Лого vc.ru

Уроки менеджмента: Как не допустить конфликтов с подчиненными

Уроки менеджмента: Как не допустить конфликтов с подчиненными

Олег Ткаченко, руководитель индустриальной практики рекрутинговой компании Hays в России, рассказал ЦП, как справляться с конфликтами внутри коллектива с позиции начальника.

Поделиться

В июле 2013 года я пришел в компанию Hays и присоединился к существующей команде в качестве руководителя индустриальной практики. Бывший лидер руководил командой с самого основания Hays в России, на тот момент около четырёх лет. Это был уже достаточно сплоченный коллектив, состоящий из семи человек. Сразу оговорюсь, сейчас нас уже десять.

Я считаю, что хороший руководитель не тот, который умеет решать конфликты, а тот, кто знает, как грамотно их предотвратить. У него всегда должен быть план А, предполагающий подготовку к ситуации и предотвращение конфликтов до их начала, и план Б, когда нужно с наступившим конфликтом бороться, так как нет ничего хуже, чем бездействие и безразличие руководителя.

Что сделал я, когда пришел в Hays, чтобы избежать конфликтов и расположить к себе команду, которую долгое время возглавлял другой лидер:

  1. Беспристрастно подошел к оценке каждого члена команды, проанализировал его эффективность, сильные и слабые стороны, зоны роста и профессионального развития;

  2. Встретился с каждым членом команды один на один. Я должен был понять возможные пути развития и потенциал сотрудника, перспективы каждого нового коллеги в Hays под моим руководством;

  3. Мы провели с каждым сотрудником несколько тренинговых сессий;

  4. Вместе с сотрудниками мы проработали стратегию их деятельности, каждый получил фронт работы на специализированном рынке. Все остались довольны, так как, во-первых, принимали в участие в стратегическом планировании, а во-вторых, получили четкие рекомендации к действию и долгосрочные цели;

  5. Мы сразу же ввели традицию командных обедов, периодических встреч для игры в настольный теннис. Такие активности всегда помогают коллективу стать командой, узнать друг о друге больше. Также, если к нам приходит новый сотрудник, мы обязательно сразу же устраиваем совместный обед, чтобы облегчить новичку период адаптации в команде и в компании в целом.

В моей рабочей практике были конфликты, в которых я был и свидетелем, и непосредственным участником. Я считаю, что все конфликты можно разделить на: 

  • конфликты подчиненных с руководителем;
  • конфликты подчиненных между собой

1. Руководителем назначен один из членов команды

Когда руководитель вырастает из команды, пусть даже дружной, часто случается так, что между новым лидером и его подчиненными возникают противоречия. Данная ситуация может быть связана с тем, что команда еще не воспринимает своего коллегу в его новой менеджерской роли. В данном случае очень важно, чтобы новый руководитель был представлен коллегам высшим руководством. Это позволит коллегам понять, что их руководитель заслуженно получил свою должность, его уважают и доверяют стратегические задачи и управление командой. Руководителю, который недавно получил должность, следует твердо обозначить свою позицию, разъяснив коллегам, с которыми работали в одной команде, а также друзьям, что теперь ему предстоит решать управленческие задачи, и несмотря на их возможную дружбу, на работе он — руководитель.

Должен ли руководитель советоваться с командой своих подчиненных? С одной стороны, он должен советоваться с подчиненными, с другой — принимать решение самостоятельно, все зависит от масштаба решаемой задачи. Коллегиальность уместна для решения абсолютного большинства бизнес-задач, но я предпочитаю соблюдать баланс демократического и авторитарного стиля управления.

2. В компанию пришел новый человек на место бывшего руководителя

Конфликты нового руководителя вероятны, особенно в том случае, если бывший руководитель был любим командой, они с ним все еще советуются и общаются. Наличие взаимопонимания между новым руководителем и неформальным лидером поможет наладить диалог со всем коллективом. Важно проанализировать карьерные перспективы неформального лидера, предложить ему новые и интересные задачи в рамках той деятельности, в которой он успешен. Если конфликт продолжается, то с сотрудником, который может оказывать влияние на команду, следует расставаться, даже если он успешен в своей деятельности.

Не допускайте, чтобы все задачи были замкнуты на неформальном лидере, либо непосредственно на руководителе. Обязательно следует делиться знаниями и делегировать полномочия, так как в случае конфликта такой сотрудник может начать манипулировать вами.

3. Конфликт внутри команды

Очень часто случается так, что у сотрудников складываются замечательные рабочие отношения с руководством, но внутри команды возникают различные конфликты. Чаще всего такие конфликты основаны на конкуренции и личной неприязни людей.

Руководитель ни в коем случае не должен дистанцироваться и пускать подобные ситуации на самотек. Нужно разобраться в причине конфликта, пообщаться с сотрудниками сначала один на один, затем, если требуется, вместе, и локализовать конфликт. При этом руководитель всегда должен сохранять нейтралитет, даже если он симпатизирует одной из сторон, — так как в своем лице он представляет интересы всей компании.

Решения подобных конфликтов могут быть следующими: развести коллег по разным проектам, рынкам, попробовать сделать так, чтобы в рамках рабочих процессов они практически не пересекались. Крайней мерой является расставание с одним из сотрудников, но прежде чем принять такое решение, нужно проанализировать и взвесить все риски.

Никогда не забывайте предложить враждующим сторонам отдохнуть, съездить в отпуск. Вполне возможно, что сложившийся конфликт является результатом усталости сотрудников, или они просто зашли в тупик. Часто случается так, что после возвращения из отпуска, когда есть силы на то, чтобы посмотреть на ситуацию другими глазами, коллеги решают спорный вопрос в одночасье.

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Не выёбываться и платить зарплату вовремя.
/thread

Лояльно относимся, разрешаем иногда работать из дома, не возражаем против больничных, никогда не задерживаем зарплату, используем прозрачную мотивацию, завязанную на результат, платим вовремя и 100 % по-белому, а они выёбываются :-(

0

Спасибо за статью! Особенно за последнюю тему. Но не всегда возможно по разным проектам людей разбросать. Бывает что люди просто друг друга не переносят. Либо один адекватен, а второй со всеми конфликтует.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Дмитрий Кононов

В загадке не написано, сколько хотят пираты. Они могут хотеть равную долю, а может они добрые и готовы забрать 40, 30 или вообще 20 процентов? Вдруг для них капитан выше чем богатства. Вдруг они понимают, что именно он привел их к богатству. Также в загадке написано слово "Вы нашли сундук с золотом". Так какого хера вообще капитан должен отдавать большую часть золота своим матроскиным, если сам же капитан и нашел сундук?

Бывший глава Google затруднился ответить на один из традиционных вопросов компании на собеседованиях
0
Владимир Толстиков
literator

Да, тариф "Монстр общения 2011"

Как избавиться от лишних платных подписок — советы абонентам «Мегафона», МТС, «Билайна» и Tele2
0
Николай Костиков
Sign.Me

Я лишь утверждаю, что не мне и не вам решать сколько и каким образом должен зарабатывать частный бизнес. Все, что вы и я можем сделать - это "проголосовать рублем". Не хотите рекламы в аудиозаписях и на сайте, считаете, что это недопустимо - не пользуйтесь вконтакте. Если таких как вы соберется прилично, то им придется пересматривать политику, потому что они начнут терять аудиторию и, соответственно, прибыль. Если же таких как вы НЕ соберется достаточное количество, то увы.

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Роман Ресенчук

Все равно то что у Yota бесплатные Telegram, WhatsApp, Viber, TeamSpeak и push-уведомления -- это намного круче и полезнее

Tele2 предложил абонентам в роуминге безлимитный интернет с ограничением скорости
0
Владимир Толстиков
literator

"Отключение услуги невозможно. Данный сервис не был у Вас подключен". В "Мой Билайн" -> "Услуги" его нет, но в детализации есть

Как избавиться от лишних платных подписок — советы абонентам «Мегафона», МТС, «Билайна» и Tele2
0
Показать еще