Лого vc.ru

Четыре жизни Atari: история успехов и поражений известного производителя игр

Четыре жизни Atari: история успехов и поражений известного производителя игр

Обозреватель vc.ru изучил историю компании Atari — создателя игр Pong и Touch Me, оказавшего огромное влияние на зарождение индустрии видеоигр, но не сумевшего удержать лидерство на рынке.

Поделиться

Не так много компаний может продержаться на рынке более 40 лет. Причин ухода из бизнеса достаточно много. Среди них невозможность выдержать конкуренцию, устаревшие идеи, увольнение людей, стоявших у истоков.

Так или иначе, большинство из них со временем ушли в тень, уступив место под солнцем более молодым и современным корпорациям. Тем не менее есть на рынке компания, которая, несмотря на возникшие проблемы, не исчезла с Олимпа, а возрождалась несколько раз после того, как была объявлена банкротом. Должно быть, все помнят Atari и знают её как одного из первых разработчиков игр и консолей.

Компания была основана в 1972 году двумя хиппи — Ноланом Бушнеллом и Тэдом Дэбни. Бушнелл ещё в 1967 году увлёкся игровыми автоматами, заметив их чрезвычайную популярность. Вместе с другом Тэдом Дэбни они разработали Computer Space — игру, в которой надо было стрелять в подобие летающих тарелок.

Игра не стала хитом, но натолкнула Бушнелла на две мысли. Во-первых, на этом можно и нужно заработать, во-вторых, игра чересчур сложна, надо сделать её проще. Так и была создана компания. Кстати, первым её названием было Syzygy, но оно не прижилось. В итоге после длительных препирательств между основателями было выбрано имя Atari, взятое из древней японской настольной игры.

Тут же появилась новая проблема: выпускать игры лучше на своих автоматах, значит, нужна линия сборки, но основатели в этом не очень разбирались. Поразмыслив, начинающие предприниматели пригласили к себе в качестве эксперта инженера-проектировщика Эла Элкорна. Первыми работниками Atari стали местные хиппи.

Новому участнику бизнес-проекта было поручено адаптировать игру Pong для игровых автоматов. По сути, это была версия настольного тенниса, в которой игрок мог состязаться с машиной. Полученный продукт разместили в ближайших барах и кафе. Видеоигра довольно быстро разошлась, и к 1973 году Atari умудрилась продать более 8000 копий. Стоимость составила всего $1095. Дела пошли на лад, и компания расширила штат. Кстати, одним из первых сотрудников Atari стал ещё никому не известный Стив Джобс — именно он был разработчиком игры Breakout.

Желание заполучить больше клиентов навело Бушнелла на оригинальную мысль. Нолан решил создать себе виртуального конкурента в лице своего соседа и друга Джо Киннана, возглавившего подложную контору Kee Games. Замысел был прост: две компании (а фактически одна) смогли бы обойти закон об эксклюзивной дистрибуции. Эта идея сразу не понравилась Дэбни, и вскоре он покинул Atari, продав свою долю.

Бушнелл явно недооценил предпринимательские способности нового конкурента. Киннан за год смог превратить свою фирму в прибыльный бизнес. Кроме того, Kee Games исхитрилась создать собственную игру, ставшую первым симулятором танка, и превратилась в опасного оппонента для Atari. В такой ситуации следовало действовать быстро, пока виртуальный конкурент не стал реальным. В итоге Kee Games была поглощена, а Киннан стал президентом Atari.

Управление выпустило ещё несколько игр, чтобы разнообразить линейку, и задумалось о создании собственной платформы. В 1976 году увидела свет консоль VCS, которую позже переименовали в Atari 2600. Ключевой её характеристикой стало то, что она поддерживала игры, созданные компанией. Запуск консоли — достаточно дорогое занятие, поэтому Бушнелл и Киннан принялись искать инвесторов. Лучшим выходом, по мнению отца-основателя, было продать Atari тому, у кого больше денег и возможностей.

Сказано — сделано. В 1976 году компанию за $28 млн приобретает Warner Communication. В итоге Бушнелл раскается в своем решении: в 2014 году он скажет в интервью, что Atari стала бы великой, не продай он её Warner.

Новый совладелец инвестировал в консоль Atari, и началось производство. Платформа была готова уже осенью того же года, но Бушнелл, желающий получить больше денег, решил отложить начало продаж до Рождества, чтобы красиво и эффектно покорить рынок.

Это стало фатальной ошибкой, которая повлекла множество проблем. К концу года уже было выпущено несколько подобных консолей, и, хотя они и уступали по характеристикам Atari 2600, всё равно смогли составить ей конкуренцию. Кто первый выходит на рынок, тот его и контролирует. Компания Бушнелла потеряла возможность полностью доминировать в отрасли.

Тем не менее до конца 1977 года Atari успела продать более 250 тысяч консолей. Но в следующем году из произведённых 800 тысяч Atari 2600 было приобретено только 550 тысяч. Компания потерпела убытки — и всё же данная модель консоли ещё долгое время оставалась для неё ключевым источником дохода.

Новые совладельцы Atari легко оценили ситуацию, а также нашли, на кого возложить вину. Чтобы контролировать изобретательного, но нестабильного Нолана, в Atari отправили Рея Кассара как специалиста по производству и своего рода надзирателя. Кассар начал свою работу в компании с громкого заявления о том, что всё произошедшее — маркетинговая катастрофа. С его приходом работать, по мнению Бушнелла, стало совсем невесело. Кассар был полным антиподом хиппи и оригинала Нолана — жёстким менеджером, контролирующим каждый шаг на предприятии, к которому его прикрепили.

По мнению Роба Фулопа, одного из разработчиков Atari 2600, в компании всегда были проблемы во взаимоотношениях между маркетологами и инженерами. С приходом Кассара они обострились и привели к конфликтам. Атмосфера хиппи-стартапа пропала. Бушнелл не стал терпеть контроль, и вскоре начались раздоры.

Однажды два руководителя поспорили о том, нужен ли Atari отдел разработки персональных компьютеров. Дело чуть не дошло до драки, и подчинённые были вынуждены растаскивать соперников по углам. Это стало последней каплей, и в итоге в 1978 году Бушнелл был уволен. Кассар занял его место и начал продвигать свои идеи.

Следующим шагом нового главы стали сокращения персонала — в общей сложности было уволено около 30 человек. Один из разработчиков Боб Браун позже вспоминал, что не мог поверить, что кто-то решился это сделать, — словно на улицу вышвырнули само будущее компании.

В 1979 году Atari презентует новую консоль, а также первый в своём роде симулятор футбола. В этом же году ушло четыре ключевых разработчика, среди которых Алан Миллер, ведущий создатель игр. Причиной увольнения специалистов, кроме несогласия с политикой Кассара, стало нежелание Warner Communication упоминать в выпускаемых играх имена создателей.

В то время людям, привыкшим чувствовать себя свободными художниками, и впрямь было сложно работать в Atari. После ухода Бушнелла Кассар усилил охрану, поставил на объектах бронированные двери. Всех, кто пытался войти внутрь, подозрительно досматривал сотрудник спецслужб. Был введён полный рабочий день и чётко распределены обязанности, топ-менеджеры отделились от обычных разработчиков. Компания потеряла свою уникальность

Некоторое время компания работает по инерции, а в 1980 году даже ставит рекорд выручки, которая достигла $2 млрд. Тем не менее начинаются серьёзные проблемы, повлёкшие за собой упадок Atari. В первую очередь это недостаток квалифицированных кадров. Кроме того, многие сотрудники были недовольны атмосферой внутри компании. Ещё одной проблемой стало то, что ушедшие инженеры основали Activision, ставшую прямым конкурентом и опасным врагом Atari.

В 1980 году Кассар попытался побороть противника типичным для корпоративного менеджера способом — судебным иском о нарушении патента. Выиграть дело не удалось. Более того, в 1982 году судом было установлено, что производить игры для любой платформы могут и сторонние разработчики. Этот судьбоносный для индустрии игр вердикт не только защитил Activision, но и позволил огромному числу людей обратить внимание на свободную нишу на рынке.

Вскоре вышло огромное количество игр для консоли. Далеко не все из них оказались оригинальны, в большинстве своём это были клоны более знаменитых версий или ремейки существующих. В попытке снова заполучить контроль над индустрией Atari выпустила две новые игры, анонсировав их как бестселлеры, — портированный из автоматов Pac-Man, а также E.T. the Extra-Terrestial.

Для продвижения новых продуктов была разработана дорогая рекламная кампания, картриджи выпускались в огромном количестве. Руководители Atari были уверенны в успехе своей работы, но в итоге столкнулись с громким провалом. Игры не покупались и вполовину так хорошо, как рассчитывалось. Прилавки магазинов оказались завалены катриджами Atari. Апофеозом стало захоронение непроданных игр на одном из объектов компании. За неудачу пришлось отвечать Кассару, который в 1983 году был уволен.

Нельзя cказать, что во всех бедах был виноват один человек. Кассар выполнял указания Warner и делал это скрупулёзно. Проблема была в том, что материнская компания не совсем понимала особенности Atari и её отличия от большинства представителей рынка. Тем не менее Кассара до сих пор называют криптонитом Atari, который привёл компанию к упадку.

В том же году Atari, считавшаяся одной из наиболее быстрорастущих компаний в индустрии, стала убыточной. Чтобы уменьшить траты, Warner Communication разделяет компанию на два подразделения. Отдел, который занимается разработкой игр, остался под контролем старого владельца, а подразделение, создающее игровые платформы, в 1984 году продают Джеку Трэмиелу, основателю Commodore и главе Tramel Technology, который объединил обе компании под названием Atari Corporation. Так в жизни корпорации начинается новая эпоха.

Вместе с частью Atari Трэмиелу достались и разработки подразделения в сфере персональных компьютеров. В надежде объединить наработки специалистов созданной корпорации и получить новый продукт Джек принимается за работу, но ПК требуется качественное железо. С этой целью была достигнута договоренность с разработчиком компьютеров Amiga Corporation.

Всё получилось не так, как рассчитывало начальство. Руководители Commodore, не желавшие появления сильного конкурента в лице Atari Corporation, приобрели Amiga за $25 млн. Узнав о сделке, Трэмиел подал в суд, но процесс затянулся и время снова оказалось упущено. В 1985 году Atari Corporation выпускает свой компьютер под аббревиатурой ST, но он, несмотря на низкую цену, не получает популярности. Постепенно рынок ПК захватывает IBM с ОС Windows.

По мнению аналитиков, главной проблемой Atari ST стала чрезмерная спешка, желание не отстать от конкурентов. Это привело к тому, что компьютер вышел устаревшим по сравнению с продуктами Apple и IBM.

Желая заполучить операционную систему, Трэмиел пытается договориться с Microsoft, но стороны не сходятся в цене. Последствия этого провала сказываются на выручке компании. Однако проигрыш корпорации на рынке персональных компьютеров не сказался на качестве создания игровых консолей. В 1986 году были выпущены сразу две версии — Atari 7800 и Atari 2600r.

Первую можно смело назвать флагманом, ведь она по всем характеристикам не уступала своим конкурентам, к тому же стоила всего $140. Atari 7800 до сих пор входит в список лучших игровых консолей за всю их историю. Вторая модель, дешёвая и бюджетная, была ориентирована на более широкого потребителя. Успех этих платформ позволил корпорации получить годовую прибыль в размере $25 млн. Кроме того, многие восприняли версию 7800 как реального конкурента Nintendo, постепенно захватывавшего рынок консолей. Продукт Atari в итоге не одолел своего соперника, но создал впечатление, что такая победа возможна.

Желание захватить рынок сыграло с руководством компании злую шутку и привело к запуску ещё нескольких, на этот раз провальных моделей платформы. Вообще, для периода, когда компанией управлял Джек Тремиэл, было характерно стремление как можно скорее выпустить продукт, что негативно влияло и на качество платформ, и на их маркетинговое продвижение.

В 1989 году Atari начала выпуск Lynx, собственной портативной консоли с передовыми технологиями и удобным по тем временам дизайном, которая должна была обеспечить компании доминирование на рынке. Но победу в схватке выиграла не лучшая портативная консоль, а более гибкая система работы в Nintendo.

Японские разработчики выпустили гораздо больше своих Nintendo Game Boy, грамотнее рекламировали их и начали сбывать продукцию быстрее. На продажах Lynx сказалось ещё и отсутствие портированных под первую версию популярных игр. По мнению одного из аналитиков, у консоли было несколько неплохих игр, но их оказалось недостаточно, чтобы использовать весь её потенциал. Неизвестно, как развивалась бы индустрия, если бы в Atari были возможности Konami и Capcom.

Ещё одной слабой стороной Lynx оказалось то, что элементы питания слишком быстро разряжались. Итог был печален: худший продукт одолел лучший. При этом Lynx выдержала проверку временем, и сейчас фан-клубы создают под неё игры.

В 1991 году вышла Lynx II, имевшая целый ряд преимуществ по сравнению со своим предшественником и работавшая гораздо дольше. На рынок это не повлияло: Nintendo продолжила доминировать.

В истории почти любой компании есть рискованный продукт, который может или вознести её на вершину, или уничтожить. В Atari им стала первая в своём роде 64-разрядная консоль Jaguar, вышедшая в 1993 году. Впечатлял и дизайн, чем-то напоминавший автомобиль из сериала Knight Rider, и высокая скорость работы.

К сожалению, для Jaguar было слишком мало игр, без которых выдающаяся модель не стала популярной. Эта неудача привела к тому, что у Atari Corporation не оказалось ни одного реально востребованного на рынке продукта. Трэмиел устал и начал потихоньку сворачивать бизнес. В 1996 году бренд и оставшиеся активы корпорации были проданы компании JTS. Так Atari погибла во второй раз.

Возрождения бренда пришлось ждать почти семь лет. В 1998 году крупный производитель игрушек Hasbro приобрёл JTS, а два года спустя продал бренд Atari холдингу Infogrames — в то время он яростно конкурировал с EA и нуждался в укреплении своего имени. Благодаря покупке Infogrames получил возможность не только продавать старые версии платформ, но и издавать игры, как Atari. В 2001 году вышло две игры для Playstation и Xbox — MXRider и Splashdown, которые стали неплохо продаваться.

В 2002 году начинается разработка игровой консоли Atari 10 in 1. Главным её преимуществом стала поддержка большинства старых игр, доступных на Atari 2600. Консоль отлично разошлась, и руководители холдинга увидели перспективы для своего бизнеса.

В 2003 году Infogrames решил воспользоваться ситуацией и изменил название на Atari, SA. Таким образом компания восстала из пепла, совершенно не похожая на себя прежнюю. В ней не осталось ничего ни от хиппи-стартапа, ни от соперника Nintendo — только имя. С помощью нового названия французский холдинг попытался привлечь к себе внимание, и ему это удалось.

Под брендом Atari компания продолжила издание игр, среди которых были серии Driver, Civilization, Unreal, Test Drive и Baldur's Gate, ставшие признанными хитами. В 2007 году чистый доход компании достиг отметки в 122,3 млн, что позволяло говорить о том, что она достаточно уверенно стоит на ногах.

Бренд строился на выпуске классических игр Atari, а также на ремейках консолей. Среди них стоит выделить Flashback и Flashback 2, вышедшие в 2004–2005 годах, — они неплохо покупались и обеспечили компании четверть прибыли. В дальнейшем бренд продолжит ремейк старых платформ, обеспечивая себе неплохие продажи за счёт олдскульных геймеров.

В 2010 году произошло экстраординарное событие. В сети появилась информация, что Бушнелл войдет в совет директоров. Любители ярких возвращений уже представили открывающиеся перспективы, но возвращение Нолана было больше рекламным ходом и особо на деятельности Atari не отразилось.

В этом же году началось снижение выручки, вызванное изданием неудачных игр вроде Ghostbusters. Доход упал на 55% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее Джим Уилсон, являющийся генеральным директором Atari, в интервью подчеркнул, что это запланированный переходный период, связанный с выходом на рынок онлайн-игр.

В 2011 году вышла новая версия консоли Flashback 3, схожая по дизайну с предыдущими выпусками и включившая в себя больше 60 игр, работавших на модели 2600. Но одним из главных источников доходов Atari стало издание игры Witcher 2.

В 2013 году американское отделение Atari объявляет о своём банкротстве и отделяется от материнской компании. Год спустя начинается новый виток развития старого бренда — в этот раз под лейблом Atari Casino. В воссозданной компании работает около десяти человек, которые, судя по заявлениям Фредерика Шене, пытаются вернуть ей былое величие. Вероятнее всего, это просто громкие слова, которых за историю Atari прозвучало немало.

Atari Casino заключила договоры с FlowPlay, которые будут разрабатывать платформу для казино, и PairPlay, обеспечивающим возможность игры на реальные деньги. В 2014 году компания представила свой первый продукт — Atari Jackpots, но перспективы бренда выглядят довольно туманными.

Европейская Atari продолжает успешно работать и даже зафиксировала выручку в размере 2,8 млн евро в первой четверти 2015 года — больше, чем за тот же период в прошлом году. В сентябре этого года была выпущена шестая версия Flashback, включившая 100 новых игр.

История Atari — отличный пример того, как корпорация, имевшая возможность стать великой, превратилась в громкое имя, которое используют, чтобы увеличить уровень продаж. По правде говоря, идея Бушнелла о создании компании, которая бы производила игры для любой категории, давно канула в Лету, оставив заметный след в ИТ-индустрии. Парадоксально, но факт: все, кто так или иначе имел права на бренд Atari, получали возможность привнести серьёзные изменения на рынок игр, но так и не смогли этого достигнуть.

На данный момент на право продолжить традиции бренда претендуют две компании — европейская Atari SA и Atari Casino. Первая занимается изданием игр, выпускает флэшбэк-консоли и, по сути, является наследником компании Бушнелла. Вторая пытается создать бренд вокруг онлайн-казино, и пока непонятно, выживет ли она вообще.

Подводя итог, можно сказать, что Atari не выдержала проверки временем и сейчас напоминает жалкую пародию на себя прежнюю. Хотя это и не отменяет того, что когда-то компания изменила индустрию игр, и до сих пор её название заставляет сердца опытных геймеров биться чаще.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Познавательная статья , как буд то окунулся в отрывок из книги о Стиве Джобсе , Уолтер Айзексона .
Из статьи , можно извлечь очень много уроков . У каждого свой ... Мой , это подтверждение подхода , о большей персонализации и лояльности по отношению к работникам внутри компании ..

Не «Baldur Gates», а Baldur's Gate! :)

0

Фикс, спасибо) Лучше через Ctrl+Enter

0

>Atari 7800 до сих пор входит в список лучших игровых консолей за всю их историю

нет, не входит. попадает в топы типа "25 лучших консолей", среди которых обычно вообще все более-менее популярные консольки числятся, но сама по себе - нет.
да и консоль средненькая

0

Очень ламповая статья.

фоток нет почти и это огорчает

0

с Ноландом я познакомился лично пару месяцев назад, оч. интересный дедок. Без фанатизма. По его собственным словам - все надоело: и технология, и бизнес и все остальное. Всему свое время.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Афонин
D8II

Такое ощущение что сайт показывает рандомные байки просто опираясь на цену. Как еще можно объяснить выбор 2-литрового дорожника или спортивной ракеты для категории "Езда по городу" или "На работу"..

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Борис Мартынов

Без лоха жизнь плоха

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Sasha Zivers

Ничего не заставит.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Ну да, приравнивать жену к предментам, ок-ок. )

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Sasha Zivers

Господа, ну вы чо. Есть же известный эксперимент, когда создали условия, близкие к райским. И известно, чем он закончился.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще