Лого vc.ru

Не тимбилдингом единым: как BlaBlaCar решает проблемы роста компании

Не тимбилдингом единым: как BlaBlaCar решает проблемы роста компании

Руководитель райдшеринг-сервиса BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко написал для vc.ru колонку о том, как компания решает проблему роста числа сотрудников — при помощи игры и сервиса, которые позволяют выучить имена коллег и перезнакомить работников даже из разных департаментов.

Поделиться

Корпоратив, тимбилдинг, доска почета, email-рассылки… Чего только не было придумано специалистами по внутренним коммуникациям, чтобы решать различные проблемы роста компании, в том числе задачу по знакомству и сближению между собой сотрудников разных офисов, департаментов, карьерных позиций. BlaBlaCar, в которой сегодня трудится более 400 человек, — не исключение, и у нас тоже есть различные «стандартные» активности, призванные решать эти же задачи. Но есть и свои ноу-хау. В этом материале я расскажу о двух из них.

BlaBlaFaces

Любую задачу лучше всего решать в игре. Тем более, когда это касается большего количества людей, где каждый — индивидуальность со своим характером. BlaBlaCar развивается быстро, последние три года штат компании рос на 80–100% ежегодно.

В начале текущего года мы столкнулись с проблемой: большое количество сотрудников не знают друг друга по именам. Проблема осложнялась тем, что больше половины имен для каждого из нас (BlaBlaCar присутствует в 20 странах мира и имеет 13 региональных офисов) были не родными. То есть для русского уха проще запомнить, например, что девушку зовут Марина, нежели Гуандалина, Нейру или Ипек.

Чтобы решить эту задачу, наши инженеры разработали простую по функциональности и незамысловатую по дизайну игру под названием BlaBlaFaces.

Ее суть в следующем: используя корпоративный логин и пароль, человек регистрируется на сайте, где ему в произвольном порядке показываются фотографии коллег и четыре имени на выбор, из которых одно верное. Очень похоже на игру «Кто хочет стать миллионером?». Чем больше верных ответов — тем выше рейтинг. Каждый неверный ответ снижает абсолютный показатель (где все сотрудники — это 100%).

Как и в любой другой игре, в BlaBlaFaces присутствует соревновательный момент. Есть своя шкала «чемпионов», которая фиксирует, кто из участников реже всего ошибается. Причём первые три места «по-взрослому» помечаются золотой, серебряной и бронзовой медалями соответственно, все как на настоящей Олимпиаде.

Такая простая игра стала настоящим хитом в BlaBlaCar. Перед каждым собранием в Париже сотрудников зарубежных офисов полезно вспомнить имена коллег, особенно тех, с кем не пересекаешься по рабочим вопросам. Это очень облегчает процесс коммуникации и адаптации. Кстати, BlaBlaFaces имеет мобильный интерфейс и поэтому это классный лайфхак, как полезно провести время в дороге до штаб-квартиры.

BlaBlaLunch

Эта программа также была разработана нашими специалистами и быстро завоевала такую любовь среди наших сотрудников, что впору идею патентовать, но нам, что называется, не жалко. BlaBlaLunch позволят любому желающему пойти на обед с тремя своими коллегами, которых ему случайным образом подберет компьютер. Все просто как дважды два.

Как это работает? По средам в BlaBlaCar проходит так называемый BlaBlaTalk, во время которого один из департаментов парижского офиса рассказывает о своих успехах. Это очень важное мероприятие, на котором присутствует максимальное количество сотрудников.

До BlaBlaTalk все желающие подают заявки на участие в BlaBlaLunch через специальный сайт, а в день мероприятия получают на почту письмо с именами коллег, с которыми посчастливилось пойти на обед.

Каждую неделю в BlaBlaLunch принимает участие около 50 человек из 250-ти, работающих в парижском офисе. В том числе сотрудники зарубежных офисов, приехавшие в командировку во Францию (каждый сотрудник не реже двух раз в год бывает в Париже).

Можно ли сказать, что эти инициативы повлияют на бизнес-успехи компании? Не исключено, если рассматривать в долгосрочной перспективе — правда, не совсем понятно, как оценивать.

Могут ли эти инициативы сохранить дух стартапа в растущей компании? Однозначно, да. Сохранить этот дух важно, потому что при быстром росте можно легко переступить ту черту, когда незнакомые сотрудники одной компании перестанут здороваться или улыбаться друг другу в лифте или коридоре. В этот момент компания вступает в холодные бюрократические корпоративные воды, когда личное общение между сотрудниками заменяется на «запросы по почте».

В этот момент компания начинает превращаться в бездушный институт, в который нужно ходить, чтобы получать зарплату, а вечером хочется бежать прочь. Мы же хотим, чтобы наши сотрудники приходили в офис, как в место встречи со своими друзьями. Такие инициативы как BlaBlaFaces и BlaBlaLuch нам в этом значительно помогают.

Расскажите в комментариях, как подобные задачи решаются в ваших компаниях.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

название каждый раз выбешивает, конечно :)
Хотя сам сервис отличный: недавно опробовал в поездке Хельсинки-Санкт-Петербург - приятная компания, за болтовней время незаметно пролетело)

0

В названии есть определенная доля вирусного эффекта =)

0

да, наверное одним из решающих факторов была как раз вероятность такой реакции у людей)

0

Как сотрудник BlaBlaCar, могу рассказать, как оно было на самом деле. Изначально, когда компания была исключительно французской, она называлась Covoiturage (совместная поездка). Потом, когда компания начала экспансию на другие рынки, стало понятно, что слово "Covoiturage" это адский ад для человека, который не говорит по-французски. Стали искать другое слово, которое было понятно на максимально большом количестве языков. И вскоре нашли - бла-бла-бла. Везде звучит одинаково и значит одно и тоже. Но самое приятное - вдруг выяснилось, что ни одна крупная компания (международная) его не использовала. Это было настоящей находкой для наших основателей. Дальше нужно было это слово как-то обыграть с райдшерингом, автомобилями и чем-то подобным. Получилось то, что получилось - BlaBlaCar. Но мы довольны))) По крайней мере люди нас запоминают моментально.

Как человек, следящий за развитием сервиса, могу также добавить, что Blabla родилось не просто так, а из фичи отображения разговорчивости на сайте, которая, как оказалась, сильно выделяла сервис среди остальных и нравилась пользователям. :)
Я на этом примере даже небольшую заметку написал: www.linkedin.com/pulse/give-your-customers-garlic-sauce-valentin-dombrovsky

Когда открывал статью, думал, что сейчас задвинут очередное менеджерское занудство, но это же просто ОХУЕННО.

Давно бьюсь над похожей проблемой в виде личной инициативы – специально хожу по отделам, знакомлюсь с людьми, приглашаю на обеды и т.д., а у вас специальный сервис! Господи, 10 из 10!

Владислав, спасибо за добрые "печатно-непечатные" слова)))

0

Намного лучше велком писем на всю компанию со фотой и странной анкетой, которые сразу уходят в спам.
Спасибо за идею!

Стандартный PBL из геймификации. Ничего нового , кроме обеда уровня слепого свидания. За реализацию 5+

А это вообще все надо? Чтоб все друг друга знали в крупной компании? Мне нет никакого дела до соседнего подразделения, особенно если оно в другом здании, а тем более городе. К чему эти траты средств, которые потом лягут на конечного потребителя?

0

Это популярное европейское слово "Социализация", где процветают MeetUp, InterNations и иже с ними. Люди разучились знакомиться и общаться друг с другом.

0

На работе люди должны работать, не? Знакомиться и общаться - это не о работе, это о другом, по-моему. Старое правило "на работе не дружить, с друзьями не работать" не раз доказало свою актуальность.
Да и все эти "митинги" и "социализации" не более, чем "собутыльничество": потусить вместе, не более. На мой взгляд, естественно.
Ну и не говорю о том, что компания, которая ратует за "давайте дружить" предпочитает, как я поняла, "дружить" за счет других.

0

Это да,это мы понимаем. Но это веяние пришло именно из Европы-Америки, там реально есть проблема закрытости людей, даже сев за один столик в одной компании, кроме привет и приятного аппетита можно больше ничего не услышать.Вот поэтому и начинаются такие программы "Угадай мелодию/имя/фото", чтобы потом смело говорить "У нас молодой и дружный коллектив" или какие еще там вариации.
А на работе да, надо работать,и если нужен человек -то и имя лично узнаешь и пообщаешься.

0

>каждый сотрудник не реже двух раз в год бывает в Париже

Эффективность вложений, аууу

0

Парни явно проходили курс геймификации на курсере + delivering happiness, zappos
Молодцы!

Красиво.
Интересно, как эти идеи рождаются - есть специальный генератор идей в HR-отделе? :)
Кстати, наверняка есть какое-то средство работы с разными идеями по улучшению от разных отделов внутри компании - было бы интересно почитать. Ну и вообще, наверняка есть ещё, чем поделиться. :)

у нас в BlaBlaCar есть что-то вроде coding night. Это такая ночь в году (их бывает в году две), когда все желающие сотрудники парижского офиса остаются в офисе на ночь и генерят разные сумасшедшие идеи. наброс на вентилятор, так сказать. не только разработчики, но все желающие. входе таких мозгоштурмов рождается много отличных идей. ну а сотрудники участвуют в этом мероприятии, потому что там море веселья, еда, напитки, друзья...

Круто. :)
Всё гениальное просто.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Yaroslav Koval

он не всё рассказал, или это просто операция по отвлечению внимания, третьесортный проект с непонятной корпоративной ЦА, но контентом не только для корпораций, а для всех, общие истины под соусом "чото я не доучил еще в школе, и поэтому был неправ", врядли всё это поможет молодым стартаперам

«Я потратил $10 млн и два года на то, что мог выяснить за 4 недели»: основатель Twenty20 об ошибках проекта
0
Natasha Floksy

Потрясающий материал. Кате огромное спасибо за подборку. Посмотрела все ссылки с большим удовольствием. :)

Хотелось бы немного дополнить.
2 года назад мы начали разрабатывать игру в виртуальной реальности Cerevrum Game cerevrumgame.com/ ,так как многие brain trainings apps очень скучные, а такие как Lumosity вообще не эффективны. A вот год назад сделали исследование в рамках нашего проекта. Отчет можно посмотреть вот здесь: cerevrum.com/uploads/presentations/CerevrumGame_Results.pdf

Честно скажу, установок у нас через Окулус Стор для GearVR не много, около 150.000 всего лишь. Но на следующей недели мы запустимся на Rift с Touch контроллерами и Steam (HTC VIVE). Хочется верить что с контроллерами эта игра станет веселее.
Буду рада ответить на все вопросы. Если вдруг.

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее
0
Месье Никита

Силушку рубль набирает, к сожалению, только в мечтах. Раздутие пузыря, по название рубль, никак не может называться "набиранием силы". Рубль не может существовать в отрыве от экономике, не может существовать сильный рубль и порванная экономика. А экономика в РФ разорвана в клочья.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Месье Никита

Чтобы экономика устаканилась - должны быть предпосылки. А их нет.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Aleksey Bobkov

кто-нить может описать мотивацию всей этой многоходовочки?

Фонд «Благосостояние» станет акционером «Связного»
0
Показать еще