Лого vc.ru

Экономика автопилотов: почему не стоит ждать революции на рынке

Экономика автопилотов: почему не стоит ждать революции на рынке

Аналитики предполагают, что автопилоты полностью изменят весь авторынок, который оценивается в два триллиона долларов ежегодных продаж автомобилей и сопутствующих сервисов. Обозреватель vc.ru объяснил, почему не стоит ждать упадка «классических» автопроизводителей и революции на рынке. 

Будущее пассажирских перевозок связывают с двумя понятиями: каршерингом и автопилотированием. Каршеринг — это замена частного автомобиля общественным, автопилотирование — отсутствие необходимости в водителе.

Для удобства мы посчитаем их экономику отдельно.

Грустная правда каршеринга

Оплачивая поездку на автомобиле, пользователь компенсирует связанные с ней расходы. У трат на автомобиль две составляющие: постоянная и переменная. Для простоты считаем, что постоянная статья не зависит от пробега, а переменная зависит только от него (это не совсем так, но важна общая картина).

Согласно исследованиям, средний автомобиль всего 5% времени проводит в движении. При среднем пробеге в 15 тысяч км в год и средней скорости для мегаполиса 30 км в час получаем примерно 500 часов — менее полутора часов в день. Покупая свой автомобиль, вы платите и за остальные 95% времени, когда автомобиль просто стоит на парковке.

Стоянка автомобиля у дома имеет понятную оценку в деньгах — это потеря стоимости, та самая постоянная статья расходов. По данным PwC, она составляет менее трети совокупных расходов на владение автомобилем. Если вы используете автомобиль, который ежегодно проезжает заметно больше тех же 15 тысяч километров, постоянная статья расходов практически полностью размывается на фоне переменных статей — топлива, технического обслуживания, стоимости парковки.

По таком принципу работает и такси. Но у экономики совместного пользования есть другая проблема: холостой пробег, дистанция между полученными заказами. У личного автомобиля холостого пробега нет по определению.

Если судить по форумам, даже у такси в службах уровня «Яндекса» или Uber холостой пробег составляет около 50% от эффективного. Его уровень перестал падать, несмотря на рост проникновения сервисов такси. То есть фактически оплачивается лишь 66% пробега. Значит, каждый оплаченный километр должен быть в полтора раза дороже просто для того, чтобы покрыть расходы на неоплаченные километры.

Возможно, дело в фундаментальных свойствах транспортных потоков, например, асимметричности: утром все едут в центр, вечером из центра. На выходные все уезжают из города, а не наоборот. График плотности дорожного потока имеет явно выраженные пики — автомобиль всем нужен примерно в одно и то же время.

Поэтому мы выкидываем постоянную составляющую расходов, в полтора раза увеличивая переменную. То есть умножаем в 1,5 раза статью, которая составляла 66% расходов, получая те же 100%. В переводе — расходы на эффективный пробег такси и частного автомобиля примерно равны.

Из приведенного отношения следует известный факт: такси выгоднее собственной машины при небольшом количестве поездок (вы избавляетесь от постоянной составляющей расходов), но проигрывает при большом числе поездок. А вот автопроизводителю вообще все равно: он же продает вам ресурс автомобиля, то есть пробег, который вы в любом случае сделаете.

Главная же задача каршеринга — уменьшение значения холостого пробега. Отсюда внимание сервисов такси к мощной математике, big data и росту любой ценой (чем больше машин, тем проще найти машину рядом). Именно так, на живых данных, считается экономика будущих беспилотников.

Сколько сэкономит автопилот

Здесь экономика намного проще. В стоимости километра такси вклад водителя составляет около 40%, но эти деньги никто не вернет клиенту полностью. Вместо водителей деньги получат автопроизводители — они уже прилично вложились в автопилотирование и обороты только растут. В числах это около 40-60 тысяч долларов в год с автомобиля — его вторая стоимость.

Кто еще получит деньги? Здесь нужно обратить внимание на строку Plate Lease Costs — это приведенная к году стоимость лицензии на такси. Можно предположить, что при переходе на стопроцентно администрируемые автопилотируемые перевозки стоимость государственных отчислений с машины только вырастет.

Кто получит преимущества​

Увы, стоимость поездки не упадет в разы — никаких предпосылок к этому нет. Скорее всего, речь пойдет максимум о 20-процентном (половина затрат на водителя) снижении стоимости поездки. 

Действительно снизить стоимость позволят другие сервисы — райдшеринг, заходящий на территорию общественного транспорта. Такие сервисы уже работают — например, Uber Cab, Blablacar и корпоративные карпулы. Исследования экономики в это сегменте еще только ведутся.

Другое дело — перераспределение реальных финансовых потоков, которые почти не уменьшатся. Вот за них и идет борьба. Падение продаж автомобилей под вопросом, но в любом случае будет компенсировано удорожанием автомобилей и премией за эксплуатацию автопилотов. Поле для маневра — от 30 до 60 тысяч долларов в год за каждого водителя такси. По разным оценкам, в мире минимум 15 млн водителей такси — это 500 млрд долларов ежегодно.

На чем еще автопроизводители с удовольствием сэкономят, так это на дилерах. Их не особенно любят — так, в Штатах законодательно нельзя продавать автомобили напрямую и Tesla регулярно судится по этому поводу. В дилерской сети оседает примерно 10% стоимости автомобиля — около 150 млрд долларов ежегодно. Примерно в такой же объем оценивается выручка от сервисных услуг — эти деньги тоже заберут у частных компаний. Всего получается около 800 млрд долларов в год, которые сейчас полностью проходят мимо автопроизводителей. Рост рынка на 50%.

Кроме того, распространение автопилотов тесно связано с переходом на электромобили. В таком случае топливные компании (продают топливо для генерации энергии в автомобиле) уступят место энергетическим (генерируют энергию и передают автомобилю). Ежедневно в мире потребляется около 11 млрд литров бензина — это минимум 6 млрд долларов в день или 2 трлн долларов в год.

Так что развитие автопилотов приведет к серьезному перераспределению прибыли в пользу существующих крупных игроков — поэтому автопроизводители вкладывают любые разумные деньги в автономные технологии. Корпорации в выигрыше, сервисы в выигрыше. 

Рубрика «Авто» выходит при поддержке WayRay
0

В 60-е годы считалось, что атомная энергия приведет к тому, что электричество будет бесплатным - однако нет.

к сожалению, не все перешли на атомную энергетику

0

Если бы потребление осталось на уровне 60-х, то так бы и было. Кстати, в паре стран в прошлом году электричество было бесплатным месяцами.

0

Атомная энергия даже не самая дешевая для потребителя - если интересно, в вики на этот счет en.wikipedia.org/wiki/Cost_of_electricity_by_source.

Вкратце - самая дешевая энергия с ГЭС, а преимущества АЭС в универсальности и стабильности.

Все кому не лень пытаются с этой шумихи с тачками без водителей сделать хоть какие-нибудь бабки, перетянуть внимание на себя. Еще очень очень много лет не будет тачек без водителей в массовом использовании. Локально, да, в какой нибудь Калифорнии, на каком нибудь задристаном шоссе с разметкой вдоль и поперёк. Представьте беспилотные машины в рамках всего Евросоюза, например. Невозможно и очень дорого во внедрении. Электрокары - грёбаное дно. Далеко не поедешь, зимой вообще капец этим акумам. Комфортненько, вроде как тихо, но дичайше скучно. Ниодна машинка на батарейках не даст эмоции, которые дарит атмосферный двигатель, рёв мотора, выхлоп, ускорение и т.д. Мир массово не пересядет на электровёдра.

почему нельзя проехать зимой? это проблема актуально только для очень холодных стран... ну и звук можно в колонки подать

Потому что этот катях разряжается на морозе. Запас хода в 80 км меня не устраивает. Живу в России. Валить не собираюсь.

0

запас хода так-то не 200км. ну и для европейской части России не так уж и страшно, сделать адекватную изоляцию от мороза и все

Когда-то лошадей с повозками на законодательном уровне убрали с дорог общего пользования, тоже самое произойдет и с автомобилями с ДВС рано или поздно.
Хотите на лошадке покататься, то можно поехать в конноспортивные клубы. Хотите на атмосферном V8 - гоночный трек.

