Лого vc.ru

Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами

Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами

Предприниматель Олег Понфилёнок, выпускник МФТИ и гендиректор компании CopterExpress, осуществившей первую коммерческую доставку пиццы дроном и столкнувшейся из-за этого с несколькими штрафами, по просьбе ЦП рассказал историю своего стартапа. По мнению Олега, если оперативно легализовать использование небольших дронов, Россия сможет быстро стать мировым лидером коммерческой доставки по воздуху при помощи беспилотников.

Поделиться

Идея доставки дронами появилась у меня в самом начале 2013 года. Признаюсь, до этого мне не приходилось работать с коптерами: я никогда не являлся владельцем дрона и даже плохо представлял их технические характеристики. Но я настолько загорелся этой идеей, что буквально за три-четыре дня изучил кучу статей по квадрокоптерам в интернете и запустил сайт copterexpress.ru, чтобы проверить, захочет ли кто-либо заказать доставку по воздуху или нет.

Я тогда не знал ни о каких других проектах по доставки дронами и ждал хотя бы одного предзаказа. В итоге мой телефон разорвался от звонков, а сайт за три дня посетило боле 50 тысяч человек.

Для людей, которые мне звонили и оставляли предзаказы, CopterExpress стал воплощением мечты о будущем, в котором посылки сами летят по воздуху от магазина к покупателю. Когда я понял, что люди действительно хотят использовать дроны-доставщики, я стал искать инвестиции, но в итоге меня сам нашел бизнес-ангел, который дал в долг небольшую, но очень нужную для запуска проекта сумму денег, став миноритарным дольщиком нашей компании.

Поначалу я загорелся идеей построить большой и мощный коптер, который смог бы доставлять грузы на большое расстояние. Это было моей первой ошибкой. Мы закупили много разных больших моторов и пропеллеров для тестирования, начали работать и быстро разочаровались в идее большого аппарата. Он оказался попросту слишком дорогим, и мы потратили почти все деньги только на тестирование винтомоторной группы. На остаток денег мы купили китайский гексакоптер RCT F800 и поняли, что аппарата даже такого размера хватит для старта доставок по воздуху. Купленный гексакоптер мы быстро разбили, окончательно потратив все деньги инвестора. Шёл май 2013 года. Однако толчок для развития компании был дан, команда была уже собрана, и мы не могли отступать.

Дальше я инвестировал в проект исключительно свои деньги, но уже делал это с умом, используя полученный опыт. Все лето 2013-го мы летали на небольших коптерах, учились пилотировать, тестировали полетные контроллеры, различную электроннику. Без падений по началу не обошлось: их было много по совершенно разным причинам, которые мы записывали, анализировали и исправляли. К осени мы получили кучу опыта и уже могли называть себя неплохими специалистами по мультироторным системам. Наши аппараты стали стабильно летать, мы осуществляли первые заказы на сборку, а в декабре мы даже спроектировали и собрали октокоптер по заказу МВД Тюмени, который успешно летает до сих пор, патрулирует дороги и уже не раз помог найти заблудившихся в лесах людей с помощью тепловизора, установленного на дрон.Тогда же, в декабре 2013-го, я заочно познакомился с Фёдором Овчинниковым, директором «ДодоПиццы». Мы договорились о запуске доставки пиццы с помощью дронов в Сыктывкаре. С января 2014 года началась разработка специального термокейса для перевозки пиццы со спускаемым модулем и наши поездки в Сыктывкар. Мы серьезно подошли к проекту: оборудовали в Сыктывкаре станцию управления полётами, установили антенны на крышу соседней девятиэтажки, проложили сотни метров кабелей, обеспечили устойчивую радиосвязь с нашим коптером на территории всего города. Не всё сразу шло гладко: было много ночных тестовых полетов на квадрокоптере-разведчике, а запуск доставки пиццы мы откладывали два раза.

В итоге, полностью проверив все системы и дублирующие узлы, мы запустили доставку пиццы по воздуху 21 июня 2014 года и ровно месяц проработали по контракту с пиццерией. Мы осуществляли доставки по ограниченному количеству адресов, но зато летали практически каждый день. Делали даже прямые интернет-трансляции наших полетов. До сих пор это остается единственным случаем в мире, когда кому-то удалось развернуть такую регулярную доставку пиццы по воздуху.

О нас написали более трёх тысяч СМИ по всему миру, а японское центральное телевидение даже сделало прямую трансляцию нашей доставки в Токио.

Но после месяца успешной работы проект пришлось приостановить по экономической причине. К сожалению, на текущей момент доставка пиццы дроном обходится примерно в пять раз дороже, чем обычным пешим курьером. Да, быстрее, точнее, прикольнее, инновационнее, но дороже. Поэтому сейчас мы предлагаем работающую доставку коптерами по ценам на нашем сайте и параллельно активно работаем над модернизацией технологии и снижением этих цен.

На сегодняшний день мы считаем себя одной из самых компетентных и быстроразвивающихся команд по беспилотным летательным системам в России. Помимо доставки дронами мы также организуем обучающие курсы по сборке и полётам на квадрокоптерах, предоставляем услуги аэросъёмки и аэрорекламы. На выставках летают наши коптеры-промоутеры, мы проектируем и собираем БПЛА (беспилотные летательные аппараты) на заказ, а ещё у нас работает интернет-магазин мультикоптеров и комплектующих к ним — пожалуй, с самыми низкими ценами в Москве.

Как нужно регулировать полёты БПЛА

Вопрос регулирования полётов дронов назрел давно. Я хочу оказать помощь в доработке правового поля, чтобы использование дронов в России стало возможным официально. Сейчас во всех развитых странах идет проработка законодательной базы для полетов БПЛА. Россия пока отстаёт, но если сейчас законодатели обратят своё внимание на этот вопрос, то у нашей страны есть все шансы оказаться в лидерах по развитию самой инновационной области авиации и робототехники.

Я предлагаю выделить класс «мини-БПЛА» — дронов массой от 3 до 30 килограмм. Аппаратами именно этого класса сейчас осуществляются практически все коммерческие услуги по аэросъёмке, видеонаблюдению с воздуха и доставке грузов. Эти мини-БПЛА предоставляют угрозу в первую очередь для наземных объектов, поэтому я предлагаю определить требования по их страхованию и регистрации полётов. Аппараты с массой менее 3 килограмм являются игрушками и не представляют серьёзной опасности для воздушных и наземных объектов.

Именно так, всего 2 требования:

1. Ущерб третьих лиц от мини-БПЛА должен быть застрахован;

2. О каждом полёте (или группе последовательных полетов) мини-БПЛА должно поступить уведомление.

Страховать БПЛА должны коммерческие страховые компании. Они же должны определять технические требования для БПЛА, производить их осмотр на предмет соответствия этим требованиям, определять регламент предполётной подготовки и планового технического осмотра, устанавливать требования для подготовки пилотов. Это должны делать коммерческие страховые компании, так как дроны новой конструкции (с использованием новых материалов и электроники) появляются каждый год, а значит требования к этим аппаратам должны корректироваться очень быстро — существенно быстрее, чем это может делать государство.

Страховые компании должны самостоятельно вести статистику всех взлётов и падений, причинённого ущерба и на основании этих данных устанавливать тарифы на различные страховые пакеты. Да, в начале стоимость такой страховки может кусаться, но очень скоро, по мере появления новых страховых компаний, развития рынка, уточнения требований и наработки статистики, эти цены снизятся до комфортного для всех уровня. Если какая-либо компания для своего бизнеса сочтёт услуги таких страховщиков слишком дорогими, пусть сама становится страховым агентом и самостоятельно компенсирует весь причиненный ущерб от её БПЛА.

Информацию о запусках своих застрахованных мини-БПЛА пилоты должны передавать через интернет или мобильное приложение за 10 минут до взлёта. Информационная система, через которую подается эта информация, должна быть глобальной и сама определять разрешённые зоны для полёта на основе общей информации о полётах самолётов, других БПЛА и запретных зонах. То есть мобильное приложение на карте должно помечать свободные территории и эшелоны для полета в требуемое время и запрещать подачу заявки на полёт, если по этому же маршруту в это же время следует другое воздушное судно.

Заявку на полёт может подать только пилот для своего застрахованного аппарата, а страховые компании будут использовать эту информацию для расчёта страховых тарифов, взимая плату за каждый вылет. Например, аналог ОСАГО при полёте над чистым полем может ничего не стоить, а в центре крупного мегаполиса с плотной застройкой составлять уже существенные деньги.

Если кто-то считает, что это слишком сложно, что страховые компании не будут этим заниматься, то да, традиционные, возможно и не будут, но появятся новые. Например, мы, ООО «Коптер Экспресс», готовы стать первой компанией, которая будет страховать полёты мини-БПЛА по описанной выше схеме.

