Лого vc.ru

Анатолий Шарифулин, «Островок»: Как оптимизировать приложения в App Store и Google Play

Анатолий Шарифулин, «Островок»: Как оптимизировать приложения в App Store и Google Play

Руководитель мобильных продуктов Ostrovok.ru Анатолий Шарифулин написал для ЦП колонку о том, что такое оптимизация метаданных приложений для поиска в магазинах App Store и Google Play, и как это помогает в продвижении мобильных продуктов компании.

Поделиться

Незамысловатый поиск в Google может быстро найти ответ на вопрос « Что такое ASO». Но все ответы неинтересные, некачественные, рассказывается теория или сводный анализ из практик мировых приложений. Все эти рекомендации не работают или почти не работают при оптимизации собственного приложения в российском App Store или Google Play.

Анатолий Шарифулин, руководитель мобильных продуктов Ostrovok.ru

Почему так? Да потому, что коллеги из Купертино не особо дружат с русским языком, а различные сервисы (third part agencies) не затачивают свои инструменты для оптимизации, например, ключевых слов на русском языке.

Итак, по порядку.

Что такое ASO

ASO — App Store Optimization или App Store Search Optimization, оптимизация метаданных приложений для поиска в магазинах приложений (App Store, Google Play и других). «Правильное» определение можно прочитать в «Википедии». Говоря простым языком, для того, чтобы пользователи легко находили и устанавливали ваши приложения, нужно провести ряд работ по оптимизации метаданных: название, описание, ключевые слова и скриншоты. Этот процесс напоминает SEO-оптимизацию начала двухтысячных.

Зачем этим заниматься? Абсолютно правильный вопрос. Если ваше приложение « Сбербанк», или очередной хит-продолжение от Angry Birds, то про это можно забыть. В любом другом случае — вы захотите по различным ключевым словам в поиске находиться на первых позициях для получения дополнительных установок и целевых пользователей. Но это ещё не всё. Если пользователь нашел ваше приложение, его необходимо заинтересовать, чтобы всё-таки он установил его, а не ушёл к приложению конкурента.

Пример хорошей оптимизации (особенно круто работает после удаления приложения VK из App Store):

Но это не даст прироста трафика

Сейчас в большинстве случаев вы не получите скачкообразного роста установок на органическом трафике, но постепенно изменения в поисковых выдачах будут заметны, что скажется на увеличении установок.

Лично я верю в то, что Apple движется в правильном направлении, и в ближайшем будущем ASO превратится в полноценное SEO. А пока учимся оптимизировать приложения на органическом трафике и увеличивать видимость их в магазинах приложений.

А теперь по пунктам и с примерами

1. Название

Нужно разделять название самого приложения (видимое название на «девайсе») и в магазине приложений. Эти названия могут (и должны) отличаться, обычно второе используется для продвижения приложения.

В Google Play, например, ограничение на длину названия — 30 символов, в App Store же ограничений нет, поэтому можно указывать длинное «сеошное» имя, главное — не «переборщить». Это позволит вам увеличить количество ключевых слов, используемых для оптимизации приложения, и их вес:

Важно помнить о пользователях, которые могут найти ваше приложение самостоятельно в App Store или Google Play, не перейдя по ссылке.

Решение о том, установить приложение или нет, они принимают по тому, что видят — то есть по иконке и (внимание!) укороченному названию.

Вот пример приложений для iPhone:

Обратите внимание на названия, всё ли понятно, что делают эти приложения?

Если пользователь ищет приложения с iPhone, то длина короткого названия ещё меньше, особенно если приложение бесплатное (русификация слова free просто ворует видимые символы из названия).

