Лого vc.ru

Миллионы на подогретом вине

Миллионы на подогретом вине

Редакция vc.ru пообщалась с сибирским предпринимателем Владимиром Николаевым, который устраивает туры по Байкалу для состоятельных клиентов. Николаев рассказал о том, как занимался пиаром и маркетингом экстремальных путешествий, почему открыл бар по продаже глинтвейна и как заработал свой первый миллион.

Поделиться

Мне знакомы SEO, SMM, директ и контент-маркетинг, но я нашел более действенный способ продвижения бренда.

Мне всегда хотелось больших денег и богатых клиентов. Я променял институт МВД на международный туризм и хотел развиваться в этой области. Я начал с запуска сайта на 5 курсе в 2011 году.

Сайт, сделанный на Ucoz с бесплатным доменом третьего уровня, напичканный текстами и фото, которые я надергал у конкурентов и на «Википедии». Опыта программирования у меня не было, учился на ходу. Сверстал 230 страниц. С тем, что у меня получилось, я посягнул на нишу, которой никто всерьез не занимался — VIP-отдых на Байкале.

В то время для меня методами продвижения были регистрация в мусорных каталогах через 1ps, тематических справочниках, самостоятельно прописал релевантные мета-теги. Еще я делал email-рассылку по турфирмам других регионов и предлагал им передать мне своих клиентов, желающих отдохнуть на Байкале. Давал высокие комиссионные. Адреса электронных почт я брал в 2gis и на сайтах этих агентств. Всё — больше я ничего не делал. Никаких хитрых PR-акций, продвижения в соцсетях и ведения личного блога.

После выпускного мои однокурсники пошли шерстить работу, а я считал деньги с первого проданного тура. Клиентом был директор севастопольского вертолетного завода. Тогда я заработал $2500 за четыре дня.

К концу лета приехала семейная пара банкиров, для них я организовал тур на 12 дней. Было еще пару заявок на вертолеты и трансферы, в общей сложности принесшие около $6000. Это не осталось незамеченным, директор базы отдыха, где я размещал своих туристов, предложил мне возглавить его туристическую фирму. Звали его Петр Петрович, а его фирму «Персона-тур».

5 сентября 2011 года я вступил в должность. Зачем я туда пошел, имея собственный перспективный стартап? Во-первых, я мог получить опыт управления реальной компанией, помимо офиса в центре города была турбаза на Байкале и техника (джипы, катера, вездеходы). Во-вторых, владелец фирмы успешный бизнесмен (параллельно он занимался нефтепродуктами), у которого можно было многому научиться.

В-третьих, летний сезон закончился, туристы будут только через год, и я понимал, что с $6000 и с сайтом, который целиком состоит из чужого контента, я могу их не дождаться.

Фирма, куда я попал, была унылым, простите, говном с точки зрения концепции. Такая же как 99% всех турфирм в России. Занимаемся всем и ничем конкретно: путевки в Таиланд, Турцию, Санкт-Петербург, хоть на Луну… а еще мы на Байкале туры делаем.

Через месяц я избавился от всех направлений, кроме Байкала. Теперь у меня была дилемма, как сделать эту фирму крутой не в ущерб своей? Оказалось, что Петр Петрович со своими друзьями ежегодно ездит на джипах вокруг Байкала. Кроме них этого никто не делает — очень опасное мероприятие. Я предложил сделать из дружеской покатушки имиджевый проект, который выделит наш «ширпотреб»-тур из всех фирм на 10 лет вперед. Я объяснил, что придется потратиться на создание сайта, на поездки в Москву и кофе, но выхлоп будет такой, что клиенты повалят. Дали добро.

Тема была стоящая, с помощью этого проекта я планировать сделать из «ширпотреба» фирму номер один на Байкале, а параллельно пропиарить свое имя, чтобы после возвращения в свой замороженный стартап у меня были клиенты и связи.

В 2011 году в экспедицию поехал снимать кино о проекте Дмитрий Грабовский. Из фрагментов его съемки мы сделали первый ролик для ютюба. Вот он:

По меркам подобных мероприятий ролик был отличный, на почту стали приходить письма от журналистов и желающих поучаствовать.

Запуск сайта

Я хотел, чтобы сайт решал две задачи: собирал заявки от новых участников и привлекал партнеров. По совету Ольги Верлан, нашего менеджера по туризму, я обратился к Вадиму Занину.

С ним мы решили сделать сайт-дневник из трех частей:

  • подготовку к экспедиции;
  • ход экспедиции;
  • отчеты об экспедиции.

Сайт отработал два года и свои задачи выполнил: привел новых участников и партнеров, оперативно знакомил читателей с новостями. Впридачу ребята сделали нам логотип, который используется до сих пор. Сайт вместе с логотипом, хостингом, доменами, наполнением и сопровождением обошелся нам в 60 тысяч рублей.

Для популяризации проекта я использовал сайты джип-клубов.

Люди, которые занимаются джип-триалом и месят грязь на «Ладоге», далеки от приключений, которые планировали показать мы.

Эффект после размещения не заставил себя ждать — сотни сообщений на форумах появлялись ежедневно. «Настоящие» джиперы говорили, что мы позорим движение, берем космические деньги. Участие стоило $4000 с человека (при курсе 29 рублей за доллар). Все это можно почитать на десятке автомобильных форумах.

Всё, что мне нужно было делать — это подливать масла в огонь, публикуя новую информацию о «Байкал Трофи». Каждый, кто публично говорил, что мы «дерьмо», сам того не подозревая, лишь усиливал интерес к проекту, посещаемость сайта росла с каждым днем. Эффективное использование джиперов я считаю большой своей удачей.

Времени у меня было 4 месяца до старта мероприятия, со смишниками я никогда не работал, но чувствовал, что дело это неблагодарное. Дал задание своей помощнице Лере задание скопировать все email с «Яндекс.Новости» — если нет денег, используйте этот ресурс.

В сети нашел парня, который ломает базы 2gis, и заказал ему адреса представителей СМИ всех доступных городов. Адресов там вагон, вручную полжизни рассылать, о MailChimp я тогда не знал. Попросил программиста написать мне модуль рассылки.

Из фотографий, сделанных за 7 лет (столько организаторы уже ездили по льду до меня), всего 10 подошли для СМИ. Собрал базу, получилось 15 000 адресов. Энтузиазма было столько, что я разослал их за 6 часов. Рассылка первого пресс-релиза по российским СМИ дала мне 30-40 звонков со всей страны в день.

В результате:

  • журналы печатали экспертные мнения организаторов экспедиции и их интервью;
  • СТС, НТВ, «Россия-1» и «Первый канал» рассказывали о проекте в новостях;
  • большинство крупных радиостанций дублировали новости;
  • в интернете мы дублировали материалы в развернутом виде, с большим количеством текста, фотографий и видео.

Это был успех, больше никаких премудростей я не делал. Конечно, не бесплатный PR. Зарплата помощника — 17 тысяч рублей в месяц, модуль рассылки — 15 тысяч рублей (пользуюсь им до сих пор), покупка баз 2gis — 2 тысячи рублей.

Я получил 53 заявки на участие. Созванивался с каждым претендентом — отсеялось больше половины — неподготовленный автомобиль, высокая цена участия, длительность экспедиции, отдаленность проживания от Байкала. Взяли в команду четверых: Алексея Коршунова и Ивана Кузнецова из Москвы, Сергея Онучина с Сахалина и Сергея Берденникова из Иркутска.

Чтобы добавить масштаба и логотипы известных брендов на наши джипы, я составил список из 300 международных компаний и вплоть до старта «БТ 2012» проводил переговоры. Я потратил только на телефонные разговоры 125 часов. В итоге нашими партнерами стали гостиничная сеть «Марриот» и производитель автомобильных комплектующих NGK.

Участие NGK было особенно приятно, учитывая, что эта компания является партнером «Формулы 1» и поддерживает команды Ferrari и McLaren. Перед самым стартом нашим партнером стала Аня Кондратьева — директор агентства элитной недвижимости. Она настолько прониклась экспедицией, что два года безвозмездно предоставляла коттеджи для сборов команды. Сейчас мы с ней хорошие друзья.

На «Байкал Трофи 2012» мы сняли много качественного фото и видео, теперь мне было что показывать СМИ, участникам и партнерам. После «Байкал Трофи 2012» первым делом мы смонтировали фильм о путешествии:

Под формат телевизионного вещания он не подходил, а показать его хотелось. После записи во «ВКонтакте», нам позвонил Максим Милютин — он организовывает показы альтернативного видео, и предложил нам показать фильм в кинотеатре.

Нам фильм нравился, но были сомнения, что люди пойдут смотреть его за деньги. А народ пошел так, что в зрительном зале не хватило мест. Показ стал хорошим информационным поводом для СМИ и показал, что проект живет.

Презентация фильма глазами «Вести.Ru».

Я взялся за продюсирование «Байкал Трофи», чтобы «Персона-Тур» смогла оторваться от конкурентов. Нужно было начать зарабатывать на проекте, для этого он должен быть стать известным.

Всю осень я выводил экспедицию на федеральный уровень, подготовил презентации для партнеров, спонсоров и участников, подобрал компании, которые были нужны проекту:

  • мужские журналы: Men's Health, Esquire, GQ, Maxim;
  • автомобильные журналы: «Полный привод» 4х4, «Клуб 4х4», «За рулем»;
  • телеканалы: «Драйв», «Автоплюс»;
  • автоконцерны: Toyota, Land Rover, Nissan;
  • государственный учреждения: Федеральное агентство по туризму, Русское географическое общество.

Я слетал в Москву, и с каждым, кто попал в список, провел переговоры. Поездка на 10 дней обошлась в 70 тысяч рублей. В результате мы заключили контракты на информационное партнерство с журналами Men's Health, «Полный привод», 4х4 и телеканалом «Драйв». В качестве полноправных участников от журнала Men's Health выступили редактор Дмитрий Сироткин и фотокорреспондент Иван Чудаков (вот отчет, как провалился под лед их экипаж).

Съемочная группа телеканала «Драйв» была выделена в отдельный экипаж из трех человек под руководством Алексея Камерзанова.

Фильм 2013 года на телеканале «Драйв»:

Автомобильным партнером в 2013 году стала компания «Арктик Тракс Раша». В экспедиции участвовало четыре новых внедорожника в комплектации «Арктик Тракс»: две Toyota Land Cruiser 200, Toyota Hilux, Toyota Land Cruiser 100. Про это сотрудничество нужно писать отдельный текст.

Я подбирал новых участников. Процесс трудоемкий, потому что их нельзя выделить в конкретную аудиторию с определенным портретом. Возраст от 23 до 70, социальный статус — от студента до владельца корпорации.

В 2013 году пришло больше 1000 заявок на участие. Мы взяли в команду 14 человек, включая журналистов.

Проект в числах:
  • 4 автомобиля организаторов;
  • 10 дней движения по льду;
  • 19 участников «Байкал Трофи 2013»;
  • 21, 11, 8 — столько лет, месяцев и дней было самому молодому участнику экспедиции — Артему Кайчуку — на момент старта «Байкал Трофи 2011»;
  • 62, 9, 8 — столько лет, месяцев и дней самому пожилому участнику ралли — Сергею Анатольевичу Горячеву (Иркутск), выступавшему на автомобиле Mitsubishi Pajero Sport в 2013 году;
  • 27 городов, из которых приезжали участники;
  • 40 журналистов следило за экспедицией в 2013 году;
  • 46,5 градусов ниже 0 было на одном из этапов экспедиции в 2011 году;
  • 56 интервью, проведенных с организаторами «БТ»;
  • 92 участника за всю историю экспедиции;
  • 200 часов трансляции фильма «Байкал Трофи 2013» на телеканале «Драйв» в России и в странах ближнего зарубежья;
  • 1623 заявки со всего мира с января 2012 по июнь 2013 года;
  • 1803 публикации в автомобильных журналах;
  • 2005 — год рождения «Байкал Трофи», первый старт состоялся 23 февраля, в День защитника Отечества;
  • 2034 километра преодолевают участники по льду Байкала;
  • 800 000 просмотров видеороликов об экспедиции на ютюбе;
  • 16 700 000 рублей необходимо потратить, чтобы организовать подобный проект с нуля;
  • 35 000 000 человек посмотрели публикации и телерепортажи об экспедиции «Байкал Трофи».

Продюсированием «Байкал Трофи» я занимался, работая директором «Персоны-Тур» — у этого были плюсы и минусы. С одной стороны, я владел ситуацией изнутри, мог использовать все ресурсы компании на благо проекта, с другой — на мне были обязательства по управлению компанией в целом, а я хотел заниматься именно продюсированием приключенческих проектов. В октябре 2013 года я вернулся к управлению своим стартапом.

Теперь у меня были связи и опыт. Кстати, так получилось, что денег у меня не было — 25 000 рублей против $6000 двумя годами ранее. Сайта старого тоже не осталось, на смену ему я сделал заглушку с номером телефона и адресом электронной почты.

Я начал искать недорогой способ общаться со своей аудиторией. Мне нужно было продемонстрировать качество услуг и свой подход. Сайта, переполненного словами «лучший», «номер один», «уникальный», «с особой философией», было мало, нужен был контакт лицом к лицу, возможность пообщаться в неформальной обстановке.

Мой отец, Геннадий Николаев, лучший банщик в мире (по мнению патриарха Александрийского Феодора II), предложил развивать бизнес в Байкальске на территории горнолыжного комплекса «Гора Соболиная». Это не единственное место в окрестностях Иркутска, где можно покататься на лыжах или сноуборде, но самое посещаемое.

Гора расположена в 138 км от Иркутска по трассе М-55, в 2,5 км от Байкальска. 12 трасс общей протяженностью 15 км с перепадом высот до 500 м. Работает 7 подъемников, среди них один кресельный. На территории расположены кофейня «Cити Кофи», бистро «Лыжи, доски, два стола», кафе «Высота 900», бар «Бугель-Вугель», гостиница «Гранд Байкал», прокат и парковка на 700 автомобилей.

2 октября 2013 года

Я отправился в Байкальск, чтобы осмотреться. При всех своих инфраструктурных плюсах: расположение на берегу Байкала, хорошая подготовка трасс, транспортная доступность — «Соболиная» имеет один существенный минус — отсутствие атмосферы, объединяющей всех катающихся.

Если эту атмосферу привить, посетители начнут лояльнее относится к «горе», охотнее размещать фото в соцсетях, активно участвовать в конкурсах и мероприятиях, писать положительные отзывы, приглашать друзей с других регионов.

7 октября 2013 года

Самый лучший способ объединить людей — это общее дело и разговоры о нем. Место для такого общения я захотел создать на «Соболиной». В тот момент мы работали с Евгением Старостенко и Владимиром Черепановым из «Я сибиряк» над организацией экспедиции на Эльбрус для рекламы их сувениров с сибирской тематикой.

Я решил открыть сувенирный магазинчик на горнолыжном курорте, где будут продаваться интересные вещи со всего мира. Это могло бы послужить мостом между философией моей компании, горнолыжниками и сноубордистами, тем более эта аудитория всегда вызывала у меня интерес.

Я пообщался с директором «Соболиной» Артемом Цыденовым и тогдашним президентом компании «Гранд Байкал» Антоном Процентовым, и мы заключили договор на предоставление места под магазин.

Помещение было построено за 20 дней моим знакомым строителем Сергеем. Это каркасная фанерная избушка с покатой крышей, площадью 9 квадратных метров. Внутри — сосновые барная стойка, полки и лавки, расположенные по периметру, и окно метр на метр.

8 октября 2013 года

Когда я открыл домик для посетителей, ассортимент состоял из сувенирной продукции «Я сибиряк», товаров «Студии Артемия Лебедева», меховых шапок и брендированных моим логотипом шерстяных носков, варежек и шарфов. В качестве подарка первым покупателям мы сварили на электрической плитке кастрюлю глинтвейна.

21 декабря 2013 года

Торговля сувенирами оказалась невыгодной, а вот глинтвейн стал визитной карточкой «Соболиной». Рецепт мне достался от пожилого австрийца, с которым мы познакомились пятью годами ранее в США.

Через 8 дней после открытия я переоборудовал сувенирный магазин в глинтвейн-бар. Сегодня это самое атмосферное место на «Соболиной», со своей аудиторией. Отзывы можно отследить, например, по публикациям в Instagram по хэштегу #bar211.

В 2013 году мне помогали родители и брат, в 2014 году для этого уволилась с работы моя жена. Продавая глинтвейн, мы рассказываем о проектах, которые делаем за пределами бара, обмениваемся контактами.

Пока работали, выяснили, что у «Соболиной» нет презентационных материалов, и предложили снять видеоролик. Когда мы объявили о том, что нам необходима массовка для ролика, бар помог нам быстро собрать людей.

Видеопрезентация горнолыжного курорта «Гора Соболиная»:

В 2014 году бар привел мне трех крупных клиентов: РЖД, Swatch Group и Русское географическое общество. В 2015 году — «Газпром-медиа» и «Роснефть».

Cтройка бара мне обошлась в 70 тысяч рублей — высокая цена обусловлена тем, что материалы мы привозили из Иркутска (140 км). Закуп сувенирки — 120 000 тысяч — ошибочно потраченные деньги, лучше бы закупил вина и стаканов. Около 30 тысяч рублей разошлось на разные мелочи (электрическая плитка, чайник, салфетницы, сахарницы, стаканы и вино на первые выходные).

Сейчас, имея полученный опыт, потребуется 100 тысяч рублей для открытия такого бара — окупается за 3 недели на одном глинтвейне.

Не смотря на то, что к моменту запуска у меня было 25 000 рублей. Остальные деньги я занял у своего друга Леши Климова. Бар помог сосредоточиться на моем основном деле — организации туров на Байкале. Сейчас моя компания занимается организацией путешествий только для состоятельных людей, но с приходом зимнего сезона я сам буду стоять за барной стойкой и варить глинтвейн для гостей, у него слишком хорошая конверсия.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Мне тоже интересно было почитать:) 1650000 вложили, сколько выручили тоже интересно)

0

На Байкале охуенно! Особенно зимний марафон, омуль горячего копчения и няшные нерпы!

В конце ожидал прочитать о существующей, раскрученной тур-фирме. А все остановилось на глинтвейн баре. Статья очень интересная, но концовка какая-то не логичная. Вроде шел к успеху, а пришел не туда. В любом случае можно только пожелать успеха.

На фотках вот это всё, четырёхколёсное полноприводное — это то самое подогретое вино, да?

Свечи на канделябре потушите, хотя бы! (с)

На байкале совершенно потрясающая энергетика. Омуль, выловленный и сразу же закопченый на еловых шишках и более 300 эндемиков делают его потрясающим местом отдыха. Я отдыхал на малом море и в Посольске и знаю о чем говорю

0

А вообще мужик молодец. Всего лишь то не сидел на жопе ровно, а работал.

А если бы уважаемая редакция не ленилась бы, из таких рассказов можно книжку хорошую сделать под говорящим названием "Настоящие истории российских стартаперов: наполеоновские планы и горькая реальность".
Даже можно было бы посоревноваться с тем, кого нельзя называть, у кого книжка будет лучше продаваться...

У Вас фетиш какой-то по книжечкам что ли...

Мне уже 50 лет исполнится через месяц...
Пора задуматься о вечном...
Вот, к примеру, такой вопрос на собеседовании перед приёмом на работу:
- Как по-вашему, что будет написано на надгробии вашей могилы?
Мне бы подошла надпись "здесь лежит автор книги "Как открыть своё дело просто и удобно".
(сарказм)

Лев)))) Вы превосходны! Можно я назову того, кого нельзя называть?)

Мужик прошел через огонь и воду.

0

Куражиться, засерая всё вокруг, это по-нашему.

0

Главное природу не портить.

Организовывайте все так, чтобы толстосумы не оставляли за собой следов своей разнузданной жизнедеятельности.

Пример можно брать с американцев на южном полюсе.

Всегда приятно видеть людей, которые Делают, а не валят своё бессилие на всех вокруг!

фотограф иван чудаков?
хороший малый)

0

... я планировать сделать))))
а про Януковича мл. ничего не слышали, случаем?

0

Читал с большим интересом, но концовка расстроила.

"Продавал самолеты, организовывал полет на Марс, встречался с Маском и Бренсоном. Каждый день летал на переговоры в Лондон и Барселону. Набрал связей и решил вернуться в Пермь продавать чипсы"

Мне одному показалось, что все не просто так, а как будто оправдывается и защищает себя? Глинтвейном и сувенирами торговать ушел не от хорошей жизни

Ну автор вряд ли саудовский принц, чтобы его жизнь всегда была как в сказке :)

Зная Владимира и его бизнес, позволю себе ответить на ваш комментарий: продажи напитков в баре больших денег не приносят, бар нужен для того, чтобы знакомиться с нужными людьми, из общего потока вылавливать своих клиентов.

0

Приезжайте — глинтвейна выпьете, посмотрите собственными глазами.

Я не про то, действительно ли он продает глинтвейн. А о настоящих причинах ухода

0

Так о чём вообще тогда эта статья???

0

Может я невнимательно читал, но где про первый миллион то?

Ну в рублях думаю в конце статьи )

Но это не мешает статье быть насыщенной и интересной.

Я с этим и не спорил. Просто в заголовке и предисловии про миллионы сказано, а в тексте цифры другого порядка.

0

Герой материала - молодчина!
Отличный живой материал получился.

0

Очень бы хотелось почитать взгляд на историю со стороны Петра Петровича. Интереса ради. Редакция, может организуете?)

концовка не айс

0

"В 2014 году бар привел мне трех крупных клиентов: РЖД, Swatch Group и Русское географическое общество. В 2015 году — «Газпром-медиа» и «Роснефть»." Клиентов чего, глинтвейна штоле?

0

Как я понял, автор использовал чужую турфирму для собственного развития, чтобы потом кинуть ее собственника, уйдя и забрав всех клиентов.
Закрыл все направления, оставил только себя родного, чтобы потом свалить, и теперь об этом пишет на весь инет и улыбается. Во народ пошел )

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Костя Костя

1. Это логично, но если валюта упадет на 1 000%, то в ход идет валюта. А люди с рублевыми активами будут рвать на себе волосы.

2. Доллар по 30 - это показатель здоровой экономики? Нет... Здоровая экономика - это когда она растет.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Pavel Zamyatin

Третье фото! Простите, но я не понимаю, зачем делать такие огромные пустые пространства и в то же время сажать сотрудников плечом к плечу.

Штаб-квартира: Гамбургский офис сервиса для отзывов Yelp
0
Max Tolstokorov

Он был независимо от того, верится вам или нет.

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
Maxim Filipenko

По поводу 2. Рубль был слишком дорогим. Посмотрите на график - за десять лет курс доллара примерно не изменился, но при этом инфляция в России была от 6-13+% ежегодно, а в США 1-4%. Экономист, конечно, лучше объяснит причины и последствия дорогой национальной валюты, но на моем бытовом уровне мне кажется, что это была крайне нездоровая ситуация, не отражавшая реальное состояние экономики и когда-то рубль должен был просесть.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Денис Пушкарев

Сижу по долгу службы в этом вашем Дублине, натыкаюсь на данную статью. Думаю: вот оно, счастье - скажу нет раздолбанным автобусам по 2 евро и унылому DART, возьму себе мотоцикл - не на унылых dublinbikes же кататься. И что я вижу? Да ничего - не работает ваш сервис в Дублине. Пилить сервис в городе, где он не работает - замечательная идея. Хотяб dublinbikes можно было добавить, чтоль...

Переезд компании в Ирландию: опыт сервиса BikesBooking.com
0
Показать еще