Лого vc.ru

Поиск вдохновения для бизнеса в креативных кластерах Азии — обзор Владислава Солодкого

Поиск вдохновения для бизнеса в креативных кластерах Азии — обзор Владислава Солодкого

Владислав Солодкий, управляющий партнер венчурного фонда Life.SREDA, написал для ЦП колонку о том, как современное искусство и технологические компании Азии помогают перезагрузить мозг и показывают новую волну предпринимателей, которые будут удивлять мир после Alibaba и Xiaomi.

Солодкий также назвал 17 мест в Азии, где лучше всего искать вдохновение.

Поделиться

Когда я хочу нащупать новый тренд или придумать что-то новое, то последнее, куда я обращусь за вдохновением — это бизнес-журналы или бизнес-конференции. Чаще всего я устраиваю себе и своим сотрудникам inspiration tours: за уникальной корпоративной культурой — к Тони Шею в Downtown Project в Лас-Вегасе, за вечеринками и музыкой — в Williamsburg в Нью-Йорк, за модой — в Shoreditch в Лондоне, за eco и local — в Pearl District в Портланде.

Monocle, FastCompany и Wired знают про next big things гораздо больше, чем Forbes. За последние полгода я открыл для себя несколько новых креативных районов в Азии — с одной стороны, их современное искусство отлично вдохновило моё воображение, с другой стороны, представители новой волны предпринимательства в этих кластерах дали представление о том, почему бизнес нужно делать именно в Азии. И дело тут совсем не в количестве потенциальных клиентов или деньгах.

Недавно я читал интервью с 28-м президентом Гарвардского Университета Дрю Джилпин Фауст следующее: «Возьмём, к примеру, легенду Кремниевой долины Стива Джобса, который совмещал в себе две противоположности: технократа и гуманитария. Для него дизайн был неотъемлемой частью технологий, которая проводила грань между его продуктами и всем остальным. Увлечение дизайном и гуманитарными науками — то, что позволило Джобсу быть столь изобретательным и передовым, каким мы его помним.

Примерно месяц назад я говорила с Эриком Шмидтом. Мы не можем предсказать даже ближайшее будущее. Технология в корне меняет столько привычных нам истин, профессиональных функций, экономических принципов, что мы не представляем, какая работа будет у студентов лет через десять. Людям нужны особые навыки и предприимчивость, чтобы быть максимально гибкими — только так можно преуспеть в постоянно меняющемся мире».

Главный редактор Harvard Business Review вторит ей: «Я бы назвала это способностью видеть картину мира во всей ее сложности. Умный человек отличается от дурака способностью выявлять внутренние закономерности и драйверы происходящего. И, похоже, зависит интеллект не только от скорости протекания химических процессов в головном мозге, но и от привычки размышлять вне готовых схем, менять подходы, делать выводы, не опираясь на мнение авторитетов.

Как развить в себе этот навык? Можно попробовать нагружать свой мозг каким-нибудь непривычным способом. Скажем, слушать баховские “Голдберг-вариации" и размышлять о том, чем исполнение совсем молодого Гленна Гульда отличается от его же исполнения в зрелые годы. Похоже, таким развлечениям любил предаваться Стив Джобс, во всяком случае два варианта гульдовских “Вариаций" он всегда имел под рукой.

Не хуже, чем хорошая музыка, освободить мозги от давления схем и концепций помогает и чтение толстых, сложных книг. Фолкнера, например».

Я же предпочитаю шляться по галереям современного искусства, модным кафе и клубам, магазинам молодых дизайнеров.

Если Европу представить как аристократическую даму, в мехах, с бриллиантами на морщинистых пальцах, Америку — как успешного бизнесмена на яхте с любовницей, то Азия — как поджарый загорелый юноша, своим умом и трудолюбием поступивший в лучший университет, а своим спортивным телосложением привлекающий внимание к себе.

У первых двух — успех, деньги и опыт, у третьего — энергия, будущее и эксперименты. Да, этот юноша может оступиться и он никогда не достигнет уровня уже состоявшихся героев, но его планы дерзки, а возможности безграничны.

Современное искусство Азии не такое социально-рефлексирующее, как европейское, не такое эпатирующее и ироничное, как американское, и не такое депрессивное, как советское и российское.

Оно — многообещающее, как первый коктейль в начале вечеринки, немного агрессивное, как толпа в ожидании распродажи, латентно-сексуальное, как цензурированное крупными пикселями порно, позитивное, как улыбка Обамы, простое и ясное, как букварь или рекламный слоган, новое и свежее, как простыни в номере. Оно никого не копирует и никому ничего не хочет доказать.

Такой же и малый и средний бизнес в этих районах. Я видел много креативных кластеров и много предпринимателей в них. Где-то это охраняемые, как зоопарке, от ненастий окружающей среды местными властями и лишенные иммунитета оазисы местного бизнеса, где-то — это снобские истории для кучки модников с айфонами и места для селфи, где-то — это доморощенный лубок, больше похожий на предмет истории, чем взгляд на будущее.

В азиатских креативных кварталах — это международного качества продукт, без лишнего пафоса, прилежно впитавший в себя в традиции своей страны и ведущие технологии западного мира, спокойно проводящий первые встречи с клиентами.

Где-то, как в Китае или Малайзии, у половины предпринимателей нет устройств для приема у вас к оплате банковской карты, где-то, как в Сингапуре, вы сможете заплатить QR-кодом со смартфона, но везде это будет что-то интересное, цепляющее, утилитарное.

Шанхай

Больше всего креативных кластеров в Шанхае — их в два-три раза больше, чем я здесь перечислил. Однако большинству из них стоило бы быть более открытыми миру — завести свой сайт (будет здорово, если и на английском языке), заполнить о себе страницу на Wikipedia, начать принимать банковские карты к оплате.

Примечательно, что все эти районы не для туристов. Туристы там есть, но это всё «окно в мир» для внутреннего спроса. Это — глоток новых знаний и доступ к новым технологиям. Сюда приезжают толпами со спальных районов, детально изучают каждый экспонат, пытливо пробуют. Воздух настолько плотный от идей и знаний, которыми пришли обменяться тысячи людей, что кажется, что его можно потрогать руками или нарезать, как пирог, ножом на дольки.

1. M50, Шанхай, Китай

Шанхай — как Нью-Йорк, только с азиатскими лицами, — ещё более молодой и стремительно развивающийся. Его бы я начал осматривать с района M50. Это бывший промышленный район, который с 2000-х годов начали обживать художники, так как аренда в нём была очень дешевая.

Сейчас здесь более 120 галерей современного искусства. Несколько модных кафе и необычных магазинов. Здания и территория до сих пор принадлежат корпорации Shangtex, уже несуществующей ныне государственной текстильной фабрике. Множество интересного стрит-арта на стенах. Очень ухоженная территория.

2. Tianzifang, Шанхай, Китай

Район построен в 1930-х годах. В 2006 году его хотели снести, но местные художники, поселившиеся здесь, добились самоуправления на его территории. Достаточно быстро к художникам подселились кафе, рестораны, магазины, дизайнеры.

Сейчас в районе более 200 представителей малого и среднего бизнеса. Район очень колоритный, в нём много беспорядка. Впрочем, это не создаёт ощущения грязи.

3. Shanghai Fashion Hub, Шанхай, Китай

В 2005 году муниципальные власти отдали местное здание автомобильного завода и ряда фабрик Ассоциации моды Китая. Местные модельеры, академии моды, отраслевые ассоциации — теперь это огромный fashion district в Шанхае.

4. Bridge 8, Шанхай, Китай

Этот район — произведение искусства и одновременно индульгенция современной архитектуры. Если вы думаете, что стекло, бетон и металл — это скучно, то вам обязательно здесь надо побывать.

На бывшем автомобильном заводе ныне расположено всё, что касается дизайна — от магазинов одежды до промышленных объектов.

5. 1933, Шанхай, Китай

В уникальном громадном здании в стиле арт-деко раньше была скотобойня, а после реновации 2008 году здесь одновременно соседствуют галереи, разнообразные рестораны и модные магазины, дизайнерские бюро и отель.

6. Redtown, Шанхай, Китай

Бывшая территория сталелитейного комбината частично отдана объектам современного искусства и представителям творческой индустрии, частично — под офисы обычных крупных компаний, которым важно, в какой атмосфере работают их сотрудники.

7. №798, Пекин, Китай

Недавно правительство Китая заявило, что запустит в Пекине венчурный фонд объемом $6,5 млрд для поддержки технологических стартапов. Глава Государственного совета Китая Ли Кэцян заявил, что цель этого фонда — поддержать развитие новых индустрий, которые затем помогут экономическому росту страны. Фонд будет включать в себя как деньги правительства, так и средства от частных инвесторов.

Запуск спонсируемого государством венчурного фонда происходит в рамках стратегии Китая по проведению финансовой реформы за счет увеличения инвестиций в частный сектор и уменьшения зависимости экономики от инвестирования в реальные активы.
C 2011 года у венчурных фирм в Китае были проблемы со сбором средств — в КНР был введен запрет на IPO, что сильно усложняло процесс выхода.

Однако мораторий теперь снят, и в 2014 году сфера венчурных инвестиций в стране начала восстанавливаться. Правительство стало поощрять инвестирование в секторы финтех и биотех.

Креативный район №798 так же глобален, как эти планы. Ничего подобного с точки зрения размеров и разнообразия я никогда не видел. Эта территория бывшего военного завода наполнена несметным количеством стрит-арта, современной скульптуры, галерей, дизайн-центров, магазинов одежды.

С точки зрения проживания, очень рекомендую селиться в дизайнерском отеле East Hotel в нескольких сотнях метров от креативного кластера. На завтраках и обедах в местном Feast café вы легко познакомитесь с местными и зарубежными предпринимателями, работающими в этом районе.

8. Zhongguancun, Пекин, Китай

Китайская Кремниевая долина — технологический парк Чжунгуаньцунь — выходит за пределы Пекина и располагается ещё в двух зонах: Тяньцзине и провинции Хэбэй. У передового техноцентра Китая русские «корни».

Первую компанию на улице Чжунгуаньцунь открыл в 1980 году Чэнь Чуньсянем — физик, который получал образование в России и путешествовал по американской Кремниевой долине. Спустя всего шесть лет район насчитывал более 100 компаний, а сам технопарк образовался к 1999 году. Сейчас в нём открывается по две компании в день.

За 20 лет через технопарк прошло 20 тысяч компаний, а доход за прошлый год составил $406 млрд.

9. Publika, Куала-Лумпур, Малайзия

Не пугайтесь того, что Publika называют «торговым центром». Этот огромный центр действительно монетизирует трафик за счёт торговых и офисных площадей, но все самые главные и заметные глазу места отданы под стильные молодежные кафе, дизайн-студии, галереи и объекты современного искусства. Обязательно посмотрите графити в их туалетах.

Если раньше визитной карточкой Куала-Лумпура были Petronas Towers — то сейчас пальму первенства я бы отдал Publika. Это исламское государство показывает, как оно тонко чувствует время и впитывает в себя новые технологии.

10. X-98 a reborn Zone 9, Ханой, Вьетнам

Креативные кластеры Ханоя больше посвящены искусству, чем новой волне предпринимательства. К тому же, они очень разбросаны по городу. Наиболее полный путеводитель по креативных хабам дает в своем исследовании British Council. Самая крупная и самая новая точка на карте — молодёжный район Х98.

11. Station 3A, Хошимин, Вьетнам

Район Station 3A — визитная карточка местного бизнеса. Здесь нет народного творчества и нет массовых марок — организаторы пространства очень дотошно подошли к отбору магазинов одежды, галерей, кафе, студий, которые располагаются здесь.
Только лучшее из местного, только свежая кровь и новые идеи.

12. Work Saigon, Хошимин, Вьетнам

В Хошимине достаточно много коворкингов. Самый известный из них — Work Saigon — для представителей ИТ и творческих индустрий. В коворинге — один из лучших ресторанов в городе и свой бассейн.

13. TCDC, Бангкок, Таиланд

Thailand Creative & Design Centre — место, где глобальные тренды встречаются с тайскими идеями и вдохновением. Кинотеатр, библиотека, множество public talks, галереи, кафе. Место призвано служить развитию дизайна и креатива в стране.

14. JCCAC, Гонконг

Здание, в котором находится Jockey Club Creative Arts Centre, когда-то было заводом, потом — пристанищем для множества кустарных мастерских. Сейчас это один из крупнейших центров современного искусства в Азии.

Вторым центром современного искусства в Гонконге является The Hong Kong Arts Centre.

15. Huashan 1914 Creative Park, Тайпей, Тайвань

Раньше в этом здании 1914 года размещался винный завод. В 1997 году его нашла в заброшенном состоянии театральная труппа и начала ставить там пьесы. Постепенно место стали населять художники и представители других творческих профессий.

16. Gillman Barracks, Сингапур

Раньше тут был военный и спортивный лагерь. С тех пор в наследство достались обособленная территория, утопленная в зелёной изгороди от посторонних глаз, футбольное поле, баскетбольная площадка и теннисные корты.

На огромной территории, с двух сторон окруженной большими и прекрасными парками, раскинулись здания бывших казарм в колониальном стиле, каждый из которых сейчас превращен либо в галерею современного искусства, либо в кафе.

На территории множество остроумного стрит-арта. Одно из лучших мест на земле по поиску вдохновения и новых идей, которые я видел. Также рекомендую галерею Ode To Art, которая, к сожалению, не находится в этом месте.

17. Tiong Bahru, Сингапур

Tiong Bahru (дословно «новое кладбище») — один из самых старых районов Сингапура, ныне переживающий своё второе рождение. Это местный SOHO (только в стиле арт-деко) со всеми подобающими атрибутами: модной молодежью и яппи, которые селятся вокруг, модными кафе, книжными магазины, местными авангардными дизайнерами.

Рядом расположен недавно открывшийся в Сингапуре магазин журнала Monocle — Monocle Shop.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

Статьи по теме
Гид по азиатским коворкингам: Сингапур, Южная Корея, Вьетнам и другие страны13 апреля 2015, 17:34
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Если так подумать, то почему же все эти креативные кластеры считаются "глотком свежего воздуха" и реагентом для генерации новых идей? Разве они не стали мейнстримом? Везде ведь открывается всё то же самое.
Я, конечно, немного завидую резидентам таких кластеров, но если так подумать, то все самые крутые идеи и компании рождались не среди молодёжных кафе, галерей бесполезного искусства с яппи и туалетах с граффити (которые, конечно, куда лучше обычных туалетов), а в куда более суровых условиях.
Мне кажется, эти креативные кластеры точно также шаблонизируют мышление, просто на свой лад.

просто это модно и люди делают на этом бизнес, что конечно не исключает что среди кучи сора найдется пару самородков. но они появились бы и без кластеров

0

Как-то провел исследование "Откуда берутся идеи".http://iskros.com/post/110556649227

0

Помойки какие-то)
В Шанхае мимо всего этого ходил - никогда бы не подумал, что целенаправленно кто-то едет сюда "за вдохновением".

Ехать надо в офисы Tencent/Alibaba/Baido... и по работе.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Сергей Фатеев

Меня всегда удивляла логика владельцев крупных капиталов.

Всегда идет речь о сохранении И приумножении капитала, но иногда (читать - очень часто) одна грань берет верх над другой.

Прибыль blackrock за первое полугодие 2016, что то около 0.3%, когда рынок за тот же период вырос, что то около 4%

Я конечно понимаю, что эта средняя температура по больнице и это с учетом прибыли от управления недвижимостью...

Но видимо для многих крупных капиталов, сохранение важнее приумножения, когда рынки переписывают новые максимумы и все ждут начала крупного медвежьего движения.

«Я — Аладдин»
0
Павел Гросс-Днепров

А денег на мой Kredit.kz нет))

Казахстанский сервис онлайн-займов «Кредит24» привлёк $2 млн от британского фонда Finnams Management
0
Павел Николаев

Может и не станет бесталанным! Спросит тут, как стать таланным, получит ответ и вот он, новый Мегасупердрайвруководитель готов..

Что выбрать — работу по найму или собственный бизнес
0
Олег Архангельский

Вы правы, не очень надежный способ, однозначного соответствия не получается. Но по крайней мере, так они избегут массовой активации левыми людьми.

МГТС разослал своим клиентам бесплатные тестовые SIM-карты вместе со счетами
0
Alexander Yankovskiy-Betcher

Два года назад подняли evaqalarm.ru
Простейшее приложение с одной кнопкой под обе основные платформы.
Не полетело. Даже среди водителей нет духа взаимопомощи, никто не стал пользоваться.

Beepka — сервис SMS-уведомлений об эвакуации автомобилей
0
Показать еще