Лого vc.ru

Как ведут личный бюджет российские предприниматели

Как ведут личный бюджет российские предприниматели

Советы основателей Aviasales, Coub, MDK и других компаний.

Редакция узнала у известных российских предпринимателей, как они учитывают личные финансы и контролируют расходы. Ранее своими советами поделились читатели vc.ru.

Алексей Колесников сооснователь «Рокетбанка»

Я могу поделиться, наверное, принципами управления деньгами, а не конкретными инструментами планирования бюджета, поскольку у меня они суперпримитивны.

Это банковские выписки по поступлениям, а также банковская выписка (в приложении для управления финансами «Рокетбанка») для расходов. На этом всё. Этого достаточно, чтобы иметь картинку «с вертолета».

Все расходы стараюсь делать по карте, а не наличными (чтобы они учитывались и шел кэшбэк). Если расплатиться картой нельзя, то я специально каждый месяц снимаю круглую сумму (например, 50 тысяч рублей), чтобы потом было легко видеть всю картинку и не считать вообще.

Инструмент учета значения не имеет: раньше я даже таблицу в Excel вёл. А потом понял, что нужен высокоуровневый контроль.

Константин Калинов основатель сервиса Aviasales

​Все просто: один мой близкий друг научил меня: «Не копи деньги, трать их от души на близких, на друзей, получай удовольствие от них. И они будут возвращаться к тебе сторицей». Так и поступаю, и все так и происходит.

Оскар Хартманн основатель KupiVip, Aktivo, CarPrice и других компаний

​При планировании личных финансов я предпочитаю придерживаться нескольких несложных принципов. Прежде всего, я планирую расходы как минимум на год.

Подход к планированию личных финансов у людей в России во многом специфичен. Большинство считает, что учет средств, ведение личной бухгалтерии — это как-то мелочно, так поступают жмоты или зануды. На самом деле это не так.

В конце года (в ноябре — декабре) я нахожу время, чтобы составить личный финансовый план на следующий год (в котором при необходимости будут учтены и долгосрочные затраты на 3–5 лет). Свои доходы и расходы необходимо фиксировать письменно, не стоит надеяться на то, что такого рода информацию можно удержать в голове. Для этого необязательно устанавливать какие-то специальные программы, можно создать простую таблицу в Excel или Word.

Финансовый план, который мы создаем на год, должен быть детальным: учитывать стоит не только планируемые крупные покупки (приобретение квартиры, мебели, автомобиля, затратные путешествия), но и, скажем, праздники, дни рождения и прочее.

Один из моих основных принципов: текущие затраты на покупки, подарки и развлечения при планировании бюджета не должны быть в приоритете. Широко распространенный подход «Я потрачу столько, сколько считаю нужным, остальное отложу» неверен.

Распределять личные финансы нужно обдуманно, согласно своим жизненным приоритетам. У меня на первом месте — саморазвитие, образование, на втором — инвестиции в инструменты, которые позволят мне получать пассивный доход, и лишь затем идут траты на текущие нужды.

Я предпочитаю инвестиции в объекты коммерческой недвижимости — торговые центры и стрит-ритейл приносят доход от сдачи в аренду, а непосредственным управлением объектами я не занимаюсь, это делает специализированная управляющая компания площадки Aktivo.

Олег Анисимов член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»

​Бедные 90-е годы приучили меня к разумным тратам. Поэтому я не веду бюджет: жаль времени на это. В голове есть понимание, что надо делать, а что нет.

Например, я не покупаю машины, а пользуюсь такси, ногами, велосипедом и метро. Это и по деньгам выгоднее, и не занимает голову ненужными проблемами вроде стоянок, парковок, страховок и аварий.

На некоторых вещах грех экономить. Например, нужно всегда иметь флагманский смартфон, ведь это продуктивность.

Тем, кто склонен к растратам, кредитам или откладывает менее 30% доходов на будущее, конечно, надо вести бюджет: записывать все траты, анализировать их структуру, и не слишком буквально воспринимать мудрую фразу о том, что бояться надо не больших расходов, а малых доходов.

Максим Спиридонов сооснователь образовательного сервиса «Нетология»

У нас есть месячный семейный бюджет доходов и расходов по статьям, где мы смотрим, чтобы сходился баланс, и по итогам месяца он был скорее положительным.

Для контроля текущих расходов используем принципы разумного потребления, которые позволяют влиять на бюджет и выдерживать баланс — покупать качественные вещи, но без претензии на «люкс», не гнаться за потребительскими иллюзиями, не покупать необязательных дорогих вещей, машин и прочих атрибутов «красивой жизни». Лучше тратить больше денег на путешествия и впечатления.

Также есть принципы инвестирования. Если говорить о консервативной части портфеля, я считаю правильным вкладывать деньги в финансовые инструменты, которые не требуют времени на обслуживание — депозиты и облигации.

Когда инвестирую в бизнесы (в качестве акционера или операционного менеджера), то выбираю те, что мне близки по духу, которые интересны и полезны, где инвестируя не только деньги, но и время, идеи, можно чувствовать отдачу и реализацию.

Роман Кумар Виас основатель агентства Qmarketing

​Я делал несколько подходов к планированию личных расходов, и все они сбивались, как правило, на этапе занесения или фиксирования всех расходов.

Поэтому в следующем месяце планирую сделать еще один подход. Скорее всего, начну в Excel, потом потихоньку буду подключать планировщики. Вообще, это занятие лучше доверить любимой женщине, потому что концентрироваться надо на увеличении прихода денежных средств.

Антон Гладкобородов сооснователь платформы Coub

Лет пять назад пробовал Saver и другие приложения, но бросил — не хватает дисциплины заносить все траты.

Сергей Барышников основатель издания Bigpicture.ru

У нас единый семейный счет, которым пользуются трое взрослых и один ребенок. Я неоднократно пытался брать себя в руки и вести домашнюю бухгалтерию либо в Excel, либо с помощью сервисов вроде Zenmoney, но еще ни разу меня не хватало больше чем на две-три недели.

Все-таки им всем не хватает какой-то дополнительной плюшки, чтобы подсадить на себя таких как я надолго. А так как у меня все очень плохо с личными расходами, то себе на карту поставил лимит на ежедневные траты — 10 тысяч рублей.

Этого вполне хватает, чтобы заправить машину, сходить в кафе или магазин. Всё что дороже — покупается с отдельной карты, и о покупке знает больше чем один член семьи.

Ну и основной принцип расходов у семьи простой: есть деньги — тратим, нет — не тратим. И чтобы примерно понимать, не слишком ли много мы посетили питейных заведений или магазинов в каждом из месяцев, то регулярно заглядываем в личный кабинет «Альфа Банка», где формируется вот такая симпатичная диаграмма.

Роберто Панчвидзе сооснователь медиакомпании MDK

Я не планирую расходы, поскольку как у всех предпринимателей, мой доход скачет ежемесячно, иногда свои личные расходы необходимо вкладывать в проекты, так что тут какое-либо планирование исключено.

Баланс между доходами и расходами никак не держу: смотрю на банковский счёт в ТКС или «Альфа Банке». Наличкой вообще не пользуюсь. Минимального порога трат особенно нет: кредитный лимит в моих банках несколько миллионов, главное за них не падать.

Михаил Перегудов основатель компании по доставке ужинов «Партия еды»

​Для ежедневного контроля пользуюсь Zenmoney уже лет пять (или сколько они существуют?). Ребята молодцы. Если привыкнуть, внесение операций занимает немного времени, тем более большую часть можно автоматизировать.

Зачем это? Во-первых, ощущение контроля. Когда к нему привык, отказаться непросто. Во-вторых, любопытная статистика — можно понять, куда на самом деле тратятся деньги.

Бывают сюрпризы (скорее всего, большинство не осознает, сколько тратит на машину или еду в ресторанах). Сильно на этих вещах я не зацикливаюсь, но и полностью отказываться от такого учета не готов. Это как если вы в компании внедрили нормальную управленческую отчетность, уже не можете понять, как жили без нее до этого.

Короче суть одна - мало у кого хватает терпения дотошно вести учет во всяких приложухах и спецпрограммах. Кто то забивает через неделю а кто то через 3 месяца. А ведь казалось бы, уже проще и увлекательней придумать что то сложно. Желаю всем зарабатывать своим трудом столько, сколько не пересчитать и не потратить :)

И ставить! Ставить строгий лимит в 10 000 рублей в день!
Но такой, чтобы расходы выше этой суммы видели другие члены семьи (то есть не совсем даже лимит, а так).

Вообще пох, он же не в одной комнате с вами живёт.
Без него ничего бы не изменилось. Просто авиасейлс не было бы, да и всё.
Может и Тинькова туда же?) тоже не стесняется в выражениях.
Все мы мрази, в большей или меньшей степени.

Здоровое общество обычно старается изолировать от себя мразей.

Да и без этого понятно, что статья мягко говоря не получилась. Лейтмотив такой: "Ну мы там посматриваем в конце месяца что там по картам".

Немного смешно, что все они сурово пишут что совсем-совсем не пользуются наличкой, ну вот прямо забыли о ней. Ряд услуг и товаров оплачивается в нашей стране только наличкой, и у богатого человека их изрядно.

Из простого - это стройка, ремонт, запчасти, оплата труда временно привлекаемых специалистов различного профиля :)

> Немного смешно, что все они сурово пишут что совсем-совсем не пользуются наличкой, ну вот прямо забыли о ней.
Я практически не пользуюсь наличкой. У меня вот в данный момент в кошельке вообще наличных денег нету уже неделю.

> Из простого - это стройка, ремонт, запчасти, оплата труда временно привлекаемых специалистов различного профиля
Что из этого нельзя оплатить картой или переводом с карты на карту? Особенно интересует - запчасти.???

0

Что делаешь, если терминал для карт временно не работает?

Ну последний раз такое случилось в магазине фермерских продуктов рядом с домом. Перевел через сбербанк онлайн на карточку продавца.

0

Таджиков нельзя. Точно знаю:)

Ну отхуесосить кого то из вондерзина это разве плохо?

0

Как бы вам объяснить, что хуесосить — это вообще не очень нормально. Родители не пытались?

Хорошо, что вы есть, Дмитрий - святая простота, надежда всего человечества)

Когда меня воспитывали агрессивных фемок не было на повестке дня.

Жена! Пожалуй самый удобный и надежный способ личного учета финансов.

В смысле учета финансов? Я мало кого лично знаю из обеспеченных людей, но у них (всех) как-у-одного, жены НЕ знают суммы ежемесячного дохода мужа, вот не знают и все.
А расходы да, расходы могут учитывать, или не учитывать. И планы строить. Как им хочется.

Муж на эти планы говорит обычно говорит "да", "да, чуть позже", "пока нет", и "да ты обалдела".
И все планирование.

0

> жены НЕ знают суммы ежемесячного дохода мужа, вот не знают и все.

Ахаха ))) У меня жену как то подруги поставили этим вопросом в тупик )

Веду личный бюджет с 2012 года. Причина по которой я это начал - множественные источники дохода - депозиты, зарплаты, дивиденды и пр. - надо было, где-то отслеживать и контролировать. А потом вместе с доходам начал вести расходы и собственно бюджет.

Давно занимаюсь бюджетом. Всем советую в голове становится все по полкам из личного опыта советую программу YNAB. Там даже своя методологиям бюджета. Что нужно жить в этом месяце на предыдущую зарплату. Тк. Каждый заработанный рубль должен быть определён. После 6 мес. Ведения очень легко планировать. Всем советую. Правда прога только на английском. :) Всем добра.

0

Автоматом прочитал "советскую программу УНАВ", задумался, представил что-то под DOS такоё :)

Поясните пожалуйста, _зачем_ Вы занялись бюджетом первоначально?
И далее - как Вам удалось продержаться больше 1 месяца (обычно сдаются люди на 3-ей, 4-ой неделе).

Далее, хочу уточнить, что в соц. опросах идея домашнего бюджетирования определяется в трех пунктах (которые делают домашний бюджет бессмысленным), цитирую:

1-2 - там все плохо :)
3. Нам хватает денег на повседневные траты, но должны копить на крупную покупку (отпуск, автомобиль)
4. Можем купить автомобиль, но не квартиру или загородный дом.
5. Нет ограничения в тратах - можем купить что угодно.

Мне кажется, переходы с 2 на 3 (и выше), как-то не связаны с домашним бюджетированием - как кто-то из респондентов (живущих в пунктах 4 и 5), заметил - главное, все-таки _рост доходов_, а не контроль расходов.

0

Да, вы правы как и любой простой человек, я хотел ее бросить на 2 недели, тк. Постоянные записи тебя выматывают. Но я всегда подогревал себя статьями создателя YNAB. Плюс хотелось понять куда уходят твои деньги. Устал от того что постоянно приходилось перекладывать деньги с одной покупки на другую. Что касаемо тех кому денег хватает, то я за них рад. Что касаемо роста заработка, то могу сказать что рост возможен в своём бизнесе, а не в другой компании. Я когда участвовал в конкурсе при адм. СПб по предпринимательству, то меня ужаснули цифры что только 2% из молодых людей от 18 до 25 хотели начать бизнес в РФ. То есть если я правильно понимаю все эти 2 % сидят в vc.ru? Ведь говорить это одно, а делать совсем другое. На себе испытал. :) Всем добра.

0

А гифка должна работать? Не двигается у меня)

0

Напомнило письмо в техподдержку:
- Я распечатала гифку, а она у меня не двигается! Принтер неисправен?

0

А, ну да, увидел черную полоску с надписью gif и подумал, что это должна быть гифка, стал кликать, ибо ЦП поддерживает гифки вроде как. А вообще интересно было бы на нее глянуть все-таки...

На эту тему супер статья есть journal.tinkoff.ru/spreadsheet/

Там же можно скопировать таблицу для Google Docs в которой можно вести список доходов и расходов.

0

Если говорить о бытовых расходах, то нет смысла постоянно контролировать себя.

Я это делаю периодически, например раз в год-два ну или когда lifestyle меняется, или место жительства.
Тупо беру один месяц и анализирую расходы по карточке.

И сразу видишь, все ли ок в твоем финансовом поведении или ты как долбоеб тратишь больше чем должен.

Если все плохо, откладываешь у себя в голове простые правила типа "жрать надо меньше" ну и потом при порывах сходить в кабак просто вспоминаешь эти установки.
Или "хватит покупать черную икру". Или "надо экономить воду" :) ну и т.п.

Короче не понимаю дрочеров которые годами но прогах разных сидят. Анализ ради анализа - нахера?? Быстренько вникнул, сделал такое action points, все, гуляй дальше.

Записываю расходы/доходы в коинкипер, раньше лет 5 пользовалась easyfinance, но сервис капитально устарел. Это не занимает времени, согласна с Мишей полностью, дисциплинирует и позволяет сильно улучшить финансовое положение и сто раз подумать, прежде чем купить ненужную фигню.
Кроме того, любые доходы делятся в определенной пропорции на жизнь, развитие, развлечения, инвестиции и благотворительность. Не знаю, как эта штука работает, но реально с деньгами нет проблем при любых доходах. Если залезаю в другой конверт, то возвращаю долг с 100% годовых. В конверт инвестирования деньги идут сразу, а не "сколько останется". Инвестиционные деньги идут на акции, фонды недвижимости, депозиты.
Короче, финансовое планирование - вещь! После того, как начала этим заниматься, ни разу не занимала деньги, а слово кредит вообще для меня ругательное))

Сейчас в почти в каждом банке есть в приложении отчёт по расходам и категориям. Зачем ещё что-то?
А кэш... Да кому он нужен?(в МСК и СПб)

Да много где нужен кэш, не выдумывайте. Клинеру вы спасибами платите? Консьержа карточкой ко лбу пайпассите?

Зачем платить консьержу?
Сейчас у всех есть карты и никакой проблемы с карту на карту перекинуть если нет терминала для оплаты.

0

Когда пользуешься только одним счетом, на который получаешь все деньги и с которого тратишь — да, может быть. А когда у тебя несколько источников дохода, расходы наличкой, разными картами (разных банков), переводы кому-то на счета, где-то дал или взял в займ — тогда банковское приложение не помогает ничем. Zenmoney, кстати, топчик. Двое упомянули в статье, присоединюсь к ним и посоветую тоже.

0

А может силы, время и внимание перенести с учета на дополнительную работу? Взять доп.заказчика или доп.проект.

0

А че, никто в крипту не инвестирует чтоли?

Мама всегда говорит «богатый не тот, кто много получает, а тот – кто мало тратит».

Всё верно, но нужно всё-таки стремиться зарабатывать больше.

0

> «богатый не тот, кто много получает, а тот – кто мало тратит».
Тот кому хватает.

> поскольку как у всех предпринимателей, мой доход скачет ежемесячно
Ээээ, кажется ты что то делаешь не так чувак. (ну или я)

0

Ну так блин, это же МДК, у них доход от качества мемосов зависит) Да я вообще удивляюсь, что в этой параше кто-то рекламу публикует, еще и доход приносит. Медиахостинг их туда же.

0

Ну свою зарплату ж можно как то выравнять чтоб она была более менее стабильного размера

0

Не, у него выручка это и есть зарплата по сути, берут из общей корзины на все. Рассказывал об этом сам пару лет назад.

0

На самом деле это уж я вообще упрощенно на пальцах объяснил, вообще из выручки нельзя брать себе денежку как зарплату, можно неслабо огребсти от налоговой, особенно сейчас, поэтому проводят по разному - либо отпускные, либо зарплату сотрудникам, а потом кидают в общий котел, и так далее. Можно еще по бумагам кучу компов накупить, однако при этом можно снова огребсти, если вдруг нагрянут люди проверить зачем маленькой фирме вдруг понадобилось несколько тысяч компов, или откуда у его директора парк Феррари) Сейчас с этим серьезно...

0

Июль ещё не кончился, а у кого-то расходы уже больше 600 000! 😈 На самом деле у Альфы реально хорошая аналитика, сама разбивает по категориям почти без промахов. Просто везде расплачиваюсь с Альфы и все, у всех домашних Карты привязанные к тому же счету. Это минимальное усилие, которое приходится прилагать, если есть наличка, то положить Ее на Альфу. Остальные способы записывать не работают, тк требуют слишком много самоконтроля.

0

Фиксирование расходов, это не финансовое планирование. Это простой учёт. Если зарплата фиксированная то это рано или поздно приводит к нехватке денег. На себе проверено. Если своё дело, то может и привести к нехватке денежных средств в компании потратил больше чем заработали и пошло и поехало.

> Июль ещё не кончился, а у кого-то расходы уже больше 600 000
У кого то ипотечный платеж 600к в месяц.

0

В месяц?! Это на сколько взята?

0

А, ну тогда нормально, да. Вообще фигею от рашкинской стабильности, берут кредиты максимум на год, сколько себя помню - все то кризиса, то конца света ждут, которые вот-вот наступят, да а все никак не наступают. Наверное специально народ держат в тонусе, чтобы не расслаблялся. За рубежом на 20-30 лет спокойно берут. Хотя-бы потому, чтобы не платить 600 кусков в месяц :/

0

да это ипотека на коммерческую недвигу )))

0

Ну хз, я все в Дзенмани держу, с их парсером СМСок от банка много где не надо напрягаться и оно само все посортирует.

0

Планирую расходы в приложении сбербанка. Там же создаю счета для разных целей (не пользуюсь предусмотренным функционалом автоматического списания на цели, как-то некомфортно). Так же, как в альфе расходы делятся по категориям, и можно посмотреть, где нужно тратить поменьше.
Не пропагандирую сбер, но инструменты в приложении удобные

0

Раньше была проблема с учетом бизнес/личное.

Разделил деньги бизнеса (р/с Альфабанка и карта Альфы) и личные (Рокетбанк) - стало прозрачно и ушла вина за «может я сьедаю деньги бизнеса, беру больше».

Есть Google табличка для бизнеса с планом на месяц, в конце ввожу фактические траты. Оплаты провожу по неделям.

Для разделения на статьи расходов в личных финансах использую теги в приложении Рокетбанка... (доход, обед, кафе, развлечения, отдых) + откладываю на субсчета (10% магнит, хотелки, ...)

0

Да раньше было тяжело вносить все траты в ручную. А сейчас подключил Сбербанк, Альфабанк, Тинькофф у меня три счета и 2-е карты (одна у меня одна у жены) и все само заносится в программу.

Когда тратишь 10 тыс /день или 600 тыс мес то плюс минус сотка роли не играют, поэтому нет смысла заморачиватся на учет. 600 или 700 слил - абсолютно пофиг.

А вот когда зарплата типичного россиянина 20 тыс рублей /мес то тут абсолютно пофиг ведешь ты учёт расходов или нет, все равно к концу месяца будет 0. Поэтому как и в первом случае нет смысла заморачиватся на учет.

0

Со студенчества интересовался финансами и во всех книжках были обычные советы: контролируйте расходы, 10-20% откладывайте, составляйте план расходов. Когда получаете деньги, сначала откладывайте, а потом тратьте.
Перепробовал кучу программ: excel, домашнюю бухгалтерию, 1с, море программ для айфона, пока не наткнулся на приложение coinkeeper. Оно огонь! Самое простое добавление операции, даже стоя у кассы просто добавить покупку. #coinkeeper

0

это все бессмысленно, когда у тебя средняя ЗП 20 тыс что ты отложишь и куда?) на жрачку все уйдет и без кипера понятно.

а когда доход 1 лям/мес то потратил 500 или 600 уже роли не играет, та даже если и весь лям спустил, пофиг в след месяце еще лям зайдет.. главное за лимит 1 лям/мес не переходить но это и без кипера можно контролировать)))))

0

а что в кипере контролировать с зарплатой 20к? потратил ты 100 рублей на ролтон или 120 рублей на доширак?)

0

Ахаха.
В прошлом году начал вести в ручную книгу учета, потом понял, что все подсчитывать затруднительно. Начал вести в Exel, с начала добавил 2 формулы, потом еще 10, потом еще макрос написал для более легкого заполнения таблицы, потом еще 10 внес. Каждый месяц стараюсь совершенствовать свою таблицу, из-за чего (еще и цветовая гамма %)) ) она теперь похожа на монстра.
Не такая лакончиная, как у тинкофф, но формул больше :P

Прямой эфир
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления