Лого vc.ru

It’s not OK, Google: Почему маленькая португальская компания-разработчик подала в суд на ИТ-гиганта

It’s not OK, Google: Почему маленькая португальская компания-разработчик подала в суд на ИТ-гиганта

Дело «Яндекс vs. Google» в России — не единственный пример, когда локальный игрок обращается к государственным органам за помощью в противостоянии монополии Google. Пауло Трезентос и Алваро Пинто, основатели Aptoide, альтернативного магазина приложений из Португалии, написали для ЦП колонку о том, как они начали конкурировать с Google Play, столкнулись с проблемами и как стали их решать.

Поделиться

Компания Aptoide начиналась в 2009 году как ответвление разработчика программ для Linux. Мы достаточно быстро пришли к мысли, что Android — будущее мобильных платформ, поэтому взялись за разработку APT (Advanced Packaging Tool) под эту систему, который получил название Aptoide — производное от «APT» и «Android». Иными словами, мы стали делать магазин приложений.

Идея альтернативы существовавшему тогда Android Market показалась привлекательной для многих, и к 2014 году количество уникальных пользователей достигло 51 миллиона — мы стали очень заметными. Настолько, что на нас обратил внимание Google, после чего начались проблемы.

В итоге нас вытеснили из Google Play, поскольку считается, что мы нарушаем одно из правил магазина и мешаем единообразию системы Android как таковой. В понимании Google, на их ОС не должно быть никаких других конкурирующих магазинов, в том числе и потому, что в таких магазинах якобы сложно отследить вредоносные приложения. Под тем же предлогом из Google Play убрали популярный Amazon Appstore.

У нас оставалась лазейка в виде возможности установки из браузера, но на Google Chrome неискушенному пользователю установить что-то извне почти невозможно, а Google сейчас делает так, что браузер в Android скоро вообще не понадобится. Плюс ко всему, в последние годы Google начал активнее заниматься так называемым «bundling»: компания берёт базовые сервисы вроде «Календаря» или «Поиска» из открытой операционной системы и делает их эксклюзивной частью Google Mobile Services (GMS).

В итоге, если Google постепенно заберёт все свои сервисы из операционной системы в GMS, существование операционной системы без GMS станет проблематичным. Долго терпеть сложившуюся ситуацию мы не могли, поскольку Google такими действиями очевидно ведёт себя недобросовестно по отношению к конкурентам, и поэтому решили подать жалобу в Европейскую комиссию, которая должна регулировать такие вещи.

Если обобщить, то наши претензии к Google заключаются в следующем: у компании огромная доля рынка на смартфонах, и она использует свои успехи в сфере операционных систем, чтобы достигнуть новых высот бизнеса в других сферах. В нашем случае — на рынке магазинов приложений. Однако существует закон о конкуренции, свод определённых правил, который Google игнорирует.

После подачи жалобы в июне-июле 2014 года Еврокомиссия запросила у нас детали и доказательства, и мы их предоставили. Далее Комиссия потребовала от Google ответить на жалобу и раскрыть свою внутреннюю документацию, касающуюся предмета наших претензий. Корпорация отреагировала ответом на 30 страниц, который у нас была возможность прочитать и прокомментировать, что мы и сделали. По результатам этого Google должен будет ответить на новую серию вопросов со стороны Еврокомиссии.

Кроме того, теперь Еврокомиссия собирается завести дело не только по части претензий в сфере поиска, но и по деятельности Google в Android вообще. Скоро последуют процедуры Комиссии по привлечению большего количества доказательств, а по итогам дела мы должны получить гарантии, что отныне условия для наших приложений и приложений Google будут одинаковы.

Существует два глобальных аспекта того, чего мы хотим добиться подачей жалобы. Во-первых, исключить вероятность того, что Google будет привязывать еще больше собственных сервисов к Android, а во-вторых — изменить текущую ситуацию с уже привязанными сервисами. Кроме того, можно выделить следующие четыре пункта, которые включает наша жалоба.

  1. Google должен перестать связывать Android с Google Mobile Services, в которые входят почти все мобильные сервисы корпорации, попадающие благодаря этому на устройства как неудаляемая предустановка.
  2. Магазин приложений Google должен позволять конкурировать с собой сторонним магазинам приложений, разрешив их размещение в Google Play — это магазины Aptoide, Yandex, Opera, Amazon и другие. По крайней мере, это должно быть сделано на какой-то период времени, пока не произойдёт достаточная диверсификация рынка.
  3. Google не должен препятствовать установке пользователями сторонних приложений. Разработчики таких приложений не должны испытывать сложности и убеждать пользователей установить свои приложения.
  4. Google иногда под предлогом предотвращения фишинга запрещает доступ к своим критическим сервисам на Android, и мы также хотим, чтобы такая практика прекратилась.

Здесь показателен совсем недавний пример Disconnect.me (сервис по блокировке рекламы), который был удалён из Google Play под предлогом того, что делал Android уязвимее, но всем ясно, что реальная причина — боязнь популярности этого приложения, ведь в таком случае Google лишился бы большой части своих рекламных доходов.

Поскольку о существовании альтернативных магазинов приложений знает не так много людей, Google, по сути, запретил пользователям скрывать рекламу на своих устройствах. Нам также не очень понятно, почему Spotify, конкурирующий с Google Music, может быть установлен на устройствах, а Aptoide — нет? Сколько должно пройти времени, чтобы Google запретил и Spotify под каким-нибудь предлогом?

В таком избирательном модерировании Google своего магазина приложений кроется ответ на вопрос, зачем вообще нужны альтернативы. Многие приложения, несправедливо запрещённые Google, можно будет найти в магазинах вроде Aptoide. Кроме того, мы в Aptoide не просто сделали «ещё один Google Play», мы развиваем в нём инновационные технологии. Например, у нас работает отличная система рекомендаций приложений пользователями друг другу и «social timeline», где вы видите, что устанавливают ваши друзья из Facebook. Ничего похожего на это нет в продукте Google.

Профессионалам рынка разработки приложений также известно, насколько сильно зависят продажи приложений от варварских методов проплаченных установок, и альтернативные магазины могли бы отчасти решить и эту проблему, став ещё одним важным каналом продвижения. Помимо этого, несмотря на все усилия Google, существует и рынок Android без Google Mobile Services, и на нём наш магазин очень популярен. Без конкуренции мы вряд ли увидим какое-то развитие Google Play, потому что корпорацию в нём, по большому счёту, всё устраивает, а у пользователей просто нет выбора.

В завершение материала хочется рассказать ещё об одном интересном случае, проливающем свет на то, как Google ведёт дела. Долгое время основным каналом монетизации нашего приложения был AdSense, через который мы получали 85% прибыли. Через 30 дней после подачи жалобы в Еврокомиссию Google закрыл для нас к нему доступ. Пришлось искать другие способы, мы справились и сейчас нормально работаем, но этот случай очень показателен. Мы надеемся, что Еврокомиссия примет правильное решение, которое пойдёт на благо пользователям, разработчикам и самой Google, которая из прогрессивной технологической компании стремительно превращается в скучного монополиста.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Если обобщить, то наши претензии к Google заключаются в следующем: у компании огромная доля рынка на смартфонах, и она использует свои успехи в сфере операционных систем, чтобы достигнуть новых высот бизнеса в других сферах."
По моему крайне разумное поведение, если честно.

Если бы это была Apple. Но размахивать флагом свободы, а втихую удалять конкурентов это не труъ.

Смешно, однако, — "нам запретили паразитировать на клиентах, которых компания Google за свой счет подключала к платформе". Пусть ребята попробуют на iOS свой альтернативный магазин поставить ради интереса. Любой пользовтель Android — это результат customer acquisition cost компании Google. Любые претензии в формате "а чё нам нельзя доить клиентов платформы" смешны.

