Лого vc.ru

Как ввести в заблуждение при помощи визуализации данных

Как ввести в заблуждение при помощи визуализации данных

Визуализация данных — важнейшее средство для анализа информации, которое придумано человечеством. Однако этот инструмент может быть использован не только в образовательных целях, но и для введения читателей и зрителей в заблуждение. В статье на ресурсе Gizmodo приводится несколько очевидных примеров того, как с помощью нехитрых манипуляций одни и те же данные могут быть представлены совершенно по-разному. 

Поделиться

Манипуляции с осью Y

Одни из самых простых способов обмана зрителя при визуализации данных — это манипуляции с осью ординат линейных, баровых или других графиков. В большинстве случаев на оси Y размещается диапазон от нуля до максимального значения, охватывающего представляемый объем данных. Однако иногда можно встретить манипуляции с масштабом оси для лучшего представления информации. С помощью этой простой техники можно кардинально менять восприятие одних и тех же данных.

Вот как это работает: на двух графиках представлена одна и та же информация, но разница в устройстве масштаба оси Y заставляет воспринимать их совершенно по-разному:

На левом графике «процентная ставка» рассматривается в интервале от 3.140% до 3.154%. При таком представлении создается впечатление стремительного роста — в 2008 году значения были заметно ниже, чем в 2012. Если же отобразить данные на графике со шкалой Y, поделенной на единицы, то картина станет куда более спокойной и правдивой.

Конкретно этот пример может показаться несколько притянутым за уши, но в обычной жизни подобные фокусы встречаются довольно часто. Вот обычная графика из новостного выпуска на ТВ — разница значений двух столбцов всего 4,6%, но выглядит разрыв намного внушительнее:

Еще один пример, на этот раз из трансляции спортивного матча:

Слева представлена скорость в 77.3 мили в час, а справа - 75.3. При взгляде на графику, тем не менее, кажется, что разница гораздо больше.

Кумулятивные графики

Часто можно встретить графики, на которых представлена некая общая информация по важным метрикам, вроде числа пользователей, дохода, скачиваний и т.п. Например, вместо отображения графика квартальной выручки, можно показать общую выручку, которую удалось сгенерировать к определенной дате. 

Это может выглядеть примерно так:

Из такого графика сложно понять реальное положение вещей, но кажется, что все должно быть отлично — цифры ведь растут. Однако если взглянуть на «не-кумулятивный» график, который показывает число заработанных денег по конкретным годам, ситуация выглядит далеко не так оптимистично.

Тут все куда яснее: выручка падает на протяжении десяти последних лет! Конечно, понять это можно и просто поподробнее изучив кумулятивный график, но в его случае нет такой немедленной ясности с положением дел. Такие графики путают зрителя.

Можно привести довольно большое число кумулятивных графиков, которые представляют ситуацию в гораздо более выгодном свете, чем она того заслуживает. Яркая иллюстрация — это то, как подобные графики использует Apple для иллюстрации продаж своих гаджетов (в частности, iPhone).

Нарушение общепринятых норм

Еще один часто встречающийся трюк заключается в том, чтобы не следовать устоявшимся правилам и нормам представления информации. Например, все привыкли, что графики в виде «пирога» используются для представления частей целого, или что на таймлайнах с прогрессом движение идет слева направо. Поэтому когда такие правила нарушаются, людям тяжело сориентироваться, и они могут не понять, что именно им показывают, неправильно интерпретировав представленные данные. 

Например, вот такой график-пирог телеканал Fox Chicago продемонстрировал своим зрителям во время праймериз президентской кампании 2012 года:

Очевидно, что если сложить проценты всех кандидатов, то получится больше 100% — все из-за того, что график иллюстрирует результаты опроса с возможностью выбора нескольких ответов. Соответственно, в данной ситуации куда уместнее было бы использовать график с отображением данных в виде баров. Но этого сделано не было, и в результате складывается впечатление, что каждого кандидата поддерживает примерно треть избирателей, что на самом деле не так. 

Еще один пример — визуализация от Business Insider, которая представляет ситуацию образом, который прямо противоположен реальности.

На первый взгляд кажется, что смертей, вызванных применением огнестрельного оружия, в штате Флорида становится меньше. Но если приглядеться, то становится ясно, что ось Y почему-то идет не снизу вверх, как это принято, а сверху вниз. То есть, минимальное значение расположено сверху, а максимальное — снизу. Чем ниже опускается график, тем больше смертей от огнестрельного оружия он показывает. 

Вывод из всего перечисленного можно сделать очень простой — тем, кто создает визуализации, надо быть крайне осторожными, а зрители должны внимательнее изучать графики, которые им показывают. Три перечисленные в тексте техники манипуляций — это лишь верхушка айсберга, на самом деле их гораздо больше.

Статьи по теме
Порностатистика — 201323 декабря 2013, 15:00
Ложь, планшеты и статистика07 февраля 2013, 17:00
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

"в интервале от 3.140% до 3.154%. "

Кому нужны инвесторы - дебилы и сколько их в принципе?

Сработает на телеканале для ватников (в примерах - американские ватники, но они везде одинаковые).

Которые, к тому же, не могут вдумчиво все рассмотреть - если график показывать 3 секунды, то просто не успеешь прочесть интервалы и заголовки координат, а относительные объемы столбцов запомнятся.

0

Видел вариант с разворотом оси времени, справа налево. На первый взгляд выглядело, что популярность сервиса растет.
По факту она падала.

0

Вот откуда 146%! Просто не тот график поставили, а все сразу подумали, что махинации

0

такой пост в хабре был

0

всё, теперь пиздоболы совсем распоясаются. Такие посты как эта, как её.. индульгенция: ну если тим кук такое делает, то уж нам-то грех не попробовать

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ivan Ivanov

Хорошая статья с ещё одной историей, которая предаёт немного бесценной информации. Те кто пишут, что статья не о чём - научитесь уважать чужой труд. Спасибо.

«Тратьте деньги, чтобы зарабатывать»: основатель Codewise о своём карьерном пути
0
Alexander Litvinov

Дебилы!!! Если исчезнут страны, исчезнет главное - УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР. Пусть попробуют есть две недели один борщ. Если уж рассматривать глобализм как идею, то достаточно бесплатных туристических виз.

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
Anton Shreider
BikesBooking.com

Спасибо, Алексей. Да, сотрудничать с большими западными онлайн компаниями получилось только после переезда

Переезд компании в Ирландию: опыт сервиса BikesBooking.com
0
Роман Тт

И 1998 тоже, когда рубль в пять раз упал. И нет никакой гарантии, что это не повторится

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Роман Тт

Но в долларах стоит меньше, ровно на величину падения рубля, представляете? Вспоминаем 90-92, 2008 и 2014 года.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Показать еще