Лого vc.ru

Григорий Бакунов, ​«Яндекс​»: Тренды интернет-бизнеса в кризис

Григорий Бакунов, ​«Яндекс​»:  Тренды интернет-бизнеса в кризис

25 декабря 2014 года директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов рассказал на площадке #tceh о том, каких трендов интернет-бизнеса стоит ждать в период кризиса. Предлагаем вниманию читателей расшифровку его выступления.

Поделиться

В кризисную эпоху все развивается по-другому. Достаточно вспомнить предыдущий 2008 год, когда произошло много всего интересного. Было огромное количество проектов, которые стартовали именно тогда.

Непонятно, под каким флагом пройдет этот кризис. Предыдущий для меня прошел под огромным транспарантом shared economy. Тема shared economy активно поднималась в первую очередь потому, что люди хотели экономить. Именно тогда появились Uber, BlaBlaCar, начал двигаться Airbnb и много других стартапов. Все они работали по одному принципу. Даже сам термин shared economy появился в ИТ в 2008 году.

Очень много компаний тогда умерло, зато мы пожинаем плоды того, что было. Прошло шесть лет. Это как раз тот период, за который компании поднимаются до миллиардного состояния.

Свойство почти всех кризисных проектов — они очень медленно растут в начале и очень быстро двигаются по прошествии кризиса.

Я думаю, что текущий кризис будет мировым. И это очень здорово, потому что мы наконец-то увидим какую-то новую волну.

Дешевле — не значит хуже

Главный признак любого кризиса — отсутствие у людей денег. Еще до начала ноября обозначился тренд, который называется «фактор дешевизны». Он появляется в каждый кризис, но в этот кризис он будет с немного другим знаком.

Начиная с середины года очень много компаний вышли со слоганом «дешевле — не значит хуже». Можно вспомнить китайскую компанию Xiaomi, которая применила старую известную всем бизнес-модель продажи чего-либо по предоплате. Xiaomi выпускает топовые Android-устройства, причем, делает это очень хитро. Вы идете на сайт компании и платите $300 в надежде на то, что в ближайшее время они выпустят телефон. Они делают это примерно раз в полгода, и единственное, что вам гарантируется — это будет самое продвинутое по hardware устройство.

Xiaomi начинают производить партию ровно тогда, когда собрали достаточно денег. Они избегают самого противного процесса «кредит в банке — производство железа — его продажа — возвращение кредита».

Большой слоган «дешевле — не значит хуже» зачастую означает такую странную бизнес-модель. Как это будет выглядеть в реальной жизни — я не могу точно сказать, но вскоре мы все это выясним.

Борьба с несовершенством мира

Второй тренд — умение бороться с несовершенством мира. Вспомните WhatsApp, который сейчас принадлежит Facebook. Это был один из первых мессенджеров, который, с моей точки зрения, взлетел из-за того, что отлично боролся с несовершенством мира: умел точно показывать, отправлено или доставлено ли сообщение, хорошо понимал, в сети пользователь или нет. В последующие годы таких проектов будет все больше.

Фото @sitnin

Будут проекты, связанные с борьбой с несовершенством мобильных платежей. Потому что сейчас мобильные платежи устроены страшно неудобно.

Уверен, что появятся другие способы дистрибуции контента и приложений. Все, что будет так или иначе бороться с несовершенством на стыке физического мира и интернета, вырвется наружу со страшной силой просто потому, что людям хочется за свои деньги получать что-то, что помогает им жить.

Развлекательный контент

Во время кризиса также отлично продвигаются любые виды развлечений. Российские компании, которые производят игры, пострадают из-за кризиса меньше всего. Просто потому, что игры покупают всегда.

Обратите внимание, как много за последние несколько месяцев появилось проектов, занимающихся коллекционированием «фана». Сайты со смешными роликами, с котиками, «101 смешная цитата великого человека». Это как раз и было признаком подступающего кризиса.

Большая часть ИТ-проектов реагирует на потребности живого человека. Люди почувствовали кризис и захотели больше развлечений, и ИТ-сообщество откликнулось. В следующие два года число таких проектов будет расти.

У такой потребности в развлечениях есть и обратная сторона. Например, я бы не рисковал делать никаких проектов, призванных оптимизировать жизнь человека: ToDo-листы, календари, средства персонального CRM — в следующие два года все это будет не нужно.

Децентрализация

Централизация — это чудовищное несовершенство окружающего мира, это дорого, это совсем не весело и, в конечном итоге, это очень большое зло. Причем централизация не только в технологическом смысле.

Важная часть любого ИТ — это платежи. Например, на сайте Microsoft теперь можно расплачиваться биткоинами, у PayPal есть средства для работы с криптовалютой. Это одно из проявлений децентрализации, есть и другие — к примеру, бесконечное количество сайтов, которые позволяют не брать кредит в централизованном банке, а взять его у другого человека. Крупных сервисов такого типа за последний год появилось штук шесть. И на будущий год их станет еще больше.

Фото @2pik

Если вернуться к технологическим основам, тут все тоже самое: мы старательно отказываемся от централизованных сервисов, единых мест для получения контента или приложений, способов пересылки контента через централизованные узлы. Кажется, на будущий год все это превратится в естественную потребность человечества в силу экономических соображений. Становятся дороже сервера, трафик, обработка данных — а это значит, что все будет перекладываться на клиентские компьютеры и телефоны.

Ниши

За всю историю существования ИТ-предпринимательства не было случая, когда проект стартовал в кризис и за этот период стал гигантским. Достаточно вспомнить Pinterest. Два с половиной года они искали способы привлечения аудитории, пока не обнаружили, что существуют «женщины-домохозяйки», которые любят делиться друг с другом картинками того, что они сделали в домашнем хозяйстве. Они нашли узкую нишу, с которой прекрасно стартовали. И за время поиска кризис уже кончился.

Почти все проекты, стартующие в кризис и успешного его проживающие, начинают в маленькой нише, которая с трудом позволяет им кормить себя. И только пролетая над этим кризисом, они учатся работать, а после у них начинается экспоненциальный рост.

Этот кризис никак не отличается от всех предыдущих.

У американцев есть отличный слоган, согласно которому, кризис — это отличная стартовая площадка. От себя добавлю, что стартовая площадка должна быть максимально маленькой.

Чем меньше будет ниша, которую вы выберете, тем эффективнее вы стартанете. Если вы сейчас начинаете проект, просчитайте еще одну модель. Одну покажите инвесторам, а другую сделаете для себя, чтобы знать, как вы этот период переживете, какой операционный минимум вам необходим, чтобы кормить себя.

***

После выступления Григорий Бакунов ответил на вопросы слушателей.

Статьи по теме
Главные бизнес-тренды уходящего 2014 года25 декабря 2014, 21:03
Как пережить кризис: Советы предпринимателям от экспертов интернет-отрасли24 декабря 2014, 08:04
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"Я думаю, что текущий кризис будет мировым"
Григорий сильно не прав. Этот кризис локальный в РФ и Украине. И, если в 2008 году, когда США и другие западные страны стали выходить из кризиса - стала выходить и РФ, то сегодня никто РФ из кризиса не вытащит, кроме самой РФ. А у нас президент сказал что надо 2 года потерпеть.

Глядя на закредитованность китайских предприятий складывается впечатление, что они вот вот могут всех потянуть вниз, как ипотека в США в 2008

Кризис 2008 был глобальный, текущий - локальный, так что ничего такого не будет и в остальном мире продолжится развитие в известных трендах 3d печать, IoT и остальных, а вот в Украине и в России ничего этого не будет, будет адме.ру и фишки. Те у кого есть деньги и возможность будут ориентироваться на западный рынок и следовать их трендам. А локально остро встанет вопрос личной безопасности, т.к. из-за возросшего числа безработных и беженцев на улицах будет все менее безопасно, появится еще большее количество шарлатанов вроде Бизнес Молодости и Первые $10 000 в интернете. Вот и весь прогноз.

На самом деле возможности есть всегда. Где-то я читал другого советчика, и он говорил что моментальные быстрые проекты будут сейчас наиболее интересны, и приводил в пример zenrus.ru

"Наиболее" наверное не совсем верно.. ну да не важно

0

Я полностью согласен - возможности есть и до и после и вовремя кризиса, просто каждый раз они разные. Кризис просто формирует новые или искаженные старые потребности, нужно понимать эти потребности и причины их появления. В прогнозе я ничего такого не увидел

токмо конференции #tceh - Feedback это наш формат ;)

Я тоже. Даже написал Статью и отправил сюда. Но видимо, не формат.
Я так понимаю, публикуют только знакомых.
Опубликую блоге.

Мне очень интересная ваша реакция на мой вопрос Григорию про социальные сети, если они сейчас начнут платить пользователям. Судя по реакции зала, никто не воспринял идею всерьез (что для нашего проекта хорошо).

Как это восприняли вы? И смотрели ли сам проект?

Запись доклада с SPB StartUp Day можно найти здесь: www.youtube.com/watch?v=ZtJXbtb8RAM На мой взгляд, лучше смотреть эту версию, качество съемки и звука лучше, а сам доклад тот же.
Сам вопрос youtu.be/ZtJXbtb8RAM?t=18m45s

В следующем году мы удивим мир :)

Андрей, а к кому вопрос?)))

P.S. Господин редактор, и вы туда же.))) Какой позор)))

Андрей Добрый, у вас мертворожденный стартап. Велосипед на квадратных колёсах.

0

Объясните подробнее?

0

Очень странная модель, непонятно что у вас за аудитория. Как вы заинтересуете аудиторию, которой не нужны деньги? Очень самоуверенно о себе заявляете, сначала сделайте социальную сеть будущего, а не называйте её так. Не хочу критиковать. Лучше пожелаю вам удачи! В этом или следующем проекте! С наступающим!

0

Leonid Levdanov, то, что модель не все понимают, это замечательно — меньше конкурентов. Главное мы понимаем :)

У меня есть статья об идеях проекта, немного объясняющая, почему мы считаем наш проект социальной сетью будущего surfory.com/news-54620a9a1f395d06118b456f

0

Это будет работать только в ваших фантазиях :)
Не обессудьте, но вы мечтатель и фантазер.

0

Ребят, для всех кому удобней видео и слайды, мы сделали запись вчерашнего выступления (доклад + Q&A) www.youtube.com/playlist?list=PLImPyVGLmWVT-fGEi-eyGuDNrjJgueLIs

Неделя "Цукерберг вангует" прям. Даешь ещё больше аналитиков и предсказателей, хороших и умных.

slinky.me/3Su На тему рубля. Гифка разошлась в гугле плюсе среди америкосов и они знатно троллят рашку в последнее время.

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Вы будете смеяться, но акками компаний, вероятней всего, рулят миллениалы.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Valentin Dombrovsky
Travelabs

Северсталь -> ТУИ -> Утконос - казалось бы, странная передача "эстафеты"... Если не вспомнить, что это всё компании Мордашова.

«Вжух»: реакция российских компаний на мем с котом и волшебной палочкой
0
Дмитрий Красильников

разработчик mYgento это, конечно сильно.

Наиболее высокооплачиваемые ИТ-вакансии в городах России и Казахстана на сайте HeadHunter за ноябрь
0
Юлия Панецкая

Вы сделали мой день)

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Юлия Панецкая

Мне интересно только как измерили эффективность акции (и делали ли это вообще). Т.е. я, конечно, корреляцию и сама допускаю, но конкретного подтверждения ведь нет.
А вообще, у нас любая подобная РК может привести с срачам на кассе в формате "забирайте всё назад, я пришла ради раздатки".

«Товарооборот на 44% превысил ожидания маркетологов»: история акции с «Прилипалами» в «Дикси»
0
Показать еще