)))

0

Хотелось бы узнать мнение Елены Торшиной об этом агентстве. Без этого нет смысла обсуждать статью.

Давайте еще на заборе мнение прочитаем. Без этого смысла обсуждать статью тоже нет.

это телка, которая пишет через каждое второе слово "блять"?

Да, та самая, и она поумнее вас двоих вместе взятых будет. Ваше мнение, как и на заборе, роли не играет. А вот Е.Т. в этой сфере профи.

Да че мелочиться, уж давайте нас с вами троих вместе взятых. Или вы не согласны, считаете себя поумнее Торшиной?

А по теме - тексты девушки простые, как три копейки, полета мысли, да и мысли, отличной от "все вокруг пидарасы", там нет. Если вы помните, в начале двухтысячных был популярен удафф.ком. Там такого говна было навалом, порой и покруче написанного.

После прочтения застрял в голове момент насчет того, почему клиенту "совсем не нужно быть в четырёх соцсетях одновременно". Так вот, вопрос, почему не нужно?

0

Ок, зачем салону красоты high+ идти в ОК?

0

Зачем автор писал эту статью? Ничего полезного, все как у всех. Зато рассказал, что есть такое агентство, с чем я его и поздравляю.

0

А что хотели бы узнать?

0

А что у вас ссылки с главной на портфолио не работают?

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andrey Harchenko

Один вопрос интересует - вы как основатель, что конкретно умели делать - программировать, дизайн / верстка или что-то связанное с обработкой данных - сервера, базы. Т.е. руками вы что-то сами умеете на хорошем уровне?

5 советов о том, как провалить проект
0
Андрей Захаров

Сложно сказать. У Люмии есть предустановленный офис, от Микрософта, он несколько уступает настольному, но пользоваться можно (что я и делаю). Броузер Эйдж на телефоне работает так же, как и на PC (если через док станцию телефон подключить к монитору, то и не отличить)

Мне приложений хватает (пока).

iPhone 7: первое знакомство
0
Андрей Загоруйко
Quest.ai

Эксперименты сейчас на разные темы. Точно не в той же области, в которой Quest делали )

5 советов о том, как провалить проект
0
Nikita Tanygin

вам не кажется, что если в сторе нет приложений даже для хипстеров, это значит, что и серьезных полезных приложений там нет и не будет?)

iPhone 7: первое знакомство
1
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Уф... Мне опять писать про то, чтобы Вы писали непосредственно автору или Вы читали комментарии выше?
Хотя я понимаю, что своей целью Вы ставили просто высказать свою точку зрения для читателей VC.ru.
Ну что ж, могу сказать только, что:
1. Автор сам пишет, что у него в заведении есть возможность зарядки для телефона, так что лояльность клиентов для него важна, несмотря на описанные им затраты.
2. Сама по себе "Кудяблишная" - хорошее заведение с вкусными кудябликами. Будете в Нижнем - заходите. ;)
3. Желать вымереть кому-либо - не очень красиво. Особенно целому поколению.
Удачи.

«Мы не "Связной", мы больше по еде»: отказ зарядить смартфон в ресторане привёл к скандалу в Facebook
0
Показать еще