Если пользователь всё-таки перешел на ваше приложение, то там показывается немного больше символов в названии. Важно, чтобы в этой части были отражены основные ключевые слова приложения, а не что-то непонятное (например, транскрипция на русский язык названия бренда или «бронирование о…»):

Не забывайте, что название приложения ещё показывается на экране обновлений и там тоже оно сокращается. Хорошо когда вот так получается:

История изменений названий приложения «Островка» для App Store:

  • Ostrovok.ru;
  • Ostrovok.ru — бронирование отелей;
  • Ostrovok.ru — поиск и бронирование отелей по всему миру;
  • Островок — поиск и бронирование отелей по всему миру;
  • Островок — удобный поиск и бронирование отелей по всему миру;
  • Островок – удобный поиск и бронирование отелей, хостелов и апартаментов по всему миру;
  • Поиск отелей — Островок — бронирование отелей, хостелов и апартаментов по всему миру;
  • Дешёвые отели на Ostrovok.ru. Удобный поиск и бронирование отелей, хостелов и апартаментов по всему миру;
  • Дешевые отели на Ostrovok.ru. Удобный поиск и бронирование отелей, хостелов и апартаментов в Москве, Питере и по всему миру.

Обратите внимание на последние два варианта: не стоит использовать букву «ё», при поиске «дешевые отели» приложение в App Store не ищется.

Не всегда использование имени бренда в самом начале названия приложения — хорошая идея. Если бренд неизвестный, то лучше переставить его в середину или конец фразы и предоставить место другим полезным словам. Есть исключение — если в названии бренда уже содержится ключевое слово вашего приложения (например, hotellook).

2. Иконка приложения

Помимо фирменного стиля, иконка влияет на конверсию в установку и запуск приложения. Поэтому иконка должна быть запоминающейся, однозначной и ассоциироваться с приложениями или сервисом.

Так сложилось, но отельные приложения любят большие буквы на иконках, с таким набором можно в Srabble играть:

3. Ключевые слова

Ключевые слова — самая важная часть оптимизации метаданных и, к сожалению, есть только для App Store. Основные правила и рекомендации:

  • длина всей строки со словами должна быть не больше 100 символов;
  • слова должны быть перечислены через запятую (после запятой пробелы не нужны), экономьте символы;
  • важен порядок слов, чем ближе слово к началу строки, тем больше вес;
  • можно убрать слова, входящие в название приложения, и имя разработчика, они используются при поиске автоматически;
  • следите за единственным и множественным числом при формировании слов (пока морфология для русского языка в App Store плохо работает).

Что же делать в Google Play?

  • можно оптимизировать описание приложения — использовать «сеошные» алгоритмы и подходы;
  • в конце описания можно перечислить ключевые слова как есть, но совсем недавно это перестало работать (подробнее про спам в Google Play).

Важно определить список всех ключевых слов для вашего приложения (составить семантическое ядро) и постоянно отслеживать поисковую выдачу по ним после обновлений метаданных (например, после релиза в App Store) и анализировать влияние предыдущих изменений:

  • поиск в магазинах приложений,
  • поиск по приложениям в Google и «Яндекс».

Можно автоматизировать этот процесс, используя такие сервисы, как App Annie, Search Man, Sensor Tower и другие. На данный момент, они с русскими словами неидеально работают, и не всегда позиция в сервисе соответствует реальности, поэтому я предпочитаю вручную пробежаться по 15-20 ключевым словам из списка, проверить позицию в поисковой выдаче.

Как бонус за «наблюдательность», вы можете обнаружить приложения конкурентов, которые стали использовать название вашего бренда или компании в качестве своих ключевых слов. Если вам это не нравится, то в App Store вы можете разрешить это с помощью запроса в iTunes Content Disput.

4. Скриншоты

Скриншоты — наше всё, по ним, а, точнее, по первому скриншоту, пользователь может сделать выбор и сразу установить приложение или перейти к остальным скриншотам и описанию, чтобы окончательно определиться, install or not install.

Стандарт де-факто на сегодняшний день — скриншоты с короткими текстовыми описаниями, поясняющими, что делает приложение. Особое внимание стоит уделить первому скриншоту, так как именно этот скриншот показывается при поиске в App Store.

Пример, первого скриншота приложения Островок:

И сравните его с первым скриншотом у приложения-конкурента (такой скриншот только для русского App Store):

Забегая вперёд, при поиске на iPhone в iOS 8 будет показываться два скриншота или видео и скриншот. Поэтому задумайтесь сейчас, что вам нужно сделать к официальному релизу iOS 8.

5. Описание

По-моему, описания для приложений никто не читает до конца, поэтому есть только две рекомендации:

  • пишите коротко, что делает приложение, или какая проблема пользователя решается, список возможностей или киллер-фич приложения;
  • или пишите длинно, но так, чтобы это было интересно читать, хотя это невыполнимая ситуация.

Игровые приложения предпочитают в начале описания сообщать о достижениях в других странах, топах и различных наградах, а также указывать отзывы от пользователей или крутых СМИ.

6. What's new или «Что нового» в версии

Косвенно относится к оптимизации приложения, но их читают пользователи — в основном, чтобы узнать, какие новые возможности появились в приложении, или исправили ли разработчики баг, который уже достал.

Обычно такой список выглядит сухо, некоторые пытаются использовать специальные символы или даже «Эмодзи».

В приложении «Островка» мы попробовали новый способ донесения изменений до пользователя — «забавные» текстовые описания к каждой версии. Суть:

  • если пользователь начал читать, то в большинстве случаев дочитает до конца;
  • описание вызывает эмоции, тексты обсуждают. «Я в апдейты теперь захожу только чтобы посмотреть, не вышла ли новая версия "Островка", и посмотреть на текст», — пользователь приложения «Островка».

Мы понимаем, что тема провокационная, есть и негативный фидбек, но она пошла в массы, и это радует.

7. Оценки и отзывы

Многие пользователи обращают внимание на количество оценок и средний рейтинг приложения перед тем, как его установить, некоторые даже читают последние отзывы, чтобы принять решение об установке. Поэтому необходимо «работать» с пользовательскими оценками и отзывами (отвечать на отзывы в Google Play или жаловаться на негативные или не относящиеся к вашему приложению отзывы в App Store), мотивировать лояльных пользователей к «честному» оставлению отзывов в магазине приложений. Но это тема для отдельной колонки.

Резюме

Обратите внимание на ASO ваших приложений, займитесь им, если ещё не делали этого, за этим будущее. Если ваше приложение «живёт» только на органическом трафике, то экспериментируйте с оптимизацией метаданных прямо сейчас, так как именно в этой ситуации можно увидеть изменения.

Для мотивации — пример приложения «Островка» в Google Play до оптимизации:

И после:

Все эти рекомендации в кратком виде есть в презентации.

Если есть вопросы или предложения, пишите в комментариях или мне напрямую в Facebook. Надеюсь, этот материал поможет вам в оптимизации ваших приложений.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Зашел на Островок. Ввел город Будва.
Островок нашел билеты в Буйнос-Айресе.
ЗБС.

Ты хотел сказать отели? ) Я зашел ща проверить и с Будвой все ок, отели ищет.

0

Интересно, о чём идёт речь? Возможно у вас на мобильном интеренете проглючил автокомплит и выбрали вместо Будвы — Буйнос-Айрес.

ostrovok.ru/hotels/?dates=31.08.2014-05.09.2014&q=6050135&guests=1

0

Второй раз все проверил - всё работает.

Нет. Это был хром под win7

Толя, спасибо большое, очень крутая статья!

Еще про скриншоты я бы добавил, что на экране самого приложения картинки видны не полностью, особенно сильно они обрезаются на iPhone с маленьким экраном (3Gs, 4 и 4S).

Кстати да, сравни с нашим вариантом.
Обрати внимание на iOS 8, там поиск и два скрина создают новый подход)

0

И еще немного реальных цифр к 4 пункту про скриншоты, которые показывают их реальную значимость.

В последнем обновлении мы изменили первый скриншот приложения, заменив его на зеленую подложку с текстом. В результате скачивания упали практически в 2 раза (больше мы ничего не меняли).

скриншоты лучше оставлять скриншотами, а такое оставить для лендингов.

0

Иконка, название, скриншоты, описание — это и есть лендинг в App Store.

0

вот выше скрин был.
Меня не интересуют возможности дизайнеров. Меня интересуют скриншоты. Вообще правила должны быть, что там либо скриншоты, либо видео о том как использовать(но никаких лишних картинок)

По поводу сокращения названия в AppStore вот что надо еще учитывать:

Если у вас не WhatsApp или не Facebook, то по возможности value proposition для русского Апстора лучше запихать в первые 13-14 символов (это тяжело, но возможно), потому что названия обрезаются:

до ~14 символов (в Топчартах) – мобильный AppStore RU
до ~29 символов (в Категориях) - мобильный AppStore RU
до ~30 символов (в Топчартах) – мобильный AppStore US
до ~29 символов (в Категориях) - мобильный AppStore US

до ~27 символов – десктопная версия AppStore RU и US


Поэтому если ваше приложение часто мелькает во всевозможных Апсторовских подборках, то вы можете развернуться аж почти на 30 символов.
Но если вы только начинаете привлекать аудиторию, то вам придется ужаться до 14, чтобы зацепить глаз пользователя в разделе "Топчарты" в русском Апсторе (все из-за того, что в Топчартах приложения пронумерованы по списку и слово "Бесплатно" - длинное - сжирают место интерфейса). В американском же почти 30 в обоих разделах.

Все расчеты для бесплатных аппов.

0

Отличная статья, спасибо, Толя!

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Yan Varskii

Всего добыто биткоинов: 14 164 575 ВТС
Общая сумма биткоинов, задействованных в транзакциях: 95 495 429 321 587 ВТС
bitkurs.ru/stats
Посчитай сколько осталось? Сколько еще не намайнили. Вопрос в технологиях. С крупными компаниями тягаться сложно и бесполезно. Повод придумать что-то поинтереснее и менее энергозатратнее))

Можно ли заработать на майнинге криптовалюты
0
Сергей Макаров

1) Про хеширование в статье ни слова.
2) Приведу пример на том же MD5. Часто для входа в систему или осуществления операции достаточно знать лишь сам хеш пароля.

Нет гарантий, что вашу цифровую копию пальца нельзя будет использовать в иных целях.

«Азбука вкуса» первой из российских ритейлеров запустила оплату покупок с помощью отпечатка пальца
0
Культурный Код

Евгений Хашин, вы путаете негатив с критикой. У меня ко ФРИИ конкретные претензии. Если видели мои комменты, то их знаете. И про лекции тоже. Откровенно, повторяться нет желания.

ФРИИ отобрал для десятого акселератора 33 проекта
0
Артём Перепёлкин

Александр, я думаю, ни вы, ни я, в итоге не являемся репрезентативной выборкой. Наша с вами полемика так и останется в стенах комментариев на vc, а смысл останется прежним. Да, вы безусловно правы как клиент, который приобретает определённую категорию продуктов через интернет. Но фабула моих комментариев как раз и сводится к тому, что данный шаг я.м. однобокий, рассчитанный на определённых потребителей определённых товаров. Причём процент присутствия на я.м. потребителей этих товаров совсем не 90% и даже не 80. И пока часть покупателей выиграет от такого шага, другая часть, и немаленькая, будет вынуждена связываться с магазинами в обход я.м.

«Яндекс.Маркет» отдаст приоритет карточкам товаров с возможностью заказа без перехода на сайт магазина
0
Вячеслав Быков
KARCHER

1. Заказываешь у конкурента на пол миллиона через Я.Маркет с десятка аккаунтов.
2. Клянешься, что заказ будет принят, чтобы передали в доставку.
3. Отказываешься в последний момент.
4. У конкурента весь дневной/недельный бюджет уходит в Яндекс.
Пара-пара-пам!

Письмо в редакцию: «У вас проблемы с бизнесом, если больше 40% заказов — из "Яндекс.Маркета"»
0
Показать еще