0

Да. Экологический налог на ДВС все решит. Причем гнуть никого не надо, такой налог будет массово поддержан жителями городов.

если хочешь звука, тебе дадут возможность закачать рев мотора хоть феррари хоть вазовской шестерски))

Тююю, вы че, не знаете, что в электрокаре КПП нету? Всё удовольствие атмосферника в перегазовке, в эмоциях.

Артем, мы типо мыслить пытаемся глобально, где люди об атмосфере заботяться, плевали на эти перегазовки звук и прочее :/

0

точнее футуристично, нежели глобально*

0

причем тут кпп, там же тоже педаль есть, нажал - заревело

0

У вас каша в голове - автопилот приравняли к электрокару.

0

Любой автомобиль - бесчувственная железяка. То ли дело верный коник вороной!

"Если вы используете автомобиль, который ежегодно проезжает заметно больше тех же 15 тысяч километров, постоянная статья расходов практически полностью размывается на фоне переменных статей — топлива, технического обслуживания, стоимости парковки."

Не ясен термин "полностью размазывается". Это как? Меньше на порядок?

Это неверно. При 15000 тысячах пробега и расходе 8л/100 км вы потратите на бензин 1500 евро в Европе или 48000 рублей в России.

Ежемесячная потеря стоимости авто. Возьмем для рассчета Hyundai Solaris. Его текущая цена 750 тысяч рублей. Ежегодная потеря стоимости примерно 125 тысяч рублей. Чтобы это число стало меньше на порядок, машина должна проезжать минимум 60 тысяч в год. Если мы возьмем авто более высокого класса, то ему придется проехжать ещё больше. Для Bmw5 серии получается уже 240 тысяч км. в год. Иначе стоимость владения авто "не размазывается".

0

Тут есть еще один момент - падение стоимости зависит от пробега. При пробеге 60 в год, стоимость упадет гораздо сильней чем на 125 т.р. - потому всем что очевидно, что это износ. Так 3-4-х летний авто, уже подходит к концу ресурса современного двигателя.
Плюс чем больше пробег, тем больше вероятность ДТП, значит еще сильнее падение стоимости из-за повреждений кузова.

0

* это износ гораздо больше среднего

Согласен. Это выше поднимает фиксированные издержки.

Стоимость автопилота намного меньше стоимости авто. Для мерседеса сейчас это 3 тысячи евро. При более высоких объемах производства, крупные концерны врод Renault-Nissan смогут ещё снизить его стоимость.

Согласен! При рынке автомобилей в 100 млн авто в год даже $1000 за автопилот даст сумму в $100 млрд, что явно достаточно для покрытия затрат на разработку. Плюс немало добавят грузовики с которыми технология точно будет унифицирована.

0

Сергей, давайте будем реалистами, сейчас в качестве целевой цены рассматриваются 5 тысяч долларов при существующей стоимости на порядок больше.

0

Простите за дурацкий ответ, но сошлитесь на источник :).
Стоимость именно автопилотной (датчики, обработка, софт) составляющей сейчас составляет порядка 70 тысяч долларов.
Самый полный комплект датчиков и обработки у Мерседеса стоит порядка 7 тысяч евро (11 тысяч стоит пакет, из них примерно 4 тысячи приходится на условно на не-автопилотные вещи, например карты), и это в районе 2 уровня автономности.

0

Из датчиков дорогие только LIDAR, остальные заметно дешевле. Камера с линзами и декодером в розницу стоит $30. Лазерный радар от Bosch стоит $2000.

LIDAR дороже: он стоит $8000:
velodynelidar.com/vlp-16.html

70К тут не стоит ничего.

0

Иван, фактчекинг займет меньше времени, чем написание вашего поста. Все просто - сравните форму лидара, благо все три велодайновских лидара отличаются по форме. Вид перевернутого усеченного конуса имеет только старшая 64-ая модель, именно она и стоит сейчас порядка 50.

А это:
- Лазерный радар от Bosch стоит $2000. и
- Камера с линзами и декодером в розницу стоит $30.

просто ерунда :). Во-первых, лазерных лидаров не бывает. Во-вторых, самая тухлая камера в automotive исполнении стоит в разы дороже.

Я думал, что выигрышь будет в целом в другом.
Унификация машин до 3 - 5 классов, тупо одинакового дизайна уберет ненужный мировой рекламный гимор и дизайн гимор производителей.
Авто не будет элементом престижа.
Унификация в мировом масштабе очень снизит расходы. Личные авто для эстетов и полигонов, хотя и на полигоне v8 лучше брать чем на своем.
Но пока это утопия. Даже смысла в дизайне пакетов молока не вижу. Надо как ссср, одинаковые бутылки. Но никто так не сделает...

Возможно внимание переключится на интерьер и сервисы в пути. Примерно как сейчас в авиации.

0

Разумеется, машина останется предметом дифференциации и элитного потребления. Равно как дома, часы, яхты, самолеты и все остальное.

Аргумент) Как и когда будем проверять?

Давайте помнить, что пока с перечисленными выше отраслями ничего принципиально страшного не произошло. Часы присели, недвижимость выросла, в среднем все ок.

0

А интересно платят ли владельцы электрокаров транспортный налог?

Мы же его от мощности считаем - поэтому не важно каким топливом пользуется автомобиль. То есть платят в России, да.

Но, вообще, я несколько неадекватно переспросил вас, потому что в большинстве-то стран транспортного налога нет. Если же интересует есть ли страны, в которых с точки зрения административных сборов иметь электромобиль выгоднее, чем бензиномобиль :), то да - например, существует Норвегия. В дебрях их законов не разбирался, но очевидцы и всякие интернет-статьи говорят, что там прямо куча всяких благ (от освобождения от НДС, до возможности ездить по полосам для автобусов).

0

Да я тоже от мощности считал,пока выходит дороже владения бензиновым еслиТеслу считать.

0

Сам автопилот станет прорывом, лишь потому что он позволит доступ к транспорту людям с ограничениями

Нет,
Не только это.
Вы удивитесь , как много людей не имеют прав. В России.
Америге Грят у всех права.

А сейчас человек с ограниченными возможностями не может заказать такси?

0

Почему тогда все не отказались от личных авто и не ездят на такси?

ИМХО расчеты автора чрезмерно пессимистичны.
Электромобиль намного проще и надежнее ДВС. Он легко сможет проехать миллион и более километров и зарядить его в 5-10 раз дешевле. Уже только это в сочетании с автопилотом даст кратное снижение стоимости поездки. Дополнительным плюсом будет снижение аварийности, более бережная и экономичная эксплуатация, отсутствие платы за парковку.
Уже сейчас ясно, что автопилот не будет эксклюзивом Tesla или Uber и со временем конкуренция снизит его стоимость или даже сделает бесплатным как например поиск в интернете.

Сергей, давайте будем ближе к реальности.
Сейчас на рынке полно бензиновых машин стоимостью 10-20-30 тысяч долларов с отличными потребительскими качествами - и ни одного такого электромобиля. Никакого кратного снижения стоимости здесь нельзя ждать - просто попробуйте объяснить, за счет чего это должно произойти. Дешевое электричество? Так давайте посчитаем, сколько будет стоить инфраструктура для зарядки сотен миллионов электромобилей, которые начнут делать это одновременно.

Экономичная и бережная эксплуатация ничего не решают, во всем мире такси ходят сотни тысяч км без проблем, этой проблемы нет.

Ну а автопилот вообще можно вынести за скобки, о чем я и пишу - за счет автопилота вы экономите на водителе, а это максимум 40% стоимости поездки - без учета добавки собственно за автопилот.

Необходимо исходить из реалий но прогнозировать будущее. Есть очень агрессивный тренд снижения стоимости аккумуляторов. Уже через несколько лет можно ожидать $100 за квт. Стоимость электродвигателя мала уже сейчас. Суммируя первое и второе вполне реально достижение паритета по стоимость с ДВС. Tesla заявляет о необслуживаемом ресурсе двигателя в миллион миль! Хороший аккумулятор в правильном температурном режиме тоже выдерживает тысячи циклов. Получаем силовой агрегат с необслуживаемым пробегом в миллион км, что намного выше потенциала ДВС, который еще и требует немалых денег на масла, фильтры, прокладки и пр.

Что касается электричества, то текущая инфраструктура выдерживает вечерний пик потребления, который намного выше средней и тем более ночной мощности. Полагаю, что БЕЗО ВСЯКОЙ модификации сеть выдержит полную электрификацию транспорта если заряжать его ночью. Это легко видеть на бытовом уровне. Если вы проезжаете 50 км в день то нужно всего 5-10 квт/ч чтобы восполнить потери, что вполне посильно бытовой розетке.

0

Даже если автопилот будет дорогим (во что я не верю) и ничего не будет экономить он позволит полностью вырабатывать возросший ресурс электромобилей снижая капитальную составляющую стоимости поездок.

0

Сергей, ваши доводы революционны и некорректны одновременно, поэтому предлагаю вместо ругани наметить некоторые проверяемые точки через год, два и три. А потом проверим. Годится?

Ругаться конечно не будем! Спасибо за анализ и попытку критически оценить текущий хайп. Я не эксперт в данном вопросе и могу ошибаться но предполагаю следующее:
1. через 5-7 лет электромобиль с 300км пробегом будет стоить не дороже ДВС
2. электрификация транспорта не повлечет рост стоимости электроэнергии
3. через 10-15 лет в крупных мегаполисах будут действовать самоуправляемые такси
4. стоимость поездки а них будет минимум в 2-3 раза дешевле текущей (+инфляция)
5. плата за автопилот будет на порядок (10 раз) дешевле услуг водителя
6. владение личным транспортом в городах будет существенно сокращаться

Забыл добавить:
7. ресурс электроавтомобиля будет в 3 раза больше ДВС и затраты на обслуживание в 10 раз меньше

Резюмируя для Москвы затраты на 100 км (3-4 часа езды):
ДВС+таксист:
- бензин 500р
- зарплата 1000р
- амортизация авто 300р
- техобслуживание 100р
Итого: 1900р

Автопилот+электромобиль:
- электроэнергия 40р
- амортизация авто 100р
- плата за автопилот 50р
Итого: 190р

0

Есть хорошая поговорка про деревья и лес. Автопилоты не потому ценны, что от них экономия на водителях. Они ценны потому, что машины сами по себе занимают место. Их экономия - это цена земли в центре города под дневными парковками. Их экономия - это снижение стоимости жилья на четверть из-за отсутствия необходимости в гаражах. Там потенциальные масштабы экономии такие, что по отношению к триллионам долларов вполне уместен термин "жалкие".

0

Максим, хорошо понимаю, о чем вы, но
а) гараж никогда не составляет четверть стоимость жилья, максимум порядка 10%, да и то как считать - чаще это 3-5%%.
б) машины все равно никуда не деваются - ну или давайте обсудим, куда вдруг утром из центра делись все машины, которые привезли комьютеров. В центр Лондона или на Манхэттен и так мало кто ездит на своих, там стоимость парковки на порядок выше стоимости бензина на поездку, так вот революции в недвижимости там что-то не случилось.
в) экономия от автопилотируемого транспорта вообще еще спорна :)

> гараж никогда не составляет четверть стоимость жилья, максимум порядка 10%, да и то как считать - чаще это 3-5%

Уточню для читающих комментарии, что речь далеко не про какую-нибудь Балашиху:

balashikha.cian.ru/sale/commercial/153033550/
balashikha.cian.ru/sale/flat/153784688/

:-)

Я не буду спорить за проценты, хотя на мой взгляд 3-5% это смехотворная оценка - сейчас все строительство в пределах хоть чего-то стоящей земли ограничено в первую очередь машиноместами. Но даже 3-5% от _всей_ приличной застройки - это невероятные суммы. А берутся они из того, что, при копеечных затратах на транспортировку, электромашины могут стоять на дешевой земле, а на дорогой только двигаться. Собственно, именно это - только наоборот - в Манхэттэне/ в центре Лондона и произошло. По отношению к огромной цене метра затраты на бензин стали выглядеть копеечными.

Прямой эфир
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления