Лого vc.ru

Незримые изменения: как разговорные интерфейсы меняют дизайн

Незримые изменения: как разговорные интерфейсы меняют дизайн

Разработчик и дизайнер Оуэн Уильямс опубликовал в своём блоге на Medium материал о том, как незримые вещи — например, разговоры — меняют подход к проектированию интерфейсов. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

Виртуальные помощники — это только начало

И дизайнерам следует иметь это в виду, говорит автор материала. «Когда помнишь об этом, сама роль дизайнера оказывается немного другой. В будущем, когда нам придётся проектировать самые разные интерфейсы — от личностей голосовых ассистентов до чат-ботов, — само понятие дизайна становится неопределимым: как можно спроектировать то, что нельзя даже увидеть или потрогать?».

В качестве примера автор материала приводит виртуального помощника Siri от Apple. «Когда он появился в 2011 году, всё происходящее казалось чем-то из научно-фантастических фильмов: можно просто нажать кнопку и помощник сделает всё, что вы попросите».

Когда вы разрабатываете что-то под голосовым управлением, вам практически не с чем работать. Есть несколько базовых элементов: кнопка, включающая микрофон, волны записи на экране, который показывают, что помощник слышит владельца. Всё остальное зависит от вашей фантазии.

«Важно то, какие эмоции вы испытываете, когда используете Siri. Хочется ли вам задавать помощнику вопросы или кажется, что использовать его слишком сложно?». По словам ранних разработчиков Siri, пишет автор материала, после того, как Apple приобрела компанию, она изменила изначальный интерфейс, добавив фразы, которые помогли бы смягчить разочарование пользователя при получении неверного ответа. Теперь Siri предлагала несколько других вариантов запросов, которые могли бы сработать.

В последней версии iOS 10 Siri оставляет выбор других вариантов запроса самому пользователю. В интерфейс включены только кнопка для включения микрофона и небольшая справка по использованию помощника. Самая большая работа, продолжает автор, была проделана по «превращению» Siri из роботизированного помощника в помощника, который оставляет впечатление человека.

Издание The Verge объясняет, как команда разработки добивается такого эффекта: «Остальные роботизированные помощники звучат как роботы, потому что они и есть роботы. Но Siri устроена по-другому. Чтобы ассистент звучал как человек, создание фраз начинается с человека».

«После того, как текст записан — а на это может уйти несколько месяцев, — начинается действительно тяжёлая работа. Слова и предложения анализируются, каталогизируются и попадают в большую базу данных. Инструмент преобразования текста в речь впоследствии сравнивает и комбинирует данные, создавая слова и фразы, которые диктор мог и не произносить — но звучат они по-человечески, потому что технически это его голос».

Проектируя невидимое

«Если вам кажется, что спроектировать Siri — сложная задача, то взгляните на Amazon Echo — первого физического домашнего ассистента. Весь интерфейс спрятан в динамике, который просто устанавливается на стол. Echo не оставляет пространства для фантазии, не живёт в вашем телефоне и располагает всего одной кнопкой: готовый рецепт, как заставить пользователей никогда не подружиться с продуктом».

Однако, по словам авторов, выяснилось, что покупателям нравится разговаривать с помощником, который просто стоит на одном месте. «Echo не нужны красиво выглядеть, предлагать тонны функций и примочек и так далее — достаточно, чтобы ассистент точно слышал и понимал, что именно вы сказали».

Команда Amazon не раскрывает подробностей проектирования и разработки Echo. Устройство работает следующим образом: пользователь называет имя помощника (Alexa), затем произносит запрос. Загорается синий индикатор, который показывает, что помощник записал и обрабатывает речь. После устройство выдаёт ответ. «Поначалу ассистент был полностью роботизированным, и всех это устраивало», — говорит автор заметки.

Подарить роботу личность

Вскоре Amazon решила последовать примеру Apple и добавить устройству человечности. Компания наняла целую команду людей, которые занимались выдумыванием шуток, остроумных ответов и других особенностей для ассистента. Так же поступили и другие компании — для разработки своего помощника Google Assistant руководство Alphabet наняло команду профессиональных копирайтеров и писателей из таких компаний, как Pixar.

Ещё один важный аспект работы такой системы — время ожидания. Как быстро помощник реагирует на речь владельца. Если Alexa, Siri или Assistant затягивают с ответом, пользователь решает, что система не слишком-то умна.

«Нужно заложить нужное время на ответ — это формирует пользовательский опыт. И это очень сложная задача, потому что большинство вычислений такие ассистенты производят в облаке, а отправка, обработка и получение данных занимают время», — объясняет автор материала.

Чтобы сгладить для пользователя моменты ожидания, Amazon встроила в голосового помощника светодиодную подсветку, которая показывает, что помощник обрабатывает запрос. Google показывает на экране смартфона двигающиеся точки.

А Siri показывает пользователю, что поняла его запрос, даже если ответ пока не получен. По мере того, как владелец смартфона произносит отдельные слова, они появляются на экране — и он видит, что речь распознана верно. Сделать это можно быстрее, чем вычислить ответ на запрос, отмечает автор заметки. «Вы видите, чем занимается помощник, и вам кажется, что он работает быстрее».

Движения, контекст и другие аспекты

Это лишь несколько примеров задач, с которыми сталкиваются проектировщики разговорных интерфейсов. Есть и другие вопросы — например, как задать тон разговора для текстового разговорного интерфейса. Этот вопрос касается не только общения между человеком и ассистентом, но и диалогов между живыми людьми: как один может наиболее точно передать настроение при помощи текста.

В iMessage пользователи могут отправлять друг другу анимации, текст разного размера и использовать другие тексты, чтобы передать свой тон. Применять их не обязательно, это дополнительный инструмент для создания акцентов в тексте.

Проектирование взаимодействий становится важной частью дизайна. Анимации и движения помогают рассказать историю — лучше, чем статический интерфейс. Например, когда нужно показать пользователю, что он должен сделать.

«Также анимации и движения помогут скрыть тот факт, что ваше приложение работает немного медленнее, чем хотелось бы», — продолжает автор.

Будущее

«Что всё это значит для дизайнеров? В старом мире проектировать интерфейс было довольно просто — по крайней мере, его можно было увидеть. В 2016 году перед профессионалом встаёт бесконечное множество вопросов: как передать пользователю эмоции? Как помочь ему выразить свои чувства? Понятно ли ему, как устроено взаимодействие?» — пишет автор материала.

Дизайн перестал быть визуальным. Проектировать будущее сложно, при том, что пока мы не установили никакие правила. Но вы можете изменить то, как люди взаимодействуют с продуктом. Пришло время выйти за пределы пузырька на экране.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru.

Писал человек, явно ничем кроме сири не пользовавшийся - гугл давно по-другому обрабатывает команды.
И к счастью, в интерфейс пока не включили шутки.

0

У Amazon есть приложение для Алексы (которое давно пора заредизайнить).
Но автор считает дизайн/проектирование интерфейсов чем-то визуальным (кнопочки рисовать), а в случае диалоговых интерфейсов это совершенно не так. Дизайн диалогов — это отдельная и очень интересная область, в которой мало кто разбирается. Например, Siri не умеет ставить два таймера: ошибка дизайнера.

0

Два таймера — это что?
На iOS в принципе два таймера поставить нельзя, для этого другие опции есть.

0

Это типичная ситуация на кухне, которую Алекса отрабатывает элементарно.

0

Поставить два напоминания, эффект тот же самый. "Напомни про суп через 20 минут".

0

Это не очень юзер-ориентированный подход. =) Проблему надо решать с другой стороны.

0

Apple не будет делать множественные таймеры только потому, что какому-то человеку они понадобились, Apple их сделает только если они будут нужны очень многим. И это хороший подход.

0

Фруктовый пиар

Прямой эфир
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления