Лого vc.ru

Почему мы отказались от свободного графика и удаленной работы

Почему мы отказались от свободного графика и удаленной работы

Генеральный директор научно-развлекательного проекта ArtNauka Николай Новоселов рассказал vc.ru, в чем недостатки свободного графика и почему команда проекта возвращается к стандартному рабочему дню.

Поделиться
Генеральный директор ArtNauka Николай Новоселов

В течение двух лет мы практиковали свободный график, но буквально месяц назад поняли, что это уже не работает: некоторые сотрудники появлялись на работе не раньше часа дня, а уходили около 22–24 часов.

Как работодатель я должен был быть доволен, ведь я получал полную власть над свободным временем сотрудников: после работы активно шла переписка в рабочих чатах, звонили клиенты, мы им отправляли письма. Самый поздний принятый нами заказ был сделан в три часа ночи, и принял его не я, а один из линейных сотрудников.

Однако я наблюдал трансформации. Некоторые сотрудники опустошались: их «горение» продолжалось, а вот «топливо» стремительно заканчивалось. Исследовав состояние команды через планерки и беседы, я понял, что свободный график привел нас в тупик. Причин такого результата было много, расскажу только о некоторых.

1. Нет времени для перезарядки

Работникам нужно свободное время, и в это время у них должна быть возможность сказать: «Я не могу». Свободный график ставит такую опцию под вопрос.

График с 13 до 22 часов подразумевает, что люди пять дней в неделю не занимаются ничем, кроме работы: ни друзей, ни похода в театр, ни даже нормального ужина.

2. Усложняется работа с подрядчиками и коллективом

Нельзя забывать, что вокруг работают обычные компании со стандартным графиком. Получается, что все вопросы, требующие их участия, решаются по 4–5 часов. Это сказывается на планировании времени всех участников процесса.

То же происходит с другими членами коллектива, которые выбрали для себя стандартное рабочее время: часы взаимодействия внутри команды сокращаются в два раза.

3. Появляется стресс из-за необходимости быть на связи

Клиенты и сотрудники все равно звонят и в 10, и в 9 утра. Получается, что с утра так или иначе нужно ответить на звонок, а вечером — быть на работе. В таких условиях гораздо сложнее строить планы и организовывать встречи: любое утверждение требует более долгих согласований.

4. Усложняется система штрафов

При свободном графике рушится система штрафов, а это важный элемент обратной связи. Без определенного порядка и систематизации часть задач выполняется хуже.

5. Увеличивается время коммуникации

Со временем начали прослеживаться проблемы с удаленным персоналом. Многие вопросы нелинейны и непредсказуемы: правильно ли отображаются цвета в макете, верен ли пункт договора, актуальна ли обновленная информация. Особенно это важно в развивающихся компаниях, где есть лакуны в бизнес-процессах. Те вопросы, которые лично решаются за пять минут, по телефону, почте или в мессенджере можно решать часами.

6. Сотрудники чувствуют себя вне коммьюнити

Работа — это сообщество людей, с которыми тебе по пути. Я бы не сказал, что это «друзья», но это точно своего рода «стая», а людям важно ощущать свою принадлежность к общности.

Одна из главных особенностей современного мира — то, что результат труда сохраняется и становится все значимее, а участники этого труда ощущают сопричастность к общему делу. Во многих сферах удаленная работа не может дать сотрудникам такого ощущения: они не разделяют с командой ни неудачи, ни успех и со временем «отпадают», не имея возможности эмоционального взаимообмена.

Если бы мы были представителями «большой тройки», а не стартапом — конечно, мы бы просто чаще меняли людей. Но в небольших компаниях гораздо выше значимость отдельного участника процесса и очень высока удельная стоимость привлечения и обучения специалиста.

Еще одной серьезной проблемой для меня стали ограничения на интеграцию новых управленческих решений. Даже методика Agile в большей степени приспособлена для людей, работающих в шаговой доступности и в постоянном контакте.

Долгая дорога домой

Мы понемногу стали уходить в сторону стандартного графика работы: двигали график на полчаса назад каждые несколько недель. Сейчас мы работаем с 10:30 и, возможно, будем двигаться дальше. Важно, чтобы сотрудники понимали, что это делается ради них. В обмен им нужно просто просыпаться пораньше и приезжать в офис.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Из текста статьи кажется что в компании совсем не "гибкий график" был, а просто сдвинутый по времени рабочий день у некоторых сотрудников.
И теперь всех стали равнять? Вы ЭТО считаете эффективным менеджментом?
Может всё-таки стоит подойти к каждому сотруднику индивидуально?
Офис-менеджер, секретарша, кассир не могут работать по гибкому графику исходя из обязанностей - им установить с 9 до 18 (с 10 до 19).
Менеджеров по работе с клиентами распределить "равномерно" - кому-то более ранние часы, кто-то будет "захватывать" вечерне-ночные.
Программист всё равно когда код пишет. Если нужно решать какие-то вопросы оперативно или лично - установите правило, что с 15 до 18 (например) все должны быть на связи (или находиться в офисе).
Это я навскидку предложила решения. На самом деле возможностей гораздо больше - следует только включить мозги и оттолкнуться от специфики работы.

Свободный -- ребята сами определяли то время, в которое работали. В результате, он стал такой (но не для всех одновременно).
Все было сделано также, как вы и подсказали) Спасибо, кэп)

Постоянно этот аргумент про программистов.
Как будто бы программисты в вакууме работают: несколько месяцев сидят, такие, молча ебашат код, никому не показывают, а потом ОПА! и готовый сервис выкатывают, причем сразу в продакшен.
Как будто бы им не надо обсуждать таски с теми, кто их ставит. Как будто бы их работа не затрагивает работу других кодеров, дизайнеров, юиксеров (=> надо обсуждать имплементацию, протоколы, бизнес-логику и т.д.).
Как будто бы они не участвуют в планировании, не получают багрепортов, не корректируют фичи.

Спасибо, кэп.
Читайте внимательней - я не исключаю того что нужен контакт с другими людьми. Но написать в чат, отправить мейл и получить ответ - можно тогда когда сотруднику удобно. Это в условиях обычного равномерного рабочего процесса, а не "горит, надо было вчера!"
Часть работы которая не требует непосредственного общения с другими людьми (кодинг, поиск решений, чтение мануалов) может делаться когда сотруднику удобно.

0

Но ведь в реальности все не так:)

Вот бэкендщик Вася работает с 14-ти, а клиентщик Петя не знает, где описание нового вызова, без которого не будет работать; контенщица Света забыла как правильно грузить xls в парсер; а клиент аккаунта Димы прямо сейчас ждет оценки новой хотелки, для которой нужен Вася (и это не аврал Димы, это аврал клиента, который контролировать нельзя).

А Вася с таким режимом спит до 12-ти при отключенном телефоне (имеет право!).

И поэтому Петя потратит 20 минут для переключение на новый таск (а потом еще столько же обратно), Света будет сидеть и краснеть, потому что спросить больше не у кого, а Дима поседеет на несколько волос, потому что этот клиент делает 40% дохода и его надо облизывать.

Над профессионализмом Светы крепко задуматься; Диму отправить на треннинг по коммуникациям, чтобы научился выяснять нужды клиента вовремя. Если Дима и так хорош, то задумайтесь, а так ли важен клиент, который вносит хаос в вашу команду.

Это все дельные замечания.
Ну, в каком-то смысле, т.к. Свете объяснял Вася, который умеет объяснять только для технарей и вообще мега-толковых контентщиц не бывает (точнее он быстро перестают быть контентщицами); а клиенты которые приносят 40% дохода могут не только вносить хаос, но так же приходить в офис и срать на стол - все равно они приносят 40% дохода и никто от них не откажется.

Но это все не главное. Главное, что идеальных процессов, сотрудников и клиентов не существует. А свободный график приумножает проблемы возникающие в не-идеальных ситуациях, т.е. в реальности.

А борьба за идеал - дело, конечно, правильное, но не исключает ограничения графика. Вот мы крепко задумались над Светой, Димой и Клиентом, но почему бы заодно не задуматься над свободным графиком и решить сразу две проблемы, вместо одной?

Немного придерусь к словам: Света же «забыла» а не «не поняла».
Тем не менее действительно любой человек не совершенен. Значит, если она где-то «плавает», неплохо бы составить ей личный ЧаВо. Займёт время (и её, и Васи) на создание, но потом эта шпаргалка сэкономит намного больше ресурсов.

Опять же соглашусь: крупные клиенты зачастую со своими тараканами. Печально когда с такими огромнными как описано выше, но ничего не поделаешь. Деньги есть деньги. В таком случае это задача начальства или менеджера (смотря где чья ответственность) – всё уладить и НЕ доносить негатив до команды и НЕ вносить хаос. В конце концов от сотрудников зависит как и когда будет сделана работа.
Сюда же вопрос с графиком: если человеку удобно каждый день работать с 9 до 18 (в офисе или из дома) – пусть. Но если он “сова” или его эффективность зависит от чего-то другого - жёсткий график только ухудшит результат и возможно даже негативно скажется на самом сотруднике.

//Люблю дельные дискуссии. Спасибо, оппонент!

0

Получается чисто экономический вопрос: либо эффективность работы в удобное время окупает проблемы разного графика у коллег, либо не окупает.
А т.к. мы оба не в курсе, как оно в АртНауке - остается верить на слово гендиру.

Дискуссия толковая, взаимно :)

0

Все именно так. И мне в этой ситуации стало жалко не клиента и не себя --- а сотрудников, которые получали нехилый стресс из-за таких особенностей.
Клиент уйдет и вернется. А сотрудники --- это инвестиция. Нельзя быть расточительным

Из статьи сложилось впечатление, что автор пытается оправдать неспособность перевести компанию на гибкий график внешними факторами. Соглашусь с выше написанным постом за авторством El Lis

Не во всех реалиях и задачах это возожно)
А Эл лис описал просто систему введения. Или это нужно было прям подробно описать? Мне показалось это тривиальным

Рецепт интересного материала:

1. X способов сделать Y (кейс/мнение "noname", опционально)
2. Почему мы ввели/отменили свободный рабочий день
3. В понедельник/пятницу я уволил разом 5 * k (k = 5 по умолчанию) человек, и всем стало лучше

"11 способов отменить свободный рабочий день и из-за этого уволить 50 человек, кейс urina-ru.narod.ru"

Ждем автора

это скорее воскресная рассылка топ-материала

0

Тоже хотел бы услышать подробнее за что пропала возможность штрафовать. За опоздание?

Мы чуть усложнили систему, но в целом, да, попробуем за это.
Опять же, у меня такого опыта не было: в предыдущей модели они не были предусмотрены

0

Зависит от итогового продукта труда. Все компании разные.

(хочется обнять и сказать спасибо)

Хз, как раз-таки
4 года был противником (кроме прям крайних случаев).
Сейчас посмотрим)

0

> топливо стремительно заканчивалось
Это их личная проблема что они не умеют планировать своё время и не занимаются спортом в нерабочее время. Остальные-то причём? ))

> люди пять дней в неделю не занимаются ничем, кроме работы
По утрам гуляю с ребёнком и играю в боулинг

> Я не могу. Свободный график ставит такую опцию под вопрос
Я не могу с 22 до 13. В чём вопрос? )

> требующие их участия, решаются по 4–5 часов
Совещания на время пересечения переносите, т.е. на вечер, день

> Клиенты и сотрудники все равно звонят и в 10, и в 9 утра
Дежурство, у администраторов на телефоне не гибкий график, а 2/2 по 12 часов

> людям важно ощущать свою принадлежность к общности
Надо чаще выпивать вместе по пятницам ))

У каждого сови приоритеты, все так. Я тоже люблю с утра работать и мой график был другой. Каждый сам его определил, но в общей массе он был такой

А выпивать по пятницам да, хорошее дело)

Систему штафов нужно компенсировать системой поощрений, тогда это будет работать. В штрафах нет ничего плохого, это нормальная практика для крупных предприятий. Конечно, встает вопрос о крупности Артнауки, но имхо это их личное дело.

Нанимать людей в компанию, которых нужно заставлять работать через штрафы — вот это абсурд. Когда эта рабовладельческая система барин-крепостной себя изживет?

Пока люди в основной своей массе - жадные и ленивые тюлени - никогда.

А что, среди итишников мало жадных и ленивых?

Для любых предприятий)

0

А где написано что " заставлять работать через штрафы"?) Я не нашел)

0

К сожалению не все сотрудники мотивируются деньгами. Это идеально, если вы нашли хорошего специалиста с опытом, который знает чего хочет и мотивирован улучшать результаты своей работы. Все люди разные - кому то достаточно его обычного оклада и он не будет особо стараться что бы получить прибавку в виде бонуса. Мне известно много таких специалистов. А вот дисбонус, пусть даже незначительный, заставляет человека задуматься и более ответственно подходить к своей работе. К сожалению, многие - ленивы хоть о обладают знаниями и опытом. Часто они сами это признают но не могут с этим справиться. Метод "кнута и пряника" - самый эффективный в управлении, кто бы чего не говорил.

Зачем брать ленивых на работу?

0

Видно, что вам не приходилось быть работодателем. На работу ленивые не приходят устраиваться - все способные, хотят работать и развиваться. Уже в процессе работы выясняются "скелеты в шкафу".

Ну, во-первых, я за свою жизнь довольно много людей собеседовал, а некоторых даже принимал. Во-вторых, это видно сразу.

Не надо скрывать свое неумение подбирать хороших людей за системой штрафов.

Есть хорошая книга про удалёнку: www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/remote-office-not-required/

Можно читать и руководителю и сотрудникам, чтобы выработать общий взгляд на удалённую работу.

Мне кажется, это пока некоторая иллюзорность. Чаще всего эти книги для ультрамотивированных осознанных людей. Наличие хотя бы одного в компании --- уже успех

Читал, эту книгу. Автор книги продает свой продукт рассчитанный на удаленное управление сотрудниками. Поэтому в своей книге он показывает исключительно плюсы удаленной работы - пол книги убеждает как это прекрасно.. На середине думал, что брошу ее читать - хотелось больше аргументированных данных именно по процессу удаленного управления но не убеждений почему удаленная система лучше обычной. В принципе - её название вполне честное.

0

А теперь вашим сотрудникам нужно торчать в метро по час в каждую сторону и бегом бежать в детский сад за детьми или чтобы отнести кота к ветеринару. А так все ради них делается, да..

А вы думаете ради кота не отпускаю?)

Легко отрицательно комментировать с позиции работника.

0

ну могу с позиции работодателя прокомментировать: смысла в классическом графике я не вижу, если работа напрямую не предполагает это.

Я тоже 3 года так считал. Сейчас проверим, так ли это.
Но я думаю, что в результате будет какой-то промежуточный вариант.
Благо, команда умная и понимает все эти процессы (мы о большей части таких вопросов советуемся заранее)

0

А чья работа не предполагает взаимодействий с коллегами (=> нужно хоть как-то синхронизировать график)?

0

ну я не говорю про полный отрыв от реальности и работу по ночам. 4-6 часов в день вполне достаточно для синхронизаций всего. Я совершенно не уверен, что заспанные лица в 10 утра будут более эффективны. Экстремальные варианты, когда люди работают с 6 вечера я не рассматриваю.

тут это постоянная работа. Сидят и комментят с рабочего компа в рабочее время) Удобно

В 21 веке ездить в офис - это нонсенс

Категоричность тоже могла пройти с открытым плюрализмом мнений, но нет)

0

Штрафы на работе - это подсудное дело!

Как можно офисную команду перевести на удаленку? Никак ясен пень.
Чтобы иметь удаленную команду, надо изначально набирать удаленную команду.

Согласен. Удаленная работа - это отдельный навык.

0

Скорее всего именно так

0

А по сабжу - вчера сбербанки вывесили объяву, что по субботам и воскресеньям не работают, а в будни работают на 2 часа меньше - с припиской, что это ради удобства клиентов :)

Если это обсуждалось с командой с целью выработать мнение у каждого в отдельности то нет ничего плохого в этом.

Тут у всех бомбит от слова "штрафы", наверное поэтому никто не задал очевидный вопрос: а чем не устроило "компромиссное" решение со свободным диапазоном (например, с 9-ти до 11-ти, но точно не с 14-ти)?
По-моему, лучший вариант.

Моя ставка, мы где-то к этому и придем. Пока надо нащупать.
Сейчас еще появляется особенность: нарастающий объем работы с Китаем. Это тоже надо будет как-то учитывать

Статья необычная — из 6 пунктов, 5 общераспостранённые, я не раз их встречал. А вот штрафы я встречаю в аргументах впервые.
Дальше, очень странно, что 5 знакомых пунктов расписаны подробно, хоть они и так понятны, а про штрафы две строчки.
Вопрос — зачем автор упоминает про штрафы, если они обоснованы так слабо и выбиваются из общей канвы аргументов?
Похоже ради штрафов всё и писалось — или сотрудники опаздывают регулярно, или у автора синдром вахтёра, или чтобы комментаторов бомбило. Наверное, всё вместе.

приехали)
Это в оригинале был комментарий к статье "мам, можно" здесь же
В ее контексте все идет ответами

0

но так да, я не особо приглаживал, чтобы была живее

−1

А сколько человек в компании? Какая структура? Какие отделы и кому подчиняются? Мне кажется, проблема данной статьи, что вне контекста ничего не понятно.

Ну и конечно система штрафов, agile, всё ради сотрудников - это какие-то взаимоисключающие понятия :)

это так сначала кажется, честно скажу)

−1

Статья читается очень просто:
"Мы решили за наших сотрудников, когда им удобно работать".
Ну, это прекрасно, пока это всех устраивает.
Проблемка только в том, что как только вам понадобится захантить к себе ценного специалиста, он посмотрит на ваш жесткий график и "систему штрафов" и уйдет туда, где можно работать, а не трахать себе мозг.
Как вы правильно заметили - свободный график работает только на мотивированных сотрудников.
Отсутствие пропускной системы и тотальной слежки за деятельностью на рабочем месте - работает только на мотивированных сотрудников.
Отсутствие микроменеджмента и анальной бюрократии на всех этапах работы - работает только на мотивированных сотрудников.

Может, вместо того что бы заниматься всей этой херней, стоит оглянуться по сторонам и понять, зачем же все компании вокруг так носятся в поисках мотивированных сотрудников и поддержки их мотивации?

Ох, из одной фразы, надуманной вами же, нафантазировали)
Но рад, что это порождает мысли. Значит, полезно)

А что надумано-то?
Если можно, то по пунктам, правда же интересно.
Ну, мне правда интересно послушать людей, которые действительно думают что компания может повысить мотивацию людей, отвечая за всех сотрудников разом них вопросы типа "когда мне комфортнее работать" и "в каком случае я медленнее выгораю: имея возможность подстроить рабочий график под свои планы, или не имя такой возможности".
А когда компания начинает всё это ещё и поводом для гордости считать - втройне интересно становится.

0

Начнем с того, что я сам работаю в разных режимах и мысли обсуждаю с сотрудниками.
Данные решения были подсказаны ими, продуманы мной, решены на совместном сборе и запущены в тест.
Это очень плохо, доктор?)

0

Бездарное управление. Просто не сумели стать лидером и организовать рабочие процессы, не дали, не научили примером лидера, как организовать баланс работы и отдыха. Просто загрузили заданиями и с утра все спят до обеда, разве это дело? Гендиру самому надо стать лидером и примером и научить.

Перемены к лучшему всё же. Годик можно поработать в таком режиме, потом опять что-то изменить.
Работал в режиме с 9 до 18. На 1 год меня хватило. Потом захотелось перемен. Сменил работу, ещё пол года поработал в таком режиме и ушел. Сейчас свободный график, уже 3 года. Раз в неделю приезжаю в офис с 14 до 18, обсуждаем вопросы, текущее состояние дел и планы на неделю. Такой график позволяет не отстраняться от коллектива, но и не напрягает.

я тоже думаю, что где-то мы найдем миддл

0

На 11 актёров — 7 менеджеров-управленцев. Система штрафов, ага. Ну ок.

0

Да, и ещё. В разделе "Нитробар" слово МОРОЖЕННОЕ пишется с одной Н.

Переехал в другой город.

Посчитал устройство на работу хорошим способом влиться в город и обзавестись знакомыми.

Устроился, немного не ловко после 4 лет «свободы».

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Vladislav Kharchev

а почему они не дают записи смотреть на своем сайте?

Многие передачи, или все передачи, как у первого канала?

Через инет-плееры - а за это придется платить? Или там реклама неотключаемая? Можете ссылку на инет-плеер BBC?

Ну и я говорил про CNN, а не про какой-то там ITV.

«Первый канал» ухудшил качество видео на своем сайте для пользователей с блокировщиками рекламы
0
Yurist
INSPORT.pro

Может, они имели в виду какие-то не российские рубли?

Сотрудников ищут «Сбербанк Технологии», Creative Mobile, «ИЦБТ» и «Сделано»
0
Дмитрий Горкун
Okean Digital

Барная лицензия и вперед. Что мешает?

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Leo Vl

В статье нет ни одной цифры (кроме цифры 9 у Falcon), одни эмоции. Это не научпоп, а сектанство какое-то.

«Элон Маск полетит на Марс, хочет он того или нет»: сотрудник Dauria Aerospace о планах по колонизации Марса
0
Eugene Kuzmenko

Алексей, как я уже выше писал, нормальный, среднерыночный % отказов порядка 70-80% в тех категориях, которые сейчас работают в СРА и имеют заметный оборот в сервисе. Ответьте на вопрос, пожалуйста, в чем отличие СРС и СРА схемы в этом случае? Давайте возьмем одну из категорий маркета, в которой, для примера, ДРР текущий 5,5% в СРС модели. Это означает, что с учетом всех отказов и прочего, магазин платит 5.5% выручки заказы. При переходе на СРА модель комиссия за заказ 2%, в случае отказов порядка 50% ДРР будет 4%, что всё равно выше текущей схемы. Если у магазина процент отказа 80%, то ему будет дорого, но мы готовы работать с таким магазином, так как это очень низкий процент. То есть утверждение, что мы теперь берём деньги за заказ который не выполнен верное, но ровно так было раньше. Только раньше брали за переход и заказов могло не быть, сейчас в руках магазина работа по повышению % выполняемости заказов.

Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"»
0
Показать еще