Через (?) aptoide распространяют куча вареза, вплоть до того, что пришлось использовать DMCA, сами они удалять отказывались, просили заполнить форму, которую невозможно заполнить.

Нужно больше магазинов и головной боли для разработчиков!

По-моему Google Play Services отличная вещь, которая делает жизнь легче, даже пользователю

И зачем же конкурировать с тем, что вне конкуренции? Нет ни одной причины, по которой альтернативные магазины приложений вообще должны существовать.

Зашел в Aptoid, задаваясь любопытным вопросов - "Можно ли найти Яндекс.Store в нем".. И увидел:
1) на главной странице предложение: "Сделайте свой собственный брендированный магазин приложений"
2) При поиске STORE вываливается тонна готовых "брендированных" магазинов приложений

То есть, давайте честно, вы хотите открыть доступ в Google Play потоку этого УГ, на котором зарабатываете деньги, а на пользователя вам глубоко плевать.

Там же обнаружился магазин с возможностью халявно качать платные приложения и на одном из его скриншотов красуется надпись "Adult Zone!"

Уж лучше предустановленный Яндекс, чем этот гадюшник.

Надеюсь, что европейский суд еще достаточно адекватный.

Я просто недоумеваю.
1. Google не должен переставать связывать Android с Google Mobile Services, в которые входят почти все мобильные сервисы корпорации, и чем больше хороших сервисов будет встроено в операционную систему по умолчанию, тем лучше.
2. О том, что в сторонних магазинах куча говна и мусора, уже выше сказали.
3. Гугл обязательно должен предупреждать, что при установке стороннего приложения вы подвергаете свой телефон риску.
4. А еще мы хотим, чтобы больше не было войны.

А "инновационные" технологии рекомендации приложений и отслеживания того, что устанавливают друзья с фейсбука, это вообще вышка.
Тут просто по всей статье хочется сказать нет. Высосанные из пальца обоснования нелепых требований, которые сводятся в итоге к "мы хотим ваших клиентов на вашей платформе". Надеюсь, ваш иск окажется неудачей. Юридическим языком говоря - идите в жопу со своими "я хочу".

0

Давайте так, у людей должна быть альтернатива. Да, сторонние ресурсы не настолько отвечают качеству, насколько это может позволить себе Google, но. Я не знаю, стоит ли объяснять собравшимся здесь в чем опасность монополии какой-то одной компании, потому что, очевидно, не имея альтернатив, мы впадаем в зависимость. Вы впадаете в зависимость. Вы считаете, что в этом нет никакой опасности? Что же, пока Google имеет хоть какие-то причины вести себя корректно - это правда, но несколько лет абсолютной монополии и вы с удовольствием обнаружите, что с вас жмут, а вам и деваться некуда. Конечно, для Google нет никакой адекватной выгоды выращивать себя конкурентов на собственной платформе, они их закономерно выживают. Но ВЫ думайте о СЕБЕ, а не о выгоде Google)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ilya Tarasov

Ну связь например вместо своего полумертвого сервиса, которым никто не пользовался и сложно монетизировался, ввести другой b2c сервис с понятной монетизацией, но без доступа к аудитори, но имеющий потенциал в этой аудитории. Прикрытый доверием к МРГ провернуть 1 раз сделок с кэшбэком в 10% из рынка в 214млрд при 10% охвате аудитории это 2.1млрд при инвестициях в 300м. Это хороший roi. Я просто не понимаю почему МРГ в них инвестировала. А потом слила свою автотематику

Mail.Ru Group закрыла запущенный в 2013 году сервис объявлений о продаже авто
0
Anuar

Как говорил Стив Джобс «Люди сами не знают, чего хотят, пока ты не покажешь им это».

Можно ли провести успешный редизайн приложения
0
Petr Didenko

Классно!

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
REX
Любимки.Ру

Далеко Билл зашел

Лучшие книги 2016 года — выбор Билла Гейтса
0
K M

Таких начал пути были сотни, но выиграли единицы. Просто они на виду, а проигравшие нет

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Показать еще