Лого vc.ru

Тренды венчурной индустрии на примере стартапов Y Combinator и ФРИИ

Тренды венчурной индустрии на примере стартапов Y Combinator и ФРИИ

Руководитель интернет-проектов Константин Берлинский написал для vc.ru колонку с анализом проектов, проинвестированных Y Combinator и ФРИИ. По результатам он сделал выводы о трендах, перспективах выхода российских компаний на внешние рынки, преимуществах и недостатках экосистемы стартапов.

Поделиться

При написании статьи я преследовал следущие цели. Во-первых, мне было интересно самому разобраться в актуальных трендах венчурной индустрии на примере двух самых знаменитых стартап-акселераторов США и России.

Во-вторых, я хотел проверить сделанные мной выводы на основе обсуждения материала. Это мне удалось в полной мере: по результатам рецензирования черновика статьи существенная часть текста была переписана.

И, наконец, как правило, после публикации в Facebook приходит столько интересных людей, что уже одно это окупает всю проделанную работу. Надеюсь, статья будет полезна начинающим предпринимателям, сотрудникам стартап-компаний, менеджерам продуктов и другим участникам ИТ-рынка.

К сожалению, Y Combinator не публикует на сайте информацию о стартапах-участниках в удобном для анализа виде. Стартапы часто меняют бизнес-модель, клиентский сегмент, название, сливаются с другими компаниями, продаются и уходят с рынка. Многие во время и после акселерации в Y Combinator продолжают работать в режиме «невидимки» и не публикуют информацию о себе, но с Google наперевес проблему удалось решить.

Я скопировал полученные данные в Excel, поколдовал немного с формулами и получил такую картину для проектов Y Combinator:

Префикс S — это лето (summer), а W — зима (winter), то есть S05 — лето 2005 года. Unsorted — это стартапы, у которых на сайте не указан целевой рынок. Чтобы получить реалистичную картину, я самостоятельно заполнил данные по рынку для стартапов сезонов W13 — S15. Таким образом, я снизил средний процент Unsorted по всем данным с 50% до 24%, что считаю достаточным для адекватных оценок.

Есть множество различных способов распределить стартапы по категориям. Исходные данные от YC Universe можно было укрупнить. Очевидные кандидаты на объединение — «образование» и «планирование образования». Можно было в раздел «средства программирования» поместить «технологии баз данных», «облачные хранилища», «мобильные платформы» и «средства разработки». Можно было сделать разделение по типам бизнес-моделей (B2B, B2C, B2G), по демографическим сегментам или категориям на CrunchBase. В результате я оставил разделение от YC Universe.

Если взять данные за последние два года, то картина следующая:

Вот данные за последний год:

И, наконец, данные по последнему набору:

Ранее в статье на «Мегамозге» я сделал анализ проектов, проинвестированных ФРИИ:

Вот данные в табличном виде:

На основе полученных данных я сделал следующие выводы о стартапах Y Combinator.

1. Многие стартапы работают в режиме невидимки (зря)

У многих стартапов не указан рынок (Unsorted). Возможные причины этого:

  • YC Universe было лень их анализировать или не оказалось для этого достаточно компетенций (что наиболее вероятно, так как компании в США обычно прозрачны для рынка и раскрывают всю необходимую информацию).
  • Команды до сих пор не определились с целевым рынком.
  • Стартапы работают на стыке многих рынков.
  • Компании после создания не раскрывают данные по целевому рынку, чтобы не попасть на радары конкурентов и получить конкурентное преимущество.

2. Нет уникальных идей

Есть много аналогичных идей, проинвестированных ФРИИ (и другими фондами в РФ) и Y Combinator — например, аренда инструментов, подвозка пассажиров, запись к врачу. Такие проекты вполне могут работать параллельно на разных географических рынках (или даже на одном). Выживут те, кто предоставит клиенту наилучший сервис при положительном соотношении LTV/CAC (Life time value, деньги, которые пользователь приносит бизнесу за всё время работы с ним, и Customer acquisition cost, стоимость привлечения клиента — прим. ред.). Многие российские стартапы просто копируют западные проекты, не особо утруждая себя сменой цветовой гаммы и дизайна главной страницы. Наиболее известные примеры: Pinterest и Pinme, Square и 2can, Facebook и «ВКонтакте».

3. Рынок каждой страны уникален

В Y Combinator есть интересные проекты, незаконные в России: например, Meadow — доставка марихуаны по медицинским показаниям. С момента легализации марихуаны в некоторых штатах США уже более 30 компаний предлагают соответствующие услуги.

4. Наука и венчур совместимы

В Y Combinator есть уникальные научные проекты: разработка медицинских технологий, Standard Cyborg (3D-печать протезов), Supply (беспроводная зарядка) — наукоёмкие и одновременно прикладные. В России целесообразность выделения грантов на некоторые наукоёмкие стартапы требует более подробного изучения, в том числе прокуратурой.

Отдельный вопрос — способность людей из российской науки создавать продукты, востребованные рынком. Насколько мне известно, во ФРИИ сейчас не занимаются несофтверными проектами, но думают развивать в том числе и это направление.

5. Основная задача государства — не мешать работать

В Y Combinator почти нет проектов B2G и C2G, то есть связанных с государством. Возможные причины:

  • Протестантская парадигма «бедное государство — богатое население»: выгоднее работать над сервисами массового рынка, бизнеса, не связанного с государственными корпорациями.
  • Бюрократия: взаимодействовать с правительством трудно и долго, даже на местном уровне. Многие основатели компаний — эмигранты и плохо знают, как работают государственные сервисы в США.

6. В каждой стране свои проблемы

Есть много проектов, решающих основную «боль» в США. Значительное количество американцев становятся банкротами после проблем, связанных с медициной, страховщиками, банкирами или юристами. В результате появляются эффективные решения, делающие эти услуги дешевле, быстрее, качественнее.

7. Стартапы снижают стоимость услуг

Я обнаружил много решений, связанных с обслуживанием дома, уменьшением коммунальных услуг (вода, энергия). За пределами РФ такие услуги значительно дороже.

8. Стартапы делают финансовые услуги доступнее

Есть много финтех-стартапов (раздел financial services and payment processing). В России финтех стабильно растёт, но сильно зарегулирован. Своё бегство из России в Сингапур фонд «Лайф.Среда» объяснил многими причинами, в том числе отсутствием достойных кандидатов на инвестирование. В России за пределами городов-миллионников мало кто привык платить банковской картой. С другой стороны, по мнению многих, российские банки намного более продвинуты, чем банки США, бизнес-процессы которых застыли на уровне 18 века.

9. Хорошая идея для стартапа = денежная ниша + острая боль + решение проблемы

Подтверждение известного высказанного в Facebook тезиса о том, как придумать хорошую идею:

  • ищите нишу, в которой много денег;
  • ищите острую боль;
  • ищите способы быстрого и качественного устранения этой боли.

Большинство проектов Y Combinator заточены на решение проблем на больших, денежных рынках: медицина (лидер по росту за последнее время), финансы, транспорт, услуги для жизни и дома, продуктивность бизнеса, туризм, ритейл, найм персонала, рекламные технологии.

Однако глобальных задач, требующих улучшения, становится всё меньше. В развитых странах базовые потребности населения решены. Ну, кроме извечной трудности «долго жить, не иметь проблем со здоровьем, много зарабатывать на интересной работе и иметь возможность телепортации в любую точку Солнечной системы».

Поэтому многие стартапы решают незначительные раздражающие проблемы, где всё работает не так удобно, как могло бы быть. Такси, например, не первочередная нерешённая задача, но Uber «взорвал» рынок пассажирских перевозок, значительно упростив процесс общения с такси. Кроме того, для стартапа важно завоевать пусть и малый, но растущий рынок, подтверждением чему являются Tesla (рынок электроавтомобилей), SpaceX (частный космос) или компании 3D-печати.

Не менее важно иметь возможность перейти с малого рынка на смежный. Facebook так бы и остался соцсетью для нескольких тысяч студентов Гарварда, если бы основатели вовремя не заметили потенциал сети по объединению всех людей в мире.

10. Некоторые российские стартапы востребованы на Западе

Какие проекты из России имеют шансы на получение инвестиций за пределами страны?

  • Рекламные технологии (в том числе на мобильных устройствах), снижающие цену привлечения клиента (GetIntent, Iponweb).
  • Решения, увеличивающие продуктивность бизнеса. При этом в России улучшить бизнес проще всего, наняв хороший менеджмент, а не поставив новомодное SaaS-решение. Например, истории AmoCRM, «Мегаплан», где главные конкуренты — это бумажки и Excel. В США этот период уже пройден, там на этом рынке высокая конкуренция и бизнес охотно платит за увеличение своей эффективности.
  • Образование. Проблемы с международной экспансией упираются в первую очередь в недостаток компетенций команды, а не в само решение. Запуск проектов в других странах требует хорошего знания местной специфики (например, целевая аудитория может пользоваться смартфонами, а не десктопами). Примеры — экспансии LinguaLeo, Easy ten. Выход «Яндекса» на турецкий рынок показывает, что недостаточно просто локализовать продукт, даже очень хороший — важны действия на местах (партнёрство «Яндекса» с «Фенербахче» и Microsoft).
  • Медицина. Чрезмерное регулирование рынка в США, но при этом огромный денежный поток. Для успеха нужны сильная экспертиза и знание местных реалий.
  • Транспортные технологии, перемещение грузов, людей (в Y Combinator это рынок под названием logistics, shipping and warehousing). В России транспорт — это традиционная проблема из-за больших расстояний, неразвитости дорожной сети и пробок в больших городах.

11. Некоторые российские стартапы жизнеспособны только внутри страны

Какие проекты, популярные в РФ, столкнутся с трудностями за пределами страны?

  • Решения для онлайн- и офлайн-ритейла. Хотя ниша популярна по обе стороны Атлантики, среднестатистический российский фаундер не знает, как улучшить американский ритейл. Скорее наоборот, большинство идей в логистике, ценообразовании, управлении спросом, работе с клиентами приходит в российский ритейл извне. Достаточно одной поездки за пределы России, чтобы получить инсайт, что дверь в магазин всегда должна быть открыта, несмотря на мороз («Евросеть»), возврат товара должен быть быстрым и безболезненным для покупателя (Ikea, Leroy Merlin), а сотрудники магазина должны улыбаться посетителям (повсеместная проблема в РФ).
  • Тревел-проекты, поддержка самостоятельных непакетных туров. В сфере путешествий почти нет технологий, и всё держится на эффективном маркетинге, а маркетинг — традиционно слабая сторона российских предпринимателей.
  • Государство. Как сказал российский интернет-омбудсмен, российские ИТ-продукты за границей не нужны без постоянного военного присутствия РФ. Потом сразу же было опровержение: имелось в виду не то, что было сказано. Но, соглашусь с тем, что ИТ-продукты, взаимодействующие с государством в РФ, обречены без применения административного ресурса. И да, за границей такие продукты не нужны.
  • Недвижимость. Квартирный вопрос испортил не только москвичей, в США с этим также большие проблемы. Но в США, в отличие от России, этот рынок сильно зарегулирован законодательно. Например, нельзя арендовать квартиру без сертифицированного агента. Во многих кондоминиумах для аренды нужно получить разрешение от соседей. Это такая мягкая форма расизма и защиты своего района от неблагополучных соседей. Поэтому Cian, Avito и TheLocals, популярные на диком российском рынке недвижимости, где любой проходимец без документов может снять или сдать квартиру, не платя никаких налогов, в США просто незаконны или не предлагают ничего нового, чего не было бы в Craigslist или Airbnb.

12. Формирование экосистемы — важная составляющая стартап-акселератора

Y Combinator сам же пользуется продуктами своих стартапов либо продукты создаются вокруг его экосистемы. Примеры — ProductHunt (продвижение стартапов, в том числе Y Combinator), Wufoo (опросы, формы, страница фидбека на сайте Y Combinator). Пользуется ли ФРИИ продуктами своих стартапов?

13. Аналогичные компании находятся на разных уровнях развития

Существует много проектов, помогающих бизнесу в Y Combinator и ФРИИ. Но это разные бизнесы: в России это, например, НДФЛ (сдача отчетности), а в США — Taskforce (управление почтой). В разных странах у бизнеса разные проблемы. Невозможно создать продукт, находясь в России, без качественного customer development непосредственно в стране потенциальных клиентов.

14. Платформы — не самая хорошая идея для стартапа

За последние два года у Y Combinator нет инвестиций в PaaS (Platform as a Service). Все платформы уже созданы? AppStore, GooglePlay, Amazon WS, Facebook, Google, MS. Или это дело не стартапов, а крупных компаний? Сегмент непростой, но сама модель успешно развивается и привлекает инвестиции в других фондах. Похоже, трудно создать и проверить жизнеспособность платформы за три месяца акселерации.

15. Игры и устройства не стоит делать в акселераторе

За последние годы у Y Combinator мало инвестиций в некоторые ранее популярные рынки:

  • «Устройства, оборудование, компоненты». Одна из причин — деньги на интересные устройства лучше собирать на Kickstarter. Кроме того, у hardware-проектов длиннее цикл разработки, и за три месяца акселерации нереально создать рабочий прототип. Y Combinator не берёт на себя такие риски, так как есть фонды, заточенные на такие проекты (HaxAsia).
  • «Технологии поиска и обмена сообщениями». При этом сама область активно развивается (ElasticSearch, Telegram).
  • «Игры и игровые технологии». Вероятно, игры лучше делать в крупных геймстудиях. Кроме того, игры это дорогая история, здесь не обойтись без 120000$ типовых инвестиций от Y Combinator. Игры, как и фильмы, это лотерея: может выстрелить, а может и нет. Существенную часть в них занимает продвижение, а не реализация. У Angry Birds были не менее достойные конкуренты, и сама механика игр-катапульт появилась не вчера, но за счёт огромного бюджета на продвижение игры она стала хитом.
  • «Музыка в интернете, видеотехнологии». Предположу, что всё, что можно было здесь придумать, уже сделано. Возможно, проблема в том, что такие стартапы медленно растут и это не формат трёхмесячного акселератора.
  • «Ежедневные предложения, купоны и сравнение цен». Возможная причина — время купонов и прайсовых агрегатов ушло.

16. Стартапы 2.0 — отраслевая экспертиза в команде

Тренд последнего времени (хотя, похоже, так было всегда) — «стартапы 2.0», основанные в первую очередь не на гениальной идее (пусть даже вдохновлённой проблемными интервью и Lean-методологией), а на отраслевой экспертизе. Фонды значительно быстрее поверят в проект и дадут инвестиции, если в команде есть человек с большим релевантным опытом на рынке, который планируется улучшить.

Не вводит ли Lean в заблуждение предпринимателей, внушая ложную надежду, что любой рынок и целевую аудиторию можно понять через механизм интервью, и плодя тем самым слабые технологические проекты, обречённые на неудачу? Статистика ФРИИ показывает, что есть очень много интерфейсных, агрегатных стартапов, которых легко скопировать и трудно приносить ценность. Больше всего от подобной активности выигрывают продавцы дорогих бизнес-тренингов, бизнес-центры, переименованные в коворкинги, и рекламные площадки, где идёт битва за привлечение клиента.

В заключение хотел бы отметить, что, вероятно, анализ лучше делать, оценивая объёмы рынков, а не количество стартапов в них, — хотя число стартапов в большинстве случаев прямо пропорционально объёму рынка. Остаётся дискуссионным вопрос, приводит ли большой рынок к появлению работающих в нём стартапов или же сильные команды формируют восходящий тренд на рынке. И, наконец, выгодно ли делать бизнес в горячем, трендовом рынке, борясь со многими конкурентами, или лучше выбрать другие альтернативы.

При написании статьи использовались следующие источники:

  • Основа статьи — данные о стартапах Y Combinator на сайте YCUniverse.
  • По проектам Y Combinator лета 2015 года — информация с сайта TripleByte.
  • Информация о статусах компаний на YCList.
  • Данные о сделанных инвестициях (Y Combinator обычно инвестирует 120000$ за 7%) на CrunchBase.
  • Об инвестициях Y Combinator на Seed-db.
  • Моя статья «Анализ проектов ФРИИ».
  • Исходные данные для статьи размещены тут (файл Excel).

Спасибо за рецензии и ценные замечания по тексту статьи:

Статьи по теме
Здесь тебе не интернет: Акселераторы для производственных проектов15 октября 2014, 19:44
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

>бывший менеджер по продукту агентства Notamedia
Это на недавней волне сокращений?

И удивило, что совсем не затронут биотех, где у нас есть, например, iBinom и Genotek (но туда инвестировал не ФРИИ, вроде бы) – это как раз наукоемкое.

У вас jpeg, инвесторы.

Хорошая статья!
Очень понравился аргумент "Острая боль".
(к вопросу о стоимости услуг стоматологов в Москве)

Интересный анализ, спасибо

Отличная статья, системно и полезно

0

Молча и пафосно аплодирую статье стоя!
Может вообще завести тут редакторам рубрику о стартап ранке не в плане оценки отдельных продуктов, а об аналитике этого сегмента в целом, чтобы увидеть ключевые отличия?!

Учитесь у Великих. А не пытайтесь их анализировать.))
Y Combinator - выработали беспроигрышный подход и квинтэссенцию IT-стартапов. Стартап должен быть оригинальным, неожиданным, привлекать внимание, но иметь успешно проданный аналог или аналоги.
Продукт стартапа не имеет значение. Также как и прибыль.))
Т.к. сам стартап и есть продукт.))

Вот лучший комикс:
Девятка лучших стартапов от Y Combinator
В США проходит организованная венчурным фондом Y Combinator конференция Demo Day — одно из крупнейших мероприятий для создателей стартапов в области IT. По представленным проектам можно судить о том, в каком направлении будет развиваться индустрия в ближайшее время.
1. Paribus — сервис, который отстоит «гарантию лучшей цены»
Большинство интернет-магазинов — вроде Amazon, Newegg и Best Buy — предлагают «гарантию низких цен», обещая вернуть вам разницу, если в течение нескольких недель после покупки вы обнаружите, что другой магазин предлагает более выгодные цены. Большинство покупателей игнорируют эту опцию, потому что им некогда следить за ценами в интернете. Paribus сделает это за вас. Если вам выплатят возмещение, они заберут себе 25%.
Почему
Это лучший вид бизнес-модели: они получают деньги, только если помогают вам сэкономить, и их процессы во многом автоматизированы. Эти ребята должны сделать кучу денег.
2. ScopeAR — комментарии экспертов через дополненную реальность
ScopeAR использует технологии дополненной реальности, чтобы отправить к вам эксперта, который может при помощи рисунков и заметок прокомментировать то, что вы видите перед собой. Замечания и рисунки останутся привязаны к реальному месту, где их нарисовали. ScopeAR описывает свое решение словами «Facetime встречает дополненную реальность».
Почему
Многие крупные компании — скажем, автомобильные, авиационные или нефтяные — активно привлекают экспертов, которые владеют редкими знаниями в своих узких областях. Увы, этим экспертам часто приходится тратить кучу времени, переезжая с места на место; ScopeAR помогает им смотреть через ваше плечо, не выходя из своего офиса.
3. Shred Video — сервис, который отредактирует ваши видео за вас
Они берут несколько часов видеоматериала с вашей GoPro или камеры на дроне и за несколько секунд редактируют его, оставляя самые яркие моменты.
Почему
Большинство людей сперва снимают часы видео, а потом понимают, что не хотят заниматься монтажом, и материал лежит мертвым грузом. Это проблема, которую кто-то должен решить, и, производители GoPro вполне в этом заинтересованы.
4. Heroic Labs — универсальный бэк-энд для многопользовательских игр
Они создают легкий в применении готовый программный код, отвечающий за работу с сервером в многопользовательских играх, который могли бы использовать разработчики, чтобы легко добавить в свои игры чат, социальные элементы или рейтинг — зачастую для каждой игры эти технологии приходится изобретать заново.
Почему
В действительности нет никакой реальной необходимости в том, чтобы разработчикам приходилось снова и снова создавать для этого уникальные решения. Это трудно, требует много времени, и мелкие ошибки приводят к тому, что рейтинги в вашей игре оказываются взломаны.
5. AppCanary — мониторинг уязвимостей в серверном ПО
Приложение производит мониторинг вашего сервера на предмет уязвимостей в ПО и предупреждает, как только всплывает новый способ обойти защиту в любом программном обеспечении, которое вы используете.
Почему
Во многих случаях, хакеры не утруждают себя поиском ошибок, уникальных для кода вашего сайта — они ищут типичные ошибки в ПО, которое применяется на многих сайтах. AppCanary постоянно находит новые уязвимости, и выдает уведомление, как только видит проблему с чем-нибудь, что вы используете.
6. Willing — составление завещания бесплатно и без адвокатов
Сервис поможет вам указать наследников, решения по лечению и пожелания по поводу похорон. Они делают деньги на том, что соединяют пользователя с соответствующими службами, чтобы помочь все спланировать.
Почему
Никто не любит думать о смерти, но завещание должен составить каждый. Со временем вы можете решить изменить завещание Willing на что-то более актуальное — но документ, который они могут создать за 10 минут, значительно лучше, чем ничего.
7. Lugg — Uber для переноски тяжестей
Вам нужно переместить диван из точки А в точку Б? Откройте приложение, нажмите на иконку дивана — и ваш грузовик с грузчиками уже в пути.
Почему
Перевозка тяжестей — отстойное занятие, особенно если ваш автомобиль невелик. Даже если вы обратитесь в Home Depot и арендуете один из их грузовиков за $20 в час, вам, вероятно, придется просить о помощи друзей, которые могут и спину надорвать, пытаясь вам помочь. Lugg делает грузоперевозки простым и удобным делом, и притом им почти не приходится тратиться на привлечение аудитории — оказывается, такие компании, как Costco и Ikea, уже вовсю поставляют им клиентов.
8. PlateIQ — система управления финансами типа Mint.com для владельцев ресторанов
Сфотографируйте ваш счет, и сервис предоставит данные о том, как оптимизировать операции. Он может даже в реальном времени проанализировать ценообразование каждого блюда в меню
Почему
Управлять рестораном непросто. Когда вам приходится постоянно думать о том, как не разочаровать клиентов и где найти деньги на зарплату сотрудникам, данные о стоимости продуктов — последнее, о чем беспокоится большинство владельцев ресторанов.
9. Eden — персональная техподдержка по требованию
Установят телевизор, отремонтируют треснувший экран iPhone, настроят стерео и т. д.
Почему
Это современный взгляд на концепцию GeekSquad, только без «окон» в четыре часа, когда внезапно может нагрянуть мастер. Вы говорите им, что вам нужно сделать, и когда — и у них есть квалифицированный эксперт, чтобы показать, как это делается. Компания утверждает, что при нынешних темпах они могут заработать 1 млн долларов за восемь недель с запуска.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan Wundermacher

А например ткани на отрез как продавать по такой модели?

«Яндекс.Маркет» отдаст приоритет карточкам товаров с возможностью заказа без перехода на сайт магазина
0
Культурный Код

я купил самый крутой премеум лаптом Lenovo T- серрия.
Так вот, на нем даже лампочку CapsLock убрали.

Китайцы вообще не понимают, что значит создать качественный продукт. Для того чтобы выжить, Lenovo надо перестать быть азиатами и пытаться наеб..ть потребителей хоть где-то, даже не led-ской лампочке. Пусть наймут качественного Product Leader.

Lenovo сократит более 1 тысячи сотрудников Motorola и других подразделений
0
slugge

интересно в ютубе знают кто такой вообще степанов?

YouTube и соцсети вывели из-под законопроекта об ограничении доли иностранцев в видеосервисах до 20%
0
Sasha Soroka

Спасибо, я тоже об этом думал.Всетаки хочеться пассивности больше. Сейчас решил протестить один проект, закинул под депозит небольшое количество биткоин, окупаемость через 6-8 месяцев. Плюс в том что проценты прибавляютя каждодневно и выводить можно в любое время, нет ограничений для вывода. Пока тестю, как будет результат более и менее вразумительный поделюсь сервисом.

Можно ли заработать на майнинге криптовалюты
0
Александр Романец

У меня стол с регулируемой высотой, с помощью электролифта. Правда стоит он почти 70000 руб. Скорее всего это дорого. Но свою функцию выполняет на все сто. Максимально высота столешницы 130 см., минимально 63 см. ergostol.ru/

«После 3 месяцев работы стоя я разобрала свой стол»
0
Показать еще