Лого vc.ru

Сгореть дотла

Сгореть дотла

Основатель и генеральный директор сервиса по поиску сотрудников Jungle Jobs Евгения Дворская написала для vc.ru колонку о том, как руководителю бороться с выгоранием сотрудников и как не стать жертвой выгорания самому.

Поделиться

Все мы хотим найти себе в команду людей, которые будут увлечены работой. Чтобы горели. Чтобы круглосуточно. И чтобы на долгие годы. И чтобы с результатами. И вообще, чтобы в огонь и воду за тобой. Это то, что мы хотим получить.

А что руководители готовы за это отдать? Я не претендую на звание гуру менеджмента, но описанных выше сотрудников очень люблю, и к себе активно беру. Найти таких непросто. А если нашёл, умей с ними работать. Это как с автомобилем: хочешь прокачанную машину, умей ею управлять. Иначе вместо удовольствия получишь проблемы.

Когда команда состоит из эффективных и увлеченных людей, вроде бы, всё идет хорошо. Но однажды настаёт момент, которого боится каждый руководитель, и имя ему — профессиональное выгорание.

Давайте посмотрим на это с обеих сторон: сотрудника и руководителя.

Как руководителю предупредить эмоциональное выгорание сотрудников

Для руководителя важно эмоциональное выгорание, как и любую другую проблему, не решить, а предвидеть. И предусмотреть её можно только путём диалога.

Первый и главный диалог должен состояться при найме. Когда вы берёте человека к себе, вы должны быть уверены на 150%, что понимаете его мотивацию, и на 200%, что она совпадает с его будущими должностными обязанностями и задачами. В условиях кризиса правильно понять это особенно важно, потому что люди сейчас зачастую ищут работу просто для того, чтобы переждать плохие времена — а интернет научил их давать ожидаемые ответы на интервью.

1. Задавайте миллион вопросов

Я делаю так: до изнеможения задаю вопросы, пока не пойму, что за всем этим стоит и какая мотивация у кандидата. И что интересно, даже когда человек сам верит в то, что говорит, всё равно возникают «звоночки» и логические нестыковки.

Здесь важно не убеждать себя, а копать дальше и моделировать различные ситуации. Если я слышу: «Хочу интересные задачи и обязанности», — то описываю гипотетическую ситуацию, в которой убираю все сопутствующее, и слушаю, что человек скажет. Например, что офис переехал в другое (неудобное) место и что заработная плата не будет выше, чем на предыдущем месте.

Необходимо не просто включать интуицию, а ещё и логику. Если человек уходит с прошлого места работы, потому что нет роста, спросите его, а ходил ли он и спрашивал у своего руководителя об этом росте. Если не ходил, то почему, и хочет ли он этого так, как говорит? Иногда вы будете сталкиваться с тем, что человек думает, что хочет одного, а на самом деле ему важно другое, но сам он этого пока не понимает.

2. Выясните реальный приоритет

Если кандидат говорит и про рост, и про деньги, поймите, что в приоритете.

Обязанности и задачи — это лучшая мотивация у кандидата. Монетарная мотивация тоже работает неплохо, особенно для сейлза. Но есть статистика: человек привыкает к любым деньгам за 6-9 месяцев, и дальше ему нужно только больше.

3. Говорите с сотрудником как минимум два раза в год

Второй диалог происходит раз в полгода с уже нанятыми сотрудниками. И этот диалог не менее важен, чем первый. Диалог может быть в форме анкетирования, опроса, письма. Безусловно, царь-диалог — это личный разговор. Это беседа с сотрудником о том, как он себя видит дальше в рамках компании, что ему интересно, что он готов делегировать. Делать это нужно не реже, чем раз в полгода.

Есть прекрасная книга «Любите их или вы их потеряете» Беверли Кея, которую я с удовольствием использую для таких вот историй.

  • Я беру оттуда несколько вопросов и отправляю сотрудникам:
  • Что вам больше всего нравится в вашей работе?
  • Знаете ли вы, насколько ваша работа важна для компании?
  • В какой области ваших текущих задач вы хотели бы иметь большую долю ответственности?
  • Что вам хотелось бы изменить в вашей работе?
  • О чьей работе в Jungle Jobs вы бы хотели узнать больше?
  • Расскажите мне о достижении, которым вы особенно гордитесь.
  • Какое обучение я могу предоставить, чтобы заполнить видимые вами пробелы?
  • Какое изменение в вашей нынешней работе может заставить вас подумать о переходе на другую работу?

Вторым этапом провожу разговор: с каждым обсуждаю полученные ответы, намечаем зоны роста, варианты дальнейшего развития.

4. Выполняйте обещания

Вы не просто задаете вопросы, но действуете. Это принципиально. Если вы поговорили и всё — это плохо. Это хуже, чем если бы не говорили вовсе. Это будет расценено как безразличие и вызовет обратный эффект. Важно прислушаться и предложить варианты решения.

Если важны деньги, придумайте обоюдно удобную возможность заработать. Важны новые задачи — трезво оцените, возможно ли это в рамках компании, наметьте точки и KPI, при достижении которых это станет возможным.

На прошлой неделе я простилась с разработчиком, который грезил областью Big Data, невозможной у нас в ближайшие полгода-год. В итоге сотрудника взяли в очень крутую компанию с интересными для него задачами. Но я была готова к этому ещё в декабре, понимая, что до технического релиза нового продукта для такого разработчика не найдется интересных задач. А он ждал с января, с офером на руках, не подводил команду. П — порядочность сотрудника. Мне это дало время на поиск нового человека и осознание рисков.

Как помочь сотруднику преодолеть профессиональное выгорание

Теперь про саму проблему. Что делать, когда вы видите и слышите, что сотрудник устал и ему неинтересно? Предлагать варианты.

  • Отправить в отпуск, причем надолго (не менее 3–4 недель), чтобы сотрудник выдохнул и «перезагрузился». Однако после качественной «перезагрузки» человек может вернуться с заявлением об уходе.
  • Менять обязанности, территорию ответственности, отдел, направление или задачи.
  • Повышать в должности.

Важно не идти на поводу, а искать баланс между тем, что нужно компании, и желаниями сотрудника, иначе переговоры окажутся деструктивными.

Как бороться с профессиональным выгоранием самому

Ключевое слово — понять. Понять, что именно вы хотите, и быть предельно честными с самими собой. Через выгорание я прошла сама три года назад: «Я не хочу больше это делать (даже за очень большие деньги), да и не знаю, чего я хочу», — это было ужасно.

Когда вы чётко понимаете, что хотите делать дальше и как развиваться — это уже половина успеха. Сначала поговорите с вашей семьей, а потом с руководством. С семьёй, чтобы была поддержка. С руководством — чтобы начать что-то менять.

Если после разговора с руководителем вы понимаете, что в рамках вашей текущей компании изменения невозможны, то ищите их вовне. Будьте готовы на понижение в деньгах и должности при переходе в новое направление как внутри, так и в другом месте.

Говорить с руководством надо аккуратно, чтобы был временной люфт на поиск новых задач, если ваши пожелания неисполнимы в рамках компании. Но и скрывать переход, если есть стопроцентная уверенность, что уйдете, тоже не стоит. Ориентируйтесь по ситуации и старайтесь остаться порядочным.

Если же вы любите свою компанию, коллектив, всё вас устраивает, кроме самой работы, то помогите руководителю. Предлагайте варианты, изобретайте задачи, интересные компании, будьте лояльны к временным рамкам. Ваша задача — проактивно продавать свои сильные стороны в новом направлении для блага компании, а не обозначить что-то и ждать исполнения своих желаний.

Очевиднее всего выгорание происходит в ИТ-отрасли. Здесь профессионалы очень востребованы. Это очень держит в тонусе: если ты хочешь работать с крутыми спецами, ты должен их слышать. Разработчики — как лакмусовая бумажка: по ним сразу видно, что происходит. Это непросто. Но очень честно. Я сама ещё только учусь работать над компромиссами между интересами разработчиков и интересами компании.

И два вдохновляющих примера, которые доказывают, что профессиональное выгорание — это только начало.

Не так давно я познакомилась с прекрасной девушкой, которая в 2008 году, в кризис, мужественно покинула насиженное место в корпорации и пошла открывать своё дело. Она поняла, что не хочет быть больше клерком, а хочет быть стилистом. Новая сфера, профессиональное обучение, наработка опыта и клиентов. Сейчас она основатель одной из самых востребованных команд стилистов в Москве с календарём, расписанным на два месяца вперёд. Более того, собрала себе команду из таких же когда-то «выгоревших», а сейчас совершенно счастливых барышень, которые поменяли всё и стали успешными заново.

И второй пример. Про отпуск и фриланс.

