Лого vc.ru

Монетизация через тщеславие, локальные обновления и комментарии поверх видео

Монетизация через тщеславие, локальные обновления и комментарии поверх видео

Команда дизайн-студии AIC подготовила для vc.ru материал о том, как высокий ритм жизни, иероглифическое письмо, дорогой интернет и информационная обособленность влияют на интерфейс и функции мобильных приложений в Китае.

Поделиться

Европейское дизайн-сообщество привыкло думать, что азиатский веб-дизайн — это какое-то сумасшествие. Плотное нагромождение текстов, ссылок, цветистых баннеров — картинка примерно такая же, как на улочках Чайна-тауна.

Однако на поверку все не так однозначно. Когда европейский пользователь, избалованный европейской же дизайн-парадигмой, впервые окунается в мир китайского мобайла — он испытывает шок. Примерно такой же шок он испытал, когда в его руках впервые оказались японские суши. Или когда он в первый раз смотрел по телевизору на странных кричащих людей в кимоно.

Если оправиться от шока, то можно заметить, что в китайском мобайле все не плохо — все просто по-другому. А в чем-то китайские коллеги давно обскакали европейцев. Просто их образ мыслей нужно понять и немного к нему привыкнуть.

Итак, перечислим факторы, которые отличают китайцев от европейских пользователей, а затем их последствия.

1. Они живут в смартфонах

Это главная особенность, которую нужно принимать во внимание. Общий ритм жизни заставляет китайцев совмещать несколько дел сразу, общаться на ходу.

Например, самый популярный смартфон в Китае — Oppo R9. У него большой экран, противоударный металлический корпус, в него можно поставить карту памяти большой вместительности, и, главное, у устройства фирменная технология зарядки: за полчаса смартфон заряжается на 70%.

Все это характеризует образ жизни среднестатистического горожанина: жить внутри смартфона, читать и общаться на бегу, ни минуты не проводить в офлайне.

Выделенные полосы на тротуарах для людей со смартфонами в Чунцине. Пока это единичный случай, но он точно передает общую тенденцию

К чему ведет такой образ жизни китайцев?

Каждое приложение как швейцарский нож

Когда одно приложение объединяет в себе несколько, в нем хочется проводить больше времени. Музыка, чаты, новостные ленты, видео, отзывы на кафе поблизости, встроенный QR-ридер, карты, погода, игры — все это внутри одного приложения. Хорошие примеры — местный WeChat и Weibo.

В WeChat можно даже обмениваться анонимными посланиями в виртуальных бутылках:

Конкуренция здесь идет не между нишевыми приложениями, а между титанами, которые умеют буквально все.

QR-коды отвечают ритму жизни

Те самые QR-коды, которые так и не нашли массового пользователя в США и в Европе, в Китае процветают. Здесь каждое приложение умеет их считывать, а с их помощью можно делать что угодно: оплачивать покупки, получать бонусы в кафе, переходить по ссылкам, авторизоваться на сайтах или мгновенно добавлять в друзья.

Неплохая находка для добавления в друзья на конференциях, не правда ли?

Или еще пример: на одной ярмарке вакансий была установлена «стена», состоящая из QR-кодов и названий позиций. Пользователи сканировали код и тут же отправляли резюме с телефона.

Проще говоря, насколько QR-технология мертва у нас, настолько она жива в Китае.

Технология геолокации — одна из центральных

Местные приложения запрашивают у пользователей геолокацию безо всякого стеснения. На этой технологии завязано слишком много — если помните, сервис с прогнозом погоды или с картами есть практически в каждом приложении. Видимо, сказывается плотность населения в больших городах: здесь люди не сторонятся друг друга и не скрывают то, чем делятся, от незнакомцев поблизости.

Например, с приложением Bilin можно запросто позвонить человеку, который находится неподалеку. Почему бы нет.

Популярны чаты и чат-боты

Здесь у компаний есть официальные профили в WeChat, а чат-боты стали популярны задолго до того, как их начали обсуждать в Европе и у нас.

Новаторские механики в вебе

Например, в местных видеосервисах есть функция, которая выводит все комментарии к ролику поверх него самого. Это экономит время на чтении комментариев и просто добавляет видео больше интерактива (безумия тоже, да).

2. У них есть иероглифы

Конечно, этот фактор обойти стороной просто нельзя. К какой эволюции мобильных интерфейсов он привел?

Распознавание транслита

В китайских смартфонах клавиатуры латинские, поэтому местные приложения умеют распознавать латиницу и на лету конвертировать ее в упрощенный китайский. Также эвристические алгоритмы автоматически игнорируют ошибки при наборе и вообще всячески упрощают пользователю жизнь.

Попробуйте ошибиться на одну букву, когда будете набирать имя в телефонном справочнике iPhone, и разочаруйтесь.

