Лого vc.ru

Письмо в редакцию: Рынок веб-разработки должен перейти на подписную модель

Письмо в редакцию: Рынок веб-разработки должен перейти на подписную модель

Прочитав рассуждения предпринимателя Михаила Токовинина о том, что рынок разработки сайтов умирает, основатель компаний Getwear и Chatra Яков Карда прислал в редакцию ЦП письмо, посвящённое собственному видению ситуации: по его мнению, чтобы не погибнуть, веб-студиям нужно перейти на модель работы по подписке, развивая проект и после сдачи его в работу.

Всем привет! Меня зовут Яша Карда. Год назад мы закрыли классный, но не нужный людям Getwear и теперь развиваем Chatra — онлайн-консультант для сайтов.

В Getwear мы иногда заказывали разработку и дизайн в веб-студиях, а в Chatra сами обслуживаем бизнес в сети, помогаем компаниям общаться с клиентами. Я успел посмотреть на этот мир с обеих сторон. Хочу рассказать о том, почему и как студии должны изменить подход к своей работе.

В своей статье Михаил Токовинин из AIC-Qsoft сравнил рынок веб-разработки с рынком видеопроката, предсказав ему скорую смерть. Действительно, рынку, похоже, пора измениться, но не умереть. Умные веб-студии найдут свое место в новой реальности.

Как сейчас работает мир веб-разработки? Десятки студий, бюро и агентств без устали создают сайты, лендинги, интернет-магазины. Заказчик платит деньги, и через пару месяцев ему вручают в руки новорождённый веб-проект. Иди, выкармливай, развивай его. Если повезёт, вырастет и будет кормить тебя в старости.

Большинство студий окончанием работы считают выкладывание сайта в интернет. Но почти никто не умеет делать проекты, которые работают и приносят деньги.

Редкий клиент понимает в маркетинге, оптимизации, продвижении в сети. Если повезёт и в команду придёт опытный человек, то есть шансы не умереть в детстве и протянуть до окупаемости. Это происходит редко, почти никогда. Большинство сайтов умирают, так и не принеся пользу своим владельцам.

Скриншот с поиском по слову «конверсия», рядом с которым все фотографируются

Никто не вернет деньги за разработку сайта, если он не будет работать. Почти никто не звонит заказчику через год и не спрашивает, как там у него дела.

Это можно понять. Работа студий похожа на конвейер или скорее комбайн: нужно ездить по полю в поисках клиентских ростков, скашивать их и перерабатывать в заказы и деньги. Однако такой подход так же рационален, как у козы из известного советского мультфильма — после того как новая растительность заканчивается, зеленый остров превращается в голую скалу. Рынок умирает.

Крупным студиям кажется, что они продают уникальный дизайн и свои решения. Но на деле они плодят нежизнеспособные проекты.

Ребята, так дальше работать нельзя. Нельзя бесконечно резать коров к обеду, стадо заказчиков не бесконечное. Учитесь растить телят и готовить здоровый обезжиренный творожок.

От создания бесполезных сайтов рынок должен вырасти в создание успешных проектов. В них всем пофиг на дизайн, он не главное.

Уникальность нужна только для фестивалей и дизайнерских портфолио. В реальном мире она не приносит продаж.

Неделю назад мы в Chatra решили запустить партнёрскую программу. Если бы мы сунулись в очередную дизайн-студию, то нам бы выкатили десятки тысяч рублей и недели срока. Поэтому мы сделали всё своими силами за три дня — на Material. Дизайн неуникальный? Зато он работает и (условно) бесплатный!

Вместо работы над уникальными дизайнами следует сфокусироваться на работающих продуктах. Мы не должны рассказывать дизайнеру отличие конверсии от «Конверсов». Студии должны сами понимать в маркетинге, предлагать, планировать измерять, советовать.

Хороший пример — это товары из IKEA. Их создание начинается не со скетчей и странных названий, а с калькуляции цены. Решают создать лампу, которая будет стоить 599 рублей и ни рублём больше. Из этого рождается дизайн и всё остальное.

Возможно, рынок веб-разработки должен перейти на подписную модель. Студии стоит продавать дизайн за небольшие деньги, а основную часть доходов получать по подписке. В эту стоимость входит продвижение, развитие продаж, консультации. В мире веб-приложений (SaaS) на первоначальный платеж приходится не более 15% LTV, остальное приносит подписка и допродажи.

