Лого vc.ru

Какой бизнес стоит запускать во время кризиса — мнения российских инвесторов

Какой бизнес стоит запускать во время кризиса — мнения российских инвесторов

Редакция vc.ru узнала у российских инвесторов и предпринимателей, какие сферы бизнеса они считают наиболее перспективными в условиях падающей экономики.

Поделиться
Петр Лукьянов,управляющий партнер Phystech Ventures

Мы занимаемся технологическими компаниями, и для многих из них кризис становится временем возможностей. Он в определенном смысле снимает барьеры для выхода на рынок новых технологических продуктов. Консервативный клиент, который в иных условиях не видел принципиальной необходимости внедрять новые решения, сейчас готов рассматривать все возможности, позволяющие оптимизировать бизнес, поскольку это единственный способ выжить.

Новые технологии в кризис — это как лекарства: от ОРВИ лечатся по старинке, а вот в случае заболевания с неизвестным исходом готовы принять и экспериментальные препараты. Поэтому востребованными оказываются компании, которые могут предложить подобные решения.

Например, одна из наших портфельных компаний — «Перфобур», нефтесервисная компания, разрабатывающая технологии повышения нефтеотдачи старых скважин на основе радиального бурения. В условиях заморозки новых проектов технологии такого класса позволяют сохранять уровень добычи без существенных капитальных затрат, поэтому интерес к ним в значительной мере растет без оглядки на цены на нефть.

Еще один кейс — портфельная компания Raxel Telematics, которая предоставляет телематические сервисы для КАСКО крупным страховым компаниям. Экономический кризис серьезно скорректировал развитие рынка страхования в России, а КАСКО для многих игроков стал убыточным направлением. Поэтому продукты, которые разрабатывает Raxel, оказались крайне востребованным инструментом для снижения этой убыточности на 20-40% и увеличения пула лояльных клиентов.

Российские технологические компании, рассчитывающие на рост в условиях экономического кризиса, обязательно должны планировать международную экспансию. Ориентация на экспорт позволяет российским компаниям вполне комфортно чувствовать себя даже там, где международные игроки будут работать на грани убыточности.

Опять-таки, пример из нашего портфеля — компания «Геонавигационные технологии» (Geosteering technologies Inc), которая разрабатывает продвинутый софт для геонавигации и геомеханики, а также занимается сопровождением бурения горизонтальных скважин.

В США геологическая проводка одной скважины обходится в $5-7 тысяч, и для большинства американских игроков это грань рентабельности. Компания, расходы которой — рублевые, может вполне рентабельно работать при уровне цен $2-3 тысяч за скважину.

Дмитрий Чихачев,
управляющий партнер Runa Capital

Мы инвестируем в ИТ, поэтому я буду рассуждать в рамках этой отрасли. В разработке ПО видим сейчас 2 перспективных направления, в которых активно занимаемся поиском стартапов.

Во-первых, снижение издержек для традиционного бизнеса за счет внедрения информационных технологий – например в финансовой сфере, образовании, медицине, розничной торговле, управлении.

Во-вторых, экспортный потенциал за счет снижения стоимости отечественной разработки сложных программных продуктов — например, в области компьютерной безопасности, больших данных, машинного обучения.

Конечно, спектр возможностей гораздо шире и выходит за рамки ИТ-индустрии, но два фактора, которые я выделил (снижение издержек и экспортный потенциал), работают и в других областях экономики.

Андрей Романенко,
акционер Run Capital

Постулатом для проектов, реализуемых в кризис, должна быть востребованность, хотя я считаю, что это требование необходимо в любое время, но в кризис этот вопрос стоит наиболее остро. В этот период невозможно навязать продукты и сервисы, несущие дополнительные затраты, так как экономия выходит на первый план. Соответственно, успешными смогут стать проекты, растущие за счёт виральности, а не требующие больших маркетинговых бюджетов.

Что касается направлений проектов, то востребованными могут быть финансовые советники, краудфандиговые проекты — инструменты, которые позволяют как минимум сохранить средства или получить кредит. Это обусловлено тем, что классические финансовые инструменты теряют свою привлекательность, а объем кредитования значительно снижается из-за повышающихся рисков.

Повышается привлекательность онлайн-платформ, соединяющих заказчиков и исполнителей — сервисов, позволяющих исключить посредников и агентов, тем самым сокращая стоимость и время получения сервиса.

Также, как показывает мировой опыт, в кризисный период популярными становятся проекты, оптимизирующие бизнес-процессы и снижающие стоимость требуемых сервисов.

Игорь Рябенький,управляющий партнер AltaiR Capital

Единого рецепта нет. Если идти в традиционный бизнес, нужно привязываться к реалиям сегодняшнего дня, и я бы шел в те направления, которые отличаются наличием устойчивого спроса. При этом смотрел бы, имею ли я какие-то способности и преимущества. В частности, шел бы в нечто, связанное с повседневными потребностями людей, типа питания, медицины, обучения. Это вещи, которые нужны людям каждый день.

Другое дело, что рынок схлопывается, а конкуренция большая. Так что я искал бы какую-то уникальную, пусть даже и небольшую нишу. Достигал бы преимущества за счет лучшего расположения, лучшего сервиса, лучшего понимания, лучшего продукта.

Если брать онлайн-бизнес, общий тренд — везде повышательный. Но в связи с ухудшением экономической ситуации, в первую очередь в связи с нестабильностью валютных курсов, есть падение покупательской способности, которое заставляет страдать компании, работающие чисто в рублевом секторе. Поэтому я бы шел в более легкие продукты: делать что-то тяжеловесное технологическое — можно тупо не поднять денег, не прокормить людей. Решения должны быть рассчитаны не только на рынок России. У них должна быть хорошая экспортная составляющая.

Если человек четко хочет делать что-то технологическое, перед тем, как нырять в этот бизнес, нужно убедиться, что есть сильные финансовые партнеры, которые позволят удержать этот бизнес на плаву хотя бы в ближайшие два-три года.

Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ Фонда развития интернет-инициатив

В кризисе потребление занимает две полярные позиции: с большими суммами добавляется прагматизма, с небольшими суммами «на себя любимого» добавляется импульсивности. Первое происходит, так как денег становится меньше. А второе — потому что светлое будущее начинает казаться призрачнее и острее хочется жить здесь и сейчас.

Что из этого следует для ИТ-предпринимателей. На полюсе импульсивного потребления растут игры, музыка, видео, гэмблинг и нелегальный контент всех мастей. На полюсе рационального — все, что помогает или больше заработать (в это поверить труднее), или весомо сэкономить уже сейчас.

Естественно, вырос и будет продолжать расти локальный туризм. Сильно увеличилось желание зарабатывать не в рублях — это толкает выходить сразу на международные рынки. Если смотреть на инвестиционные запросы бизнес-ангелов и фондов, то вырос спрос на стартапы с оборотом в валюте и на стартапы, зарабатывающие с первого дня.

Что со всем этим делать? Во-первых, запускать бизнес-модели, которые с первых транзакций позволяют положительную unit-экономику. Во-вторых, делать продукт сразу за пределы России. Еще лучше иметь «два в одном» — положительную экономику на международном рынке. Стартовать в кризис лучше, так как смельчаков меньше, а на выходе из кризиса у вас будет задел перед конкурентами. При этом если вы выстоите в кризис, то все остальное покажется легкой прогулкой.

Пара конкретных советов. Офлайн-ритейл ищет решения для оптимизации своих процессов, и повышение рентабельности даже на доли процента для крупных игроков очень желательно. Банкам сложнее стало зарабатывать на кредитах — нужны дополнительные средства монетизации клиентов. Ряд отраслей бурно растет и вообще не очень считается с затратами, а ориентирован на повышение доли рынка, например, производители сыров.

Вообще, кризис — это всегда подвижки рынка. Подвижки рынка — это большие возможности, которых раньше не существовало. Ищите их и никому не говорите про то, что нашли.

Евгений Гордеев,управляющий партнер Russian Ventures

Ниш много, но есть несколько основ, которых я бы сейчас придерживался.

Маркетплейс, где продавцы находят покупателей. В кризис это особенно интересно всем — если раньше покупатели как из рога изобилия валились на голову, только успевай чеки выбивать, то сейчас все ищут новые каналы сбыта, новые формы продвижения.

И бизнес, и люди – продавцами теперь, как мы знаем, могут быть все — я бы вообще больше смотрел на индивидуалов, которые могут что-то продать, оказать. Конечно, индивидуалов больше, но бизнес охотней платит. У бизнеса горит все — аренда, зарплаты, товары лежат, поэтому они охотней платят за любые улучшения продаж.

Комиссия — 10-30% за то, что вы поможете человеку или бизнесу что-то продать. Собирайте отзывы покупателей, это даст стимул продавцам хорошо себя вести, добавит уникальность продукту. Покупатели любят почитать или просто отсортировать по рейтингу.

Есть не только мобайл — несмотря на то, что убер-шмубер теперь как ориентир для всех, в вебе осталось много незакрытых ниш. Веб вообще хорош для тем, когда выбирать надо долго, иногда днями, и много читать, общаться. Но всегда делайте мобильный лендинг — стоит копейки, проверяет конверсию.

Не берите комиссию вперед, не гоняйтесь за продавцами — если сервис классный, они сами будут бояться из него выпасть. Представьте, что такое для курьера с рейтингом — потерять свой профиль в YouDo.

Ориентируйтесь на то, что дает с каждой сделки 500-1000 рублей. Если меньше, то нужны очень большие количественные обороты. Если больше, то клиент может долго выбирать, а транзакция — долго закрываться.

Привлекайте покупателей реферальными программами типа «Подари скидку другу 500 рублей, получи сам 500 рублей» — запустить ее почти ничего не стоит, вы просто отложите свою комиссию до второй-третьей покупки. К тому же в 50% случаев люди узнают о вашем сервисе, но забудут ввести или забрать свои 500 рублей. Стройте сразу мощную аналитику, с ней вы быстро сможете перейти к партнерским схемам и оплатой по CPA, за покупки или лиды.

Не усложняйте функциональность, разрабатывайте только то, что реально надо автоматизировать — все остальное могут выполнить люди привычным ручным трудом. Если можно что-то делать в Excel, делайте это там. Если нужно разослать точечные сообщения, рассылайте руками.

Конверсия важней всего — старайтесь любыми способами сконвертировать человека в следующий шаг, только так вы узнаете, что работает: если у вас упрощенный мобильный лендинг, конвертируйте в звонки, если сложная система выбора, то в быстрый запрос, если транзакция подвисла на несколько дней, напомните мейлом... Пушить надо всегда!

Старайтесь собирать любые контактные данные — по телефону можно потом ненавязчиво звонить, из мейла вытягивать на действие, пушами напомнить вовремя об акции. Пока продаж мало, основная ценность — база лидов.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Рябенький, как всегда, по делу, с реализмом и прагматичностью.

Какой какой стоит запускать? Такой, какой посчитаете нужным

Коллеги, а как считаете вы? Что является актуальным в кризис?

Люди сейчас покупают либо дешево и импульсивно, либо то, что даёт экономию на будущее.
Кризис - время движухи. Привлекайте покупателей скидками - самим покупателям и их друзьям.

Суть воды водянистой в этой статье.

Короче дешево и импульсивно - все услуги по 10 рублей :)

0

Если это будет ликвидно, то почему бы нет?

0

У нас просто проблема в менталитете. Если брать услуги, они часто их делают за большую цену расчитывая на небольшой оборот. Как итог сейчас денег стало меньше и перестали брать.
И по сути что то дешевое может вполне взлететь если будет расчитано на большой оборот.

0

Ребят, не у тех спрашиваете... Практики нужны. И при том реальные...

Практики работают, а не посты в СМИ пишут).

AltaR Capital - опечатка (AltaIR Capital)

0

"Ориентируйтесь на то, что дает с каждой сделки 500-1000 рублей. Если меньше, то нужны очень большие количественные обороты. Старайтесь собирать любые контактные данные — по телефону можно потом ненавязчиво звонить, из мейла вытягивать на действие, пушами напомнить вовремя об акции. Пока продаж мало, основная ценность — база лидов." Что это за советы от школоло?! Расскажи это собственникам заводов-производителей:))))

Не могли бы Вы развернуто пояснить свой комментарий?

0

что тут пояснять и комментировать? люди без практического опыта ведения бизнеса (реального) раздают советы на уровне школоло, пустая болтовня, не имеющая к реальности никакого отношения

если я не ошибаюсь, то например Игорь Рябенький, еще в году 87 уже импортировал компьютеры за границу, мне кажется это довольно хороший практический опыт.

0

я конкретно про последних двух персон; все, кто выше, адекватно, но без конкретики само собой, это же обзорная "экскурсия"

0

многие что импортировали, это не показатель нужного опыта.

0

ненавязчиво звонить?
-- здравствуйте! вас беспокоит "ИмперияПидарасов". Мы бы хотели рассказать вам о нашем замечательном продукте...

Как-то так?

Если вы не умеете продавать по телефону, вам о бизнесе лучше не задумываться. Телефон остается главным каналом апселла, удержания, возврата.

Я вот лет 15 лидгеном занимаюсь, с удовольствием послушаю Ваши советы.

0

я тут не пиарюсь, поэтому советы не раздаю:) когда ключевые рынки схлопываются на 40-60% за один (!) год, производителю сказки про "лидгены" никак не помогают, элементарно - отсутствует даже не платежеспособный спрос, а просто отсутствуют деньги в принципе и доступ к ним у конечного потребителя. Поэтому, Вы хоть "Мурку" исполняйте по телефону, а, если бабла нет, то "15 лет лидгена" не помогут:)

Вот только у нас показатели за 2015-й по всем лидгенам и маркетплейсам выросли. Как и в предыдущие три кризиса.

"Бабло" есть всегда. Если его нет, значит вы плохой продавец, и просто оправдания себе нашли.

1. у кого это " у нас"? 2. какие три кризиса? Вы путаете/не понимаете даже сами понятия и сущность ситуация - они индифференты - '98, '08, '12+ 3. что Вы вкладываете в понятие: "лидген" и "маркетплэйс" и показатели по ним выросли?))) какова ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ НА РУКИ В ДЕНЕЖКАХ по сравнению к предыдущим периодам + динамика/скорость роста?)) виды бизнеса и происхождение? 4. я не продавец и им никогда слава богу не была (и не планирую), у меня есть два отличных образования и таланты природные, пронесло от продаж:))) п.с. за год валовый доход по бизам вырос, но рынки повалились, Вы - пустослов и болтун:)

Ноунейм комментатор с такими глубокими познаниями в бизнесе. Ясно понятно.

вот что и требовалось доказать - Вы - пустозвон, единственное, что хоть где-то попали в точку - с глубокими понятиями о бизнесе, тут правда; а статейка Ваша (да как и вся эта в целом) - бесполезный пиаришка бла-бла:)

0

вы лучше у гордеева про сервис лююк спросите :)

0

это какой-то шифр?)))

0

Сейчас покупателя заставить купить какой-либо продукт гораздо сложнее, ибо 90% рашки - нищеброды, которые даже перед тратой 500 рублей будут думать несколько недель. Вся проблема в падении платежеспособности населения, кроме продуктов первой необходимости что-то еще продавать сложнее.

0

все верно, но тем, кто занимается "лидгенами 15 лет и маркетплэйсами" - их это не коснулось, у них потоки бабла рекой льются:))))))

0

Ты еще капслоком десятый коммент напиши и смайл на полмтраницы, а то тебя никто не слышит...

−1

это ты ко мне на "ты"?

0

Евгений, ваша часть статьи мне очень понравилась. Видимо потому, что делаю ровно то, о чем говорите и считаю ровно также. Короче, попало в точку.

−1

Мария, мне ваш подход кажется странным, и вот почему. Такое впечатление, что вы не понимаете, что такое формат статьи.

Ну, будь тут хоть Эйнштейн, но досконально объяснить теорию относительности в нескольких абзацах не смог бы. Отсюда и необходимость широкими мазками хотя бы указать направление.
А направление вполне себе верное.

Что касается схлопывания рынков и ваших так называемых "реальных" бизнесов, то тут я не могу пройти мимо.

Я не слышал, чтобы рынок США или Швейцарии схлопнулся. Где ваши товары, уважаемые РЕАЛЬНЫЕ производители, которые вы можете взять и продать в США, Австралии и в любой точке мира?
Простите, дорогие РЕАЛЬНЫЕ производители, но вы привыкли в большинстве своем клепать говно и жить потому, что из соседнего колхоза к вам приезжают его забирать.
А тут перестали приезжать — денег нет.

−1

Сразу в крик: у нас проблемы, задержки зарплат, кризис, социальный взрыв, государство помоги.

−1

Лезет какая-то ошибка #714, не дает каменты постить.

0

А тут приходит такой Гордее, забирает все ваши калоши со скидкой в 50%, продает их с наценкой в 500%, и идёт отдыхать.
Потому, что знает кому ваши калоши нужны в Индии, и что в Мозамбик из них вентиляторы делают.

Так вот, реальный бизнес это НЕ производство. Забудьте про это. Реальный бизнес это продажи. И не важно, в интернет это продажи или с воздушного шара. Да хоть в Антарктиде пингвинам, какая разница?

А вот когда директор завода или фабрики не умеет пользоваться интернет, а для него все эти лиды и лендинги — темный лес, то знаете что?
— Место такому РЕАЛЬНОМУ бизнесу на свалке истории. Скатертью дорога.

−1

в дискуссии с безработными и малограмотными не вступаю:)топайте дальше:)

0

Еще 20 комментариев напиши, а то не понятно же нам, что не вступаешь...

0

Евгений, добавьте меня в друзья на фб.
Запрос сделать не могу — лимит.
Может на чем-то пересечемся.

0

1. ты за речью своей следи для начала, на "ты" я не переходила 2. тебе в целом ничего не может быть понятно, ты занимаешься ничем и ни о чем, твой уровень вообще понятен и в мой адрес не надо обращаться

0

И еще раз давай, полимер ты наш питерский.

0

быдло, берега не путай

0

Слабенько. Давай еще раз.

0

Мария, тот факт, что у меня в профиле на этом сайте не указано место работы, не запрещает вам хотя бы погуглить.

Но, впрочем, это достаточно характерно для людей, которые вместо ответа по существу переходят на личности.

Поздравляю вас. Вы теперь знаете, к какой категории людей себя относить.

0

Ваши комментарии, попытки сделать какие-либо выводы, "Простите, дорогие РЕАЛЬНЫЕ производители, но вы привыкли в большинстве своем клепать говно и жить потому, что из соседнего колхоза к вам приезжают его забирать" - это вообще о чем и кому? "директор завода или фабрики не умеет пользоваться интернет" - а это кому адресовано?) монолог "тихо сам с собою":)) Вы мне вообще не интересны, пустой звук:))чао:))

0

Здоровья вам!

0

Наш стартап сейчас в кассу и кризис нам мать родная - растем вирусно. Буквально под коммент каждого эксперта подходит rentmania.org

Кризис в помощь всем, кто умеет работать.

0

Прочитал заголовок.
Первый объект на картинке. - банка с консервами.

Как-то пессимистично соединились они.

0

К слову реальная тема например даже не просто в аренду вещи, а БУ. Например на моей памяти на авито все товары продают, но как по мне поиск там адовый - сложно найти по характеристам и т.д. А вот если сделать в стиле яндекс маркета, да чтобы у каждого человека в профиле записывалось что он продал в каком состоянии, отзывы и т.д.

Как вот ситуация - человек купил айфон новый. начался кризис - взял там следующую модель но БУ. Через год продал свой БУ айфон взял другой БУ. В базе уже любой может посмотреть - купил то то, продал то то. Как менялось состояние аппарата и т.д.
И это можно применить ко всей технике.

0

Достоверные отзывы это большая редкость. Много фиктивных отзывов. У нас в маркетплейсе было предусмотрено подтверждение оплаты при оплате через р/с или карточку. Жаль, не успели доработать, закончились деньги. Система расспрашивала весь рынок (всех продавцов нацденных в инете), рассылала заявку, собирала предложении в виде торгов, сопровождала сделку до получения товара и оплаты соответственно. И за это запрашивалось бы оплата в 0,5% от сделки. Тогда получалось подтвержденные отзывы. А то, все эти отзывы в основном заказные. Все бесплатное дороже платного, но только в невидимом плане.

0

Котов в аренду на детские праздники, вы серьёзно?

0

И никто не хочет вкладываться в производство ТНП, материальных ценностей. Мдяяяяя.

1

все только бла-бла умеют, большинство - халявщики и однодневки, так и айкью невысок, тут же мозг нужен и мощная база образовательно-воспитательная, такого в РФ днем согнем:)

0

почему? вон в статье ребята работающие на нефтянников делают физический новый продукт а не сервис.

У меня проект - производство.

На самом деле в продаже физических продуктов очень большие деньги. Да тяжело масштабировать, надо делать производство и тд, но сам сегмент генерит огромные деньги. Если на пример прибыль на устройство 100 баксов то даже продажи 10 000 в месяц ( а это немного ) это уже лям прибыли в месяц.

а что и где вы производите, если не секрет?)

0

все и ни о чем

1

"Посмотрите, может, появятся идеи для реализации"
-давненько меня так не наё....ли.

Это не кризис, а крах экономики.

Я не понимаю этих инвесторов (наверно сам виноват). Приходишь, предлагаешь им исключительный проект, с прототипом, а они говорят, "иди делай продажи, когда будешь хорошо зарабатывать на этом проекте, тогда приходи". Хочется спросить, "а на кой вы мне нужны, если мой проект сам будет зарабатывать деньги". Почти везде слышишь одно и тоже, Они хотят получать ответы на свои вопросы. Но никто не умудряется полностью вникнуть в суть проекта. Я сделал маркетплейс, который позволяет расспросить ВЕСЬ РЫНОК и найти самую лучшую цену, даже не войдя в поисковики. А инвесторы мне начали в пример привести другие ресурсы, которые имеют отдаленное отношение к моему проекту. То есть, эти инвесторы похожи больше на скупщиков золота, чем на тех, кто приходить на прииск, чтобы проанализировать ситуацию искателя, и помочь ему ДОбурить до золотой жилы.

0

Если ты говоришь о венчурных инвестициях, то тут вот какая штука:

Инвесторы люди и они не разбираются и не обязаны разбираться во всём. Поэтому нужно либо идти к тому инвестору, который в этом разбирается, либо проект должен быть настолько проработан и понятен (прежде всего тебе), что на рассказ о его прелести уйдет не больше нескольких минут или пары абзацев текста.

За просьбу анализировать или помогать тебе добурить сразу отправят лесом. Бизнес это не учебное заведение. Ты лучше них в сто раз должен знать свой проект.

С другой стороны, нужно понимать, что инвесторы делятся на две категории. У первой категории инвесторов деньги есть. Вторая категория, как ты понимаешь, это другая история. И ты должен четко понимать кто есть кто.

Ну и у каждого инвестора есть правила инвестиций, нарушить которые они не могут. И, если у них инвестирование на стадии А, то даже если ты им принесешь работающий прототип телепортационной машины, они вынуждены будут отказать.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Natasha Bogdanovich
Mail.Ru Group

Это услуги по построению прогнозных моделей с использованием методов машинного обучения для организаций из разных индустрий. В частности, это может быть построение моделей для сегментирования клиентов по таким параметрам, как вероятность отклика на предложение, интерес к приобретению продукта, вероятность оттока и т.д.

Mail.Ru Group объединила свои корпоративные сервисы на единой платформе для бизнеса
0
Zlobin

Хорошо, что хоть кто-то вслух говорит о том, что все эти курсы, вебенары, хтмлакадеми и пр. - говно. И научиться там чему-нибудь не получится. Только зря потратишь деньги и время.

Куда пойти учиться программисту: советы опытного тимлида, преподавателя и новичка
0
Maximka Eronin

Хоть где то первые, на удивление.

«Одноклассники» открыли доступ к созданию игр для личных сообщений всем разработчикам
0
Artem Shevchenko

мормоны

Лучшие компании США для работы в 2017 году — отчет Glassdoor
0
Михаил

Когда ничего не знаешь, ссылайся на википедию.
До свидания, эксперт.

«Добро пожаловать в 2030 год»: член датского парламента о счастливой жизни без приватности и личных вещей
0
Показать еще