Лого vc.ru

Как оптимизировать приложения в App Store. Часть 2

Как оптимизировать приложения в App Store. Часть 2

Экс-руководитель мобильных продуктов Ostrovok.ru Анатолий Шарифулин написал для ЦП вторую часть колонки о том, что такое ASO на практике, и какие результаты появились после применения рекомендаций для мобильных приложений.

Поделиться

Первая часть статьи вызвала большой интерес у читателей ЦП, со мной связались разработчики из приложений «Мята», iknow.travel и различные инди-разработчики, которые поделились своими кейсами по оптимизации приложений в App Store и Google Play.

Оказывается, не все кейсы применимы для разных приложений. Грубо говоря, то, что работает для отельного приложения может не работать для путеводителя или образовательного приложения, и наоборот.

Анатолий Шарифулин, экс-руководитель мобильных продуктов Ostrovok.ru

Сегодня я хочу поделиться новыми работающими кейсами и ASO-наблюдениями (App Store Optimisation), которые я обнаружил с момента публикации первой части статьи.

Кейсы

1. Слова, встречающиеся одновременно в названии и ключевых словах в App Store, усиливают позицию в поисковой выдачи

В июле название приложения «Островка» было «Дешёвые отели на Ostrovok.ru. Удобный поиск и бронирование отелей, хостелов и апартаментов в Москве, Питере и по всему миру». Позиция приложения в поисковой выдаче по слову «отель» для iPhone — №12, по слову «отели» — №3. В ключевых словах было слово «отель».

В августе название приложение поменялось на «Дешевые отели на Ostrovok.ru. Удобный поиск и бронирование отелей, хостелов и апартаментов по всему миру. Найдите отель своей мечты!». А в ключевые слова было добавлено слово «отели».

В итоге позиция по поисковому запросу «отели» осталась прежней, а по слову «отель» приложение «Островка» поднялось до №3, плюс 10 позиций. Поэтому добавление слов в название (при условии наличия их в ключевых словах) усиливает позицию приложения в поисковой выдаче.

Обратный вариант не проявил себя — возможно было незначительное изменение, которое не повлияло на позицию в выдаче.

Скриншот из App Annie для приложения «Островка» (почему-то в августе были проблемы с получением поисковых позиций).

Подобный кейс сработал и в другом отельном приложении. Так, например, разработчики приложения Oktogo.ru (компания CleverPumpkin) обратили внимание на ASO и сделали ряд изменений в названии и ключевых словах.

Предыдущие название приложения — «Поиск и бронирование отелей в России и по всему миру», новое название: «Лучшие отели на Oktogo.ru. Поиск и бронирование гостиниц. Забронировать отель, гостиницу, хостел в Москве, Питере и по всему миру». Можно заметить, что применены ряд рекомендаций из прошлой статьи (что не может не радовать), основные улучшения:

  1. Название приложения сохраняет суть после различных сокращений, возможных в App Store (см. рекомендацию из секции «Название» в прошлой статье).
  2. В названии используются основные ключевые слова: «хостел», «отели», «бронирование гостиниц», «забронировать отель». Скорей всего они же указаны в ключевых словах для App Store.

Также можно отметить схожесть в формулировках названий между отельными приложениями: «Дешевые отели» vs. «Лучшие отели», оставим этот выбор для тех, кто хочет забронировать отель.

В итоге приложение улучшило свою видимость в App Store, появилось во многих поисковых выборках.

Два поисковых запроса «хостел» (плюс одна позиция) и отели (плюс семь позиций) для приложения Oktogo.ru.

2. Видимая длина названия

В комментариях к прошлой статьи один из читателей ЦП посчитал видимую длину названий для различных случаев, этим стоит оперировать при выборе названия для приложений в App Store.

Если у вас не WhatsApp или не Facebook, то по возможности value proposition для русского App Store лучше запихать в первые 13-14 символов (это тяжело, но возможно), потому что названия обрезаются:

  • до ~14 символов (в топ-чартах) — мобильный AppStore RU;
  • до ~29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store RU;
  • до ~30 символов (в топ-чартах) — мобильный App Store US;
  • до ~29 символов (в «Категориях») — мобильный App Store US;
  • до ~27 символов — десктопная версия App Store RU и US.

Кстати, по поводу выбора названия для приложений появились разные мнения. Вот самые интересные ссылки по теме:

3. Скачивание приложения из поиска (по поисковому запросу) усиливает позицию в этой выдаче

Это кажется интуитивным, но имеет место быть в App Store. Как вариант для применения: направляйте трафик на поисковую выдачу или просите пользователей искать и устанавливать приложение по вашим ключевым словам.

4. Для некоторых стран в App Store будет показываться английская версия мета-данных приложения, хотя язык по умолчанию русский

Неожиданно обнаружилась следующая особенность App Store: если приложение в iTunes Connect имеет несколько локализаций мета-данных, например, русскую и английскую, по умолчанию установлена первая, то в украинском, белоруском и подобных App Store приложение будет показываться на английском языке.

Старый скриншот из белорусского App Store, приложение «Островка» на английском, несмотря на то, что в настройках установлен русский язык по умолчанию

Такое поведение объясняется тем, что язык по умолчанию в белорусском и украинском App Store — английский, то есть весь интерфейс на английском языке (не на русском). Поэтому нужно внимательно относиться к списку поддерживаемых языков локализаций в iTunes Connect.

Если ваше приложение всё-таки ориентируется на русскоговорящих пользователей (например, на страны СНГ, где доступен App Store), то возможно стоит пожертвовать английской локализацией. А для англоязычных пользователей можно выпустить отдельное приложение. Иначе все ваши оптимизации для русского языка не будут работать в таких магазинах, так как используется английская локаль мета-данных приложения. Именно поэтому в поисковой выдаче по отелям на русском языке нет зарубежных конкурентов в белорусском или украинском App Store.

Поисковая выдача по ключевому слову «поиск отелей» в белорусском App Store, показываются приложения только с русской локализацией мета-данных.

Наблюдения

1. Приложения, «ворующие» ключевые слова или названия приложений

В прошлой части статьи было упоминание о том, что можно отлавливать приложения, которые используют в качестве ключевых слов названия других приложений, компаний или брендов. Так, например, в поисковой выдаче по запросу 'ostrovok' появилось два приложения, причём одно из них полностью скопировало название.

Поисковая выдача приложений по ключевому слову 'ostrovok'.

Про разработчика приложений Hunters BBS LLC хочется отдельно сказать, что ребята не парятся и выпускают приложение за приложением по поиску авиабилетов, но под разными названиями: «Cheap Trip», «Добролет», «Ostrovok.ru», всего 13 приложений-клонов.

Приложения-клоны разработчика Hunters BBS LLC.

Напомню, что бороться с данной ситуацией или «хитрыми» разработчиками стоит через iTunes Content Disput.

2. Смена категории для проверки уровня органического трафика

В качестве эксперимента приложение «Островок» на одну версию сменило категорию с Travel («Путешествия») на Lifestyle («Образ жизни») в App Store, так как вторичная категория (Secondary category) уже давно не поддерживается и приложение показывается только в в одной категории (Primary category).

В итоге получилось, что количество органических установок приложения (отсеив установки, пришедшие с сайта ostrovok.ru и других ресурсов, плюс для чистоты эксперимента рекламные активности были минимальны) выше на 20% в день в категории Lifestyle, причем позиция в категории ниже, чем при меньшем количестве установок в Travel.

Позиции приложения «Островка» в категориях Travel и Lifestyle на время эксперимента.

По предварительным данным (за месяц после эксперимента) органический трафик примерно так же конвертиртировался внутри приложения, как и трафик из Travel. Но мы решили вернуться обратно в Travel, так как это наша «настоящая» категория.

Ну и как совпадение или закономерность, после перехода обратно в категорию Travel, новая версия приложения «Островка» за несколько дней, набрав хороший рейтинг (75 пятерок, от одного до четырех положительных отзывов в день), попала в подборку «Лучшие новые приложения» на главную страницу App Store, что дало в 10 раз больше органического трафика, чем обычно. Эффект длился первые три-четыре дня, потом постепенно органика вернулась на прежний уровень.

Скриншот главной страницы русского App Store.

3. Изменения в ASO для iOS 8

Совсем недавно iOS 8 стала доступна всем, и теперь можно полноценно оценить возможности App Store и операционной системы.

Основные ASO-новинки:

1. Появилась возможность добавлять 15- или 30-секундные видеоролики для приложений, которые демонстрируют функциональность и возможности приложения. Несколько рекомендаций по изготовлению видео в официальном гайде от Apple. Примеры видео можно посмотреть в приложениях iMovie, «Yahoo погода», 1Password и других. Самое простое видео у приложения Hotel Tonight — демонстрация работы приложения (даже без звуковой дорожки).

В поисковой выдаче приложений теперь показываются первые два вертикальных скриншота (или видео и первый скриншот) или один горизонтальный скриншот (или горизонтальное видео).

Вертикальный вариант скриншотов (с видео и без).

Горизонтальные варианты скриншотов (с видео и без), обычно используется для игр.

Если в поиск попадает пакет приложений (App Bundles), то будут показаны иконки приложений, видимая длина названий приложений оставляет желать лучшего.

2. Отображение пакетов приложений в поисковой выдаче. После изменений в поисковой выдачи в iOS 8, сразу стало понятно, какие скриншоты «не очень»: невыразительные или те, по которым не понятно, что делает приложение (см. рекомендации из первой части статьи, секция «Скриншоты»). Очевидный факт: чем хуже скриншоты, тем меньше органического трафика приложение получает из поисковой выдачи.

Примеры неадаптированных под iOS 8 скриншотов приложений:

Очень мелкий текст и интерфейс приложения, приходится напрягаться, чтобы разобрать текст и то, что нарисовано на картинке.

Один вертикальный скриншот без пояснений.

3. Новые теги у приложений в App Store. В iOS 8 появились дополнительные пометки для «особенных» приложений:

«Самое необходимое» и «Выбор редакции».

«Essentials» (доступно в американском App Store).

4. Популярные и похожие запросы. При заходе в поиск App Store показываются популярные запросы, их можно анализировать и понимать, какие слова вводят пользователи при поиске тех или иных приложений.

Популярные запросы в русском App Store.

В американском App Store при поиске по ключевым словам на английском языке показывается список похожих запросов. Это отличный инсайт для понимания, что ещё ищут пользователи, и возможность улучшить собственные ключевые слова.

Похожие запросы в американском App Store.

Краткое резюме

Чтобы лучше понимать влияние изменений в ASO на поисковую выдачу, есть только одна рекомендация: при каждом обновлении записывать в отдельный документ список изменений в мета-данных (некий what’s new); гипотезы, которые проверяем и ожидаемый результат. Иначе через месяц-два, вы не вспомните, что меняли, или не поймёте, что повлияло на улучшение или ухудшение поисковой выдачи.

Следите за тем, что происходит не только с вашими приложениями, но и с другими, куда развивается индустрия, делитесь своими наблюдениями и кейсами. Вместе мы станем сильнее и опытнее.

По-прежнему, если есть вопросы или предложения, пишите в комментариях или мне напрямую в Facebook.

Статьи по теме
Анатолий Шарифулин, «Островок»: Как оптимизировать приложения в App Store и Google Play14 июля 2014, 15:28
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Анатолий, спасибо за статью. Расскажите, вы пользуетесь сервисами SensorTower или App Annie? И какими модулями-фичами? Интересно было бы прочесть обзор основных инструментов ASO.

0

App Annie — старый друг и помощник, но чем стал больше и знаменитей, тем медленней и не на все запросы может отвечать. Используется только бесплатный функционал Sensor Tower — да, но не всё там корректно для российского App Store, хороший модуль по работе с ключевыми словами и Timeline. Сейчас я занимаюсь разработкой собственного сервиса (в том числе для ASO) — помощник для мобильного продукт-менеджера. Если интересно, давайте в Facebook или Skype пообщаемся на эту тему.

Так же испольуется App Annie API для получения отчетов по установкам и рейтингу из App Store и Google Play, а потом выводим в собственных дашбордах и админках. Это просто и удобно.

Анатолий молодец, лучше уж "это", чем пропагандировать и писать на perl!

0

use Perl or die;

И я кстати не бросил на нём писать)

0

пипец ты нафигачил
респект

Пост очень интересный. А вот название поста писала блондинка.

0

Это же seo название, всё хорошо)

0

Госпаде, я ничего не понимаю. Помогите нам оптимизировать наше первое приложение для детей пожалуйста.

0

Валерий, напишите плиз мне на sharifulin@gmail.com

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Vsevolod Volchansky
Chat Helpdesk

Ему про Фому, он про Ерему))

«Тинькофф банк» анонсировал открытие сети центров разработки
0
FrostBite
ProGamer.ru

Всем. Я за нацию технологий и творчества.

Власти России намерены снизить беспошлинный порог для ввоза интернет-посылок до 500 евро с середины 2018 года
0
Alex Samoylenko

Кандидатам на лучшую мобильную игру в Минске передает привет лучшая мобильная игра в Минске) шучу) Андрей, Ксения, вы молодцы! Игра крутая.

Mushroom Wars 2: рассказ российских разработчиков о том, какой путь прошла игра от концепта до релиза
0
reggaejunkiejew

так в том и вопрос, в статье вообще не сказано чего они там такие умные и красивые настартапили и на антрепренировали.

Дом, который построил Питер Тиль
0
Anton Kuchumov
WorkOut

Спасибо, из всего списка как раз хотел начать с неё.

Лучшие книги 2016 года — выбор Билла Гейтса
0
Показать еще