Лого vc.ru

Андрей Зайцев, Aviasales.ru: От прототипа до публичного сервиса за два месяца

Андрей Зайцев, Aviasales.ru: От прототипа до публичного сервиса за два месяца

Менеджер по продукту Aviasales.ru Андрей Зайцев написал для ЦП колонку о том, как компания запускает свои сервисы на примере «Календаря низких цен».

Поделиться

Андрей Зайцев, менеджер по продукту Aviasales.ru

Идея запуска нового календаря низких цен созрела в тот момент, когда я только приступил к работе и начал знакомиться с сервисами Aviasales. И, в частности, с разделом Latest_prices.

Этот сервис показался мне крайне перспективным, но его монструозный интерфейс отталкивал пользователей и не доводил их даже до поисковой выдачи, не говоря уже о самой покупке билета, что уж там. Это был ужасный совковый интерфейс, с которым, по большей части, не испытывали трудности только сотрудники компании.

Всё дело в нюансах работы с кэшем выдачи — старая парадигма (которая, скорее, давала представление о диапазонах цен, нежели возможность мгновенно купить понравившийся билет).

Постановка задачи

Когда мы приступили к разработке сервиса «Календарь низких цен», перед нами стояло несколько конкретных задач:

  • сделать удобный и понятный для всех интерфейс;
  • разработать инновационную структуру, которая выгодно отличала бы нас от конкурентов;
  • сделать масштабируемое и интегрированное решение, которое могли бы использовать в сторонних и партнёрских программах, решая как стратегические задачи (имиджевая составляющая — большой задел на удержание аудитории), так и тактические (сделать полноценный полезный рабочий продукт для аудитории — ведь вполне возможно воспитать аудиторию при помощи данного продукта).

Изначально мы отталкивались от уже существующей реализации в Aviasales, закладывая её в основу. А также посмотрели на решения от мейджеров данного сегмента рынка: Google и Kayak. И у каждого были как сильные, так и слабые стороны.

К примеру, у Kayak проблема со слишком маленьким диапазоном выборов дат. То есть можно делать поиски лишь в пределах одной недели. Очень неудобно, правда? Google же предлагает ограниченное количество результатов для выбора. Фактически для одного набора параметров — 1-3 результатов выдачи.

Мы попытались заложить полученные выводы в фундамент нового сервиса. Взяли лучшие решения конкурентов плюс решили добавить свою изюминку, которая выгодно выделяла бы нас.

Начало

В основу интерфейса «Календаря» заложена вполне очевидная парадигма настенного календаря, который висит во многих офисах. В нем сотрудники отмечают свои отпускные или праздничные дни, отрывают месяцы или перелистывают их, оставляя только актуальную информацию о грядущих отпусках или праздниках.

Второй парадигмой сервиса стало его название, «Календарь низких цен». Раз помогаем найти оптимальные по цене предложения на сайте, то почему бы не заложить это в основу сравнения цен в календаре? Сказано — сделано.

В итоге Aviasales разработал определённую функциональность, которая независимо от объёмов выдачи всегда покажет только самые выгодные предложения в один клик. Да, такого до нас ещё никто не делал. Пользователь делает выборку по интересующим месяцам, а потом в один клик получает самый дешёвый билет и день — вообще не напрягая мозги. Просто, как дважды два.

Изначально ставилась цель просто улучшить текущий интерфейс Latest_prices — и в итоге был собран самый первый прототип интерфейса. Примерно 3 дня.

Затем, в момент работы над дизайном, мы поняли, что это всё может переродиться в более интересную и увлекательную историю. В итоге начали добавлять функциональность, менять подходы взаимодействия.

В общей сложности, на полноценную переработку и отрисовку макетов и визуального стиля ушёл один месяц — долгие часы коллективной работы (споры, выдвижения гипотез, обсуждения), в которой принимали участие менеджеры, дизайнеры, программисты, верстальщики. Много идей отваливалось, а что-то хорошее, но объёмное, мы отложили на потом.

Киллер-фича

Третий виток эволюции сервиса пришёл к нам внезапно. Почти что во сне.

Как наверняка многим может быть известно, изначально календарь (как и практически все аналогичные сервисы у конкурентов) работает исключительно на своём кэше поисковых запросов. Мы не делаем 1 000 запросов в минуту, а выбираем результаты из относительно свежих действий других пользователей. В этом и кроется беда: либо актуальных результатов очень мало, либо они есть, но очень быстро устаревают, и пользователи просто не могут купить понравившиеся им билеты.

Мы нашли партнёра, который готов с нами делиться своим кэшем, причём кэш очень большой и актуальный. И в идеале у нас не должно было остаться мест, куда бы мы не смогли продать билеты при помощи «Календаря низких цен». Так и стало. Это то, чего ни у Kayak, ни у Google не было и нет в их продуктах.

Сейчас мы допиливаем до идеала эту фичу, и когда мы закончим, календарь будет просто ломиться от актуальных данных. Так что не пропустите, скоро календарь станет просто фантастическим.

Сама стадия разработки у нас заняла около трёх недель. Это с учётом очень тяжёлой frontend-части и наличия маленькой команды разработчиков, занятых и в решении других важных задач.

