Лого vc.ru

Уроки менеджмента: Как не допустить конфликтов с подчиненными

Уроки менеджмента: Как не допустить конфликтов с подчиненными

Олег Ткаченко, руководитель индустриальной практики рекрутинговой компании Hays в России, рассказал ЦП, как справляться с конфликтами внутри коллектива с позиции начальника.

Поделиться

В июле 2013 года я пришел в компанию Hays и присоединился к существующей команде в качестве руководителя индустриальной практики. Бывший лидер руководил командой с самого основания Hays в России, на тот момент около четырёх лет. Это был уже достаточно сплоченный коллектив, состоящий из семи человек. Сразу оговорюсь, сейчас нас уже десять.

Я считаю, что хороший руководитель не тот, который умеет решать конфликты, а тот, кто знает, как грамотно их предотвратить. У него всегда должен быть план А, предполагающий подготовку к ситуации и предотвращение конфликтов до их начала, и план Б, когда нужно с наступившим конфликтом бороться, так как нет ничего хуже, чем бездействие и безразличие руководителя.

Что сделал я, когда пришел в Hays, чтобы избежать конфликтов и расположить к себе команду, которую долгое время возглавлял другой лидер:

  1. Беспристрастно подошел к оценке каждого члена команды, проанализировал его эффективность, сильные и слабые стороны, зоны роста и профессионального развития;

  2. Встретился с каждым членом команды один на один. Я должен был понять возможные пути развития и потенциал сотрудника, перспективы каждого нового коллеги в Hays под моим руководством;

  3. Мы провели с каждым сотрудником несколько тренинговых сессий;

  4. Вместе с сотрудниками мы проработали стратегию их деятельности, каждый получил фронт работы на специализированном рынке. Все остались довольны, так как, во-первых, принимали в участие в стратегическом планировании, а во-вторых, получили четкие рекомендации к действию и долгосрочные цели;

  5. Мы сразу же ввели традицию командных обедов, периодических встреч для игры в настольный теннис. Такие активности всегда помогают коллективу стать командой, узнать друг о друге больше. Также, если к нам приходит новый сотрудник, мы обязательно сразу же устраиваем совместный обед, чтобы облегчить новичку период адаптации в команде и в компании в целом.

В моей рабочей практике были конфликты, в которых я был и свидетелем, и непосредственным участником. Я считаю, что все конфликты можно разделить на: 

  • конфликты подчиненных с руководителем;
  • конфликты подчиненных между собой

1. Руководителем назначен один из членов команды

Когда руководитель вырастает из команды, пусть даже дружной, часто случается так, что между новым лидером и его подчиненными возникают противоречия. Данная ситуация может быть связана с тем, что команда еще не воспринимает своего коллегу в его новой менеджерской роли. В данном случае очень важно, чтобы новый руководитель был представлен коллегам высшим руководством. Это позволит коллегам понять, что их руководитель заслуженно получил свою должность, его уважают и доверяют стратегические задачи и управление командой. Руководителю, который недавно получил должность, следует твердо обозначить свою позицию, разъяснив коллегам, с которыми работали в одной команде, а также друзьям, что теперь ему предстоит решать управленческие задачи, и несмотря на их возможную дружбу, на работе он — руководитель.

Должен ли руководитель советоваться с командой своих подчиненных? С одной стороны, он должен советоваться с подчиненными, с другой — принимать решение самостоятельно, все зависит от масштаба решаемой задачи. Коллегиальность уместна для решения абсолютного большинства бизнес-задач, но я предпочитаю соблюдать баланс демократического и авторитарного стиля управления.

2. В компанию пришел новый человек на место бывшего руководителя

Конфликты нового руководителя вероятны, особенно в том случае, если бывший руководитель был любим командой, они с ним все еще советуются и общаются. Наличие взаимопонимания между новым руководителем и неформальным лидером поможет наладить диалог со всем коллективом. Важно проанализировать карьерные перспективы неформального лидера, предложить ему новые и интересные задачи в рамках той деятельности, в которой он успешен. Если конфликт продолжается, то с сотрудником, который может оказывать влияние на команду, следует расставаться, даже если он успешен в своей деятельности.

Не допускайте, чтобы все задачи были замкнуты на неформальном лидере, либо непосредственно на руководителе. Обязательно следует делиться знаниями и делегировать полномочия, так как в случае конфликта такой сотрудник может начать манипулировать вами.

3. Конфликт внутри команды

Очень часто случается так, что у сотрудников складываются замечательные рабочие отношения с руководством, но внутри команды возникают различные конфликты. Чаще всего такие конфликты основаны на конкуренции и личной неприязни людей.

Руководитель ни в коем случае не должен дистанцироваться и пускать подобные ситуации на самотек. Нужно разобраться в причине конфликта, пообщаться с сотрудниками сначала один на один, затем, если требуется, вместе, и локализовать конфликт. При этом руководитель всегда должен сохранять нейтралитет, даже если он симпатизирует одной из сторон, — так как в своем лице он представляет интересы всей компании.

Решения подобных конфликтов могут быть следующими: развести коллег по разным проектам, рынкам, попробовать сделать так, чтобы в рамках рабочих процессов они практически не пересекались. Крайней мерой является расставание с одним из сотрудников, но прежде чем принять такое решение, нужно проанализировать и взвесить все риски.

Никогда не забывайте предложить враждующим сторонам отдохнуть, съездить в отпуск. Вполне возможно, что сложившийся конфликт является результатом усталости сотрудников, или они просто зашли в тупик. Часто случается так, что после возвращения из отпуска, когда есть силы на то, чтобы посмотреть на ситуацию другими глазами, коллеги решают спорный вопрос в одночасье.

Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Не выёбываться и платить зарплату вовремя.
/thread

Лояльно относимся, разрешаем иногда работать из дома, не возражаем против больничных, никогда не задерживаем зарплату, используем прозрачную мотивацию, завязанную на результат, платим вовремя и 100 % по-белому, а они выёбываются :-(

0

Спасибо за статью! Особенно за последнюю тему. Но не всегда возможно по разным проектам людей разбросать. Бывает что люди просто друг друга не переносят. Либо один адекватен, а второй со всеми конфликтует.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Миша Хосс

Ага плюс электрошокер и лицензию на огнестрел. Пойми ни в коем случае не хочу разводить спор, просто делаю акцент на этом дабы о такой "мелочи" открыватели не забывали.

Стоит ли открывать салон красоты по подписке
0
K M

Если это мошенничество, то кто-то должен потерять деньги. Когда отзывы написали, кто деньги потерял?

Программист заработал более $3 млн на продажах некачественных книг на Amazon
0
Александр Зеленин

вы о плохом вкусе в шрифтах?

«Где Шаверма» — приложение для поиска ларьков с шавермой в дополненной реальности
0
K M

Я тоже не понял.

Программист заработал более $3 млн на продажах некачественных книг на Amazon
0
Icons8
Icons8

Так про это и речь — везде есть и коррупция, и своячество как частный случай.

Страны с наиболее высоким уровнем налогообложения — отчет WEF
0
Показать еще