Лого vc.ru

«Различия в менталитете чуть не привели к срыву глобального проекта»

«Различия в менталитете чуть не привели к срыву глобального проекта»

Директор по маркетингу digital-агентства Daily Profit, бывший бренд-менеджер PepsiCo Russia, British American Tobacco и Heineken Сергей Меркулов на основе личного опыта написал колонку о том, какие навыки можно приобрести, работая в крупных международных компаниях.

Поделиться

Одна из главных причин краха отечественного бизнеса — отсутствие опыта работы в больших западных корпорациях. Эти «машины» могут научить предпринимателя структурировать бизнес-процессы, выстраивать прозрачную работу с многочисленными партнерами, обеспечивать модель непрерывного роста кадров, а также интегрировать локальный бизнес в мировую сеть.

Поработав на позиции бренд-менеджера в компаниях PepsiCo Russia, British American Tobacco и объединенных пивоварнях Heineken, предлагаю менеджерам взять на вооружение лучшие практики крупнейших корпораций.

Бюрократия, работа ради процесса, а не результата, коррупция, отсутствие инициативы, панибратство — неотъемлемые черты крупных компаний. Об этих проблемах уже много было рассказано. Интереснее разобраться, как опыт работы в корпорациях помогает менеджерам избежать ошибок, подготовиться к форс-мажорам и в целом вывести свой бизнес на качественно новый уровень управления.

Систематизация процессов

Корпорации работают как часы, потому что каждый член команды понимает свою зону ответственности, необходимые компетенции для решения задач и ожидаемые показатели эффективности. Корпоративная культура — это глобальная дорожная карта: вы точно знаете, что произойдет завтра, через месяц и даже через год. Одни воспринимают эту стабильность как рассадник инертности в команде и имитации рабочего процесса, другие видят основу успеха.

Мультизадачность — важный фактор рабочего процесса менеджера корпорации. «Универсальные солдаты» должны уметь одновременно запускать рекламную кампанию, писать отчет руководству, собеседовать сотрудника, распределять бюджет, выбирать партнеров и многое другое.

Систематизация процессов обеспечивает стабильную эффективность работы не только отдельно взятого сотрудника, но и целой компании. Внутри корпорации вы общаетесь на одном языке, следуете единому пониманию тайминга. Более того, большие корпорации взяли в работу agile-подход. Уже сегодня они готовы идти навстречу сотрудникам, закрывая глаза на месторасположение его мобильного рабочего места.

Я участвовал в нескольких крупных проектах по запуску новых вкусов, упаковок и инновационных продуктов. Это часто требует серьезного переоснащения производственной площадки. С точки зрения проектного менеджмента, запуск новой производственной линии на заводе PepsiCo и разработка простого одностраничного сайта для клиента на стороне агентства имеют одинаковую структуру и подход.

Нужно определить весь состав работ, назначить ответственных исполнителей на все процессы, зафиксировать тайминг и контрольные точки. Остается только подгонять исполнителей и оптимизировать некоторые процессы по ходу работ, чтобы постоянно укладываться в сроки. Вроде бы всё просто, но масштаб проектов отличается несопоставимо.

В большой корпорации задействованы десятки профессионалов из нескольких стран с узкопрофильными и неоднородными специальностями, а ответственность измеряется десятками миллионов долларов. Без понятных процессов и прописанных должностных обязанностей может уйти целый год только на то, чтобы разобраться, к кому и в какой последовательности нужно обращаться по всем возникающим вопросам. Но бизнес не может себе позволить такой расточительности — всё должно работать как конвейер.

Командная работа

Не будем романтизировать роль отдельно взятого человека в машине корпораций. Этот винтик с самого начала показывает более эффективный результат в связке с другими винтиками. В командной работе есть свои правила игры: характеры уживаются, опыт дополняет, должности не противоречат, а обогащают.

В командных видах спорта невозможно в одиночку достичь результата. Эгоизм заменяет взаимовыручка, помощь, надежность и понимание. Каждый тренер (читайте — руководитель) должен выстраивать дружественную атмосферу в команде. Конечная цель — каждый винтик доверяет себе подобным.

Опыт реализации высоконагруженных командных проектов, где команда расширяется за счет партнеров, помогает в будущем сформировать требования к собственной команде и ее работе. В таких корпорациях, как Mars приветствуется конструктивная критика своих коллег. Замечания воспринимаются не ревностно, а как обратная связь или помощь.

На прикладном уровне командная работа помогает оценить преимущества и недостатки инструментов менеджмента проектов. Иногда доходит до смешного: старший менеджер по digital-коммуникациям одного из крупнейших рекламодателей России попросил своего партнера разработать мобильное приложение для мониторинга текущих рекламных кампаний. И потребность в подобном инструменте также приходит с опытом работы в корпорациях.

Интересно, что в данном вопросе рекламные агентства или стартапы могут дать большую фору западным компаниям. В последних часто самой большой сложностью на проекте становятся не технические препятствия и менеджерские задачи, а интриги, борьба за власть и внутренняя политика.

Я наблюдал проект по запуску нового вкуса холодного чая, который по данным всех исследований потребителей не нужно было запускать. Но у одного из топ-менеджеров в годовом плане стояла обязательна задача по запуску нового продукта. В результате, продавив одни отделы и договорившись с другими, он настоял на запуске. Проектная команда потратила огромные ресурсы на это, а менее чем через полтора года продукт сняли с производства из-за отсутствия спроса.

Сотрудники агентства намного сильнее нацелены на командный, а не индивидуальный результат.

Целеполагание

Корпорации стимулируют сотрудников развиваться. В систему роста включены тренинги, разбор кейсов, посещения конференций, международные мероприятия. Стандартизированная система оценки (evaluation) помогает руководителям отслеживать рост компетенций своих подчиненных.

Подобный процесс можно воспринимать как навязанную извне корпоративную культуру, а можно подойти к нему индивидуально. Во-первых, это внешний стимул двигаться вперед (декларировать задачи, инструменты для их решения и отчитываться за результаты). Во-вторых, это возможность официально использовать ресурсы компании для роста собственных компетенций. В-третьих, это ключ к доступу рабочего времени и опыту ваших коллег.

В каждой компании я сталкивался с разными системами оценок и планов развития сотрудников. Больше всего мне близок принцип 70-20-10. Он заключается в том, что 70% новых знаний сотрудник может получить через личный опыт, 20% — через наставления руководителя и 10% за счет тренингов и изучения литературы.

В конце 2000-х я выделил для себя приоритетный навык развития — ведение кроссфункциональных проектов с вовлечением большого числа отделов. Мы с руководителем определили подход к обучению: я получил сложный проект, который поручали мало кому из коллег на моей должности, а руководитель не мешал мне принимать самостоятельные решения, но всегда был готов дать совет и подстраховать. В качестве теоретического обучения у меня был разбор кейсов а-ля MBA, прочтение специализированных книг и получение сертификата о прохождении профильного тренинга.

По итогам года я перевыполнил поставленные цели и получил повышение. Ошибка большинства сотрудников на данном этапе — слишком большая надежда на тренинги. Это, конечно, полезно, но в моем случае — не более чем 3-4% составляющих успеха.

Системная работа с информацией

Представьте, что каждый день вы получаете больше 100 писем на корпоративный почтовый ящик. Многие из них отмечены «красным флагом» важности. Ваши действия?

Работа в корпорациях позволяет каждому повысить навыки обработки и систематизации огромного количества информации. Каждый день приходится сталкиваться с массивами данных, бесконечными простынями Excel с цифрами, новостями индустрии, изменениями законодательства.

Не утонуть в этом вам могут помочь следующие инструменты:

  • работа с папками и автонастройками в почте;
  • работа со списками задач и напоминаниями;
  • работа с календарем.

Умное планирование и приоритезация задач также станут вашими постоянными помощниками. Вам придется научиться выделять наиболее важное и тратить не более двух минут на несущественные вопросы. На вашем пути встанут телефонные звонки, отвлекающие в опенспейсе коллеги, риски зависнуть на кухне с кофе и печеньем, случайная встреча, разговор у туалета, но вы должны справиться со своей задачей — иначе справятся с вами.

Показательный случай. Когда я возвращался из отпуска в PepsiCo, то у меня уходило до двух дней на прочтение и обработку всей накопившейся электронной почты. Некоторые мои коллеги и в обычное время не успевали вчитываться в письма и отвечали на них по две недели. Но когда ты ответственен за коммуникацию бренда федерального масштаба, то тебе приходится перестраховываться и быть в курсе всех рабочих процессов.

Одна моя коллега пропустила срочное письмо о необходимости предоставить сертификат соответствия на продукцию в отдаленный регион. В результате продажи были заблокированы на несколько дней. Не стоит после этого удивляться, что львиную долю своей жизни бренд-менеджер проводит именно в электронной почте.

Менторство

Многие молодые специалисты, начав работать в корпорациях, сильно удивляются тому, что они могут задать вопрос любому топ-менеджеру, и он ответит. Привычная для мира модель «начальник — подчиненный» уступает место горизонтальному управлению в корпорациях. Умный человек быстро поймет выгоды подобной модели для собственного карьерного роста.

В современных образовательных практиках помимо командной работы доминирует формат менторства. Корпорации поощряют его, видя в нем ответственность за отдельно взятый департамент и за результат работы. Поэтому win-win ситуация — обращение к топ-менеджеру или менеджеру среднего звена компании с просьбой помочь освоить определенный навык или решить конкретный кейс. Благодаря связке «ментор — ученик» вырастает исключительный профессионал, впоследствии реактивирующий данный формат отношений.

Около 10 лет назад я начинал работать младшим бренд-менеджером бренда Heineken. Для меня было неожиданностью то, что меня назначили ответственным за реализацию глобального спонсорства фильма «Ультиматум Борна» в России. Проект включал в себя обширную медийную поддержку и организацию нескольких мероприятий. Сроки крайне сжатые.

Мой руководитель был в отпуске, а следующий менеджер по иерархии в долгосрочной международной командировке. Я пытался не подавать вида, что мне сложно, но вице-президент по маркетингу сам проявил инициативу — проводил со мной по несколько часов в течение недели, обучая всем секретам международного маркетинга.

Я откладывал обработку всех рутинных задач на нерабочее время, чтобы использовать по максимуму возможность общения с топ-менеджером и впитывал его опыт как губка. В результате я успешно реализовал проект, несмотря на отсутствие ряда менеджеров, и прокачал сразу несколько важных навыков за короткий период.

Мультикультурность

Сейчас в СМИ активно обсуждается тема иммигрантов. В вашей команде могут работать представители Франции, США, Малайзии, Польши и России. Опыт работы в больших корпорациях учит находить общий язык с людьми из разных стран. И если вы думаете, что фраза, написанная на сухом корпоративном языке, будет понятна абсолютно всем участникам рабочего процесса, вы заблуждаетесь. Дьявол кроется в деталях — акцентах, тональности коммуникации, культурном коде и многих других факторах.

Самый яркий случай из практики — это сотрудничество с центром разработок и инноваций Unilever в Великобритании. Обнаружились сразу два серьезных отличия наших стран. Россия — страна с развивающейся экономикой, в которой все происходит очень быстро. Англичане же привыкли к размеренному и спокойному темпу работы. Второе различие крылось в менталитете и стилистических особенностях общения.

Англичане даже самую бурную ярость и негодование демонстрируют знаменитой холодной вежливостью. Часто за витиеватыми формулировками с любезностями теряется даже смысл происходящего. В России же характерно меньше сдерживаться и явно демонстрировать свои эмоции.

Всё это чуть не привело к срыву глобального проекта. Нам нужно было запустить его через шесть месяцев, а английская сторона настаивала на двух годах. Несколько недель препинаний привели к ряду ссор и необходимости провести личную встречу, посвященную только обсуждению культурных различий. Третейским судьей выступал топ-менеджер из Восточной Европы, который близок к нам по менталитету, но симпатизировал западному подходу к работе.

Прозрачные жизненные приоритеты

Работа в Google или Facebook — мечта миллионов. Но тысячи сотрудников этих компаний ежедневно крутятся как белки в корпоративных колесах, нарушают незыблемые законы баланса работы и личной жизни, находятся в перманентном стрессе невыполнения поставленных результатов. Воспринимайте подобное как уникальный опыт. Умение остановиться и осмотреться по сторонам дороже новой должности.

Большие корпорации отрезвляют. Профессионал понимает, что он не хочет продолжать подобную игру и идет собственным путем: открывает свой бизнес, пишет книги, путешествует, создает семью, занимается воспитанием детей, эмигрирует. Каждый выбирает свои жизненные приоритеты. Часто они контрастируют с миром так называемых «белых воротничков». Но не попробуешь — не поймешь.

Тренд на стартапы ежегодно уводит тысячи ценных кадров из-под носа хедхантеров корпораций. Сложно однозначно сказать, хорошо ли это, но опыт, приобретенный в больших корпорациях, совершенно точно позволит профессионально управлять собственным бизнесом.

Опыт в больших корпорациях и своевременное предложение о работе помогли мне оказаться по другую сторону бизнеса — на позиции директора по маркетингу в рекламном агентстве Daily Profit. Опыт работы в крупных корпорациях позволил мне сформулировать позицинирование агентства: топ-менеджмент нашей компании работал на клиентской стороне, поэтому мы разговариваем с рекламодателями на одном языке, понимаем их проблемы.

Если вы попали в корпорацию, сфокусируйтесь не на процессе, а на результате — наборе развитых навыков, реализации проектов, создании сети связей внутри компании и за ее пределами (партнеры, СМИ, конкуренты). Выработайте для себя систему целей, по достижению которых вы вырастите внутри корпорации или вовремя ее покинете. Помните про «work-life balance», который помогает понять, что жизнь не заканчивается на работе: есть еще целый мир, включая семью и творчество.

Рубрика «Digital» выходит при поддержке проекта «Одноклассники»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Работала в очень крупной компании Panasonic,более 7 лет. Получила бесценный опыт. Все, что здесь описано в статье применялось в японской Компании. Надеюсь все-таки открыть свой бизнес...

0

читая статью уже после первого пункта про систематизацию процессов, чуть не заплакал. Как хочется укрыться от реалий нашего бизнеса в гавани большой корпорации...

0

Зачем это все написано??? Это все есть в любом даже самом банальном пособии или учебнике по эффективности бизнеса. Ладно бы еще от себя написал - живо, интересно, с юмором, примерами из жизни... так нет же, все сухо как в книжке.

PS. Сергей, прошу без обиды воспринять мои слова, уверен, что Ваши личные качества позволяют писать реально интересные статьи, иллюстрированные Вашим немалым опытом.

Какой учебник бизнеса посоветуете?

0

Надо уточнить, что бренд менеджеры корпораций в большинстве своем занимаются х**ней и перекладыванием бумажек. Но это конечно же субъективное мнение.

Надо уточнить, что про многие профессии это сказать можно. А если критически подойти к тем, кто реально создает какой-то продукт: программистам, строителям, токарям и т.д., то и про них можно похожее написать. Мол, вместо нормального продукта что-то очень плохое и не годное в пищу делают. Поэтому давайте без вбросов, хорошо?

0

Лично знаком с бренд менеджерами нескольких корпораций. И с какх пор субъективное мнение является вбросом? На свой счет принял?

0

С тех пор, когда личное мнение имеет целью оскорбить или унизить человека или группу лиц, не неся в себе никакой полезной смысловой нагрузки. В вашем случае совершенно непонятно, почему кого-то должно волновать ваше мнение, оторванное от реальности, к контексте этой статьи. Это как бабка на лавочки диагнозы всем дает.
Предположим, вы оказались правы и дальше-то что? Как это повлияет на мысли изложенные в статье?

"На свой счет принял?"
Да, я порой болезненно воспринимаю идиотские комментарии. Это плохо?

0

Во-первых, мой комментарий не несет в себе цель оскорбить кого-то.
Во-вторых, он не оторван от реальности, т.к. я представляю чем занимаются мои знакомые БМы и их коллеги. В моем понимании это хня и перекладывание бумажек.
В третьих статья - вода.

И наконец, мне лестно, что мой комментарий вызывал такой эмоциональный резонанс и жжение ниже спины.

0

1. "мой комментарий не несет в себе цель оскорбить кого-то" - вы работу множества людей назвали херней или и того хуже. Вы оскорбитесь, если то, чем вы занимаетесь, назовут так же?

2."он не оторван от реальности, т.к. я представляю чем занимаются мои знакомые БМы и их коллеги. В моем понимании это хня и перекладывание бумажек" - как пример я расскажу вам о том, что мне рассказывают мои друзья админы в одной крупной компании. Они на мой вопрос о том, что они сейчас делают в основном говорят, что играют в контру или доту, или по форумам лазят. Какой я вывод должен сделать? Но я ошибусь, так как кроме это, они еще множество чего полезного делают, но не любят про это рассказывать. И еще, ребенок не всегда может понять, чем занимается взрослый, но это не значит, что взрослый занимает хней, просто ребенок пока еще не в теме. В вашем случае, вы даже не хотите быть в теме.

3. "статья - вода", поэтому вы делаете вывод, что все вокруг плохие. Ок.

4. "И наконец, мне лестно, что мой комментарий вызывал такой эмоциональный резонанс и жжение ниже спины" - наслаждайтесь, мне не жалко.

0

1) Нет, я не оскорблюсь. Результаты моего труда вполне наглядны.
2) Либо они делают свою работу так хорошо, что инфарструктура не требует постоянного вмешательства и остается время на все остальное, либо начальству пофиг чем занимаются сотрудники.
3) Я написал статья - вода, поэтому ты делаешь вывод, что я делаю вывод, что все вокруг плохие. )))

1

1. Поверьте мне, каждый работник видит результат своего труда, но не факт, что этот результат видят окружающие, особенно те, кто не вовлечен в процесс, внутри которого работает исходный работник. т.е. по мнению сотрудников разных отделов, их коллеги из других отделов скорее всего занимаются никому не нужной пустой работой (перекладыванием бумажек, просиживанием штанов у монитора, имитацией кипучей деятельности). Так что ваше мнение просто укладывается в стандартную картину, и не несет ценности для тех, кто видит картину в целом. Это мнение шестеренки о другой шестеренки, когда всю логику работу механизма обозревает условно лишь его создатель.
2. Вы в своих рассуждения ушли не туда. Мы говорим о том, что говорят и что делают сотрудники на работе - это вещи разные, и о том, что не посвященному в процесс не всегда видится смысл в действиях других.
3. Вы этот аргумент привели в защиту того, что БМ - это тупое перекладывание бумажек. как его расценивать? БМ бесполезны, поэтому статья сразу становится по умолчанию водой или так как статья вода, вы делаете вывод, что все БМ бесполезны. Или третий вариант, вы просто от балды притянули этот аргумент. Из категории: "а еще я петь могу".

Мне надоело с вами дискутировать, так как темы разговора в голове вы не способны удержать, сваливаетесь к побочным вещам, какие-то левые аргументы приводите. Вы потеряли нить разговора. Я надеюсь вы услышали, что я вам хотел сказать.

0

Самому не тошно от той чуши, что ты пишешь?

0

Стас, вы - яркий пример человека, который написал откровенно идиотский комментарий, не смог его защитить и слился, перейдя на личности. А тошнить... Нет, меня не тошнит, а скорее может подташнивать (такое мерзостное чувство дискомфорта, когда и блевать не с чего, но все признаки отторжения происходящего на лицо) от скудоумия собеседника. Но ведь это не про вас, правда?

0

ну а что сделать, если это правда?))) не спать же идти.

0

Директор по маркетингу Daily Profit, бывший бренд-менеджер PepsiCo Russia, British American Tobacco и Heineken Сергей Меркулов на основе личного опыта написал своё резюме.

Большие бюджеты и дорожные карты это галлюциногены) - кажется что все это ты сам. Текст похож на печальные мемуары про лихую жизнь, режет глаз, речевые обороты от канцелярского до гопы, мысли скачут. Надеюсь про подвиги в daily profit тоже что-нибудь прочтем)

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Мария Томова-Каллмир

4иста енергия от крематориите и кланниците

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Илья Мiрошниченко

Я вроде не в вакууме, в соц.сетях появляюсь, но никакого вжух не замечал пока банк один у себя не запостил..

А по факту выходят все такие флешмобы по формуле "ляпни че хочешь и добавь вот это"

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Andrey Rublev
vantablack

Хорошо. Можете на конкретных примерах пояснить, как они дополняют смартфон и упрощать его использование?

От $740 млн до $40 млн за один год
0
Vorp A-Being-Of-Light

И как-нибудь можно этим рецепторам повысить чувствительность?

Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее
0
Mark Lesly

Проще в рестике покушать, чем за 1 кг. Берлинской вишни выкладывать в Азбуке 20 тыс. руб.

«Азбука вкуса» и бывшая «Афиша-Еда» запустили сервис для доставки ингредиентов по рецептам журнала
0
Показать еще