Лого vc.ru

Как оптимизировать приложение для App Store и Google Play. Часть 3

Как оптимизировать приложение для App Store и Google Play. Часть 3

Руководитель сервиса для мониторинга приложений конкурентов AppFollow Анатолий Шарифулин продолжает серию материалов об оптимизации приложений для App Store и Google Play. На этот раз Шарифулин составил чеклист по ASO-оптимизации: от составления стратегии до тестирования иконок и скриншотов.

Поделиться

ASO-оптимизация метаданных набирает популярность среди разработчиков мобильных приложений (и это не только моя заслуга). Все — от инди-разработчиков до CEO компаний, разрабатывающих мобильные приложения, — интересуются ASO и каждый раз, выпуская новую версию приложения, пытаются найти новые возможности увеличения количества «бесплатных» установок. Ведь глобальная цель: сократить маркетинговые расходы на привлечение пользователей для мобильных приложений.

В предыдущих частях ( первая и вторая части) были рассмотрены несколько рекомендаций, как улучшить текущее ASO и как сделать «хорошее» ASO. Оптимизация метаданных приложений — это неточная наука, большинство выводов делается на основе экспериментов и, к сожалению, выводы могут быть не всегда верными. Так, например, повторение ключевых слов в названии не влияет на ASO-оптимизацию (во второй части был сделан неверный вывод). Спасибо всем, кто смог протестировать эту гипотезу и подтвердить, что это не работает.

Повторение ключевых слов в названии не влияет на ASO-оптимизацию

У многих возникает вопрос, что такое «хорошее» ASO и что нужно для этого сделать?

Точного ответа нет, однако есть чеклист по ASO-оптимизации приложений, которое позволит сделать «хорошее» ASO для ваших приложений.

1. Стратегия ASO-оптимизации

Перед началом работ следует определиться, за счёт чего можно увеличить количество установок и можно ли. Не всегда можно получить кратный рост и это необходимо понимать.

Существует три стратегии:

  1. Увеличение видимости приложения за счёт добавления большего количества слов.
  2. Повышение позиции в поисковой выдаче по определенным ключевым словам.
  3. Увеличение конверсии из просмотра в установку приложения.

Если первоначальное ASO сделано «не очень» или вообще не сделано, то можно работать одновременно по трём стратегиям и добиться максимального эффекта от оптимизации, получив прирост 146% или 200% в день. Но после такой работы не ясно, что конкретно привело к росту. Поэтому на второй-третьей итерации ASO рекомендуется работать только по одной стратегии, точечно тестируя каждое изменение.

Пример роста органического трафика после ASO

2. Анализ ASO текущей версии приложения

Чтобы правильно выбрать стратегию оптимизации, стоит провести анализ текущей версии ASO, проверив поисковую выдачу по популярным поисковым словам и изучив название, описание, иконку, скриншоты, видео и прочее. После чего важно найти приложения конкурентов и проанализировать их ASO.

Почему это важно? Во-первых, ваши конкуренты прямо сейчас получают органический трафик, который в теории может стать вашим и для этого вы должны знать сильные и слабые стороны каждого игрока. Во-вторых, есть вероятность того, что конкуренты уже задавались вопросом оптимизации ASO и провели несколько итераций для улучшения выдачи своих приложений. Идеальный вариант — найти все изменения конкурентов по ASO, а не только список изменений по версиям.

Пример изменений приложения OTT

Лично я обращаю ещё внимание на отзывы пользователей — на это уходит не так много времени, как кажется на первый взгляд. Часто из них можно выловить ключевые слова, понять, на каком языке общаются пользователи приложения, что им нравится или не нравится больше всего в приложении. Все эти данные можно использовать при составлении семантического ядра и коротких фраз для скриншотов.

Какие инструменты могут помочь со сбором и анализом данных?

  • App Annie (получение базовой информации, история топов и достижений);
  • Sensor Tower, Search Man, Mobile Action, AppTweak (анализ и подбор ключевых слов для приложений);
  • StatsiOS (следит за изменениями версий);
  • AppFollow (сервис мониторинга и анализа приложений конкурентов);
  • Вручную через App Store и Google Play.

3. Составление семантического ядра

На мой взгляд, это самый важный и трудоёмкий этап, который занимает львиную долю времени. Потратив время на это, можно легко составить название, ключевые слова, описание и фразы для скриншотов приложения.

К сожалению, ни App Store, ни Google Play не дают никаких аналитических инструментов по частоте запросов пользователей. Поэтому при составлении семантического ядра запросов для приложений приходится пользоваться здравым смыслом и следующими вспомогательными инструментами и методиками:

  • подсказки в App Store и Google Play (набирая по буквам ключевые слова, можно понять их популярность и найти другие популярные поисковые слова, например, словосочетания);
  • Related keywords в американском App Store (в поисковой выдаче показываются другие поисковые слова, связанные с текущим словом);
  • Wordstat от «Яндекс» и Adwords Keywords (иногда могут быть полезными);
  • интервью с потенциальными пользователями (узнайте, как они бы искали приложение данной тематики, что они вводят, на что обращают внимание).

В итоге можно составить семантическое ядро поисковых запросов из 20-50 слов для каждой локали приложения. Часто для одной локали могут использовать слова на двух языках. Например, для русской локали на русском и английском, для американской локали — на английском и испанском.

По каждому запросу из этого списка можно зафиксировать количество приложений в выдаче на текущий момент. Обычно чем больше число, тем выше конкуренция по ключевому слову. Некоторые сервисы вокруг этих цифр строят собственную аналитику, оценивая коэффициент сложности и объем трафика, но они часто врут.

Важно на этом этапе записать позиции вашего приложения и конкурентов по каждому ключевому слову. Постоянно обновляя позиции по ключевым словам, можно увидеть результат ваших оптимизаций.

Распределение приложений конкурентов по различным поисковым запросам

Чем точнее вы составили семантическое ядро в App Store и чем больше проектов в подборке конкурентов, тем точней вы можете понять, какие ключевые слова используют каждый из них. Если приложение участвует в поисковой выборке по ключевому слову, то это слово есть либо в названии приложения, либо в названии «инаппа» (внутренняя покупка в приложения), либо в названии имени разработчика, либо (внимание) в ключевых словах.

Если на первом этапе вы выбрали первую или вторую стратегию оптимизации, то вам важно понять, за счёт каких слов можно увеличить общую видимость приложения и какого конкурента вам нужно обогнать в поисковой выдаче. Если ваше приложение в роли догоняющего, то вам совсем не нужно быть первым номером в поисковой выдаче. Важно обогнать конкретного конкурента, забрав органический трафик на себя.

4. Название и ключевые слова

После того, как составлено семантическое ядро, нужно выбрать популярные слова для использования их в названии приложения, остальные же следует добавить в ключевые слова и описание для App Store и Google Play соответственно.

Что нужно учитывать? Во-первых, ограничение количества символов, в App Store — это 255 символов (на самом деле, если название не на английском языке, то количество доступных символов в 2 раза меньше), в Google Play — 30 символов. Во-вторых, использование верных форм слов (необходимо уделить внимание падежам, единственному и множественному числу).

В-третьих, Apple стала отказывать приложениям с длинными названиями, состоящими из ключевых слов (пункт 3.4 App Review Guidlines), поэтому стоит составить осмысленный текст. В-четвертых, не пытайтесь писать маркетинговый текст, пользователь увидит только видимую часть названия (об этом подробно написано в прошлой части), остальную часть названия можно использовать для ключевых слов.

В App Store есть ключевые слова, поэтому следует по максимуму использовать 100 символов, убрав пробелы после запятых и повторы слов, которые уже есть в названии.

С 2015 года Apple стала отказывать приложениям, в ключевых словах которых указаны названия конкурентов (пункт 3.1 App Review Guidlines), и удалять слова из ваших ключевиков, которые не относятся к приложению, по мнению Apple. В Google Play тоже ужесточили правила по отношению к спаму в описании приложений.

При любом изменении названия следует также поменять ключевые слова, чтобы общее покрытие семантического ядра поисковых запросов сохранилось на прежнем уровне.

В App Store есть возможность увеличить количество ключевых слов в два раза: необходимо подключить локали метаданных "English UK" (работает для России и европейских стран) и "Spanish" (для США). Тогда приложение будет участвовать в поисковой выдаче по ключевым словам из этих локалей. Но ключевые слова из двух локалей не объединяются в словосочетания, учитывайте это.

Также не стоит забывать, что приложение попадает в поисковую выдачу по полному названию «инаппов» и имени разработчика. Это ещё одна из возможностей увеличить видимость приложения в выдаче.

5. Описание

Особое внимание при составление описания нужно уделить первым предложениям — важно коротко и ёмко объяснить, что же делает приложение, чем оно отличается от аналогов. Не пытайтесь писать много, если пользователь решился на прочтение описания, то он это сделает со своего смартфона или планшета, поэтому текста нужно ровно столько, чтобы он смог дочитать до конца.

Недавно SensorTower опубликовал в блоге заметку про первые 167 символов в описании приложений для Google Play — учитывайте это при составлении описания для Android-приложений.

6. Скриншоты

Стандартом де-факто стали кастомные скриншоты с короткими фразами: что же делает приложение на этом скриншоте, шаблоном устройства, в котором работает приложение, и контрастным фоном. Такие скриншоты обладают высокой конверсией из просмотра в установку приложения.

Постоянно сталкиваюсь со следующими ошибками: разработчики пишут много текста на скриншоте, мелким текстом или таким цветом, который сливается с фоном.

Почему это является ошибкой? Во-первых, в поиске App Store на iOS 8, показываются первые два скриншота и на них такой текст нечитаем. Во-вторых, пользователю приходиться напрягаться, чтобы разобрать, что же написано или что же нарисовано на скриншоте.

Антипример — много текста

Лично мне нравится делать скриншоты через Quick Time так, как Apple любит — с полной батареей, без указания мобильного оператора и установленным временем 9:41.

Если на скриншоте вывести яркий бейдж или стикер с дополнительной информацией, то это только положительно сказывается на конверсии

Пример — яркие скрины

Пример — классные стикеры

Пример — стильные скрины

Пример — рисованные скрины

Обязательно познакомьтесь с оптимизацией скриншотов приложения Wi-Fi Map.

Скриншоты в обязательном порядке стоит локализовывать, а также адаптировать под устройство. Например, пользователь iPhone 6 явно расстроится, когда найдет в App Store приложение, на заглавном скриншоте которого изображён крупно iPhone 5c.

Пример «Рокетбанк»

Для Google Play есть возможность любому приложению загрузить горизонтальные скриншоты больших размеров. Такие скриншоты хорошо смотрятся как на смартфонах и планшетах, так и на компьютере.

Пример горизонтальных скриншотов

7. Видео

От видео пока двоякое ощущение: для одних приложений оно увеличивает конверсию в установку, для других — наоборот. Поэтому здесь нужно тестировать. И желательно делать это отдельно от всех изменений.

Рекомендации по изготовлению видео для App Store и для Google Play.

В App Store есть ограничение — видео в рамках устройства может быть только на одном языке, поэтому при записи нужно выбрать ту локаль, которая используется по умолчанию в метаданных iTunes Connect. Желательно видео подготовить для всех устройств. Если же оно записано только для iPhone 5, то оно будет растягиваться на iPhone 6 и 6 Plus, следовательно, пользователи с этих устройств получать хуже картинку и, возможно, откажутся от установки такого приложения.

Apple может реджектнуть видео, если в нём будут показаны переходы в другие приложения (например, Instagram), промо-материалы (например, баннер "Available on the App Store" или само устройство). Поэтому рекомендуется показывать в видео только то, как работает приложение, последовательность действий и экранов. Наличие аудио-дорожки — на ваш выбор, главное, чтобы у вас были все права на используемый аудио- и видеоконтент.

8. Иконка

Иконки для приложений обычно выбираются субъективно дизайнером или владельцем приложения. Если у вас есть такая возможность, то подготовьте 3-4 варианта и протестируйте каждый их них. Часто выигрывает та иконка, которая меньше всего нравится дизайнеру.

Для некоторых приложений из тематик штрафы, ПДД, ЖКХ и прочее хорошо работают иконки с текстом.

Приложения по запросу «Штрафы ГИБДД»

9. Тестирование иконок и скриншотов

Есть сервисы A/B-тестирования, которые позволяют понять, какая комбинация скриншотов или какая иконка лучше конвертируют пользователей из просмотра в установку. Например, сервис SplitMetrics. Но есть один нюанс — нужен внешний трафик на приложение, чтобы провести подобный тест.

10. Как мерить эффективность ASO

Идеальный вариант — отключить весь внешний трафик и проводить эксперименты итерациями, выпуская новые версии с ASO-правками. Обычно достаточно данных из App Annie, чтобы сделать вывод, работает ли ASO. Лично мне удобно следить за эффектом ASO через ежедневные письма от сервиса Crashlytics Answers.

146% Daily New Users

Вместо заключения

Я постарался привести популярные практики оптимизаций и список тех действий, которые стоит проводить, занимаясь изменениями ASO для мобильных приложений в App Store и Google Play.

Удачи в этом непростом деле, увеличивайте органический трафик приложений за счёт ASO-оптимизаций.


Присылайте собственные кейсы, в результате которых вам удалось заметно улучшить (или, наоборот, ухудшить) показатели проекта. Интересные эксперименты обязательно попадут на страницы рубрики Growth Hacks.
Статьи по теме
Анатолий Шарифулин, «Островок»: Как оптимизировать приложения в App Store и Google Play14 июля 2014, 15:28
Как оптимизировать приложения в App Store. Часть 202 октября 2014, 16:33
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Классный цикл, спасибо!
Во второй части вы упоминали, что количество скачиваний приложения, найденного по ключевым словам может поднять приложение в поисковой выдаче по этому слову.
А какие-то количественные оценки есть? Понятно, что они зависят от конкуренции по конкретному слову, но как именно?

0

Мало информации по Google Play, советов кроме как "seo-ште описание" больше не встречал

0

потому что это самый главный совет.

0

Не наелся, не налижешься

0

Наши скрины как пример, нра

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Кубитский
kotobotov.ru

аукцион нужно проводит, кто меньше всего затребует за свою "любовь" тот и получит бабки, остальные не получат ничего.

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Ilyes Garif

кому нужно? и для чего?

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Artem Agafonov

Аудитория у поисковиков разная. Это примерно как аудитория Одноклассников и Фейсбука.

«Клиенты хотят, чтобы агентство отвечало за прибыль»: что такое performance-маркетинг и как с ним работать
0
Yury Molodtsov

То есть вы еще и с Analytics и Метрикой все успели перепутать?)

«Яндекс» создал платный поисковик информации для бизнеса
0
Антон Лапшин
МИЛИ

а я давно уже говорю, что киберпанк наступил, только не все это ещё приняли

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще