Лого vc.ru

«Ботобот» — платформа для запуска в Telegram чата-магазина с каталогом, корзиной и заказами

«Ботобот» — платформа для запуска в Telegram чата-магазина с каталогом, корзиной и заказами

Сегодня в рубрике «Стартапы» — проект «Ботобот», который позволяет за сутки запустить в Telegram чат-бота для доставки еды, цветов или воды, магазин одежды или других товаров. Передаем микрофон.

Поделиться

Меня зовут Андрей Андреев, мне 28 лет. Работаю в разработке в сфере ecommerce около семи лет. Стартапами занимаюсь чуть меньше трех лет. За это время было шесть проектов, которые закрылись на стадии проверки гипотез или первых продаж. Причины закрытия: нет продаж, небольшой рынок, цена привлечения пользователя выше дохода.

Расскажу о проекте «Ботобот» — это платформа для быстрого запуска ботов с каталогом товаров, корзиной и заказами. Назовем это чат-магазин или бот-магазин.

Год назад меня, как и многих, заинтересовали боты в Telegram. Случилось это скорее не из-за общего ажиотажа, а потому, что я написал одного бота для личных нужд. Бот оказался полезным и помогает мне уже почти год, поэтому технология показалась интересной и перспективной.

Около месяца назад мне попалось несколько статей: одни говорили, что за ботами будущее («убийцы мобильных приложений» и все такое), другие — что боты просто тренд и скоро про них забудут. Уверен, лукавят и те и другие, потому что никто на самом деле не знает, как будет.

Так родилась идея сделать «Ботобот» — доступный инструмент для запуска чат-магазина, где даже небольшой бизнес сможет запустить бота за один день и принимать через него заказы. Пусть не эксперты, а конечный пользователь решит, быть ботам или нет.

Работает это так:

  • Вы регистрируете свой магазин в боте «Ботобота».
  • Добавляете выгрузку товаров в формате YML/XML или XLS/CSV (как для «Яндекс.Маркета» или Google Merchant Center).
  • Отправляете магазин на модерацию (для проверки товаров или продуктов на соблюдение российского законодательства).
  • И через день ваш чат-магазин готов к работе.

Сейчас проект сконцентрирован на нише доставки еды. Здесь много повторных продаж, и именно они кажутся мне интересными для чат-магазинов. Но платформу могут попробовать и другие бизнесы. Проект предлагает пять вариантов запуска:

  • Доставка еды.
  • Доставка цветов.
  • Доставка воды.
  • Магазин одежды.
  • Все остальное.

Варианты отличаются незначительно, в основном словарями. Пример можно посмотреть на демо-боте для вымышленной доставки еды @SushinakaBot.

Сейчас все работает только в Telegram. Позже пользователи «Ботобота» из одного аккаунта смогут запустить чат-магазины во всех мессенджерах, открывших API для ботов.

Планов много, они стандартные для любого стартапа. В первую очередь это концентрация на стабильной работе того, что уже сделано, и продажи. Продажа сейчас одна: запускается чат-магазин одной доставки еды в Самаре (клиент попросил внести изменения, поэтому срок запуска больше одного дня). Идут переговоры с другими доставками. Одни заинтересованы, другие не проявляют интереса, третьи даже не знают про мессенджеры — всех примерно поровну.

Проект запущен три недели назад (письмо в рубрику отправлено 27 апреля — прим. ред.). Проект запущен лично, сейчас начинаю поиск разработчика бэкенда. Личных сбережений хватит на полгода-год жизни проекта, смотря что будет со штатом. Дальше покажет время и метрики проекта.

Приглашаю всех владельцев доставок и магазинов попробовать чат-магазин в своем бизнесе. Регистрация открыта для всех — просто посетите нашего бота @Botoboto_bot. Но активация магазина возможна только по промокоду, один из них — VC100. Код перестанет работать после 100 заполненных заявок. Ограничение сделано только для того, чтобы качественно обслужить эту сотню, а потом пойти дальше.

Хотите получить слово и рассказать о своем стартапе? Добро пожаловать за трибуну.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

И как? Есть у кого-нить статистика заказов через бота товаров?

У нас такой статистики ещё нет. Причина следующая - у нас по сути b2b-продажи, которые всегда небыстрые. Сейчас много заявок от реальных доставок, часть уже на подходе запуска, но до работающих чат-магазинов еще не дошло. Думаю в конце мая начале июля будет реальная статистика.

Андрей, приветствую. Как с вами можно связаться? Чет не получается создать бота для нашего магазина. Спасибо

0

Сегодня добавили демо-бота на Bot API 2.0: telegram.me/Sushinaka2Bot

Есть небольшой баг. Когда пытаешься оформить заказ и сумма меньше 500 рублей, то при нажатии на кнопку, кружок обновления не перестаёт крутиться. Лечится вызовом метода answerCallbackQuery в том же месте где вы отдаёте обычное сообщение о минимальной сумме.

В остальном мне всё понравилось. Удачи!

Постепенно, Telegram превращается в месенджер WeChat. И пока китайцы не выпускают весь функционал своего мессенджера за пределы страны, есть все шансы покрыть большую часть мира)

0

Как только телеграмм введёт платежную систему с привязкой к картам и переводами внутри без комиссии - вот тогда можно сравнивать. Ну и куда же без стены с лайками и комментами ))

0

Вопрос времени и политики развития, не более.
А вот комиссия за внутренние переводы уже отдельная история, с одной стороны это жлобство, с другой - дополнительный заработок на пустом месте.

0

И вопрос политики вообще. У нас до сих пор нет какой-то национальной платёжной системы, сравнимой с вичат/алипей с максимальным проникновением на рынке. Комиссии там по-прежнему на переводы нет, а вот на вывод в кэш ввели

0

В реестре платёжных систем РФ от 2011 года (ru.wikipedia.org/wiki/Реестр_операторов_платёжных_систем) значится 38 операторов, 15 из которых национально значимые. Вне реестра ещё можно упомянуть Qiwi, WebMoney и Яндекс.Деньги.
У всех них есть шансы получить максимальное проникновение на рынке.
А отсутствие комиссии за вывод в кеш очень редкое, но всегда дорогое для провайдера, явление, так как происходит конвертация цифры в монету и, чаще всего, это ещё и межбанковская операция.

0

А как вы оценивали потребность в чат ботах?

Я поясню. На мой взгляд большие магазины в состоянии сами сделать себе бота.
А маленькие магазины, они или слишком консервативны на подобные новшества (даже как то смешно про интернет магазины звучит :) ), либо жалеют деньги и ресурсы на их поддержание.

Занимаюсь доставкой цветов. Возникает потребность именно со стороны персонала. Возможно клиентам было бы удобно следить за статусами заказа не заходя на сайт и не получая назойливые смски + через бота сможем отправить фото доставки.

0

По поводу персонала согласен. Запросы на разработку сервисов (мобильных в том числе) для внутренних нужд компаний очень много.

По поводу потребительских, у меня также все догадки из разряда "Возможно". Пока мои интервью, с любителя интернет заказов, не показывают положительной динамике в точной детализации доставки (точно так же, очень мало кто смотрит, где заказанное человеком такси находится).
Но в целом интерес к альтернативным (кроме сайтов и звонков) методам заказа велик.

0

"А как вы оценивали потребность в чат ботах?"
1) количеством заявок на разработку ботов для интернет-магазинов;
2) происходящим в других мессенджерах и консьерж-сервисах,
но всё равно такая потребность - это ещё гипотеза.

Сделать можно всё что угодно, и самим и на заказ. Когда-то каждый сайт писал для себя и счетчик, и email-рассылку, но сейчас профильные сервисы ушли так далеко, что 98% проектам в голову не придет делать что-то самим. При этом, конечно же, остаются крупные проекты, которым не достаточно MailChimp'a или Google Analytics и они делают "под себя". У Ботобота аналогичная цель. Проект на начальном этапе. Добавьте к нему оплату, интеграцию с другими сервисами. Учтите тот момент, что боты уже есть в Фейсбуке и, наверное, будут и в других мессенджерах. И наличие платформы уже не кажется смешным, а разработка "самим" становится дороже.

0

Надеюсь, что у вас все получится!

Сам сейчас занимаюсь подобным сервисом (не ботами). Надеюсь через пару месяцев, будет что показать ))))

@SushinakaBot и @Sushinaka2Bot
/start
...пусто... ничего не работает

восстановили работу

0

Интересная штука. Работает шустро, довольно удобно. Интересует аналитика по магазинам.

0

Вот я и хотел узнать как ребята 700 000 000$ оборота на продаже билетов сделали? Там, за бугром.

Про попытке зарегаться, пишет
Вы не можете менять настройки этого магазина

0

Дмитрий, не дождался ответа в ФБ. Проверьте сейчас, всё должно работать.

0

Роман, не дождался ответа в ФБ. Проверьте сейчас, всё должно работать.

0

Как насчёт поиграть в ферму в телеграмме? API 2.0 все дела
telegram.me/happyfarmerbot

0

Поляпал вашего тестового бота и продолжаю считать, что заказ пиццы в мессенджере — идиотизм крайней стадии. Я, конечно, понимаю, что найдутся те, кто будет заказывать доставку в чятике, но мне было бы неприятно осознавать, что я работаю на такую ЦА. Зачем бороться с интерфейсами при помощи интерфейсов? Это же дичь.

Верно, абсолютно все не будут пользоваться чатом, как и приложением, как и телефоном. Это нормально. Но мне не нравится, что вы считаете одних людей лучше других (я про "недо" ЦА), только потому что они заказывают еду по телефону.

0

Я не отношу людей к низшей касте только потому что они, например, любят слушать группу Бутырка, но делать для них сервис и иметь с ними что-то общее я имею право не желать. Ничего личного.

Видел много разных мнений по поводу чат-ботов -- от "очень круто и удобно" до "бесполезная хрень". Но чтобы людей считали унтерменшами только из-за того, что они пиццу в месенджере заказывают -- это что-то новенькое.

Блюдо добавлено.
В корзине 1 блюД:))

0

А вообще, удобно, мне нравится! Правда, ассортимент выгружается в ленту чата, лента может стать довольна длинной и сидеть слушать звуки приходящих сообщений и ждать, пока все закончится.. По нервам может ударить:)

0

Ассортимент выгружается не весь, а по 5 позиций. На сегодня вижу это оптимальным способом при имеющемся API. Фейсбук, например, в своих ботах предлагает горизонтальную прокрутку для подобных списков. Может позже будет более изящное решение.

А что если формировать pdf и отправлять его, типа полноценного меню/прайса/каталога с картинками, но с указанием номеров блюд/товаров, которые можно указать в ответном сообщении, типа "введите номер из нашего каталога".

0

Решение усложнится. Во-первых, потому что придется еще открывать пдф в сторонней программе и переключать окна программ. Во-вторых, потому что придется запоминать номера блюд/товаров, чтобы закрыть пдф и положить товар в корзину.

0

На Андроиде это делается парой кликов: один клик чтобы открыть файл из чата, ознакомился с меню, спокойно выбрал блюдо, и клик на кнопке "назад" - вернулся в исходное приложение.
Можно вынести вызов каталога на отдельную кнопку, а любой ввод цифр в чате считать за выбор блюда. Тогда, для постоянных клиентов, процесс заказа сводится к минимум: открыл чат, ввел "42" - готово.

0

Артур, возможно, в этом направлении лежит какое-то интересное решение. Надо тестировать.

0

Придуманное решение для придуманной потребности. Основная ошибка стартапов. Для интереса покажу сегодня знакомому владельцу суши-пицца доставки. Хотя и так понятно, что он скажет. Подключить бота несложно. Дальше то, что? Как продвигать эту тему клиентам? Попросить их телеграм установить? Эта тема может в москве и прокатит, так как там много пользователей телеграма относительно провинции, но был бы я сушистом в москве, я бы свое мобильное приложение раскручивал. Там хоть пуш уведомления и вообще свое это свое. Например, в телеграме сейчас ты один сушист, а завтра там их будет как продавцов айфонов на яндекс маркете. Да ну на... такой бизнес. Не знаю за все сферы, но для магазинов и доставки еды эта тема непрокатит

Решение тестовое. Если это прокатит хотя бы в Москве, то это будет хорошо. Рынок доставки еды в Москве - $0.9 млрд. (вся Россия $1.5 млдр., это на май 2015). Запуская мобильное приложение, вы сталкиваетесь с теми же вопросами в продвижении. В любом мессенджере есть пуш-уведомления. Свое всегда дороже, плюс Ботобот не привязывает бизнес к себе навечно, в любой момент меняете токен и запускаете бота на своем сервере (выгрузки ваших законных подписчиков и историю заказов мы выгружаем).

0

Пуш уведомление в мессенджере, это уведомление о приходе сообщения. Я лояльно могу относиться к пушам из программ, которые я установил, но меня бесит спам на почту, смс спам и спам с месаенджере, если я активно им пользуюсь. Тут есть тонкий момент, подумайте над этим

0

Боты не могут отправить сообщение или пуш-уведомление, если вы не добавили его в свой список контактов. Когда же вы сами добавили бота, то это уже не спам. К тому же в нормальных ботах всегда можно настроить выдачу уведомлений.

Объясню по другому. Спам который просто спам в почте эффективно отслеживается спам фильтрами почтового сервиса и мы его не видим. Я про тот спам, который рассылки, на который вы подписались, когда регистрировались. От него можно отписаться, но уведомления о нем идут и как от важных писем, засоряя канал. Юридически это не спам, конечно, но это просто ненужная вам сейчас реклама, она отвлекает вас, в отличии от обычных пуш уведомлений, которые не выдают себя за важные письма. Насчет добавления бота в контакты: какой в нем смысл, если его не добавлять в контакты. Обилие ботов в телеграме может и првратит его в маркетплейс, но убьет его как мессенджер. Люди будут общаться в ватсапе, а пиццу заказывать в телеграме. И то , если сушисты пойдут на создание бота, а не на создание собственного приложения

Я всё равно не пойму, чем уведомления от бота отличаются уведомлений по почте или из приложения. Вопрос в том, от какого сервиса/компании идет уведомление. Оно вас либо интересует, либо бесит. Бесит - отключите, интересует - вы прочтете его из любого канала.

Дмитрий, если вы хотите порекомендовать своему знакомому-сушисту сделать приложение, то мой вам совет - не заказывайте разработку. Для мобильных приложений есть аналогичные платформы, где за небольшую абонплату вы получите добротное приложение. Если не найдете в гугле, напишите мне в личку на ФБ.

Я про то хотел сказать, что в основном канале коммуникации, почта там, смс или мессенджер, любая реклама бесит, даже та, на которую подписался. Вот у меня на почту идут заказы клинтов, уведомления о доставках, вопросы клиентов, запросы счетов и так далее. Это не считая друзей. И тут же всякие рассылки от разных сайтов. Каждую рассылку надо смотреть, вдруг там заказ или еще что? А там какая нибудь ламода или росработа или даже vc.ru со своими лучшими материалами за неделю. А тут еще из мессенджера пойдет поток. Я телеграмом почти не пользуюсь, мне все равно. Мне кажется, поэтому ватсап и вибер не подключают ботов. За предложение спасибо

Еще один проповедник. Вы если и утверждаете что то, то хотя бы не так категорично. Никаких выкладок нет, никакой аналитики, просто "непрокатит". Хотя вы даже не ца. Извините, детский сад.

Почему я не ца, как вы говорите? У меня интернет магазин инструмента и силовой техники. Более того, брат жены сушист, думаю помочь ему доставку открыть. А почему нельзя категорично выражать свое мнение? Вы же мне категорично минусанули и категорично заявили, что я не целевая аудитория, даже после того, как я сказал, что спрошу у знакомого сушиста (у которого есть своя доставка), про его мнение.

Из вашего камента было понятно что брат ца, а не вы, поэтому я так и написал. И минусанул я не так уж и категорично, а скорее совершенно обыденно))) мне не понравилось ваше первое высказывание, поскольку оно полно ничем не подкрепленного пессимизма) извините уж))

0

да я так, не со зла) брат - сушист, но телеграмы-ботоботы это за пределами его понимания. Весь маркетинг в случае чего мне делать. Я желаю стартапу удачи, но обратная связь с критикой намного полезнее, чем просто одобрительные похлопывания по плечу)

Судя по всему, это будет ваш седьмой неудавшийся проект :)

Не слушайте никого, кроме вашей ца. И правильно вам писали: думайте о том, как привести трафик на бота. По нашему опыту это основная проблема. Версия бота на 2.0 очень крутая. Вам удачи

Спасибо, так мы и делаем

0

Вангую - дальше сделают бота заказа столиков.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Petr Didenko

Классно!

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
REX
Любимки.Ру

Далеко Билл зашел

Лучшие книги 2016 года — выбор Билла Гейтса
0
K M

Таких начал пути были сотни, но выиграли единицы. Просто они на виду, а проигравшие нет

«Когда совершаешь прыжок веры, ты не можешь не добиться успеха»
0
Александр Шурыгин
Toptal

Какой только фигни не придумаешь чтобы не работать.

«Нужно давать людям работать так, как им хочется»: зачем зарубежные агентства заставляют сотрудников менять места в офисе
0
Марат Закарьяев

Прощай saveform

Google добавила в Chrome для Android возможность скачивать музыку и видео
0
Показать еще