Лого vc.ru

«"Чёрная пятница" начинается в среду, а закончиться может в любой момент»

«"Чёрная пятница" начинается в среду, а закончиться может в любой момент»

Евгений Потапов — основатель компании ITSumma, занимающейся поддержкой работы сайтов, написал для vc.ru колонку о том, как российским интернет-магазинам выдержать наплыв клиентов во время «Чёрной пятницы» — самой большой распродажи в году.

Поделиться
Рождественские распродажи в офлайновых магазинах в Америке стартуют с «Чёрной пятницы» уже 50 лет подряд. Онлайн-магазины стали активно участвовать в «пятнице» совсем недавно, но, по прогнозам Национальной федерации розничной торговли США, продажи через интернет в этом году вырастут на 7–10%, обогнав по приросту сегмент розничных продаж (при этом средний чек в онлайне увеличится на четверть).

В России главная распродажа года проводится только в четвертый раз и преимущественно в интернет-магазинах. Несмотря на неидеальную организацию, с каждым годом интерес к «Чёрной пятнице» растёт, а главным событием 2016 года уже стал скандальный «раскол» на рынке продавцов.

Семь пятниц на неделе: как устроена «ЧП» в России

Количество запросов «Чёрная пятница» в «Яндексе» в ноябре 2015 года по сравнению с 2014 годом выросло на 28% и превысило 1,5 миллиона штук. Очень вероятно, что в этом году их число приблизится к трем миллионам.

Статистика сервиса «Подбор слов» «Яндекса» по запросу «Чёрная пятница» (количество запросов английского «Black Friday» из года в год стабильное — около 100 тысяч штук)

Неудивительно, что за право проводить распродажу борются сразу несколько организаций: в марте стало известно, что Роспатент зарегистрировал торговый знак Black Friday за первым организатором «пятниц» (ООО «Блэк Фрайдэй»).

Это решение безуспешно пыталась оспорить компания «М.Видео», входящая в Ассоциацию компаний интернет-торговли ( АКИТ — прим. ред.). Сама АКИТ в итоге организовала альтернативную распродажу, объяснив это тем, что словосочетание «Чёрная пятница» — общеупотребимое.

На первой странице органической выдачи «Яндекса» находится семь «Чёрных пятниц»:

  • Всероссийская интернет-распродажа Black Friday 2016 (blackfridaysale.ru).
  • Настоящая Черная пятница 2016 в России (realblackfriday.ru).
  • Пять проектов-клонов — агрегаторов магазинов, зарабатывающих на партнерских программах. ООО «Блэк Фрайдэй» заявляет, что ежегодно появляется не меньше 20 таких площадок.

Официальная группа первой «Чёрной пятницы»

«ЧП» ежегодно сопровождается ажиотажем и скандалами: в 2013 году сайт blackfriday2013.ru упал под напором миллиона человек. Вместе с ним упали и сайты главных участников (Ozon, Enter и другие). Годом позже участники раскупали электронику, бытовую технику и даже недвижимость в страхе роста цен из-за курса доллара, а в 2015 году выяснилось, что скидки у многих — фейковые. Тем не менее, каждая «Чёрная пятница» была успешнее предыдущей — очевидно, за счёт того, что каждый раз о ней узнавало всё больше людей.

На время «пятницы» магазины делятся на три группы:

  • Участники «больших» распродаж (blackfridaysale.ru и/или realblackfriday.ru).
  • Организаторы собственных «пятниц», часто стихийных.
  • Игнорирующие распродажу.

В одну чёрную-чёрную пятницу... Истории из жизни интернет-магазинов

Генеральный директор PichShop Александр Белоусов называет первую «Чёрную пятницу» в России в 2013 году самой успешной:

Мы тогда поставили абсолютный рекорд — 1001 заказ за одни сутки. Как только всё началось, я получил SMS, что сайт лёг. Отсюда мы извлекли главный урок — нужно заранее готовиться к повышенным нагрузкам. Потом сайт поднялся и медленно ворочался, но заказы сыпались. А весь следующий день мы просто открывали Google Analytics и наблюдали, как идут заказы. Это было захватывающее зрелище!

В этом году Pich Shop участвует сразу в двух «пятницах» и надеется повторить успех 2013 года.

Интернет-магазин печати товаров по запросу Vsemayki.ru не участвует в «больших» распродажах:

Новых посетителей они нам не дадут, старых мы и сами привлечём. Если брать суммарный оборот онлайн- и офлайн-продаж (наши магазины находятся в торговых центрах — в Москве это «Афимолл Сити»), то по сравнению с прошлым годом ожидаем рост примерно в два раза.

— Руководитель отдела маркетинга Елена Федько

В дни распродаж у интернет-магазина с сайтом проблем не было, но как-то раз после запуска акции увеличилось количество заказов и срок производства на одном из участков. В итоге некоторым клиентам пришлось ждать заказ на день-два дольше, чем они ожидали. Это научило компанию прогнозировать, где необходимо усиление.

Часто случается, что магазины, игнорирующие «Чёрную пятницу», в последний момент решают участвовать:

Мы как-то несколько часов пытались понять логику потрясающе крутых DDoS-ботов, которые были так похожи на «живых» людей, что их не останавливал ни сторонний анти-DDoS, ни собственные системы защиты от наплыва однотипных запросов. Боты всё шли и шли, с разных айпи, не оставляя нам никакого шанса. Лишь два часа спустя отдел маркетинга сообщил, что объявил конкурс на розыгрыш телефона в популярнейшем шоу на YouTube. Все, что можно было сделать, — показывать «статическую» версию сайта, где пришедшие люди просто смотрели товар в магазине. Так дорогая акция превратилась в простую медийную рекламу.

— Представитель одного из интернет-магазинов

Хроники «чёрных» дней: почему «пятница» начинается в среду

Американские ритейлеры начинают подготовку к «Чёрной пятнице» уже в августе: у сети Walmart, к примеру, есть программа «Отложи на потом», в которой можно выбрать товары заранее, а оплатить до середины декабря.

Нам в России до этого пока далеко: рост числа новостей о распродажах и поисковых запросов начинается в последнюю неделю октября — то есть за месяц до «пятницы». Сайты интернет-магазинов в это время пестрят баннерами с обещанием скидок, email-рассылки не дают об этом забыть, акции щедро поддерживаются медийной, нативной и телевизионной рекламой.

Как и в США, старт «пятницы» в России всегда планируется на вечер четверга: у них — потому что индейка на День благодарения уже съедена, а пятница всё равно выходной; у нас — потому что в 17:00 по московскому времени на Дальнем Востоке уже начинается пятница. Но планы — это всего лишь планы, поэтому в прошлые годы распродажи начинались уже утром четверга: слишком велик соблазн продавцов опередить конкурентов. В этом году «пятница» наступила в среду:

У одних в среду стартовала сама распродажа, другие разослали напоминания о том, что будет в четверг. Поток трафика с рассылок «уронил» сайты многих магазинов — любопытные пошли проверять скидки. Утром в четверг кто-то пострадал от агрессивной телевизионной рекламы, кто-то не выдержал трафика с SMS-рассылки.

График оповещений о неполадках ITSumma 24 ноября 2016

Пик неполадок наступает в полдень четверга — к этому времени утренние новости о старте разлетаются сразу по всем соцсетям, электронной почте, телефонам клиентов. Проблемы начинаются от того, что посещаемость сайта растёт быстрее, чем в обычные дни.

К концу рабочего дня ажиотаж спадает, чтобы к ночи повториться — люди идут по домам, а после ужина возвращаются к закладкам.

Самый простой способ избежать проблем — распределить информирование по времени, чтобы нагрузка увеличивалась более плавно. Есть и другие технические нюансы — не самые сложные в реализации.

Как в «Чёрную пятницу» обойтись без чрезвычайных происшествий

Распродажа сравнима с «хабраэффектом»: после рассылок, баннеров, телевизионной рекламы, как и после публикации на «Хабре», на сайт магазина приходит огромное количество людей. Устоять под такой нагрузкой сложно, но можно. Рекомендации подойдут не только для «Чёрной пятницы».

1. Предупредите технический отдел/разработчиков/администраторов сайта о кампании минимум за 57 дней, в случае крупной рекламной кампании — за месяц (нагрузочное тестирование лишним не будет).

Маркетинг планирует и закупает рекламные мощности, придумывает и запускает вместе с нанятым агентством рекламную кампанию. Акция стартует — и всё это валится как снег на голову неуправляемой лавиной администраторам и разработчикам сайта, причём зачастую их первое предположение — «это DDoS-атака».

Подобные «лавинные» рекламные кампании можно разделить на два вида — «ссылочные», направляющие трафик на сайт с баннеров, почтовых рассылок, партнёрских сайтов и так далее), и «косвенные» (видеоролики, SMS-рассылки) — всё то, что не имеет явного признака источника трафика. Если баннерную кампанию можно остановить и перестать терять деньги, то упоминание в популярном ролике просто так вырезать нельзя, да и заставить снять ролик с ротации вряд ли можно.

2. Планируйте будущую нагрузку на сайт. Не оценивайте ее по суточным показателям, смотрите сценарии, где посетители приходят в очень короткий промежуток времени. Не отправляйте рассылку по всей базе разом, не запускайте таргет на все регионы.

К примеру, магазин хочет сделать рассылку о скидках в 50%. Суточная аудитория магазина — 50 тысяч уникальных посетителей, при этом сервер почти не загружен. Дополнительные 20 тысяч «уников»? «Не проблема», — решают маркетинг и разработка и запускают рассылку на 20 тысяч адресов в базе.

Чаще всего рассылка запускается одним блоком, и пользователи начинают читать письма одновременно — в районе десяти утра в европейском регионе, придя на работу и выпив кофе. Вместо распределения этих 20 тысяч посетителей на длину всего дня мы получаем большую нагрузку в очень короткое время. Такая нагрузка — тысячи посетителей за несколько минут — сравнима не с рядовой ежедневной нагрузкой на сайт, а с сотнями тысяч уникальных посетителей в сутки — именно на возможность выдержать это и надо было ориентироваться на стадии планирования.

3. Следите за сайтом постоянно. Даже с грамотным планированием и оценкой возможностей магазин может всё упустить, если его сотрудники просто пропустят момент случайной аварии.

К сожалению, до последнего времени добрая часть ведущего российского екоммерса держалась на случайных фрилансерах, друзьях-администраторах, программистах, которые писали сайт. Все они — люди ответственные, но у каждого есть семья, дети, каждый может уйти на концерт или в кино и неожиданно не оказаться на связи и с ноутбуком в тот самый момент, когда сайт упадёт.

Определите минимум двоих, а лучше троих человек, готовых приступить к «починке» в случае аварии, а также расписание «дежурств» — чтобы было понятно, кто именно будет получать извещения об авариях и кто будет в этот момент на связи — не обязательно за компьютером, но вблизи от него.

Резюме

«Чёрная пятница» в США — третий по объёму продаж торговый день в году (первые два — выходные перед католическим Рождеством). В России это не так, а пик продаж традиционно приходится на декабрь. «Пятница» в ноябре может «помочь» декабрю с выручкой, но это невозможно, пока интернет-магазины тормозят и падают.


Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Члены АКИТ не участвуют в черной пятнице. Эти собаки накручивают цены. Как маркетолог - рукоплескаю. Как человек - негодую.

0

Так и не понял в каком именно месте она проходит. Как было выгоднее заказывать электронику, комплектующие в одном зарубежном интернет магазине, так и осталось.

... написал для vc.ru колонку о том, как российским интернет-магазинам выдержать наплыв клиентов во время «Чёрной пятницы»...

Из статьи понял следующее:
1. предупреди разработчиков
2. планируй нагрузку
3. стой с огнетушителем

С технической точки зрения тезис не раскрыт.

0

Если колонка поможет сделать так, чтобы в следующем году меньше компаний предупреждало о рассылках за полчаса и готовилось к нагрузка заранее - цель этой статьи для нас будет выполнена :)

0

Что они там курят, что так резко стали говорить о чёрной пятнице?

0

Вот здесь historyprice.ru/ показаны цены на товар за предыдущие периоды, где видно как накручивают цену за товар в саму Черную пятницу.

0

Никакой черной пятницы в России нет, хватить пороть чушь.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Andrey S
4devs

мне понравилось, только покупать не собираюсь все равно.
usb уже type-c или все еще 2.0? Конечно красиво там ноутбук показывают, только все равно пачка проводов будет к нему идти, не думаю что usb-flash нужна столу. Да и usb хаб нужно в столе прятать, чтобы не сломать. Интересно кто-то уже купил, интересен опыт использования и что по аналогам есть такое.

Tabula Sense — «умный» рабочий стол от российских разработчиков
0
Александр Мазалецкий

"О грядущем закрытии проекта Twitter объявил в октябре 2017 года, с тех пор компании не удалось продать Vine."
Эм, до октября ещё вроде 10 месяцев, как они могли заявить в будущем?

Vine отключил загрузку новых роликов и переименовал приложение в Vine Camera
0
Aleksey Telyshev
Erudit Net Inc

Смузи и коворкинг с хипстерами

Чем заняться основателю проекта, пока разработчики пишут код
0
Сергей Викторыч

"Вообще на рынке сейчас идёт такой тренд, причём во всех сферах, а не только в аудио, что бренд производителя начинает терять силу."
вестимо потому, что уже все понимают, что запиздились ребята (все без исключения), маркетинг уже всех накормил говном.
Остаётся либо во всём разбираться самостоятельно, либо есть что дают.

«Мы не зависим от "Яндекс.Маркета" и даже подумываем его отключить»
0
Alex Ryabinin

Количество стран у которых есть доступ к технологиям очень ограничен.
Робот стоит дорого, обслуживание тоже.
Не все сферы могут допускать роботов к работе и для принятия окончательного решения всегда будет нужен человек ( медицина например)
Думаю что мы получим в ближайшее время просто улучшенные орудия труда и из-за этого труд определенных людей станет дешевле, но это рынок труда и он всегда колеблется в зависимости от региона и трендов, это нормально.
Безусловный доход это прикольно, но скорее для отдельных, небольших стран.
Германия пособия беженцам выплачивает так эти паразиты умудряются получить его одновременно в 10-12 местах, не уследишь, а наши умельцы придумают как отжать все что можно и нельзя, поэтому долго такая акция не продержалась бы)

«Мир разделится на технологическую элиту и на тех, кто не приносит пользы экономике»: проблемы безусловного дохода
0
Показать еще