Статьи по теме
Законы: Почему в России нельзя доставлять пиццу дронами30 июня 2014, 16:24
Декабрьские дроны: протесты в Бангкоке и быстрая доставка Amazon02 декабря 2013, 08:20
Тренд хардверных стартапов: дроны для журналистов 02 августа 2013, 13:11
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Молодцы ребята!
Были рады сделать логотип для такой прогрессивной компании!

Не так-то и просто реформировать регулирование в условиях существующих рисков для безопасности (наличия террористических угроз etc). Во всяком случае, законодатели будут очень медленно трясти жопой и это в принципе оправданно.

IMAGINE-1: некий 3-кг дрон влетает на скорости в окно школы, разбивает стекло и взрывается в классе.

IMAGINE-2: 5 детских дронов пролетают над Красной Площадью в Москве во время проведения мирного собрания и скидывают на людей парочку литров токсинов либо детонируют над толпой.

С идентификацией преступника сложности. Жертвы огромны.

Что мешает кому-либо делать такие вещи сейчас? Почему легализация и хоть какое-то регулирование увеличат вероятность таких ситуаций?

Жесткость регулирования ограничивает оборот беспилотников (ст. 11.4 КоАП РФ). Полномасштабная либерализация этот оборот усилит. Риски пропорционально вырастут.

Т.е. чтобы сделать террористический акт нужна легализация полета дрона? В авто можно тоже оставить бомбу, это же не значит что нужно запретить пользоваться авто.

Софизм.

Речь лишь о том, что мягкая государственная политика в этой части может спровоцировать излишний бум рынка и, как следствие, пропорциональное усиление рисков в части безопасности.

Сравнивать совершение террористического акта с помощью авто и с помощью дрона - это все равно что сравнивать пулю и нож (ну или пальчик с попой)

Никакой связи. Даже если дроны полностью запретить, никто не мешает собрать один, прилететь на нём и осуществить это.

Это что-то из разряда "если запретить людям убивать друг друга, все равно найдется один, кто ослушается; следовательно, давайте прекратим действие уголовного законодательства".

Связь непосредственная. Больше разрешаем - больше рисков. И вопрос в том, где та золотая середина, при которой и публичные, и частные интересы будут учитываться.

Легализация позволит таким людям, как автор статьи, делать что-то полезное с дронами. При этом можно не освещать широко процесс этой легализации, чтобы не вызывать "излишнего бума". Плюсом регулирования будет то, что легче будет найти виновника преступления, совершенного дроном, полиция научится лучше взаимодействовать с такими преступлениями и может даже предотвращать их. Сейчас же мало кто вообще знает о дронах, а тот, кто решится на подрыв толпы, найдет инфу о них и сейчас, и при регулировании.
К тому же дроны стоят все таки не копейки, и не каждому ребенку купят такую игрушку и дадут играть с ней на оживленной улице, так что о вопрос упавшего на голову дрона преувеличен

Не понимаю... Доставка осуществлялась только в частные дома? Или как они в квартиру залетали?

Судя по ролику на сайте, костер спускает пиццу в руки курьера, который уже поджидает на улице. Затем курьер завершает доставку, принимая при этом оплату.

Интересно, в чем тут экономия? Курьер так или иначе выезжает по адресу. С пиццей в руках или без - это не принципиально. Как путешествует пицца - по воздуху на коптере, или в кофре скутера - голодному клиенту плевать. Пиццу не для того заказывают, чтобы всем рассказать, как она летает на беспилотнике. Или я дурак и ничего не понимаю?

Тоже видео посмотрел. Там, вероятнее всего, была просто демонстрация. Или нет? На сайте сказано про "авторскую доставку в окно".

0

Это была демонстрация, чувак внизу правильно все написал. Доставка пиццы на дронах это перспектива и в перспективе это будет дешевле, это будет быстрее, это будет качественнее (горячая пиццы), это будет прикольнее:)

Чувак, который правильно написал, вверху. А внизу их курьер, который на демонстрации взял с людей денег, хотя пицца для дело была включена в маркетинговый бюджет. :)

0

В основном мы доставляли пиццу на площадь, где ее принимал курьер, с этого начали, а потом уже в окно по двум адресам, и в другие места тоже на улицу.

0

Насколько я понимаю логистику доставки пиццы, использование дронов позволит иметь в каждом районе города одного "приемщика", который курсирует между домами, принимает пиццу, выдает её заказчику и получает деньги.
В отличие от ситуации сейчас, когда ради 2-3 пицц доставщику приходится ездить по пробкам от места изготовления до места выдачи, а потом обратно...
Т.е выгоды:
- меньше доставщиков;
- быстрее, в Т.ч. В часы пик;
- экономия на бензине и амортизации авто (кроме того, курсировать внутри микрорайонов можно и на велосипеде или мотороллере, что затруднительно по городским проспектам)

Разумеется, эта экономия должна окупить издержки и инвестиции:
- стоимость дрона;
- электроэнергии на его зарядку;
-з/п специалистам по эксплуатации и ремонту дронов;
- программное обеспечение для контроля маршрута дронов;
- страховые платежи.

И это не учитывая доставку напрямую в окно клиенту. Тогда вообще ни какой курьер не нужен и система полностью безопасна (клиент находится в квартире, а коптер висит над домом).

0

Доставка в окно - это способ для "сертифицированных" клиентов, которые понимают, как отцепить пиццу, не уронив ее или дрон, не поранившись и т.п....

Плюс для этого нужна предоплата на сайте или в моб приложении , не оснащать же дрон картридером+замком, который разблокирует пиццу, только тогда, когда оплата проведена успешно)))

0

На самом деле от человека, который заказал пиццу требуется только в определенное время открыть окно. Зацеп с пиццей влетает в окно, отсоединяет пиццу и вылетает самостоятельно. Мы уже протестировали эту схему, все работает. Такая доставка подходит для любого неподготовленного клиента. Да, оплата на сайте требуется, а чек прикрепляется к коробке с пиццей.

0

Интересно) Есть ли видео того, как это происходит?

0

Пока нет, но 10 ноября мы открываем SkyCafe.copterexpress.ru – можно будет придти к нам и увидеть как это работает в живую. Чуть позже видео снимем.

0

Да, оснащать. Код ввел, пиццу дрон отцепил.
Лишь бы дрон обратно в окно отпустили...

0

Очень конструктивная статья, круто было бы глянуть на сам процесс кастомизации дронов

0

Аппараты с массой менее 3 килограмм являются игрушками и не представляют серьёзной опасности для воздушных и наземных объектов.

Ok, выпускник МФТИ. Задачка по физике. Двух килограммовый дрон, падает с высоты 50м на голову менеджера среднего звена Федю. Вопрос, какова будет сила удара дрона об голову Феди, и что с ним станет? Сопротивлением воздуха можно принебречь.

Федору будет хорошая компенсация от фирмы, это я вам как выпускник ИТМО говорю.

Ок. То есть все остальное в этом тексте вас устраивает?

0

Ок. То есть все остальное в этом тексте вас устраивает?

0

А если самолет упадет на голову Федору? Это значит, что Аэрофлот надо закрывать или отказаться от перспективы использования самолетов?( Не надо Коптер Экспресс убивать в зачатке( Статья очень правильно называется "Чего не хватает России для создания рынка по воздушной доставке дронами" т.е. тут стоит вопрос (как помочь, чтобы хорошо работало?) и вот так надо рассуждать, это логика всех развитых стран.

А если самолет упадет на голову Федору? Это значит, что Аэрофлот надо закрывать или отказаться от перспективы использования самолетов?

ну сравнение вы подобрали хорошее самолет и дрон . Тоже самое можно сказать и про летающую тарелку и метеорит. Никто не хоронит идею . А дальнейшую перспективу все равно будут обсуждать ,в том числе и законодательно .

0

Проблема не в том, что дрон может упасть кому-то на голову. Проблема в том, что дронов, к сожалению, слишком мало чтобы перебить к чертовой матери всех врагов прогресса.

От авто погибают сотни тысяч людей каждый год. Запретить!!111

Всё что нужно сделать, это закрепить за владельцем дрона ответственность, что бы не повадно было летать над местами скопления менеджеров среднего звена.
Автомобили тоже очень опасная штука, но всё регламентировано, все машины на номерах и все ездят. А если кто то уж захотчет с помощью машины сделать какое то преступление - никакие ограничения и запреты не спасут.

Если кто-то подумал, что я хочу убить эту инициативу в зародыше, то он заблуждается.

Я лишь сделал акцент на то, что даже дроны легче 3 кило представляют опасность и за ними нужно так же следить.

0

Думаю 50м это низко. нынче дома выше строят. И не забывайте о линиях электропередач, об антенах, об перетяжками между домами...

Хотите разрешение на полёты, регистрируйте дроны, получайте номера, несите уголовную ответственность за полёты дронов.

Думаю когда вы поймёте всю опасность данного бизнеса у вас пропадёт желание просто так летать над городом. Дроны или игрушки для детей с малым радиусом и весом или для неких служб, но не для запололения воздушного пространства.

0

Я считаю порочной желание проследить за всеми абсолютно дронами. Есть игрушечные коптеры, размером с поллодони (Estes Proto X), или уже аппараты побольше, например Parrot AR.Drone или DJI Phantom, которые тоже покупают и дарят мальчишкам, как игрушки. Регистрация аппарата – это в первую очередь дополнительные расходы. Если мы обяжем регистрировать все и вся, то задушем игры, хобби, конкурсы, любознательность детей и т.д. И так очевидно, что если кто-то кинул в кого-то своей игрушкой, то он несет за это ответственность. Я предлагаю не перегибать палку.

1

Отличные предложения. Советую искать сторонников-лоббистов идеи во власти (в мире не так много областей, где можно захватить лидерство, и идея того, что Россия сможет стать лидером по коммерческой беспилотной доставке грузов, если быстро среагирует с законодательством, сможет найти влиятельных сторонников).

+кроме страховки можно предлагать использовать депозит или банковскую гарантию;
+обязательное оснащение дронов gps/ГЛОНАСС (для внешней экспертизы корректности заявленному маршруту);
+можно создать негосударствннную СРО, которая будет разрабатывать регламенты для беспил.перевозок - это эффективнее, чем поручить это чиновникам.

Точно сможет? В США эту идею уже активно пропихивает Amazon. Они то уж точно смогут провоцировать данный вопрос.

0

Я слышал, что Google, Amazon, DJI, 3DRobotics и другие объединяются вместе в ассоциацию по беспилотникам и планируют нанять самых высокооплачиваемых лоббистов, чтобы открыть над Америкой небо для коммерческих дронов. Это не так уж просто и быстро. Если в России дело пойдет быстрее, то многие могут начать свои разработки именно здесь.

0

В Америке, на самом деле, весьма нетипичные для свободной страны ограничения перевозок (например, лицензии и ограничения на такси и автобусные перевозки).

Поэтому там возможно столкновение с классическими перевозчиками.

В России классические перевозчики (кроме Аэрофлота и РЖД) не имеют какого-то заметного влияния. Зато влияние имеют потенциальные заказчики услуг дронов для мониторинга удаленного оборудования и сетей - это, навскидку, - Россети, Транснефть, Газпром, сотовые операторы и Ростелеком, а также муниципалы - лесники, автодорожники, пожарные/мчс и др.

Как раз в последней серии саус парка)

Я ждал эту отсылку, но чего такой невнятный кадр, не раскрывающий сути проблемы? :)

0

> Купленный гексакоптер мы быстро разбили, окончательно потратив все деньги инвестора.

> Дальше я инвестировал в проект исключительно свои деньги, но уже делал это с умом

Зачет :)

"сам нашел бизнес-ангел, который *дал в долг* небольшую [...] сумму денег, *став миноритарным дольщиком*"

М-м-м?

0

Возможны ситуации, когда соинвестор выкупает долю при обязательстве основателя выкупить ее обратно через какое-то время, либо когда "что-то пойдет не так".

Возможен также кредит или заем под залог доли в компании.

Т.е. между кредиторов и инвестором возможны разные переходные варианты...

0

Не совсем понятно, для кого будут все эти правила? Если они касаются только коммерческого использования БПЛА для юрлиц - хорошо, но тогда они не покрывают любительского использования таких аппаратов (авиамоделисты и простые люди, летающие в удовольствие), для них они будт сильно сложными, никто не будет страховать каждую модель, которые можно хоть за вечер перестроить, а тем более, страховать свой каждый вылет в парке, лесу, или поле.
Для регламентирования любительских полётов, всё что нужно сделать, это чётко зафиксировать ответственность за последствия от предполагаемого ущерба, который этот любитель может нанести. На все дроны необходимо нанести, к примеру, персональный номер, что бы если он свалится комуто на голову миновать ответственности было нельзя. Это повлечёт за собой более серьёзный подход к этому делу.
А то что пишут про террористическую угрозу, про коптер, который падает на голову - это никакого отношения к легализации и регламентированию не имеет. Никто не мешает кому угодно собрать дрон и кого то ним грохнуть, не зависимо ни от каких законов. Захотят - сделают в любом случае.

Правила для тех, кто летает над городом и местами, где дроны представляют какую-либо вероятностную опасность. Не имеет значение, с коммерческой целью или для хобби. Если игрушка и моделист-любитель, то пусть летает в парке на маленьких аппаратах, до 3 кг. Если моделист-профессионал, который тащится от больших моделей (а таких не мало) то пусть либо едет летать на пустое летное поле (как сейчас делают), чтобы никому не мешать, либо пусть регистрирует и страхует свой аппарат по-полной, чтобы ответственность понимать.

1

Спасибо! Очень важное уточнение к посту. Удачи Вам!

Уже говорил чего не хватает. Не хватает дронов, несущих ракеты Hellfire которые истребят всех луддитов и врагов прогресса. Слава роботам!

Смерть с небес!
то, что создаст больше вопросов, чем решит проблем - не должно случиться.

0

Проблемы, которые могут решить дроны - весьма конкретные, а вот угрозы - надуманные...

0

"доставку пиццы дроном и столкнувшейся из-за этого с несколькими штрафами" -
где про штрафы?

0

В начале пытались оштрафовать пиццерию за нарушение воздушного пространства lenta.ru/news/2014/06/29/komi но в итоге оштрафовали только меня vk.com/ponfil?w=wall156197_2646
Потом пришел штраф за грузоперевозки по воздуху без лицензии lenta.ru/news/2014/10/21/copter/
Оба штрафа мы сейчас оспариваем в суде.

0

Удачи.
А вообще не хватает таки, как Олег - энтузиастов. Было бы таких большинство, вопросы бы решались быстро.

Вообще в Сыктывкаре же первая была
komionline.ru/news/46695

0

Так это же про неё и.

0

Нужно просто ПДД для дронов и все. В этих законах нужно предусмотреть все возможные проблемы и не мешать прогрессу.

0

Любые стартапы должны решать какую-либо проблему. Что решаете вы? Доставку по Сыктывкару? Там есть проблемы с доставкой? Пробки? Курьеры пропадают с деньгами? Или клиентам нужна пицца через три минуты после выпечки?
Квадрокоптеры будут удобны там где держать людей не выгодно. Как с автоматами по продаже кофе. Простая работа и кофе может понадобиться в любое время суток, но поток не постоянный и держать продавца дорого. Что умеет коптер? Везти быстро, далеко и сокращать время доставки? Какие фундаментальные выгоды несет этот способ доставки? Коптерами удобно доставлять то, что не может доставить человек. Возможно наркодилерам это было бы удобно. Скинул уже оплаченый пакет и свалил. Это для города, для малых расстояний. Для которых пришлось проложить дополнительные коммуникации. Для комерческого использования дронов они должны преодолевать значительные расстояния. Тем чем сейчас занимаются перевозчики. Когда произойдет революция в производстве аккумуляторных батарей, коптеры смогут улетать надолго. Когда сеть будет везде, а не только в городах - тогда можно будет оправлять коптеры в отдаленные районы. Поэтому сейчас самое действенно использование коптеров это видеотрансляции. С матчей митингов и других массовых мероприятий. Коптер должен нести видеокамеру с хорошей оптикой и снимать издалека. А сам иметь систему защиты от падения на голову.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Aleksei Shabelskii
Улей

Это не бирюзово...

«Нужно давать людям работать так, как им хочется»: зачем зарубежные агентства заставляют сотрудников менять места в офисе
0
Vyacheslav Syrovatsky

Это всего лишь реклама, авторы которой успешно эксплуатируют новогоднюю тему.

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
Kat Bruce

хорошие советы, все просто и понятно.

Какие черты предпринимателей отталкивают инвесторов
0
Андрей Андрийчук
Intouch Media

pbs.twimg.com/media/CzFddAuWIAAOG6y.jpg
Аккуратнее в офисе, 18+

Пользователи «ВКонтакте» высмеяли конкурс Coca-Cola фотографиями фаллоимитаторов и банок других напитков
0
K M

Кэп?

Можно ли провести успешный редизайн приложения
0
Показать еще