Из обычных исполнителей студии становятся партнёрами, с которыми хочется поделиться оборотом. Кому хочется платить за дизайн-макеты? Дизайн — это просто гипотеза, которая без практики не стоит ничего. И даже самые лучшие решения сегодня могут стать неактуальными завтра. Любой проект существует в постоянном развитии — сплит-тесты, юзабилити, вот это все.

Ребята, пора встряхнуться. Пора работать по-настоящему, перечитать Lean Startup, отвечать за свои слова и за свои решения. Вся надежда на умных, честных, ответственных и трудолюбивых.

Рынку нужны герои. Уверен — они среди вас.

Теги
Статьи по теме
Письмо в редакцию: Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году

Теме надо будет сделать свой аналог «Creative Cloud», будет «Artemiy Cloud».

Цукерберг нашего времени придумал комплексный подход агентства.

"Студии стоит продавать дизайн за небольшие деньги, а основную часть доходов получать по подписке. В эту стоимость входит продвижение, развитие продаж, консультации" - отличная идея, но есть один нюанс. Не так много студий могут качественно заниматься "продвижением", а также есть много агентств, у которых "продвижение" основная специализация.

Не обязательно брать всю работу на себя, можно запартнерить такое агентство и пилить доход

0

Отличная статья, спасибо!

Солидарен с Яковом - продавать надо не дизайн, а "инвестиции", которые будут генерировать "дивиденды".

Веб-разработчики кредитуют услугами бизнес, красиво что уж там, в надежде что клиент будет покупать подписку .Модель сотрудничества " Windows 10", осталось всем студиям объединиться в корпорацию.)

Не понял, при чем тут разработка веб-сайта и его продвижение. Это две разные услуги, веб-студии занимаются первым.

сайта сам по себе ничто - пустышка. Каким бы ни был красивым дизайн и какими бы затейливыми ни были свистелки-перделки на нем.
Продвижение, замер метрик, доработка сайта для увеличения конверсии и дохода - это все часть процесса разработки сайта. В ходе работ может выясниться, что расчетная ЦА одна, а покупает совершенно другой и надо менять сайт под покупающую ЦА.
В общем много моментов ведут к тому, что студия, клепающая просто сайтики, бизнесу нафиг не нужна.

Чтобы что-то продвигать, сначала нужно это сделать. Если сайт нафиг не нужен, то зачем его тогда заказывать? Почему тогда в студии Лебедева заказывают?

Продвижение в поисковых системах — это прежде всего контент. Написанием контента кстати веб-студии тоже не занимаются. Что касается остальных видов продвижения, то это тем более личное дело заказчика. Может за него еще рекламу по почтовым ящикам раскидывать должны?

"Замер метрик" — ну обговаривайте заранее в ТЗ, что вам нужен данный функционал, в чем проблема?

И как же в ТЗ обговорить "замер метрик"? Это ведь нихрена не функционал. А что потом с этими метриками делать заказчику?
Говоря простым языком, бизнес поумнел и не готов платить за бесполезный продукт, которым является сайт без контента, продвижения и сопровождения.
Бизнесу нужен продукт, который будет привлекать клиентов и приносить прибыль. Маркетинг и контент первичны, а сайт - всего лишь обертка.
Позиция "это разные услуги, мы делаем только сайты" - прямой путь в никуда.

А какие метрики нужны? Счетчики посещаемости прикручиваются элементарно, какие-то специфические все равно разрабатывать надо.

А без сайта не будет и контента. И продвигать будет нечего. Разработка и продвижение - это две совершенно разные области.

Большинство студий об этом мечтает! Получить постоянного клиента, который из месяца в месяц платит деньги за развитие проекта. Проблема в другом - клиентов, платящих ежемесячно за развитие на всех не хватает.

0

А как же конкуренция? Скучно так жить.

Многие студии давно работают по такому принципу. Однако стоимость комплекса услуг с ответственностью за результат делает их доступными компаниям с оборотом от 5 млн в месяц. А в среднем от 10 млн. Не каждый бизнес дорос до таких показателей. А из тех, что доросли — не все доросли до необходимости заниматься комплексным продвижением в интернете.

Текущая ситуация на рынке полностью ему соответствует. Поменяется спрос поменяется и предложение.

0

По-моему, сейчас много кто нанимает сеошников. Другое дело, вопрос количества данных, на основе которых и будут делаться выводы. Если траффика мало, то о каких объективных выводах может идти речь? И это как агенство скажет, так и любой фриланс-сеошник, (который, кстати, в этом агенстве и работает)

0

Речь не о SEO, как таковом, а о модели, получившей название перфоманс-маркетинг.

0

Дизайн, между прочим, в тех же мобилках, очень сильно влияет на монетизацию приложения (всю цепочку продумайте сами, кто не сможет, так и быть, я помогу).

Автор путает кислое с длинным. Зачем сравнивать заказы на аутсорс и ведение бизнеса? Правильно говорят есть спека - есть план работ, всё остальное это бизнес процессы за который платить надо не деньгами, а долями/акциями/опционами, причём платить мотивированным персонажам, тому кто на самом деле этого хочет, а никак не студиям. Хотя на самом деле я в корне согласен с поставленным вопросом, что невыгодно сидеть от заказа до заказа без денег, хорошо бы оформлять с клиентами "долговременные отношения", расщирять набор услуг, взбивать оффлайн бизнес IT решениями, только вот кому это на самом деле нужно?

Как-то я работал с одной компанией по принципу мой доход это часть от их дохода, неплохие, к слову, были времена. Намного повышается ответственность, чище код, красивей верстка.

0

пожалуйста, ребят, у кого много таких клиентов и вы не справляетесь - присылайте ко мне :) А если честно - стремимся к этому который год. Это не разработчики считают, что выкладывание в сеть - выполнение задания на 100%, а клиенты

0

С этим трудно не согласиться )

Полностью согласен с автором. Со стороны Заказчика уже третий год пытаемся найти адекватную студию, которая станет партнёром по комплексному интернет-маркетингу.
Не вижу на рынке таких компаний - в основном КЗ, но смотрели Россию и Украину тоже.

В основной массе студии, которые лепят сайты и лендинги. Есть студии, которые делают анализ рынка, ЦА, но совсем мало и они не делают полный цикл услуг.

Обратились к крупнейшей студии в городе, заказали сайт и весь комплекс услуг. В начале обсуждали именно ЦА, наши потребности, на этапе пресэйла. Но потом они это просто забыли, и пилили сайт. Угрохали много денег, а результата ноль. Есть сырой сайт, без контента, без ничего, который лежит сейчас на тестовом сервере.

Результат дало только свои наработки. Использовали платформу сату.кз (пром.уа), сами сделали всё наполнение, выбрали дизайн, настроили контекст, более-менее оптимизировали по ключевым словам.

И дальше скорее всего только своими силами будем работать. Тем более готовых модулей и CMS много по рынку.

0

Найти студию проблема. Найти студию через знакомства - победа. Обращайтесь, есть вариант студии с успешной реализацией крупного проекта, так же на территории Казахстана, имеет там представительство и ко всему этому - отзывы довольно крупных партнеров/клиентов.

0

Если начинать делить прибыль с заказчиком - не надо забывать про объем.

Пример1: стоимость сайта 100к, продвижение 20к/мес - это ложится на студию. но в сегменте такая конкуренция что клиентов приходит 2 штуки и отчисления студии мизерные. вывод - зачем?

Пример2: студия вложилась, нарастила объем, но заказчик не успевает обрабатывать клиентов.

Это все весело и здорово, но надо идти от клиента а не от модели

Отличная статья!
Всё точь-в точь, как написано в известной книге.
Господа, учите матчасть - пригодится в работе !
"Вам шашечки или ехать ?" - вот главный вопрос бизнеса по-русски.

0

Все верно, проблема в том что самих клиентов сложно будет уговорить работать по такой модели

0

Еще лучше работать с оплатой по результату.

0

Что такое результат? Один из клиентов озвучил - прибыль от продукта. А если гипотеза не оправдалась и прибыли нет, то и разработчику платить не нужно?

0

Разработчики не любят маркетологов (сеошников), сеошники не любят разработчиков.

Прямой эфир
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления