Лого vc.ru

«Мы запустили бюро, в котором на поток ставятся эксперименты»

«Мы запустили бюро, в котором на поток ставятся эксперименты»

Летом «Яндекс» выпустил несколько экспериментальных приложений, которые, по словам представителей компании, не рассчитаны на массовую аудиторию: «Яндекс.Прогулки» с путеводителями по городам России, «Разговор» – для людей с плохим слухом.

VC поговорил с директором по распространению технологий «Яндекса» Григорием Бакуновым — о новых экспериментальных проектах компании, мотивации сотрудников, участии Аркадия Воложа в оперативной деятельности и о последних кадровых перестановках.

Поделиться

У «Яндекса» вышло несколько небольших приложений — «Прогулки», «Разговор». Как они вписываются в стратегию компании, которая всегда стремилась выпускать массовые сервисы?

У «Яндекса» большая часть продуктов, которыми занимается компания, по крайней мере публично и громко занимается, — это очень массовые продукты, в которых почти никогда нет места для экспериментов.

То есть, когда ты делаешь продукт, например, категории «Яндекс.Карты», где многомилионная аудитория, у тебя практически нет возможности поставить какой-то эксперимент, потому что ты рискуешь потерять всю эту многомиллионную аудиторию. Поэтому у нас потихонечку появилась такая странная деятельность, как мелкие экспериментальные проекты, на которых мы отлаживаем и продумываем некоторые наши продуктовые гипотезы.

Например, часть этого движения — история с «Яндекс.Прогулками» или приложением «Разговор» для людей с плохим слухом.

Все эти сервисы в среднем рассчитаны на не самую массовую аудиторию. Они экспериментальные. У них даже, я бы сказал, показательно неказистый брэндинг для того, чтобы люди с самого начала понимали, что это, скорее, эксперимент, нежели полноценный продукт.

И это очень интересная работа. В России этим практически никто не занимается. Периодически в разных компаниях возникало желание выпускать много маленьких проектов но, кажется, ни у кого оно так активно не зажило. У нас эта стратегия прямо живет. Я не могу сказать, что есть какие-то супер большие успехи но, по крайней мере, первые проекты уже на поверхности, их уже видно.

Деятельность сама по себе необычна даже по своей структуре. Если у типичного продукта главная задача — набрать аудиторию, заработать деньги, то у эксперимента главная задача — проверить гипотезу. Например, можно сформулировать эксперимент прям парадоксальным образом, сказав, что если мы запустим вот этот продукт, он не доберет аудитории. С точки зрения эксперимента — это будет успешный эксперимент, потому что мы проверили гипотезу. С точки зрения продукта — категорически неуспешная история. Но это, на самом деле, очень интересная движуха с очень быстрым циклом.

Если обычный продукт в интернет-компании делается от полугода до 9 месяцев, то в данном случае продукты выпускаются где-то за месяц.

Как стартап в большой команде?

В том то и дело, что это не обязательно стартап — это похоже на стартап по драйву, по постановке задачи: «Давайте за два месяца по быстрому запилим какую-то гипотезу». Но по факту это, скорее, похоже на конструкторское бюро, когда ставится на поток производство экспериментов. В каждом конкретном эксперименте — это действительно чуть-чуть чем-то похоже на стартап. Но вообще, это не то.

А кто говорит «давайте сделаем»?

Всё очень просто устроено. У компании в разных местах возникают разные гипотезы. Мы их собираем, обычно компонуем в какой-то один пользовательский продукт, и проверяем сразу же несколько гипотез в одном эксперименте. То есть это такой сбор идей и мнений из разных кусков компаний.

Любой может предложить идею?

Да, примерно так.

Потом он ее обосновывает, доказывает и становится руководителем проекта или как?

Нет, не обязательно для этого быть руководителем проекта. Есть, например, много неплохих идей, которые генерят сами разработчики. Разработчик почти никогда не хочет быть руководителем проекта — он хочет, что бы его идею проверили, или чтобы продукт, который ему кажется страшно интересным, просто существовал. Почти всегда с этих людей снимаются показания, по максимуму выбирается какая-то осознанная гипотеза. Затем стараются на её основе сделать продукт, который полетит или не полетит.

Это относится только к созданию новых продуктов? Или, на действующих тоже? Например, вы анонсировали «Яндекс.Браузер» с прозрачным интерфейсом, где тоже проверялась гипотеза.

Это относится только к новым продуктам. С «Яндекс.Браузером» с прозрачным интерфейсом немножко другая история.

Повторяю еще раз, в чем проблема для больших компаний — невозможно проводить на существующих продуктах такие эксперименты, но если вы обратили внимание на историю с «Яндекс.Браузером» с прозрачным интерфейсом — тут мы делали так же.

Выпустили некий концепт, и дальше из этого концепта постепенно перенесли идею в большой продукт. Потому что невозможно всех пересадить на концепт-кары. Большая часть людей ездит на обычных автомобилях.

Здесь такая же тривиальная история. Не обязательно, на самом деле, гипотезы по прозрачному интерфейсу и по тому, как правильно работать с аудиторией, проверять на прототипе браузера. Все эти интерфейсные идеи и концепции можно проверить в рамках любого другого приложения.

То есть можно ожидать от «Яндекса» серию небольших проектов с уникальными идеями в ближайшие пять лет?

Я никогда не заглядываю в ближайшие пять лет, я обычно смотрю в ближайшие полгода — год.

Да, в ближайшие полгода-год какое-то количество этих мелких приложений будем выпускать. И к ним почти всегда будут возникать вопросы. Например, самый частый вопрос, который задавали по поводу приложения «Разговор», которое для глухих: «А зачем это “Яндексу"? Там же никакой монетизации».

Не всё «Яндекс» делает ради денег. По крайней мере, не всё «Яндекс» делает ради денег напрямую. Здесь такая же история. Да, мы будем какое-то количество времени выпускать эти разные небольшие продукты, смотреть как реагирует на них аудитория, смотреть, кто как ими пользуется или не пользуется. В общем, проверять наши гипотезы.

Сколько людей будет занято в работе над экспериментальными проектами?

А никогда невозможно сказать, сколько людей будет занято, потому что команды формируются на лету. Они довольно динамичны сами по себе. Кроме того, когда нужно проект сделать за месяц-два, нет большой проблемы вытащить людей из разных уголков компании для того, чтобы это сделать.

Как это выглядит организационно? Я беру человека, допустим, из «Яндекс.Музыки»...

Все просто. Человек из «Яндекс.Музыки» половину своего времени начинает тратить на новый интересный ему проект. Вот и все.

Есть такая известная концепция — 80/20, когда сотрудник 80% своего рабочего времени тратит на основную работу, а остальные 20% — на работу над собственными идеями.

К сожалению, в реальности эти 80/20 в некоторых больших компаниях устроены так: 20% процентов времени ты можешь заниматься другим проектом компании, который кажется тебе интересным. В данном случае речь идет немножко о другой истории. О том, что есть проект, который тебе прямо сейчас нравится, который никак не затрагивает основные интересы компании.

Это близко к концепции 80/20, но у нас нет никакого ограничения с цифрами.

Сколько сейчас проектов в разработке? Сколько из них мы, скорее всего, увидим в жизни?

Непонятно, что получится вообще в результате. Вот сейчас вышло два эксперимента. А на самом деле мы сделали их с десяток, но не выпустили их просто потому, что многие из них не прошли откатку — не доказали свою жизнеспособность даже на такой небольшой аудитории в 5000 человек, как сами яндексоиды.

Поэтому сказать, сколько их производится нет смысла. С десяток, наверное. Сколько их выйдет наружу — мы не знаем. Может быть один, а может быть вообще ни одного. Может и все 10 выйдут.

То есть часть технологий экспериментальных проектов можно ждать в массовом продукте «Яндекса»?

Если в каком-то продукте, допустим, «Прогулках», внезапно окажется, что людям очень интересны местные достопримечательности, рано или поздно эта функциональность может оказаться в большом приложении «Карт», например.