Голосовой набор и голосовая почта

Чаще китайцы не набирают сообщения, а надиктовывают их. К слову, культура обмена голосовыми сообщениями, которая набирает популярность у нас, здесь была изначально.

Отсутствует проблема случайной отправки в чат-приложениях

В iOS-приложениях, ориентированных на европейскую аудиторию, кнопка отправки сообщения вынесена за клавиатуру. Это делается затем, чтобы пользователь случайно не нажал ее, пытаясь поставить пробел.

При этом кнопка «Отправить» может выглядеть совершенно по-разному. Это слегка дезориентирует.

В Китае такой проблемы просто нет: кнопка отправки находится на месте нашего Return или «Ввод». Китайцы практически не пользуются пробелом при вводе, и риск по ошибке отправить сообщение раньше времени минимален.

Доменные имена из цифр

Набирать и запоминать доменные имена, записанные латиницей — то еще испытание для китайских пользователей. Поэтому в Китае распространены доменные имена, записанные цифрами. Название каждой цифры схоже по звучанию с каким-либо словом, поэтому запоминать такие комбинации просто.

Например, название цифры «пять» на китайском звучит так же, как слово «я» (I или me), а «шесть» — как «поток» (stream). Отличное доменное имя для сайта видеостриминга — 56.com, дословно I stream.

3. У них медленный и дорогой интернет

Всего пару лет назад средняя скорость в Шанхае была 5,4 Мбит/с. В среднем по стране — примерно 3,4 Мбит/с. При этом расценки совсем не дружелюбные: в 2014 году за 12 Мбит/с нужно было выложить 1900 юаней (примерно 17800 рублей — прим. ред.).

Во многом поэтому мобильным интернетом здесь пользуются чаще, а пользователи мобильных устройств — в приоритете. Посмотрим, к чему это приводит.

Быстрая авторизация по номеру телефона

Если в странах с европейскими веб-традициями главный способ авторизации — по электронной почте, то в Китае — по номеру телефона. Так быстрее, так не нужно обновлять почту и тратить килобайты трафика.

Любой контент можно скачать

Практически все видеосервисы позволяют скачать фильм в дорогу, причем пользователь может выбрать оптимальный для себя размер файла. У онлайн-сервисов вроде переводчиков есть скачиваемые офлайн-версии. Карты, справочники — все можно скачивать.

Тот факт, что килобайты стоят дорого, накладывает на китайский мобильный интернет еще один отпечаток.

Экономия свободного места и трафика

Многие приложения выдают пользователю информацию о том, сколько именно свободного места осталось на его устройстве, а в местных магазинах приложений можно скачать их «компактные» версии.

Метки-точки для обновлений контента

В интерфейсах китайских мобильных сервисов есть совершенно непривычное для нас явление: те элементы приложения, где произошло какое-то обновление, помечаются цветными точками.

Это не привычные нам «круги с цифрой внутри» — здесь точка означает примерно следующее: «Где-то внутри этого пункта меню появилось что-то новое. Нажми, чтобы проверить».

Пользователи могут обновлять только те разделы сайта, где что-то изменилось. Это одновременно позволяет избежать бессмысленных загрузок и сильнее вовлекает людей в процесс.

4. У них есть проект «Золотой щит»

Этот фактор игнорировать никак не получится. Отсутствие доступа к глобальным ресурсам и общая политика информационной изоляции ведут к развитию своего, особенного мирка.

Зацикленность на безопасности

В Китае все еще массово распространены всевозможные сервисы, добавляющие на сайт иконку «Защищено от атак хакеров», «Проверено на вирусы» и так далее. Кроме того, практически везде есть капча. Что примечательно — даже в мобильных приложениях.

Отставание от глобальных веб-трендов

Удивительно, но в некоторых случаях это идет на пользу местным мобильным приложениям. Например, в WeChat есть раздел «Моменты» — аналог новостной ленты Facebook, только без вызывающего у всех изжогу «умного» ранжирования постов, новостей от брендов, автоматических публикаций из игр и всего такого прочего.

С другой стороны, негативные последствия тоже есть. Именно поэтому китайские сайты выглядят так нелепо в глазах современного интернет-пользователя. Однако если отмотать время на 15 лет назад и посмотреть, как выглядели популярные европейские сайты, а потом поднести их к нынешним китайским, то окажется, что они похожи, как две капли воды. Европейский дизайн тогда — это китайский дизайн сейчас. Попробуйте забраться в веб-архив и потестировать гипотезу.

5. У них особая психология

У местных жителей специфическое отношение к статусным вещам: китаец выбирает самые дорогие вещи из тех, что выставляются напоказ, и самые дешевые — если они скрыты от чужих глаз.

У среднестатистического китайца может быть смартфон последней модели и дорогие наушники, но при этом он не станет платить за музыку или фильмы, а будет усердно их качать.

Нетипичные модели монетизации

Есть любопытная метаморфоза: музыкальные приложения в Китае дают слушать музыку бесплатно, а вот рингтоны и мелодии вместо гудков хорошо продаются, ведь их слышат другие.

Кастомизация приложений

В Китае популярно явление, давно чуждое всему европейскому миру: для каждого приложения можно установить свою тему. Помните, как можно было «по-своему» оформить профиль в Livejournal? Так вот, в КНР это актуально сейчас.

Явление даже породило специальную иконку в виде футболки — такую можно найти во многих мобильных приложениях.

Рейтинги пользователей

Работа напоказ была бы ущербной без рейтингов, статусов пользователей, бейджиков VIP, Pro и тому подобных рюшечек. Рейтинговая система пользователей есть почти в каждом популярном китайском приложении.

Заключение

Наслаждаться Востоком можно бесконечно — примерно столько же, сколько можно пытаться его понять. Какими бы ни были предпосылки, китайский мобильный и веб-дизайн выглядят по-особенному. И работают тоже — причем в некоторых случаях их идеи даже опережают глобальные тренды.

Спасибо дизайнеру Дэну Гроверу и его захватывающему блогу: этот человек рассказал о китайском мобайле глазами европейца столько, сколько до него не делал никто.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"У среднестатистического китайца может быть смартфон последней модели и дорогие наушники, но при этом он не станет платить за музыку или фильмы, а будет усердно их качать." - никого не напоминает?

Возможно мы уже все давно китайцы, но не замечаем этого

почти себя узнал ))). Хожу с iPhone 6, но на сотовую связь трачу 100 р в месяц (и все равно думаю, что это многовато)

0

Отличная статья! Спасибо

0

Отличная статья! Много интересного, спасибо!

0

Очень интересная статья, много деталей. Собираю такие у себя в Pocket. Моменты в WeChat — это, скорее всего, аналог ленты Твиттера, которую нельзя фильтровать, что напрягает.
Ну и надо помнить о восточном менталитете. Вот тут, кстати, картинками показан их подход к бизнесу: qz.com/567479/the-cultural-differences-between-east-and-west-according-to-one-artist/?utm_source=qzfbarchive

0

Кстати, про дизайн интересно.
Значит, можно выкупить отстающую региональную студию в зажопинске за полторы московский зарплаты, переориентировать в китайские сайты, ещё полторы зарплаты доплатить манагеру в Китае на холодном обзвоне или за спам там же, и стать современной быстрорастущей трендовой компанией.)

0

Замечательная статья. Жаль только здесь не освещен тот момент, что у них каждая страница содержит огромное количество контента, много вкладок, категорий и пр. Где-то читала, что это обосновано контекстным типом мышления. Но после прочтения статьи задумалась, не вызвано ли это дорогим интернетом - грузим сразу все, что только может понадобиться. Хотя, возможно, это не причина, а противоречие скорее. Еще возможно, это просто устаревший подход к дизайну.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

потому что хочется) У каждого свой фан.

Ашот Габрелянов представил приложение Magic для создания индивидуальных стикеров на основе эмоций
0
Дмитрий Каулькин

Язь это ещё норм. Хорошо, что не дратути.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Maga Abdurakhmanov

1. Google Authenticator на часах, очень удобно, что всегда под рукой. За телефоном обычно надо лезть
2. SMS коды, тоже самое что Google Authenticator
3. Нотифаи, настроенные в соответствии с важностью, не надо лезть за телефоном ты сразу видишь, особенно удобно с встречами
4. Не отвлекает людей вокруг звуки твоего телефона (я его всегда на тихом режиме держу теперь)
5. Будильник в часах будит только тебя виброй
6. Если забыл телефон дома и ушел, часы напомнят виброй
7. Управление музыкой, не надо искать телефон, погромче или на паузу поставить
8. Когда едешь на велосипеде, а тебе пишут смс/в телеграм, можно голосом ответить с часов, не доставая телефон
9. Тречит сон и шаги, так-как часы всегда на запястье (7 дней на зарядке)

Есть на рынке другие часы, которые это могут?

От $740 млн до $40 млн за один год
0
Nikolay Kachev
Tredwear

Как будто балтику 9 рекламируют, а не напиток для интеллектуалов. Типа наебенься с нами чувачок

Компания «Альянс» показала на бутылках своего сидра героев знаменитых картин в состоянии опьянения
0
Sp Soul
ITSys

А что вы ожидали увидеть: блаженные лица, с руками к небу. Не думаю, что успешные трейдеры на уолл-стрит подобным могут похвастаться, в отличии от их банковских счетов - реальный экстаз.

Штаб-квартира: Петербургский офис игровой студии Playkot
0
Показать еще