Лого vc.ru

Опыт HTML Academy: Как улучшить продукт, отслеживая поведение пользователей

Опыт HTML Academy: Как улучшить продукт, отслеживая поведение пользователей

Команда стартапа по созданию онлайн-курсов для веб-разработчиков HTML Academy написала в блоге Spark о том, как им удалось улучшить сервис, отслеживая конверсию. 

Поделиться

Когда мы только начинали монетизировать проект в конце 2013 года, у нас не было ни полностью завершённого продукта, ни каких-либо инструментов внутренней аналитики. Были только предположения и ориентиры. Например, что для freemium-проектов хороший показатель продаж составляет 4-5% от зарегистрировавшихся пользователей.

За год многое поменялось. Теперь у нас два завершённых продукта: бесплатный базовый цикл онлайн-курсов и онлайн-интенсив. Подоходит к завершению разработка продвинутого курса, доступного по подписке. Ещё мы сделали несколько внутренних инструментов для построения воронок. Воронки мы условно делим на «бизнесовые» и «продуктовые».

С «бизнесовыми» всё понятно. У многих компаний они очень похожи: «регистрация ⟶ активация ⟶ покупка». Вот наши воронки за последние несколько месяцев. 

Как выяснилось, мы вполне стабильно превышаем пятипроцентный уровень покупки подписок. Интенсивы тоже радуют. Кстати, хорошо виден и сезонный спад в июле. В общем, всё неплохо, на развитие проекта и работу команды ресурсов хватает.

«Бизнесовые» воронки скучны. Намного интересней «продуктовые», так как они очень сильно отличаются от проекта к проекту, позволяют улучшать продукт и получить ответ на вопрос: «Не фигнёй ли мы тут страдаем?»

Так как мы образовательный проект, то наши «продуктовые» воронки связаны с уровнем проходимости курсов. Вот пример такой воронки для базового цикла, в котором 16 разделов и более 300 заданий. Воронка когортная: смотрим, как проходят курс пользователи, зарегистрировавшиеся в определённый период.  

Когда мы строили эту воронку, выяснилось две вещи: 

  1. В среднем курс проходят за 1,5-2 месяца. 
  2. В среднем курс завершает чуть меньше 2% пользователей.

Два процента — это немного, но, учитывая сложность курса и жёсткость критериев завершения, это вполне неплохо. Мы считаем, что уровень проходимости должен быть не выше 10%, и это будет отличнейшим показателем. Многим не нужна вёрстка на таком глубоком уровне, многим она оказывается просто неинтересна. Поэтому самое главное — убрать ненужные барьеры и ошибки, чтобы максимальное количество заинтересованных людей могли закончить курс.

Мы начали постепенно улучшать курс. Для начала повысили число проверок испытаний с трёх в день до семи, а потом до десяти. Динамика начала улучшаться — это видно по июньскому столбику, где уже почти 3% завершивших курс.

Затем двинулись дальше — убрали ещё пару ограничений, улучшили процесс регистрации, исправили одну старую ошибку. Всё это привело к тому, что уровень прохождения первого раздела поднялся с 49% до 62%. Июльская когорта ещё не вся успела пройти курс, но текущие 2,1% завершивших уже радуют.

Самая большая работа над курсом впереди. Дело в том, что большинство людей отваливаются либо на чрезмерно сложных, либо на непонятных заданиях, либо на заданиях с ошибками проверки результата. То есть предстоит кропотливая работа с контентом каждого раздела. 

Для этого мы тоже создали специальный инструмент, который позволяет видеть в виде воронки, как пользователи проходят задания в разделе. Вот воронка первого курса за апрель.

Отлично видны провалы во 2, 3, 4, 5 и 14 заданиях, когда количество прошедших падает почти на 5%.

С помощью этого инструмента легко искать проблемные задания и исправлять их. И эту большую и серьёзную работу мы только начинаем. В конце августа обновили первый курс из базового цикла. Пока что статистики не так много, но уже точно можно сказать, что «провалы» ликвидированы и общий процент прохождения курса подрос.

Вот такие у нас воронки. А какие используете вы? Какую статистику собираете для улучшения продукта?


Подписывайтесь на Growth Hacks в специальных аккаунтаух на FacebookTwitter и во «ВКонтакте». 

Присылайте свои материалы на what@growthhacks.ru, и вы тоже сможете стать автором рубрики Growth Hacks.

Статьи по теме
Польза Growth Hacks: как читатель ЦП улучшил воронку оплаты за две минуты21 августа 2014, 14:16
Дмитрий Навоша, Sports.ru: «При всей мощи технологий, без классного содержания медиа — никуда»29 июля 2014, 13:00
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Статья просто показывает важность статистики для улучшения качества продукта.

Я лично предпочитают для выявления проблем с продуктом использовать случайную группу (не ЦА). Небольшое визуальное наблюдение за действиями пользователя впервые увидевшего твой продукт, по моему, даёт больше полезной информации чем любая статистика.
Особенно хорошо в качестве члена случайной группы себя показала моя жена, которая мне никогда не врёт и сразу говорит, то что думает

Это супер метод, правда. У меня теща, дядя и жена — лучшие юзеры тоже)

0

Вам скорей всего будет интересна вот эта статья growthhacks.ru/2013/10/soznatelnoe-uslozhnenie-ili-pochemu-vash-produkt-ne-tak-prost-kak-vam-kazhetsya/
там говорится про тесты на детях, пожилых и пьяных.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Shtadler Anton

не у всех наушники капли, у многих вполне приличные системы стоят в авто и они просто подсоединяют к мультимедиа-системе свой телефон.

«Яндекс» впервые раскрыл число платных подписчиков сервиса «Музыка»
0
Helina Ryzhkova

Спасибо за полезный сервис. Что касается описанной схемы контент-маркетинга - при таком варианте в неё переносятся издержки старой оффлайново-бумажной.
Пишется интересная статья, затрачиваются ресурсы, а в итоге работает она в краткосрочном периоде, после чего улетает в архив чужого сайта.

Выгоднее немного иначе:
- статья пишется, но размещается у себя - в данном случае можно было бы сделать блог, прикрученный к сервису. Получилась бы база знаний, стимулирующая использовать его и повышающая тем самым клиентскую базу
- для внешнего контент-маркетинга пишется другая статья, ставящая проблему, за решением которой заинтригованные читатели чужого сайта переходят на блог сервиса по ссылке.

Кроме того, свой статейный блок увеличивает возможности внешнего продвижения. К примеру, можно использовать промопосты в социалках.

Длинная дистанция: как владелец SEO-студии учился работать с контент-маркетингом, и что из этого вышло
0
Rich Gardner

Главное, что мне нравится, что никто не пишет про Zvooq - уж по интерфейсу и количеству музыки он точно не уступает Яндексу...

«Яндекс» впервые раскрыл число платных подписчиков сервиса «Музыка»
0
ave ego

а сколько раз в день вы лично кушаете?

Олег Тиньков потребовал от сотрудников есть один раз за рабочий день и «не красть время» акционеров перерывами на кофе
0
Daniil Volkov
Pichesky

Дайте, пожалуйста, статистику по количеству поездок с водителями восточных национальностей.

«Яндекс.Такси» впервые раскрыл количество поездок за месяц — мнения экспертов
0
Показать еще