У нас сейчас запустились аудиогиды — ничего не мешает тому, что эти гиды будут востребованы и в большом приложении «Карт», например.

Какова ваша роль в этом?

Я вожу руками, я руководитель. Я бегаю в разные места компании с криками: «Давайте, давайте, очень интересно», вот и все.

И собираете везде идеи?

Идеи люди приносят и сами. Яндексоиды, на самом деле, довольно сознательный народ — в большинстве случаев им хочется, чтобы что-то появилось.

На самом деле, большая проблема заключается в том, чтобы объяснить человеку, что его гипотезы изначально провальны. В этом действительно бывают проблемы. А в поиске идей проблемы нет.

Аркадий Волож тоже участвует в генерации идей? Или он уже полностью отошел от оперативного управления компанией?

Аркадий постоянно пишет письма. Он постоянно участвует в жизни компании, поэтому сказать, что он отошёл от дел — это очень громко.

Имею в виду от оперативной деятельности.

Да нет, он тоже участвует в постоянной деятельности компании. Он вот что сделал — он перестал заниматься вопросами зарплат, синхронизацией бюджета, а начал больше заниматься как раз идеологической составляющей.

Один из экспериментов, который мы сейчас разрабатываем и не известно выйдет он или нет — это личная идея Аркадия. То есть он пришел и говорит: «Слушайте у меня вот какая идея». То есть Аркадий точно так же участвует в жизни компании. Всё в порядке.

Какая мотивация у яндексоида рассказать вам о своей идее?

В смысле? Какая мотивация?

Почему сотрудник «Яндекса» не хочет реализовать идею самостоятельно, запустить свой стартап?

Слушайте, у вас в голове никогда не было, в детстве, например: «Вот бы кто-нибудь снял фильм про...». Вот у них такая же мотивация. «А вот бы было такое...»

То есть они не хотят запустить свой собственный проект — стать Элонами Масками, новыми Цукербергами? Обезличено получается — я придумал идею, но я никак не участвую как персона в запуске.

А как вы видите остальных людей, которые участвовали в проектах? Ни у нас, ни у других компаний большая часть людей, которые придумывали какие-то продукты, генерировали идеи, разрабатывали их, никак не фигурируют ни в пресс-релизах, нигде.

Так почему ж они идут с идеей в «Яндекс», а не уходят делать свой стартап?

Если очень коротко, то потому, что большая часть людей заинтересована в том, чтобы что-то создавать, а не только зарабатывать деньги. Разница стартапа и большой компании не в том, о чем люди думают. В большой компании ты можешь заниматься большим количеством вещей одновременно, и они все интересны. В маленькой компании ты сконцентрирован на одном конкретном продукте, который должен сделать очень быстро, за максимально короткий срок и заработать на этом деньги. Всё.

Нужно сказать, что у стартапов сейчас очень сложное вообще состояние. Люди почему-то думают, что это место, куда можно прийти, за пару лет заработать несколько миллионов и уйти на почетную пенсию. В жизни же, как вы понимаете, так не бывает.

Ваш проект «Радио-Т» мог бы родиться как небольшой эксперимент в «Яндексе»?

Нет, мне кажется, «Яндексу» сложно заниматься чисто контентными проектами. «Радио-Т» — это же контентный проект — про какие-то новости, которые отобраны вручную. А «Яндексу» обычно не очень интересно заниматься такими проектами. Это не яндексовая история совершенно. Это история нескольких конкретных людей, которые решили, что им интересно этим заниматься.

Кстати, у яндексоидов огромное количество личных проектов, которыми занимаются в свободное от работы время. Принцип простой — если проект не вписывается в интересы компании, и не конфликтует с ними, ты можешь ими свободно заниматься.

Новые проекты, которые будут запускаться в рамках «бюро», могут конфликтовать с существующими проектами компании. Допустим, проект, функциональность которого пересекается с «КиноПоиском»?

Почему нет, что значит конфликтовать? Они же не будут конфликтовать.

Например, приложение с рекомендациями по фильмам в стиле Tinder.

А какая разница, они все равно все будут принадлежать «Яндексу».

Перед интервью смотрел последние новости c упоминанием «Яндекса». Часто встречается заголовок о том, что какой-то руководитель или мененджер перешел из «Яндекса» куда-то. Что происходит сейчас в команде?

Всё очень просто. Я догадываюсь даже о каких сотрудниках вы говорите. Большая часть этих людей — это попавшие в примерно, не знаю, список из 50 человек в квартал, которые по тем или иным причинам уходят из «Яндекса». То есть это обычная текучка.

То есть это никакой не тренд?

Нет, это понятная история пиара компаний — здорово же, когда к тебе приходят сотрудники из «Яндекса».

Мы, кстати, упомянули «КиноПоиск». Когда уже будет перезапуск?

У меня, знаете, была отличная преподавательница в музыкальной школе, она на все такие вопросы научила меня правильно отвечать: всё будет своевременно или чуть-чуть позже.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

П-с-с-с, парень... технологий не нужно?!

Как подать свою идею в Яндекс для проверки гипотезы? В чистом виде хочется в перспективе стать партнером по оказанию конкретной услуги.

Воды налито много, ответы все пространные и неопределенные, а сухая выжимка — «у нас есть экспериментальные проекты и кадры не текут».

И кадры не текут,
И врут календари,
И если хочешь провести эксперимент -
То предложи.

Больше похоже на оправдание попыток откровенно неудачных запусков новых проектов назвав, постфактум, это «экспериментами». Создается впечатление, что акционеры отрыли строчку отчета, где прописан бюджет потраченный на эти «эксперименты» и сравнили со строчкой по росту аудитории и прибыли. И уже готовы задавать неудобные вопросы. И тут вот интервью на опережение, что типа все пучко, мы так и задумывали спустить бабло, это наша стратегия и значит все в порядке… А значит в менеджменте перестановок не будет, красивые и харизматичные, но бездарные люди будут продолжат клепать проекты внутри Яндекса. А качества ключевых сервисов будет продолжать падать. Хоть бы я ошибся, ведь я люблю Яндекс, и только поэтому так за него болею.

если бы это были эксперименты "постфактум" - почему у них на запуске чёрные иконки и везде в описании написано "экспериментальные"?

Что-то я не видел на Яндекс браузере и Яндекс прогулки надписи про "экспериментальное". А вот на презентации продуктов "революционно", "откровение", "порвем всех", "нам скажут спасибо", "открытие года" и т.д. - вот это каждый раз считывается.

0

Очень странно видеть такой ответ и отношение в целом:
- Какая мотивация у яндексоида рассказать вам о своей идее?
- В смысле? Какая мотивация?

То ли человек очень крепко лукавит, то ли действительно глуп.

и где они только покупают такие рубашки...

Про непонятное сближение с Microsoft и про внедрение их системы палочного ранкинга не рассказал. А ведь Надела её сломал не зря.

ээ.. а кому вообще интересно про грейды читать?

0

Я точно на ЦП? Интервьюер не понимает чем предложить идею отличается от запустить стартап?

0

Да и вопрос про радио т по крайне мере странный.

0

Да и видно, что интервьюир не представляет внутри яндексовую атмосферу. Бобук правильно ответил - "В смысле? Какая мотивация?"

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Влад Бенгальский

Да, весьма годно.

Кейс из России: Рост продаж в 2,3 раза благодаря оптимизации работы колл-центра
0
Sergey Sarkisyan
InterSystems

=> должен отстаивать интересы акционеров

Он свои интересы и отстаивал.

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

Цукерберг хочет усилить свой контроль над Facebook.
-
Чем чревата потеря контроля? кк знаю, у основателей Uber, Stripe, Snapchat не первышает 15% и ниче, живы, здоровы

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

whahahah глава Facebook не смог разобрать послание и спросил: «Это значит, что кошка сдохла?». whahahah

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Ivan

распечаткам переписки, Цукерберг и Андриссен использовали зашифрованные сообщения..
-
Там тотальный контроль СЕО? Откуда у них переписка?

Акционеры Facebook раскритиковали инвестора Андриссена за помощь Цукербергу втайне от совета директоров
0
Показать еще