Лого vc.ru

Что общего у ВКонтакте и Apple

Что общего у ВКонтакте и Apple
Поделиться
Привет, это Евгений Трифонов. Нас стали упрекать в доброте – ну что, напросились, получите злой пост. В нем было много плохих слов, но мы приличные люди, так что заменил потом их все на “футубра” (тоже своего рода ругательство).



Мы недавно публиковали мнение читателя, ушедшего на Facebook и назвавшего ВКонтакте “кастрированной и упрощенной подделкой”. И это ведь тенденция – очень многие из вас считают, что ВКонтакте во всем и всегда хуже Фейсбука. Что ВКонтакте для лохов, а Фейсбук выбирают крутые парни. Что ВКонтакте все предназначено для спама, порно и украденной музыки, а в Фейсбуке – для обмена ценным контентом.

В общем, долго посмеивался молча, но раз сами захотели злой пост – вот вам текст о том, почему кричащие о преимуществах Фейсбука выглядят со стороны не очень умно, и почему сам, наоборот, постепенно перехожу из в FB в ВК (в первом провожу все меньше времени, во втором все больше).





Несколько наглядных примеров для начала. Смотрите, это поиск по записям. Можно искать по записям всех пользователей или какого-то одного. Моментально находятся записи за все время существования сервиса. ВКонтакте это есть и работает. В Фейсбуке вроде как есть, но не работает, вообще. Вдумайтесь: в 2012 году в соцсети для обмена ценным контентом между крутыми парнями нет, футубра, средства поиска этого контента. Хочешь найти ценную позапрошлогоднюю запись – шерсти вручную весь таймлайн, как дурак. Еще раз – что там “упрощенная и кастрированная версия” чего, а?



Смотрите, а это тред с реплаями на конкретные комменты. Видите, внизу комментов сереньким имена подписаны? Это потому что автор каждого просто ткнул на комментарий, на который хотел ответить – и ВКонтакте это учел. На этой картинке и так понятно, кто кому отвечает – но вот в большой оживленной дискуссии очень помогает. А в Фейсбуке, видимо, считают, что пользователи сами должны начинать каждый свой ответ с обращения по имени-отчеству и темы диалога. Эта функция нужна для спама с порно, что ли? Или все-таки как раз для содержательных разговоров?



Смотрите, а это запись с прикрепленными фотографиями. Прикрепление можно делать простым драг-н-дропом мышкой – если у вас открыта папка с фотографией (или, как у приличных маркетологов, iPhoto), одно движение, и нужный снимок прицеплен. А в Фейсбуке, даже если нужна папка уже открыта, нужно тыкать в “add photo/video”, потом в “upload photo/video”, затем в “выберите файл”, а после всех этих унижений (три кнопки для одного действия, ооок) еще и лазать по своей файловой системе, чтобы добраться до без того открытой папки. При этом ВКонтакте позволяет прикрепить к записи до десяти медиаэлементов (фотографий, видеороликов и т.д.), а Фейсбук – один. И вот такую запись с двумя фотографиями в Фейсбуке бы сделать просто не смог. И при этом эмбеддилка YouTube в Фейсбуке через день отваливается. В общем, после того, как ВКонтакте прикрепляешь медиа к своим записям, при переходе к Фейсбуку возникает ощущение кастрированной и футубровой версии. А не наоборот.

Таких примеров могу кучу наприводить, но главное не они, а общий подход. А с ним вот что. Среди вас (виднейших умов рунета, прогрессивного онлайн-сообщества, аудитории Цукерберг Позвонит – назовите как угодно) принято считать, что у ВКонтакте подход грязной и запутанной свалки, а у Фейсбука – сервиса для умных цивилизованных людей. Вы в это так давно и уверенно верите, что насчет аргументов уже даже не задумываетесь и принимаете как данность, хотя многие из вас ВКонтакте заходили на пять минут сто лет назад и понятия не имеют, что там сейчас. Но если, футубра, не жить в плену стереотипов, а отрешиться от них и просто посмотреть как следует, то оказывается, что все не как принято считать, а почти наоборот.
Причем вот что забавнее всего: все крутое сообщество, любящее Фейсбук и презирающее ВКонтакте, обычно еще очень любит Apple и посмеивается над Виндой с Линуксом – и не замечает того, что на уровне подхода ВКонтакте как раз похож на Apple, а Фейсбук если и не на Линукс, то уж на Windows точно. Отвечу за громкие слова по пунктам:

1. Дизайн
Все мы знаем и любим дизайн Apple: ничего лишнего, только главное и много воздуха вокруг, причем “главное” организовано в единую стройную систему с внутренней логикой.

Заходя ВКонтакте, вижу минималистичный интерфейс и чистые белые поля. Заходя в Фейсбук, вижу гигантский комбайн, пытающийся изнасиловать пользователя в глазницы: кажется, перед людьми ставили цель “занять чем-нибудь все доступное пространство”, сайт фишки.нет сейчас и то лаконичнее выглядит.

Причем ладно бы в Фейсбуке просто было много всего – главная проблема в отсутствии той самой стройности. ВКонтакте у бокового меню есть простой единый общий принцип, и пользователь всегда знает, где что-то искать. У Фейсбука те же главные персонализированные пункты (“мои сообщения”, “мои друзья”, “мои настройки”) раскиданы хаотично по всем углам, и впервые решивший залезть в настройки далеко не сразу их находит. Что из этого ближе к apple.com с его единым верхним меню?

Или посмотрите на рекламу. Почему ВКонтакте вижу на странице два рекламных объявления, у которых одинаковый вид и которые смотрятся цельным стройным блоком, а в Фейсбуке их СЕМЬ, они разные и выглядят как лоскутное одеяло? Будете упираться, что фейсбучная версия как-то соотносится с понятиями “хороший вкус” и “уважаемый сайт”, или все-таки признаетесь хотя бы сами себе, что это скорее соотносится с внешним видом сайта, простиджобс, зайцев.нет?



2. Детали
Известно, как относятся к мелочам в Apple, где потратили прорву времени и миллионы долларов лишь для того, чтобы индикатор работы веб-камеры на MacBook Air в выключенном состоянии был незаметен. В другой компании сказали бы “это безумие, у нас есть задачи важнее”. Только почему-то потом людям хочется MacBook Air, а не продукты конкурента, сосредотачивавшегося на главном – не потому ли, что у Apple за каждой кнопкой ощущаешь, как позаботились о том, чтобы тебе было хорошо, удобно и красиво?

Так вот, это все тоже про ВКонтакте. Легко можно было бы изменять число лайков под записью так, как это делают все, никто из пользователей никогда не задумался бы, что это в чем-то неправильно – но вместо этого сделали приятную анимацию. Просто потому что с ней чуть лучше. Когда два дефиса подряд автозаменяются на длинное тире, когда при поиске музыки первыми показывают загрузки с прописанным текстом песни, когда при отметке человека на фотографии вместо стандартного фейсбучного квадрата можно растянуть прямоугольник до любого размера и пропорций – это все случаи, когда команда вроде бы проделала необязательную работу и вроде бы большой разницы нет, но, как говорят англичане про Джобса, God is in the details.

3. Интуитивность
Еще о продуктах Apple говорят “все действия интуитивные, простые и логичные”. Ну, это не всегда так (установка рингтона на iPhone из имеющегося MP3-файла – ад и мрак по сравнению с Android), но не поспорить, что iPad куда дружелюбнее существовавших до него планшетов. Так вот, и здесь ситуация аналогичная: ВКонтакте – не идеал интуитивности и логичности интерфейса, но уверенно обходит хваленый Facebook.

Простой пример. У Фейсбука долго и на главной странице была ссылка “друзья”, и на личной странице пользователя тоже. И эти две одинаковые ссылки вели НА РАЗНЫЕ СТРАНИЦЫ (одна со списком имеющихся друзей, другая с поиском новых). По-моему, это можно приводить в энциклопедиях как иллюстрацию к статье “алогичный контринтуитивный интерфейс, сделанный пришельцами для крокодилов”. И такое на каждом шагу. Как разбанить забаненных, почему most recent постоянно само собой меняется на top stories, почему твои записи на одной администрируемой странице постятся от твоего имени, а на другой от имени страницы – в Фейсбуке есть куча вещей, в которых при желании можно сесть и разобраться, но которые вообще-то изначально не должны заставлять пользователя тратить свое время на чтение мануалов. И возможность добиться этого есть: например, ВКонтакте, когда оставляешь запись на администрируемой странице, можешь поставить или снять галочку “от имени страницы” – все просто, прозрачно и понятно каждому.

Когда в Фейсбуке, чтобы разобраться с особенностями community pages, приходилось изучать многостраничные треды на комьюнити-форуме Фейсбука, где десятки пользователей из-за отсутствия официальной информации прощупывали все методом тыка, ощущал, что имею дело с Линуксом и пытаюсь пересобрать ядро. Хотя на самом деле просто пытался сделать так, чтобы люди подписывались на нужную им официальную страницу, а не на community page с тем же названием.

4. Скорость работы
Apple чуть ли не последними стали использовать в дорогом смартфоне двухъядерный процессор. Но для пользователя айфон всегда субъективно был быстрее конкурентов – потому что все действия с интерфейсом производит без подтормаживаний. А у двухъядерных конкурентов – с подтормаживаниями. Незначительными, в доли секунды. Но психологически действующими на пользователя сильно – еще бы, когда вся плавность красивого интерфейса из-за них летит псу под хвост.

Так вот, в соцсетях все то же самое. Лента новостей ВКонтакте, как правило, грузится моментально. А у Facebook часто бывает небольшая задержка – причем с задержкой вылезает именно главная колонка с новостями, ради которой и захожу, а остальное нет, семь пестрых рекламных объявлений появляются сразу и мозолят глаза.

Причем, насколько знаю, эти тормоза происходят не только в России, удаленной от фейсбучных серверов – сейчас, возможно, ситуация изменилась, но раньше даже в самой Америке Facebook работал медленнее, чем ВКонтакте с его трафиком через океан.

Наверняка у разработчиков подтормаживающих смартфонов есть какое-то объяснение их тормозам. Наверняка у Фейсбука есть объяснение, почему главная колонка долго грузится. Но мне как пользователю плевать на эти объяснения, когда ВКонтакте и айфон не тормозят. Не знаю, как этого добиваются. Знаю, что этого возможно добиться.

5. Скорость разработки
Дуров в Фейсбуке объяснял, почему не боится Фейсбука, перечислением примерно 20 нововведений ВКонтакте на той неделе. Так вот: все так. ВК действительно работают на таких скоростях, для них такая неделя – не что-то удивительное. Да, там далеко не все изменения крупные – хватает тех самых важных мелочей. Но все же Фейсбуку до этого далеко – раз в год перетряхнуть все таймлайном он может, а вот на постоянной основе доделывать кучу небольших, но необходимых вещей получается не слишком хорошо. Хотя разработчиков гораздо больше. Почему так? Возможно, Фейсбук увяз в бюрократии, где каждое решение должно пройти по десяти инстанциям – а ВКонтакте разработчик может утром предложить Дурову свою идею, днем получить одобрение и к вечеру уже ее воплотить. Возможно, дело в том, что ВКонтакте разработчиков бывает сложно выгнать из офиса 31 декабря, а в Фейсбуке куда строже блюдут регламент и не хотят перерабатывать.

В обоих случаях ВКонтакте получается опять-таки похож на Apple. Во-первых, Джобс, хотя и мог потратить кучу времени на выбор из двух оттенков цвета, при этом за секунды принимал решения, которые в других компаниях утверждались бы после кучи собраний (“Мы будем выпускать iMac разных цветов, потому что так лучше” – без какого-либо бизнес-плана, оправдывающего возросшие затраты на логистику). Во-вторых, в Apple зачастую тоже пахали без продыху, невзирая на график – просто потому, что людям нравился продукт, над которым они работали, и хотелось сделать его как можно лучше, успев при этом в срок.

If you’re so clever
Напрашивается вопрос: если ВКонтакте все так прекрасно и эта соцсеть лучше подходит для общения крутых пацанов, почему тогда эти крутые пацаны сидят в Фейсбуке?

Во-первых, эти пацаны (то есть, что уж там, многие из вас) зачастую составляют свое мнение о ВКонтакте, посидев там пять минут. В этом случае весь важный пункт о мелочах не работает: мелочи можно заметить только при настоящем использовании, а не при поверхностном. И люди, ругающие ВКонтакте после одного взгляда, похожи на тех критикующих iPad, которые его в руках не держали и просто знают, что “там нет флэша”.

Во-вторых, если кто-то для составления полного мнения о ВКонтакте и пробыл там долго, то в большинстве случаев это произошло года три назад. То есть, по меркам соцсетей, в позапрошлой эпохе. Тут уже упоминались скорости развития ВКонтакте, сеть сложно узнать, отлучившись на месяц – а годы назад это был попросту другой сайт. Гораздо хуже сегодняшнего, да.

В-третьих, помимо технического несовершенства, многие крутые пацаны боятся “ужасной публики”. Они смотрят издалека на пользователей ВК на популярных страницах и в ужасе отшатываются. Но, футубра, соцсеть отличается от обычного сайта тем, что какую публику в ленте соберешь, такая там и будет. Добавлять гопников в друзья никто не заставляет. Не знаю, в какой из сетей мой социальный граф интеллектуальнее; ВКонтакте как-то в комментариях к моей записи использовали слово “бриколаж”, и пришлось смущенно лезть в словарь, а в Фейсбуке почему-то никогда подобного не пишут.

Есть, конечно, такой момент, что крутые маркетологи хотят видеть в своей ленте не просто умных людей, а именно других знакомых им крутых маркетологов, поэтому получаются привязаны к Фейсбуку. Но это самосбывающийся прогноз, как в экономике: если человечество думает “сейчас начнется кризис” и массово снимает деньги со счетов – тут-то он и начинается. Поэтому тысячи маркетологов будут привязаны социальными связями к Фейсбуку до тех пор, пока они сами массово будут считать себя привязанными к Фейсбуку.

Ну и на самом деле, по-моему, это во многом попросту снобизм, застилающий глаза. Просто многим маркетологам приятно считать, что они-то вот знают Реальную Тему, пока какие-то Васи Пупкины ширпотреб используют. Не хочется же, когда так считаешь, признаваться себе, что и ширпотреб этот по качеству лучше оказался, и среди Вась Пупкиных немало достойных людей. Очень не хочется. Но девушки, когда-то отделявшие себя от Вась Пупкиных с помощью Vertu, смогли ведь как-то со временем понять, что айфон этих Пупкиных удобнее и приятнее.

Лучшим доказательством всему вышенаписанному становится пример людей, попытавшихся залезть ВКонтакте всерьез, а не одним глазом на две секунды. Вот, например, Игорь Белкин из Ленты.ру на днях признался, что сначала считал ВК с его пользователями филиалом ада, а затем обнаружил, что именно там у страницы Ленты замечательные читатели. Ну или вот мой непосредственный начальник Саша Пеганов активно критиковал ВКонтакте, глядя на него со стороны – а стоило как следует освоить изнутри, и критика резко снизила градус, пусть и не исчезнув совсем.

Дисклеймер
Есть несколько вещей, и так понятных разумных людям, но сказать их все-таки придется.

Во-первых, вовсе не считаю ВКонтакте (как и Apple) создателем идеальных продуктов. Располагаю миллионом самых разных претензий к этой соцсети от свернутого вики-меню в группах до такого размещения вкладки “комментарии”, с которым новички ее найти не могут. И к Apple тоже располагаю миллионом претензий. Но продуктами Apple при этом охотно пользуюсь. Речь не о том, что соцсеть, многим известная как “кастрированная версия Фейсбука”, идеальна. Речь о том, что она во многих отношениях очевидным образом лучше Фейсбука.

Во-вторых, никогда не получал от ВКонтакте никаких денег. Некоторым людям сложно осознать, что их мнение может быть в чем-то неверным, и при столкновении с альтернативными аргументированными мнениями они для себя объясняют это проплаченностью, чтобы не разбираться в ситуации по-настоящему. Специально для таких людей приходится уточнить, что текст написан не ради получения каких-либо благ со стороны ВКонтакте. Можете начинать мучиться от нестыковки своей жизненной установки “человек, пользующийся ФБ, уже не сможет любить кастрированный ВК” с реальностью. А можете попытаться по-настоящему понять, чем нестыковка вызвана.

В-третьих, знаком с рядом сотрудников ВК (скажем так, нахожусь в контакте с ВКонтакте), но не думаю, что это оказало сильное влияние на мою оценку соцсети; с некоторыми сотрудниками Фейсбука тоже немного знаком. Связь тут была скорее обратной – с ними хотелось познакомиться из-за того, что нравится их продукт, а не наоборот.

Всем собака Дурова, пойду проверю свою ВК-ленту

Популярные статьи
Показать еще