Лого vc.ru

Доменные войны

Доменные войны

Основатель магазина доменов DomainParking Павел Гросс-Днепров в колонке для vc.ru объяснил, чем доменные инвесторы отличаются от киберсквоттеров. А также рассказал о том, какие войны случаются между владельцами торговых марок и держателями доменных имён.

Вторичный рынок доменов очень велик как по их количеству, так и по оборотам. По моей оценке, оборот вторичного рынка доменов в России составляет около 250 млн рублей в год.

Если взять только зону рунета, мы увидим, что лишь 43% доменов являются именем сайта. Остальные — «избыточные регистрации» (это более 3 миллионов доменов) — появились как следствие уверенности в том, что их стоимость будет расти в дальнейшем, то есть они являются предметом инвестирования.

Доменные инвесторы — это физические лица и компании, регистрирующие домены под свои будущие проекты или с целью дальнейшей перепродажи. Отдельно стоит выделить домейнеров — это профессиональные инвесторы, основной источник дохода которых — продажа доменов.

Киберсковоттеры — лица, регистрирующие домены, идентичные или похожие на название торговой марки или фирменного наименования. Основная цель — продажа владельцу компании, реже — получение трафика. Киберсквоттеров, которые специализируются на регистрации ошибочных написаний доменов только для получения трафика, называют тайпосквоттерами.

Несмотря на относительно малое количество киберсквоттеров, именно они вызывают наибольший резонанс в интернет-среде из-за громких процессов с известными компаниями. Но часто даже профильные издания не видят разницы между доменными инвесторами и киберсквоттерами.

А уж обычные пользователи почти всегда, обнаружив, что нужный им домен уже занят, но не используется, проклинают киберсквоттеров. Хотя, как видим из определения, разница между двумя категориями довольно значительная.

РБК продал домен pochta.ru «Почте России». В этой ситуации РБК — доменный инвестор, потому что «почта» — общеупотребительное слово. Если бы в домене было сочетание «pochta-rossii», то это был бы киберсквоттинг. Торговая марка «Каравай» не смогла отсудить домен karavay.ru, так как это название является общеупотребительным словом и используется добросовестно. Факт киберсквоттинга не подтверждён.

Таким образом, доменные инвесторы не нарушают законов и правил регистрации доменов — каждый человек может свободно регистрировать любое количество доменов. С этической точки зрения доменные инвесторы принципиально ничем не отличаются, например, от торговцев недвижимостью или антиквариатом.

С киберсквоттерами дела, конечно же, обстоят иначе. Незаконное использование чужой торговой марки влечёт за собой административную ответственность. Киберсквоттеры проигрывают суды и вместе с возвратом домена выплачивают компенсации.

Компания Nike отсудила домен nike.ru. «Навител» отсудила домен navitel.ru. Castrol планирует отобрать домен castrol.ru.

Обратный захват домена

Здесь, наоборот, объект атаки — владелец домена. Компания регистрирует под нужный ей домен торговую марку и подаёт в суд на ничего не подозревающего владельца. Учитывая то, что стоимость некоторых доменов может составлять несколько миллионов рублей, выгода от такого захвата очевидна.

И какое-то время такая тактика работала — администраторы лишались своих доменов и платили немалые компенсации. Но сейчас суды начали обращать внимание на дату регистрации торговой марки и пресекать попытки «обратного захвата».

Была показательная история с претензией «Русского стандарта» на домены davai.ru и davay.ru. Аналогичные истории связаны с претензиями торговой марки «IVASHKA.RU» к домену ivashka.ru, а торговой марки «AUTO.RU» к 24auto.ru, в которых владельцам брендов отказали.

Но и здесь не стоит расслабляться. Немного усовершенствованная схема обратного захвата вновь работает. Для этого под домен регистрируют торговую марку по классу, по которому на домене уже ведётся деятельность. Вот как у компании «Кукурузный мир «ВИТЭК» отобрали домен vitek.ru.

Как возвращать домены

У каждой компании своя тактика по возврату доменов: Apple решает все вопросы только в суде, Трамп — без лишнего шума, просто выкупает домены. Но большинство компаний всё же совмещают эти два подхода в зависимости от ситуации.

Практика показывает, что если домен необходим компании для своих целей, она с большой вероятностью выкупит его, чем будет судиться. На это есть ряд причин, о которых пойдет речь ниже. Если же домен компании не нужен, она почти наверняка будет решать вопрос через суд.

Вариант 1. Суд

Первая ошибка кроется в неправильном понимании терминологии, поэтому перед тем, как идти в суд, необходимо удостовериться, что имеет место киберсквоттинг:

  • Сравните дату регистрации домена и вашей торговой марки, чтобы вашу претензию не квалифицировали как «обратный захват».
  • Убедитесь, что название домена не общеупотребительное слово или выражение. В этом случае будут большие сложности в доказательстве вины администратора домена в суде.
  • Убедитесь, что администратором домена не является компания, имеющая соответствующее фирменное название или торговую марку в другом классе.
  • Убедитесь, что доменная зона соответствует вашему региону. Так, с российской торговой маркой вы не получите домен в международной зоне. Исключение — если на домене ведётся деятельность по вашему классу в вашем регионе.

Теперь, когда вы точно уверены, что имеет место киберсквоттинг, можете отстаивать свои права в суде. Однако также нужно учесть следующие возможные риски:

  • Кроме вас, другие компании с таким же названием или торговой маркой по другому классу тоже могут иметь вполне законные права на этот домен, поэтому есть риск полной потери шансов заполучить домен в случае передачи домена одной из этих компаний текущим администратором.
  • Суд может длиться очень долго. Киберсквоттеры достаточно хорошо разбираются в тонкостях своего бизнеса и изучают всю судебную практику, поэтому могут затягивать процесс, например, оформив домен на китайского крестьянина.
  • Привлечение недостаточно компетентных в этом вопросе адвокатов. Каждый случай уникальный, тем более постоянно появляются новые прецеденты, поэтому обязательно убедитесь в том, что ваш адвокат хорошо разбирается в теме.

Многие компании эмоционально подходят к вопросу киберсквоттинга, что недопустимо, и может привести к серьёзным ошибкам. Вот несколько печальных для истца примеров.

Автоконцерн Nissan проиграл суд по домену nissan.com, в результате на этом домене размещена антиреклама концерна, а сама компания вынуждена использовать домен nissan-global.com. Владелец домена теперь принципиально отказывается продавать домен за любое количество миллионов долларов.

Бренд Svadba проиграл спор по домену svadba.ru. Встречным иском торговая марка Svadba была аннулирована.

Вариант 2. Выкуп

Не используйте негативных эмоций — почувствовав опасность, киберсквоттер может вообще отказаться от общения.

Сами предлагайте цену — киберсквоттер никогда не будет декларировать своё желание продать домен, так как это может быть использовано в суде против него. Согласие на ваше предложение о продаже не является признаком недобросовестного использования домена.

Цена домена в первую очередь зависит от ваших шансов получить его через суд — чем выше ваши шансы, тем ниже цена на домен, поэтому важно, чтобы вы эти шансы объективно оценивали и могли аргументировать. Надо учитывать то, что киберсквоттер может иметь свой взгляд на собственные шансы в суде и своеобразно оценивать ваши финансовые возможности.

Предотвращение киберсквоттинга

Самое интересное заключается в том, что всех этих проблем с киберсквоттерами можно легко избежать. Ведь, например, ни один здравомыслящий предприниматель не объявит о строительстве нового объекта до того, как не решит вопрос с покупкой или арендой земли под него. В то же время повсеместно анонсируются крупные интернет-проекты ещё до регистрации нужных доменов.

Таким образом киберсквоттер, который весьма отдалённо знаком с вашей компанией, получает преимущество. Предприниматели и маркетологи в большинстве своём недооценивают роль домена в конечном успехе интернет-проекта, а когда это понимание приходит, они вынуждены бороться за них, тратя время и ресурсы.

Ещё хуже дела обстоят с тайподоменами — далеко не каждый маркетолог сможет подобрать и зарегистрировать их заранее для вашего проекта, и уж тем более оценить возможный трафик. Доменная безопасность — довольно обширная тема, и киберсквоттинг — лишь одна из проблем.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru.

А на таких парковках вообще зарабатывают хоть что нибудь?

У нас на DomainParking.ru скоро будет монетизация. А так вы можете использовать свой шаблон "виджет", где вы можете создавать рекламные блоки CPA систем. Пример rusbase.ru

0

Павел, объясните, не понимаю. Зачем парковать домен? если можно просто сделать сайт недоступным, а сам домен продлять раз в год....

0

- Возможность поставить готовый шаблон, где будет сказано о том, что ваш домен продается с формой для связи.
- Домен подключается с магазинов доменов, где его могут найти по фильтрам потенциальный покупатель.
- На страницу подтягиваются различные партнерки, с которых начисляются деньги за клики.

0

А откуда трафик на доменах если они болтаются число для продажи? Нет трафика, нет продаж, смысл от CPA блоков?

0

Например, у вас тысячи доменов вида "pornohun" и трафик за счет людей, которые попадают на них из-за опечаток)

0

Прям вот почитал бы про монетизацию.
Как часто вы вбиваете в адресную строку название сайта в ручную?
Хром и остальные сейчас умеют подсказывать посещенные, а так же популярные сайты, что сводит к минимуму неправильный ввод адреса сайта.
И это же сколько должно быть доменов, что бы собрать действительно хороший траффик, плюс еще же не каждого посетителя можно монетизировать, в общем сомнительная затея =)

0

Очень годный наброс ;) При каждом упоминании этого домена на голове Подлесновой появляется минимум 1 седой волос ;)

Интересный проект, много непонятных доменов припарковано, неужели покупают?

Как я понял, в статье речь идет о ру зоне? Или эти правила применимы к любым доменным зонам?

Еще вопрос, если есть домен, это не общеупотребимое слово (уникально само по себе), то такой домен защищен от любых видов захвата? Даже если появится компания с аналогичным брендом?

Если у той конторы есть ТМ и вы используете домен по их классу регистрации ТМ, например продажа очков, то они легко могут отобрать. Ну и бывали случаи когда специально регистрировали ТМ, чтоб отжать домен. Сейчас суды стали вставать в таких спорах на сторону ответчика, а раньше не понимали и отдавали домен истцу.

Даже если домен зарегистрирован раньше чем появилась подобная компания/бренд?

Согласно статье обратный захват вроде бы уже не работает или ситуация пока не ясна до конца?

Почему то в тени остался вопрос "падальщиков", т.е. лиц близких к регистратора, которые пылесосят домены ушедшие в просрочку. ИМХО, данный вид вымогательства имеет существенную долю вторички.

0

А они все подряд просроченные регистрируют или определенные?
Допкстим у меня есть два домена, один в ком зоне, другой в ру, оба не использовались еще ни разу (вставлены заглушки), от ру зоны решил отказаться в пользу ком, соответственно рушка выйдет на просрочку и отвалится. Будут ли ее перерегистрировать или нет?

Была аналогичная ситуация с парой других доменов, забил на них, они освободились и доступны для регистрации.

Или тут речь о доменах которые достаточно популярны?

0

Они бережливо подбирают домены на которых была активность, т.е. есть тиц-pr-трафик, потом эти добряки делают от 1000 концов на забывчивости и лени. Да, это бизнес.

0

А эти два домена у вас с 1994 (в зоне .ru) и с 1985-го (в зоне .com)? Просто многие, "пользователи" не до конца понимают что такое домен и свои права на него.
Когда вы говорите "у меня два домена", вы ведь не думаете, что они у вас в аренде? А на самом деле это так. Регистрация доменного имени - всего лишь аренда его у оператора зоны. Пока у вас заключен текущий договор сохраняется первоочередное право его продлить, если вы не продляете аренду - то самостоятельно отказываетесь от этого права и далее уже являетесь обычным участником рынка со всеми остальными, обладающим равными правами на аренду этого домена.

Поэтому все бывшие арендаторы доменных имён, которые считают, что у них появились какие-то "исключительные" права на этот домен только из-за за того, что они его арендовали последними просто юридически неграмотны.

Для сравнения представьте себе торговца, арендовавшего пару точек на рынке для продажи компакт дисков, потом когда спрос на это добро пошёл вниз он аренду прекратил, а через пару лет решил вернуться, видит там нового арендатора, который точки не использует или продаёт к примеру цветы и начинает предьявлять:
- "Слушай, дарагой, это мои бывшие точки. Ты почему их в аренду взял и не торгуешь? Зачем цветы продаёшь, я тут 5 лет рекламу крутил про компакты? Должен мне их отдать по любому за полцены и т.п.."

Смешно же.

Новый арендатор уже уплатил за аренду владельцу рынка. Он может действовать из любых соображений, как например таких, что бывает экономически выгодно взять в аренду все доступные точки, чтобы потом переуступить место и получить прибыль от роста арендной платы. Или выбрать только отдельные точки, с максимальной проходимостью и потенциалом сабаренды. Всё, что в рамках закона разрешено. Его дело и его экономическая ответственность.

Поэтому, если вам домены действительно нужны, не забывайте их продлевать, пока есть первоочередное право на это. Потом будет поздно и чтобы вернуть придётся заплатить дороже, ведь юридическая позиция ваша будет слабая, отжать домен только из-за того, что последним его арендовали не выйдет.

0

Длиннопост, но я уловил к чему вы, да, если нужно, продлеваем, если не нужно, не продлеваем и понимаем что после они могут быть арендованы кем либо угодно.

0

В целом я решил сосредоточиться только на доме в ком зоне, рушка мне не нравится хотя бы тем, что не позволяет оплатить несколько лет вперед как в ком зоне, странная политика.

0

И самое главное — не нужно регистрировать торговую марку под домен, если бизнеса нет еще...

Знаем, пробовали :)

0

Тут у меня возникал всегда вопрос: "Получается на всех доменных именах можно попасть?" Если был apple.com, а я, к примеру, зарегистрировал apple.world, отсудят?

0

Единственный момент если попробовать зарегистрировать ТМ и заниматься делом, который указан в классе ТМ ( если этот класс еще свободен ). Ну не знаю продажа яблок. Тогда, возможно им будет сложно, но думаю Apple сможет отобрать за счет того, что их ТМ старше.

Вопрос такой, чего я не могу понять, почему в ком зоне домен можно оплатить на много лет вперед, в рушке же только на год и каждый год обновлять? Почему так?

0

"Есть уже" или "Так нельзя" (c), но всё равно говорите вслух

0

нужен закон: если не используешь домен, то домен должен быть свободный, как с с/х землей

Серьёзно? Не используешь квартиру - отжимаем, дачу, авто итд. Да?)

Павел, можете написать такую же полезную статью о новых доменных зонах? Заранее спасибо!

0

написано же как с "с/х землей", не надо утрировать)

Для товарных знаков как раз так.
Ст. 1486 ГК РФ: "1. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. "

0

домен - это условное право) Товарный знак нет)

Можно тупо заглушки, в виде лендинга, поставить и не докажешь, что не используешь

Я владею ящиком
write @ me.com

Просто интересно, можно ли его продать за хорошие деньги? И где?
И законно ли это?

0

Avito в помощь только) (шутка). Если серьезно, то вряд ли кто-то покупать будет e-mail(((

Я его сам купил за солидную сумму, еще когда iCloud не было, и почтового сервиса от эппл как такового)

0

но, очевидно, уже существовал стодолларовый me.com, как раз и являвшийся почтовым сервисом от Apple. потом его объединили с icloud.com и перестали брать по 100 долларов в год. тем не менее, мой адрес там по-прежнему работает, как @me.com, так и @icloud.com

Да.
Со слов продавца, акк был зареган в первые моменты появления me.com

0

Покупал ящики gmail. Иногда и такая мелочь нужна :)

0

ali.sale - купишь? Знакомый продает. Трафа нет.
Но под сокращалку ссылок / кешбек - шикарно. Сейчас уже ниче такое короткое и в точку не найдешь.

Если, что то личка во whois - рабочая

А кто-нибудь помнит такого персонажа, как Дэн Гледенов? )) Как у него дела? )))

У него все отлично! )) работает и развивается )

Чем доменный инвестор отличается от киберсквоттера - ни чем. Потому что киберсквоттеры уже зарегали все что могли и теперь продают инвесторам в домены.

0

Павел, аы случайно не mrkim?

В моей картине мира, все перечисленные в статье категории граждан абсолютно бесполезны для экономики и для общества:
1. Они ничего не создают для общества.
2. Они ничего не создают для экономики.
По сути - это лишь небольших объёмов денежный пузырь. Надеюсь, что существующие несовершенства механизмов, позволяющие им легально / полулегально / нелегально вести свои дела, скоро будут устранены, и этот вид бизнеса на грани мошенничества скоро логично канет в Лету.

0

Разговор в пользу бедных

0

Павел, спасибо за статью.
Как быть с доменами, которые регистрировались на физ лицо, а в последствии под это имя открыта ОООшка.
Насколько обратный захват реален против физика и какой выход? Только регистрация ТМ?

0

Большое спасибо, что разложил все по полочкам.

Прямой эфир
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления