Лого vc.ru

Николас Дадиани о смерти печатной прессы и сложностях перехода «Из рук в руки» в digital-формат

Николас Дадиани о смерти печатной прессы и сложностях перехода «Из рук в руки» в digital-формат

Николас Дадиани, гендиректор холдинга «Пронто Медиа» (irr.ru, job.ru, trucklist.ru), написал для ЦП колонку о том, как компания реструктурировала бизнес «Из рук в руки», переводя его из печатного в digital-формат — с какими трудностями пришлось столкнуться и каких результатов добиться.

Поделиться

Спор о том, умрут ли печатные СМИ под напором интернета, стар, как и сам мир цифровых технологий. Ни одна конференция, ни один слет представителей медийного рынка не обходится без обсуждения постепенного, но неумолимого перехода печатных СМИ в онлайн.

Многие представители «старой» журналистской школы воспринимают эту тему крайне болезненно, полагая, что регулярное падение тиражей все равно не приведет к полному исчезновению рынка печатных газет и журналов. Однако если СМИ — это твой бизнес, данный вопрос не находится в плоскости лирических и ностальгических рассуждений. Есть такие понятия, как тираж, востребованность, окупаемость, прибыль, рекламные бюджеты и так далее. Исходя из этих показателей, принимаются решения о целесообразности сохранения или сокращения печатных версий того или иного издания.

Больше года назад я возглавил холдинг «Пронто Медиа», а в начале февраля 2015 года мы официально сообщили о закрытии московской печатной версии газеты «Из рук руки». Мы видели, что тренд падения печати существует, особенно в Москве, и рентабельность газеты «Из рук в руки» уходит в негативную плоскость.

Мы четко понимали: чтобы выиграть завтра, нам нужно что-то менять уже сегодня. Но одного понимания было мало, у холдинга есть акционеры, которые приобретали газету на этапе, когда сайт находился ещё в зачаточном состоянии. Основная выручка всегда приходилась на печатную версию, а переход в digital-формат требовал дополнительных инвестиций и грозил потерей реальной прибыли. В первую очередь, перед менеджментом компании возник вопрос окупаемости и рентабельности нового проекта, соответственно, появилась задача аргументированно доказать и обосновать акционерам правильность выбранного нами решения.

Мы провели подробный анализ сложившейся ситуации и решили в успешных регионах развивать принт по системе франчайзинга, а в Москве и Санкт-Петербурге полностью отказаться от него в силу нерентабельности. Тираж газеты снижался достаточно давно, это был постоянный процесс. Дойдя до максимума 5 лет назад, он начал потихоньку уменьшаться.

Согласно статистике TNS Россия, в 2012 году средняя аудитория одного номера «Из рук в руки» составляла 3 242,9 тысяч человек по России и 138,9 тысяч человек в Москве, но уже к 2013 году эти показатели резко сократились до 1 987,2 тысячи человек по России и 87,1 тысяч человек в Москве. Что касается выручки, то в 2013 году по России она составляла 2,381 млрд рублей, а в 2014 году 1,794 млрд рублей, то есть за год падение достигло 25%.

При этом доля печатной версии среди активов холдинга в 2014 году варьировалась от 47% до 56%. Опыт коллег по цеху, таких как Newsweek, доказывал, что если вовремя не отказаться от печатных активов, они могут стать убыточными. В результате, сомнений ни у кого не осталось, и акционеры единогласно поддержали идею о плавном переходе в цифровой формат.

Нельзя сказать, что процесс перехода был резким и шокирующим. Сайт газеты был запущен ещё в 1997 году, в 2005 году сервис «Из рук в руки» стал доступен онлайн в полном объеме, и в течение нескольких лет плавно наращивал аудиторию.

«Из рук в руки» всегда ассоциировалась со старшим поколением, и запуск digital-формата помог постепенно привлечь более молодую аудиторию. Главная проблема состояла в том, как определить, в каких регионах печатная версия актуальнее интернета, и где резкий переход в цифровой формат просто отпугнет постоянных читателей.

Кроме того, новую бизнес-модель было трудно интегрировать в региональные реалии: зачастую там работают люди, которые привыкли продавать рекламу в газету, а не в цифровой формат. В конечном счете, мы смогли урегулировать этот вопрос и сделать рабочий процесс комфортным для всех.

С коллективом, безусловно, все было на порядок сложнее. Часть ДНК редакции «Из рук в руки» была прочно впаяна в печатный формат, но необходимость развиваться и двигаться вперед вселяла в нас уверенность, что мы выбрали правильное направление. Значительную часть редакции пришлось сократить, поскольку работать в digital-формате по аналогии с печатью просто невозможно.

Нам были необходимы свежие идеи и новое понимание рабочего процесса, поэтому мы полностью сменили топ-менеджмент и часть команды. Мы заранее уведомили коллектив обо всех изменениях, но в эмоциональном плане сложнее всего было попрощаться с сотрудниками из старой эпохи. Перед финальным этапом реструктуризации мы разработали новую стратегию, сделали общее собрание, объяснили целесообразность своих действий, донесли до коллектива, что у нас есть четкое понимание, в какую сторону необходимо двигаться и по какому плану работать дальше.

На данный момент мы находимся в переходной фазе. По данным АКАР, в 3 квартале 2014 года по сравнению со вторым кварталом 2014 года рынок интернет-рекламы (медийная реклама и контекстная реклама) упал на 3%. В то же время выручка «Из рук в руки» по интернет-рекламе выросла на 7%, и в целом онлайн-проекты холдинга (IRR.ru и JOB.ru) выросли на 7%. При этом чистая прибыль от реализации проекта «Из рук в руки» в период с 2013 по 2014 сократилась почти на 25%. Это серьезные показатели, но именно они побудили нас форсировать давно намечавшийся переход в digital-формат.

Мы уже запустили ряд нововведений, призванных оптимизировать работу холдинга. Издержки были сокращены на 30%, стартовала новая рекламная кампания, штат команды call-центра был значительно увеличен и переведен в единый офис в Тамбове. На данный момент количество ежемесячных звонков увеличилось на 16% по сравнению с показателями конца 2014 года.

При этом мы видим стабильный рост количества объявлений на интернет-порталах холдинга, к примеру, количество объявлений по теме недвижимости на сайте «Из рук в руки» за первый квартал 2015 года выросло на 40%. Мы сумели выстроить новый формат организационной структуры, расширили региональное присутствие, реорганизовали финансовый блок и выстроили систему продаж.

Наша компания на рынке уже 22 года, и на самом деле, не существует методов, которые помогли бы кардинально изменить её в лучшую сторону всего за несколько месяцев. Это кропотливый и долговременный процесс, который мы четко выстроили в теории и теперь постепенно осуществляем на практике. Из ближайших планов: переход на работу по франшизе в 22 регионах, планомерное улучшение функциональности и юзабилити сайта, а также развитие мобильных приложений.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
Статьи по теме
Руководитель проекта «Афиша» Данила Николаев уходит в «Из рук в руки»26 марта 2015, 15:24
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Николас, вы намеренно путаете *жопу с пальцем? Но на ЦП не дураки. Ваша как бы газетка никакого отношения к СМИ никогда не имела. Это просто толстая доска объявлений на бумаге. А СМИ - это журналистика, новости, аналитика. Поэтому не лезьте в сферу рассуждений о будущем СМИ, к вашим бесплатным объявам это не относится.

Будьте честнее, говорите прямо: "мы в попе, нас давит Авито, мы режем косты и переехали в Тамбов. А то "печатные СМИ умирают...". Насмешили.

Рекламные издания это отдельный сегмент печатных СМИ.

Правильный подход, хотя похоже, что все больше привыкли к Avito.ru Сам регистрировался на irr.ru Не скажу, что он сложней и запутанней, но просто их в регионах вообще незаметно.

У меня сейчас есть объявление на irr, я его уже третий день не могу поднять (поднятие за деньги) - ошибку пишет. То есть буквально - я им сам деньги сую, а они мне ошибку в ответ.

Иван, передали в техподдержку вопрос.
пресс-офис "Из рук в руки"

0

Взгляд со стороны. Первое. Irr просто напросто "про***** вспышку" лет так на пять. Надо было с застрявшими в 90х из редакции еще тогда прощаться. Сейчас это уже походит на сравнение авто.ру и аэм.ру зачем мне размещать объявление там, куда не идет народ! Его ж там мало кто увидит.
Второе. В этом "много красного" вы жестко теряетесь среди других брендов и вкупе с дизайном и юзабилити выглядите как куст петрушки в поле с подсолнухами.
Третье. Наследие прошлого. Тут я за себя говорю. Газетка из 90х с кучей мошеннических фирм. По глубокой юности чуть было не прилип на "агентов по устройству на работу". Когда услышал "давайте 400 рублей" а мы вам телефоны и список вакансий слава богу послал их лесом и ушел. Газетку и народ, на который она меня привела помню уже 14й год)
Прописываю вам грамотное брэндинговое агентство, только оно вам поможет. Грамотные ребята в состоянии разобраться со всем этим. Скажут куда идти, придумают новый фирстиль, с юзабилити разберутся.
С тем что написано в тексте далеко не уплывете.

На данный момент количество ежемесячных звонков увеличилось на 16 по сравнению с показателями конца 2014 года.
Исправьте.

0

"На данный момент количество ежемесячных звонков увеличилось на 16 по сравнению с показателями конца 2014 года."
Где-то опечатка? Из-за +16 звонков в МЕСЯЦ серьезно расширять колл-центр? О_о

Какие сложности в переводе в цифровой формат, кроме консервативных сотрудников, я так и не поняла.

0

А кто-нибудь помнит "Сороку" и движение сорокоманов в Питере середины 90-х? Это не ваши интернеты, это лучшее, что было в "Из рук в руки".

0

Согласен с мнением Boris Gr, о том, что "Из рук в руки" все-таки не корректно относить к СМИ, но даже если отбросить это, но ситуация с самими СМИ именно в классическом выходе становится видоизменяться, вот к примеру последняя новость прошедшая не заметно:

Facebook на прошлой неделе представил новость об интеграции в социальную сеть новостных изданий: New York Times, BuzzFeed, National Geographic, NBC, The Atlantic, the Guardian, BBC News, Spiegel и Bild.

Сервис получил название "Instant Articles" - ну типа мгновенные статьи или мгновенное чтение. Facebook чтобы запустить этот сервис представил издателям (газетам) очень много плюшек в виде статистики, редактирования и поддержки графиков с диаграммами.

Вся суть "Instant Articles" в том, что пользователь Facebook находясь в своей ленте сможет полностью прочитать материал газеты не переходя по ссылке на сайт газеты.

Почему мировые издания пошли на это, ну тут дело на самом деле и не в плюшках, дело в том, что конкурировать с Facebook в плане предоставления новостей становится сложно и тут действует принцип "не можешь победить - присоединяйся".

Интересно, что журналистская братия, практически никак не прокомментировала эту новость, хотя это можно сказать маленькая революция в доставке новостей читателю, и быть может через пару лет эта "доставка" будет основной. впрочем, когда журналистам печатных изданий говорят, что люди не читают а смотрят новости по ТВ или youtube, то они замечают, что "газеты есть уже давно", ну оптимисты, что сказать.

0

Двумя руками за развитие irr. Сам размещал объявление на avito пока не вынудили уйти вымогая оплату. Сейчас на irr. На avito точно не вернусь. Нужна альтернатива иначе авито просто уже зажрались.

"Мы четко понимали: чтобы выиграть завтра, нам нужно что-то менять уже сегодня."

Только IRR проиграл digital позавчера.
counter.yadro.ru/values?site=avito.ru
counter.yadro.ru/values?site=irr.ru

IRR уже давно играет в другой лиге. В России едва ли появится в обозримом будущем еще один крупный горизонтальный классифайд, AVITO.ru просто слишком большой.

Насколько мне известно, печатная и интернет издание в свое время вообще разделились на отдельные бизнесы и команды. Причем не совсем по-дружески разделились.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Миша Иванов

Ребят, броcить кyрить сейчас действительно легко, за 2 дня я излечился и чувствую себя намного здоровее, не теряй шанс изменить свою жизнь. Вот мой блог - ur1.ca/pqc2w

«Подделки принесли нам 1,5 миллиона рублей за два месяца»
0
Миша Иванов

Ребят, броcить кyрить сейчас действительно легко, за 2 дня я излечился и чувствую себя намного здоровее, не теряй шанс изменить свою жизнь. Вот мой блог - ur1.ca/pqc2w

Mozilla высмеяла запреты Европейской комиссии по копирайту с помощью культовых мемов
0
Миша Иванов

Ребят, броcить кyрить сейчас действительно легко, за 2 дня я излечился и чувствую себя намного здоровее, не теряй шанс изменить свою жизнь. Вот мой блог - ur1.ca/pqc2w

Почему компаниям выгодно делать свои продукты хуже
0
Миша Иванов

Ребят, броcить кyрить сейчас действительно легко, за 2 дня я излечился и чувствую себя намного здоровее, не теряй шанс изменить свою жизнь. Вот мой блог - ur1.ca/pqc2w

Xor — бот для поиска вакансий и сотрудников в ИТ
0
Миша Иванов

Ребят, броcить кyрить сейчас действительно легко, за 2 дня я излечился и чувствую себя намного здоровее, не теряй шанс изменить свою жизнь. Вот мой блог - ur1.ca/pqc2w

Бесплатная раздача товара для привлечения покупателей: примеры Mountain Dew, Velle и других компаний
0
Показать еще