Тестирование

Когда продукт был готов, выкладка сервиса происходила следующим образом. Изначально мы проводили коридорные тестирования на наших коллегах и знакомых. Основной задачей было выявление недочётов интерфейса и общее понимание работы сервиса у сторонних пользователей.

Внутренние тесты проходили в лучших традициях Стива Круга — находили респондента, ставили перед ним конкретные задачи, смотрели, как он их пытается решить при помощи календаря. Получали фидбэк и размышляли над увиденным.

Как только мы решили все фактические, логические и интерфейсные проблемы, выявленные в ходе закрытых тестов и опросов, сразу же перешли к закрытому бета-тестированию.

Мы разослали закрытую ссылку на календарь тысяче самых активных пользователей подписок Aviasales с просьбой протестировать новый сервис и в конце работы честно заполнить анкету из четырёх вопросов: «Кажется ли вам сервис полезным? Нашли ли вы при помощи него конкретные интересующие вас билеты? Получили ли вы общее представление о ценообразовании на интересующие вас периоды, направления? С чем были проблемы при работе? Какого функционала календарю не хватает?».

Предварительно мы обвесили интерфейс всевозможной аналитикой и начали собирать как качественные, так и количественные отзывы и метрики по продукту. Результат закрытого тестирования показал — продукт понятен и полезен 80% аудитории, участвовавшей в опросе.

После доработки отзывов мы приняли решение о выгрузке сервиса в открытое тестирование на aviasales.ru/calendar.

В итоге CTR перехода в поиск составляет около 40% — что для старта сервиса вполне не плохо.

Вторая итерация

Поскольку продукт получился совершенно новым, никаких A/B с кнопками на тот момент мы ещё не проводили — к тому моменту мы ещё не решили все основные задачи и не приняли единую стратегию работы с пользователем. Точечные улучшения будут чуть позже. Во второй итерации будем активно думать над различными вещами, влияющими на конверсию.

Сейчас сервис полностью завешан событиями метрики Google Analytics. Мы имеем представления по поводу любых взаимодействий пользователя с интерфейсом. Также смотрим, как пользователь ведёт себя в поисковой выдаче после календаря. Думаем над отчётами для когортного анализа аудитории и оценки KPI календаря.

Фактически процесс от создания прототипа до выкладывания в публичный сервис занял два месяца активной работы. Но она, конечно, до конца ещё не завершена.

«Календарь низких цен» находится в открытой бете — есть специальное диалоговое поле для написания отзыва, если заметили. Мы постоянно мониторим этот ресурс и стараемся реагировать на замечания наших пользователей. Ну и, конечно же, постоянно изучаем полученную аналитику по календарю с целью продумывания улучшений и стратегического развития продукта в дальнейшем.

Статьи по теме
Стартап Aviasales.ru и их советы путешественникам 05 октября 2012, 11:59
Как купить самые дешевые авиабилеты?16 апреля 2013, 16:13
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Да, такого до нас ещё никто не делал."
Ага, совсем никто - buruki.ru/calendar

Это больше похоже на раздел, о котором написал Андрей в начале статьи. Он был сделан ещё в 2008 году ;)

Разве? Тот же календарь aviasales, но без модного дизайна. Стоит добавить показ в виде календаря и будут минимальные отличия.

0

А у меня зависло и не грузится(

0

@tom zarubin

А чтобы делать хороший продукт нам точно надо быть публичными патриотами? Или можно оставить личные мысли при себе и радовать пользователей тем, что им надо, без политической подоплеки?

Действительно, никакой политики. Заходим на jetradar.com (US, IT и так далее), Симферополь в какой стране?

Я бы еще зашел в avisales с украинским ip, но мне лень.

0

Это не политика, это единая база :)

Ох не узнаю у кого вам нужно брать кэш, чтобы дотянуться до Momondo или Skyscanner. Попробовал пару не топовых маршрутов и ожидаемо увидел практически ничего.

0

Питер-Гонконг ничего нет на июнь, июль. Но все равно молодцы.

Вот это я понимаю спец предложение, прямо сразу захотелось им воспользоваться.

Бангкок - Палау, нет актуальных данных ((
К сожалению (или к счастью), в последнее время летаю по маршрутам, по которым данных для календаря практически нет. С удовольствием бы пользовался, но в таких случаях он бесполезен.

0

Скоро наш кеш будет все данные иметь, как мой коллега написал.

0

Андрей, классный продукт. Единственно мне не хватило следующей истории: задаю Мюнхен-Прага июль в одну сторону.
всего 2 цены.

но я же примерно знаю дату, когда хочу все же слетать (+- 4 дня)?!

Было бы круто иметь возможность кликнуть на определеный день и получить цену. вы же знаете даты и направление. зачем вводить эти данные с главной поисковой формы?

при нажатии на день, ниже календаря вылетает поле с выдачей всех билетов по направлению на эту дату.

Спасибо. :)

Серёжа, спасибо за идею. Подумаем, как лучше сделать.

0

Мне Мамондо в сто раз удобнее с их графиком цен, сразу видно какая цена на какие даты, видно разницу цен в зависимости от дат, у вас ничего подобного, тупо надо поверить что в какой то один день месяца цена оптимальна)
Вобщем думаю показывать только одну лучшую цену в месяце как то совсем не убедительно, к тому же часто надо цену под дату подстроить, видя все цены на всех датах я могу и переплатить немного за более удобное число...

0

Понятно, что у каждого свои привычки. В том числе и в отображении.
То, как вы это графически привыкли видеть, есть в нашем мобильном приложении для iOS, кстати.

0

Я понимаю желание стартаперов сделать что то по своему, сам стартапер, но за время работы я понял что когда ты делаеш сервис не для себя а людей, глупо играть с ожиданиями пользователей и пытаться менять привычки пользоваться сайтами определенным образом, такое может оправдать только А/В тест, надеюсь вы им не пренебрегли)
Кстати подобными сервисами на ios пользуюсь очень редко, не удобно на маленьком экранчике, предпочитаю нормальный компьютер, но я не показатель)

Кстати, зря ссылку на изначальный latest_price убрали с сайта, вышел на него только через Гугл. Удобная штука, мне он очень помог в ЛА слетать задешево.
По поводу календаря - приделайте еще ограничение, чтобы можно было исключить страны, где уже был или не хочется.

0

Ссылка осталась в самом вверху справа над результатами выдачи, пока что и старый сервис останется в строю.

А что касется стран… Это в каком виде? Ручками вносить пользователю страну, или же большая простыня стран мира, из которой перебором выбирать свои?

0

Еще у вас неплохая фича: карта стоимости авиабилетов. Про нее тоже хотелось бы услышать.

М...все пишут, что клевая штука, но чего-то не хватает.. Это повод задуматься. Я вот предыдущим "монструозным интерфейсом" пользовалась с бОльшим успехом. Он был прост и понятен. Я могла набрать в поле Откуда - Москва. И посмотреть цены.. куда из Москвы я могу полететь и какой средний ценник. Сразу видно, что заграница иногда может начинатся от 5000р, а иногда от 9000р.. И какие города дешевле...А сейчас тупо цены.. и что в этих ценах за города - непонятно. Нужная информация для меня скрыта!((( Я могу уточнить период... и найти себе оптимальный период... Короче все те функции, которыми я пользовалась раньше - исчезли из календаря. Стало как-то все непонятно. Он же "календарь НИЗКИХ ЦЕН", а не "КАЛЕНДАРЬ низких цен". Я запрашиваю ранжировку для RT с 4 до 14 дней.. И вообще не понимаю... вот показываются у меня цены... В датах вылета... а на сколько дней из моего периода они? может есть билет на 14 дней, дешевле, чем на 5? и как это понять? раньше в простой табличке это было просто сделать, и цены сравнить - так как они были в столбик, а сейчас они разбросаны по ячейкам... цен много...или мало...(в зависимости от запроса).. выбирать мне стало неудобнее. Не знаю как остальным, но тупая табличка мне была удобнее и решала мои хотелки намного удобнее. Сама по себе функциональность классная, но я бы использовала эти данные иначе и сделала бы другой инструмент - который помогает решить мои задачи, а не задачу похожести на календарь. Да и изначальные цели я бы поставила иные: там прям оч не хватает целей для чего все это и про пользователей только маленький комментарий (что их можно приучить к любому го*ну, простите за мой французский). Из целей нет ничего направленного на решение задач пользователей в этой функциональности. Для людей надо делать - вот и дистанция от конкурентов. Она тривиальная и лежащая на поверхности. Но к сожалению чет ей никто не пользуется.

Спасибо за конструктивизм. Старое никуда не делось и тоже доступно, engine.aviasales.ru/latest_prices

0

))) только ссылка исчезла из меню:( ее знаете только вы, а я так и не запомню ее) букаф оч много)))

0

Она осталась в результатах поиска, справа вверху над результатами :)

0

Странная переработка. По дороге убили реально несколько фич, которые были удобны в /latest_prices/ как верно написала MaryArti.

И не допилили то, что я просил ещё в ноябре 2012.
Продублирую часть пунктов:
2) Возможность просмотреть цены только в rub. Для не-россиян не очень просто сообразить, сколько это в долларах. Можно делить на 36, но это ещё одна сложность

4) Все равно небольшой выбор вариантов, если искать например сейчас на декабрь с вылетом из Украины.

Хм. Да у нас вроде как в рублях цены показываются в Календаре низких цен.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Kat Bruce

хорошие советы, все просто и понятно.

Какие черты предпринимателей отталкивают инвесторов
0
Андрей Андрийчук
Intouch Media

pbs.twimg.com/media/CzFddAuWIAAOG6y.jpg
Аккуратнее в офисе, 18+

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
K M

Кэп?

Можно ли провести успешный редизайн приложения
0
John Doe

на андроиде есть телеграм-клиент Plus - там с табами

Telegram выпустил инструменты для интеграции через IFTTT
0
Fedor Tsyganov

Еще бы разделение по тэгам сделать, и можно было бы полностью отказаться от Slack

Telegram выпустил инструменты для интеграции через IFTTT
0
Показать еще