Когда в компании, где работала наша вторая героиня, поменялось руководство и атмосфера стала похожа на тюрьму (людей увольняли в один день, требовали невыполнимого, но при этом не готовы были хоть как-то мотивировать своих сотрудников), она поняла, что ей всё реже и режехочется ходить на работу. В какой-то момент она пришла к руководителю и попросила два месяца отпуска за свой счет. Руководитель ей отказал.

На момент ухода из компании, она думала, что ей совершенно перестал быть интересен рекрутмент. Сейчас она занимается тем же, но на себя и через Jungle Jobs. Депрессия прошла, доход вырос, выяснилось, что нужна была всего лишь пауза, в которой ей когда-то отказали. А фриланс оказался совершенно неожиданным выходом и новым форматом работы.

И закончить хочется высказыванием Ицхака Адизеса: «Я встречал много предпринимателей, которым повезло быть уволенным. Если бы их не сдвинули с места, они бы никогда не взялись за новое дело». Не бойтесь перемен.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Евгения, спасибо! Ну, а главное, основа основ, я считаю - нужно найти свою профессию )

...в 2010-м, когда я начала работать в прекрасной амбициозной рекрутинговой компании, открывшей филиал в моем городе, я все пыталась стать тем, кем не являюсь. До сих пор помню, с каким ощущением шла на работу. Чувствовала себя полной неудачницей ) Не получалось потому, что сама работа не вдохновляла, хотя работодатель был действительно достойным. Все-таки выполнив кое-какую поставленную перед собой цель, я нашла в себе силы уйти. 4 месяца поисков - и я начала все с нуля в абсолютно другой сфере, чему очень рада.

0

По поводу миллиона вопросов, совершенно согласен. Если рекрутер умеет грамотно оценивать ответы, не по шаблонам, а по опыту анализа кандидатов, это позволяет еще на этапе собеседования спрогнозировать возможное поведение кандидатов при разных ситуациях.

0

Работаю удалённо Objective-c программистом уже 3 года, перегорел ещё за год до удалёнки и это состояние уже хроническое. Работодатель прилично платит по сравнению с местным рынком труда, а поскольку я человек семейный, то деньги имеют решающее значение. Сами понимаете, семья, ипотеки, хочется отдыхать заграницей как белый человек.. Да и езда в офис каждый день по пробкам не воодушевляет. Но на удалёнке крайне сложно взаимодействовать с работодателем. Вы выступаете больше как партнёр. Или работаешь и делаешь работу - или пошёл вон. Поэтому, все свои хочу работать/ не хочу, есть настроение/ нет - нужно засовывать глубоко и просто пахать. Все предельно честно. Да так и на обычной работе в большинстве случаев, разве нет? У меня знакомые и родственники работали и на производстве, и в нефтяных компаниях. Послушаешь их разговоры и ситуации, какие там критины в руководстве, так думаешь, что всё в шоколаде.. Перегорел/ не перегорел. Да кого это волнует на самом деле?

Это долго волновать работодателя и вас.
Для работодателя вы менее эффективны и лояльны, чем сотрудник с горящими глазами. И стоите дороже.
А для самого себя - менее счастливы, чем могли бы; а отдыхом и ипотекой затыкаете трещину, которая к сорока годам превратится в черную дыру и погубит остатки личности, надежды и мечты. Но это уже другой разговор.

Увы, в нашем мире, на мой взгляд, всё так устроено. Нам с самого детства и школы навязывают вещи, которые не интересны, нам вешают лапшу и промывают мозг, заставляют покупать то, что нам на самом деле не нужно и т.д. Потом институт, потом работа - это СИСТЕМА.. Вы просто прикиньте, как люди работают на заводах, фабриках, офисах, в магазинах, в конце концов.. Я очень редко вижу там людей с горящими глазами если вообще вижу. Могу даже предположить, что это исключительно прерогатива выпускников вузов 2-3 года. Может в моём тексте есть пессимизм, но давайте смотреть на вещи реально, как это всё обстоит не только у небольшой части ИТ и творческих профессий, а вообще у большинства населения? В каких условиях работают они, что ими движет? Слова Наполеона - "Человеком истино движет страх и личный интерес". Обычно, хобби приносит удовольствие, работа - есть работа. Чтобы совместить полезное с приятным - не всегда и далеко не у всех есть такая возможность. Просто нужно это иметь в виду и относится к этому проще. И нужно иметь в виду, что опять же > 90% сорокалетних не достигают каких-то сверхвысот в карьере, и ничего, живут как-то.. Достижением к 40 годам, пожалуй, будет сохранённая семья, дети, жена и отсутствие долгов. А самое важное - здоровье. Всё остальное, на самом деле не так важно. На мой взгляд, есть единственный путь самореализации - это своё дело. Но и тут вы можете легко "выгореть". И никакой работодатель или клиент с вами не будет сюсюкаться. В реальности всё предельно жёстко. "Как мотивировать себя что-то делать? Да никак - оставайтесь в жопе." - Артемий Лебедев.

0

Продуманная позиция, имеете право. Не думаю, что моя философия вас переубедит, да и смысла переубеждать не вижу, останемся при своем.

0

Забыл самое важное. Представьте, что у вас аутсорсинговая компания, но вы пока единственный в ней работник и начальник сам в себе. Какое дело вашему партнёру по бизнесу или заказчику должно быть что у вас там твориться в голове при этом? В бизнесе всё просто - утром деньги, вечером стулья, разве не так? Если вы выполняете свой уговор, то извольте получить ваши денежки. Более в бизнесе, друг от друга, на самом деле ничего не нужно. Потом уже сами решайте что делать с этими деньгами и как скомпенсировать свои нервные клетки, калории или что-там ещё.. Ситуация, когда ваш партнёр будет думать за вас как вам лучше работать - ставит вас в психологическую зависимость от него. Вам оно надо?

0

Глупость какая. Вкусная еда, хорошее обслуживание, удобная одежда это тоже всё психологическая зависимость? Мне оно надо :) Когда вы на подряде это понятно - деньги/стулья, но круг задач так решается очень уж узкий, а чаще (по моему опыту) работодателю нужно искренне заинтересованное отношение, там где не программа работает/не работает, а где чёрт его знает как оно вобще должно работать и результате все лет через 5... В таком случае у работодателя есть 3 пути: нанимать дебилов и делать из них ментальных рабов, платить х1,5-х2 от рыночной стоимости или заботить о сотрудниках, холить и лелеять.

0

Уже представил, как 40-ка летних мужиков и тёток холят и лелеят, проводят профилактические беседы молоденькие HR или матёрые психологи )) Не забывайте, что ИТ индустрия быстро постареет. А мест на руководящие посты всем не хватит. Поэтому большинство так и будут работать, вернее, даже менее продуктивно, чем молодые. Работодатели, в свою очередь, будут склонны нанимать более молодых, поскольку с ними проще, они быстрее учатся, более выносливые, могут по 14 часов в сутки пахать с доплатами. И вот тогда все эти красивые разговоры про выгорания просто перестанут быть актуальны. Вопрос будет поставлен ребром.

0

Это есть какой-то фундаментальный принцип экономики (простите, что без ссылки, вы скорее всего слышали) - страх мотиватор, но не лучший. Лучше всего работает человек среди прочего счастливый.
Ну а то, что большинство из тех, кто сейчас на гребне работы по найму ждём мрачное будущее так это понятно. Всё-равно лучше чем у условных бухгалтеров.
Здесь мы плавно переходим в ветку об безусловном доходе :)

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Johnny Vorony

Конечно. А также номера мобильных телефонов.

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Владимир Березин

Уже почти, это здорово... Вот только у меня есть плата. И переход на другой тариф означает увеличение ежемесячной платы. За что? За то, что в других банках бесплатно?
Ограничение на сумму есть, да. Межбанк в ТКС это 800 тысяч, 800 и без комиссии. А в Альфе 150 и с комиссией не маленькой.
Все карты с кэшбеком это для особой категории людей, с очень большой тратой.
Поймите, конкуренция огромная. ТКС, Тачбанк... Это те банки, где не я плачу, а банк мне. Так зачем мне Альфа?
Альфа, которая похоже пошла не в сторону развития услуг, а постоянных редизайнов. Вот это я регулярно и давно наблюдаю, вы все перепиливаете и уродуете, увы. Вот такое частное мнение вашего клиента. Тот же ТКС тоже сайт передел и первое время было неудобно, слегка неудобно. А вы сайт переделали год назад, а у меня до сих пор отторжение от него, ибо это монстр какой-то, не рассчитанный на удобное использование.

Кейс из России: Зачем команда «Альфа-Мобайл​» меняет дизайн своего приложения
0
Сергей Достовалов

Ну и я так раньше получал. А тут мне решили "помочь". В итоге -3 часа жизни.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Τамара Ρодионова

Сервис будет проверять указанные при регистрации email-адреса по собственной базе дворников?

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Ilyes Garif

>>Сильно понравилась мысль автора о том, что нужно тратить меньше чем зарабатываешь

Хочется добавить: и как я сам до этого не догадался?! :)

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Показать еще