Лого vc.ru

​Письмо читателя: Дизайнеры заблуждаются, считая себя особенными

​Письмо читателя: Дизайнеры заблуждаются, считая себя особенными

Безработный читатель ЦП Сергей Немеров, ранее написавший для ЦП материал о том, как бы он провел редизайн сайта Лебедева, прислал в редакцию новое письмо. Немеров рассказал о трех основных проблемах современных дизайнеров, связанных с их завышенной самооценкой, неправильным ценообразованием и непониманием обязанностей.

Поделиться

Пользовательская аналитика, оценка удовлетворенности покупателей, user-centered design — да, много красивых слов с завидной регулярностью встречается на ЦП простому потребителю. Как тут простому человеку не раскатать губу от счастья, что вот еще немного, еще пару годков, и эра всеобщего благолепия в информационных системах, о необходимости наступления которой декларируется на данном сайте ежедневно, обязательно наступит.

Однако годы идут, люди стареют, а всеобщего информационного счастья за горами по-прежнему не видать. Тогда обычный потребитель обозляется, обрастает здоровым цинизмом и начинает критически смотреть на многие вещи. Например, я, как обычный потребитель российского инфопродукта, выделил для себя три броские фразы, которые я считаю детектором начинающегося дизайнерского буллщита. Написать же об этом всем было решено для профилактики такого опасного и крайне заразного в среде дизайнеров и разработчиков заболевания, как «головокружение от успехов». Вообще, считаю необходимым создать на постоянной основе колонку «Мнение конечного юзверя», в которой простым кондовым языком излагать сермяжные истины, которые будут помогать «живым иконам дизайна и юзабилити» четче ориентироваться в потребностях обычного народонаселения Российской Федерации.

Сегодня мы с вами разберем три фразы, использование которых в переговорах о заказе сайта, на пафосных симпозиумах или на вебинарах, свидетельствует о готовящемся сговоре с целью развода меня — конечного пользователя.

Bullshit №1: Не все могут быть дизайнерами

Цитата: «С методологической точки зрения подходы дизайн-мышления относятся к эвристическим приемам решения проблем в условиях неопределенности — так называемых нестандартных задач, которым обычно противопоставляются задачи, не связанные с творческим поиском. Таким образом, дизайн-мышление не является принципиально новым с точки зрения оптимизации процедур по поиску ответов на сложные многоуровневые проблемы. Уже древнегреческая философия сформулировала основной вопрос, на который пытается отвечать дизайн-мышление и сегодня: "Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?"».

Значит давным-давно умными людьми было доказано, что у каждого человека присутствует ассоциативное мышление, то есть способность к обобщению, установлению связей, сравнения всех полученных образов, связанное с первоначальными рефлексами и прежним жизненным опытом. Вспомните свои яркие сны из детства — разве это не было потрясающим дизайном образов? Разве вы в своем сне плохо работали с ассоциациями, конструкциями, нарративом, физическими законами мира?

Это было гениально, у каждого из вас. Однако прошли годы, детство закончилось, и вдруг у вас на горизонте появляется все больше умников, которые утверждают, что никакого дизайн-мышления, а уж тем более вкуса, у вас нет. Вот те здрасте. Ну а у них — все это откуда-то есть, и даже с избытком, но только у них, у жрецов красоты.

А вы — нет, вы не можете мыслить нестандартно, вам отказано в праве любить Comic Sans или сочетание красного с зеленым; вам запрещено под угрозой расстрела читать бегущую строку — лучше молча внимайте, вам говорят живые боги дизайна и не смейте их прогневать своим неидеальным вкусом. Далее тема вообще доходит до абсурда: оказывается, развить в себе вновь навыки мыслить ассоциативно можно, но только посетив платные курсы. Да, всего тысяча-другая долларов, и вам за месяц снимут сглаз безвкусия и отведут порчу провинциальности. Ну или прозябайте всю жизнь в бездизайнерском невежестве и ограниченном зашоренном мире. И смотрите черно-белые сны, ведь большего не достойны.

Если серьезно, то вот вам реальный пример самого потрясающего дизайн-мышления, что я видел в жизни. И этот пример вовсе не стоит миллиарды долларов, так как сделал его полуторагодовалый ребенок. Вот так обычный мальчик Тимофей вместе с другими детьми делал по заданию воспитательницы аппликацию танка:

Всё, что от него требовалось — это «правильно» наклеить готовую башню со звездочками и дуло, то есть сделать обычный танк. Дети в полтора года уже отлично знают, что это такое — новости-то все смотрим. Но вот вам пример уникального дизайн-мышления, как вместо танка можно сделать мирный марсоход, едущий по пустынной планете под мерцающий свет далеких звёзд.

Прошу обратить внимание, этот ребенок не проходил курсов в «Британке», он не читал «Ководство» от Лебедева, он даже не отличает «гельветику» от «робото». Но вот вам запредельный уровень дизайна при работе с самыми стандартными предметами и самыми жесткими ограничениями в выборе способа реализации, где, казалось бы, и придумать ничего нельзя. И что же теперь, его возьмут вести вебинары в «Нетологии», а может яростные хедхантерши подерутся в песочнице перед домом за право предложить ему контракт фулл-тайм в офисе?

Отнюдь, ведь не всем в нашей стране разрешено зарабатывать на дизайне, нужно сперва вступить в особую секту для избранных, затем получить в ней определенный допуск. И вот тогда, если дозволят, мир вновь вспомнит и признает у него право связно оперировать ассоциациями и создавать необычные образы.

В общем, у нас в провинции считают, что сделать парус из старой майки и палки — это уже дизайн, и что оформить клумбу с цветами перед домом вместо зарослей крапивы — это уже дизайн, и что сделать жизнь твоего любимого человека счастливой — это тоже дизайн, причем дизайн самой судьбы. Выходит, что все мы с вами дизайнеры, просто одни из нас в плюс к этому еще и врачи, учителя, или даже простые школьники, а другие вот тупо дизайнеры и всё. И кто из нас более ограничен в развитии?

Bullshit №2: Дизайн стоит ровно столько, сколько за него готовы платить

Изречением таким грешат все больше известных дизайнеров и прочих рунетовских экспертов. А меж тем, это изречение глубоко преступно по своему посылу, так как подразумевает спекуляцию на любой нездоровой потребности потребителя, зажатого в тисках обстоятельств. Давайте проведем небольшой тест «Возмущает ли вас это?».

Кусок хлеба в блокадном Ленинграде стоил столько, сколько за него готовы были платить. Платить чем угодно: золотом и антиквариатом, культурными ценностями и любыми деньгами. Чувствуете, как кулаки сами сжимаются, а сквозь зубы слышится «ненавижу»?

Цена жизни детей стоит ровно столько, сколько убитые горем родители готовы заплатить. Похитители детей, террористы — все работают только по данной схеме. Это нормально? Вспомним Беслан и Г. П. Грабового. Вам уже хочется разорвать на клочки столь подлого мошенника? А ведь человек по сути ваш коллега, работал над аналитикой и Big Data еще в то время, когда мы все в садик ходили:

С таким резюме его бы хоть сейчас наняли в десяток московских агентств, и позвали на сотню симпозиумов, не находите?

Итак, сегодня мы приходим на любые среднестатистические курсы дизайн-мышления. Там условный преподаватель многозначительно говорит все то же самое про обычное рисование картинок: «Дизайн стоит ровно столько…», и мы аплодируем и благодарим за науку. Мы счастливы — да, вот легкий способ заработка, можно ломить любую цену.

Что-то на этой планете пошло не так, не находите? Вот вам простая сермяжная истина: «Дизайн стоит ровно столько, сколько он приносит пользы». Или в более конкретном случае веб-дизайна — денег. Ты просто нарисовал картинку на сайте? Ну молодец, распечатай и повесь на стенку, но она пока не стоит вообще ничего. Вот приходят первые пользователи, восхищаются, начинают покупать — твоя картинка начинает обретать цену. Первые покупатели зовут своих друзей полюбоваться на твое творчество на сайте — отлично, цена увеличивается. Сайт выигрывает различные призы, начинает плодить копии у завистливых конкурентов — вообще хорошо, теперь твоя картинка может стоить и миллион.

Итак, для простого разумного человека цена любого дизайна — это цена того эффекта, который он производит на людей, а не стоимость пустых обещаний арт-директоров до запуска сайта в работу. И никаких аналогий с киднеппингом здесь быть просто не должно.

Bullshit №3: Дизайнер обязан верстать сразу в браузере (по мотивам)

Очень много шуму наделала недавняя статья на ЦП о том, что современный создатель информационного продукта ради снижения числа передаточных звеньев и промежуточных этапов должен уметь оформлять свои мысли не просто в виде статичной иллюстрации, но в виде готового к работе кода. Якобы знание смежных профессий чего-то там заметно ускоряет и каким-то местом снижает цены на соль и гречку.

То есть, допустим ввод в процесс разработки менеджеров проектов, менеджеров продуктов, аккаунт- пресейл- аппер- аналитик- вип-менеджеров ни разу не снижает скорость и простоту коммуникаций, а уж на конечной стоимости для заказчика — нет, вообще никак не сказывается, что вы. Но на одной только верстке свет клином то и сходится.

А почему сениор-дизайнер не должен на холодных звонках при этом сидеть — не пояснили. А хотелось бы кейсов, как и этот навык ускоряет и обостряет, ведь только представьте, как здорово талантливый дизайнер с помощью ярких речевых образов, умелого вплетения нарратива и знания тонкостей восприятия различных типов людей делал бы продажи? Умение грамотно владеть речью и тонко плести паутину вовлечения из аргументов — это ведь тоже дизайн.

Вот было бы здорово: один звонок в Apple — заказ, звонок Трампу — еще контракт. Ну а что, талантливый человек талантлив во всем, от «фотошопа» до раздачи флаеров в переходе.

А я вам так скажу, граждане. Ежели вы истинно хотите снизить число проблем по донесению изначального умысла до сознания типового покупателя, то дизайнер помимо умения верстать должен еще обязательно уметь проводить интернет в труднодоступные районы до конечного пользователя, разгонять там скорость до немыслимых 5-10 мегабит (например, сейчас у меня всего 3). Он также должен уметь отбирать правильных менеджеров на телефоне, которые обычно по звонку с сайта несут такую чушь несусветную, что наплевав на все градиенты и шрифты, хочется трубку бросить немедля.

Ускорит процесс разработки, да и цены снизит в разы, как раз значительное упрощение всякого дизайна и верстки, то есть полное перепоручение всей этой деятельности или типовым онлайн-конструкторам, или даже самим браузерам нового поколения. Посудите сами, вот сейчас всего три разных устройства: ПК, планшет и телефон — и то 99% сайтов испытывают даже с ними чудовищные проблемы. Это при том, что сегодня верстальщик — выделенный узкий специалист, который день и ночь пашет над повышением своей квалификации.

Теперь покумекайте — вот завтра вместо этого узкого специалиста все провинциальные студии понудят верстать криворукого дизайнера, да еще устройств для отображения будет не три, а 33: очки, часы, утюги, холодильники, автомобили, летающие доски, вот это всё. Каково будет нам, потребителям? Кто мне сумеет гарантировать хотя бы троечное качество просмотра такого сайта на телефоне трехлетней давности? Наверное, только сама операционная система или браузер в конечной точке представления данных, но никак не разработчик.

Еще некоторые футурологи с загнивающего запада пророчат, мол якобы в интерфейсах будущего вообще не будет экранов — все будет куда-то сразу в мозг запихиваться. Ну а теперь ответьте мне, кто тут самый умный — внутри моего мозга как верстать будешь? Каким Adobe-инструментом?

А поэтому мы всем поселком порешили, что дизайнер ваш должен уметь в первую очередь не кодить или там картинки рисовать, а думать и внятно излагать. То есть вот прямо вслух рассуждать, анализировать и выдавать свои мысли изо рта четкими стройными рядами. Иначе в ситуации, когда большинство сегодняшних заказчиков не знают даже, нужен ли им полноценный сайт или сразу мобильное приложение — вы им тут про «верстать».

Дизайнер должен уметь за пару часов донести до заказчика и потребителя саму мысль, саму концепцию, а уж далее я сам хочу решать, на чем и как мне отображать полученную информацию: в режиме чтения, в обычном, со свистелками-перделками, или еще как:

В идеале, например, желаю вообще не покидать Facebook никогда ради решения любых своих насущных задач. Хочу читать там все новости и совершать все покупки в интернет-магазинах, оплачивать штрафы и голосовать на выборах, смотреть фильмы или работать оттуда в суде присяжных.

Вот таковы мои потребительские потребности, поскольку у меня уже в глазах рябит от изобилия разнообразных по стилю и цвету сайтов, в половине из которых вообще ничего не понятно. Пока все самовыражаются за мой счет, я прошу лишь единообразия и жестких стандартов.

Вот вам и тестовое на профпригодность — заверстайте для меня, самого обычного пользователя такой Facebook, который я с любых устройств не буду покидать никогда. Чтоб кошелек был и включение чайника на кухне, дверной глазок и чатик — и все под рукой. Вот вам пример того, что единственное должен уметь дизайнер — думать о том, как не отпустить пришедшего к тебе на сайт гостя, а не напугать его ультрамодным размытием и анимацией.

Засим прощевайте, я обратно в совхоз, ну а вы тут, на интеллектуальной передовой человечества давайте, не подведите. На вас вся надежда то и осталась.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Сравнивают несравнимые вещи и даже возникает такое чувство, что некоторые изречения взяты из головы. Начнем с того, почему не все могут быть дизайнерами. Очень странный пример со снами, ибо это все воспроизводилось в нашем мозге вне зависимости от нас - это раз.
Во-вторых, окей, предположим, каждый из нас дизайнер, но мне кажется, что в этой статье вы описываете дизайн как обычное искусство, то есть красивые картинки, вы не учитываете UI/IX, который изучается месяцами, чтениями кучи книг и переводов.
У меня есть друг, который решил стать дизайнером. И знаете что? Спустя пару месяцев он делал убогие работы и считал это совершенным. Я веду к тому, что некоторым людям не дано делать продукт, рассчитанный на других пользователей, он будет нравится исключительно ему

Через пару месяцев у меня было уже много заказов по моб. интерфейсам. Поверьте, если дано, то все сразу получается

Сарафанное радио. Ты делаешь заказ - тебя советуют знакомым. С чего бы это не показатель?!

Если честно, то ваши работы (на бехансе) настолько пропитаны убогими трендами одностраничников, что кажется у вас там ничего своего нету. Это не повод для гордости, если честно.

Я тут говорю про моб. интерфейсы, это во-первых.
Во-вторых, забавно, но при их создании я не руководствовался никакими трендами :)

Краткое содержание: Мальчик Тимофей обчитался Грабового на древнегреческом и не хочет покидать Фейсбук.

С нетерпением жду что автор скоро песданет про программистов.

В общем интересное мнение, но один момент - движущая сила капитализма в том, что клиент за продукт заплатит столько, сколько может себе позволить. Остальные рассуждения - добро пожаловать в совок.

Блин, а кто-то же прочитает и поверит

Я не очень понимаю, почему автору вместо квалифицированной помощи в виде санитаров публикуют на посещаемом сайте. Неужели треш и ругань на сайте важнее действительно качественного материала? Один пишет, что дизайнеры опасность для отрасли, другой сравнивает цены на дизайн с хлебом в блокадном Ленинграде. Мне кажется это все полумеры, пора бы уже начинать линчевать дизайнеров. А то чего-то много они о себе думают.

а можно два лайка поставить?

"Поставил второй лайк за тебя"

0

Классика! Мужик гуру учебно-воспитательного процесса.

0

Не понеле, можно на Вас вертушку испробовать?!?

0

Любой может быть дизайнером, программистом, певцом, композитором и т.д. Но вот стать действительно хорошим дизайнером, программистом... дано не всем, что доказывает наше "телевидение", где все как бы "поют" и как бы "танцуют". Так что, как говорится, "хорошему танцору...", а вот автору так очень даже мешают)))
P.S. Талант, Господа, все таки многого стоит!

У меня вопрос к редакции сайта. Аааа.. эмм.. а модерация вообще присутствует ? И по какой причине подобный тролинг попадает на "Глагне" ?

Да, я тоже помню его
Завышенная (самооценка зачеркнуть) ожидаемость зарплаты

0

Безработный читатель рассказал о трех основных проблемах современных дизайнеров, связанных с их завышенной самооценкой

0

Жду следующую статью о том что что "Дурналисты заблужлаются, статьи может писать каждый" с этим опусом в качестве примера.

0

все такие злые стали с этим кризисом - каждый полон цинизма и сарказма

0

Кризис всегда лохов портит, эт доказано давно...

0

Боюсь, дело тут вовсе не в кризисе. Вернее даже, в совсем другом, личном кризисе.

0

Я не понимаю шумихи по поводу дизайнеров, верстальщиков, программистов и т.д. Понятно что IT направление молодое, но разницы между дизайнером и плотником, шахтером, сварщиком и т.п. нет практически никакой. Почему данный товарищ думает, что его профессия какая-то особенная? Дизайнер лишь винтик, заточенный на выполнение определенной функции и все. И если выгодно будет этот винтик убрать и заменить чем-то по-проще, то так и сделают. Меньше философии — больше дела.

Меня уже сбивает с серьезного настроя начало "безработный читатель рассказал о основных ошибках"
Этот чел начинает набирать очки местного городского сумасшедшего)

Этим заголовок как бы намекает, "готовьте лулзы, господа" :D

«Хотя оригинальное употребление носило чисто негативный характер, теперешнее значение является более широким и может подразумевать, например, искусство владения языком, фривольность и проч. Глубокий анализ и толкование слово получило в статье Гарри Франкфурта, где автор проводит разделение между такими понятиями как ложь и bullshit. Лжецом, согласно Франкфурту, является тот, кто знает правду и сознательно её скрывает, тогда как, человек, говорящий bullshit, bullshitter [булшиттер], вообще не заинтересован в истине и лишь стремится достичь своих, порой корыстных, целей. Такое разделение становится общепринятым и имеет широкие социальные импликации в средствах массовой информации и политике.»

0

Сложно проникнуться текстом человека, который на полном серьезе брался за подобный прокет:

>> Проект 2012 года. Не реализован по причине "Внезапно кончились деньги"
Задача: спроектировать новую соцсеть, которая была бы непохожа на все предыдущие.<<

0

... А виноваты были дизайнерасты, которые деньги себе заплатили столько, сколько было их всего... (((((((((

0

... Конец подкрался незаметно... Бабки кончились - внезапно!!!

0

А - мне кажется то, что уважаемый автор столь долгое время продолжает оставаться безработным говорит о многом. Б - как я писал ранее - по опыту общения с автором - да, санитары тут необходимы. В - ЦП, я тебя очень люблю, но блин...

−1

И - гениальная картинка из комментов к его прошлой статье.

Скока стоют? Не-а, спасибочки... )))))

0

Безработный читатель ЦП рассказал о трех причинах отсутствия у него работы

То чего же унылая статья!

Диднт рид ит

0

Ни один UX- или UI/UX-дизайнер не позволит себе опубликовать текст, из которого можно без потерь вычеркнуть 40%, и еще на столько же сократить, переформулировав оставшиеся предложения.

Охаяли. Но хоть прочитали.. Уже хорошо!

"Дизайн стоит ровно столько, сколько за него готовы платить"

Дизайн, а так же остальное что можно продать - столько столько сколько за это требует продавец в условиях свободных рыночных отношений.

При этом приводить моральные и эмоциональные примеры в качестве "доказательств" в экономических вопросов абсурдно - это примерно то же самое что приводить нравственные аргументы против, скажем, законов физики. Правильно ли продавать хлеб в условиях блокады - это сложный моральный вопрос, но вот сам "механизм" установки цены за хлеб - это уже вопрос экономический - цена не может быть моральной или аморальной, в отличие от самого факта продажи хлеба в блокадном городе, что, опять же, уже сложный вопрос.

Ну а на счет установки цены в зависимости от пользы.
Девушка пришла в парихмахерскую, ей сделали нереально крутую прическу, с этой прической она пришла на вечеринку, на её прическу обратил внимание олигарх, они поженились, вскоре олигарх умер и оставил все свои миллиарды молодой жене. Выходит цена этой прически - миллиард долларов, ведь именно такую "пользу" она принесла.

Дизайн, а так же остальное что можно продать - стоит* столько сколько за это требует продавец в условиях свободных рыночных отношений.

Кроме ненависти к тем, кто считает себя выше других, ничего в статье не заметил. С тем же успехом вместо «дизайнера» в текст можно подставить «простого юзера», «автомеханика», «депутата», «водителя такси» и кого угодно еще.

0

неудивительно, что он безработный

Не пойму,это такой троллинг от цп или на безрыбье и клоуны уже эксперты?

Этот хороший человек поднял очень важную сегодня мировую проблему.
Речь идет о проблеме неравенства людей.
Можно ли его преодолеть?

0

Этого человека уже не преодолеть.

0

Посмотрел профиль автора на Behance и понял глубину проблемы. Это ужас. Первым пунктом человек точно самовнушал себя в том что он может быть дизайнером и таковым является... Вторым — пробовал понять почему ему не платят столько сколько платят другим, ну а третим видимо успокаивал себя в том что ему не обязательно учиться верстать.

0

Отличная статья, всех задело за живое. Молодцы, сразу пошли гуглить этого вредного безработного парня, который вас всех тут обидел и разбивать его теорию.
Из коментов можно понять только одно: у дохера народу, тусующихся на ЦП, завышенная самооценка. Прям подбесили.

Это не завышенная самооценка.
Здесь речь идет о том, что люди, как могут, пытаются защитить свою нишу в трудовых отношениях. А кто-то со стороны это разоблачает. Вот и реакция.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Τамара Ρодионова

Все правильно, афишник на бумаге сегодня никому не нужен. Книжный рынок тоже упал, люди перешли с бумаги на ридеры.

Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии журнала
0
Artem Prokopenko

Хорошая история, только почему bankir, с доменом com должно быть banker) однако не понятно, в чем ценность для работников. Проф сообществ полно, но они микроскопические

Основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев объявил о запуске социальной сети для банкиров — Bankir.com
0
Михаил Коренев

И что? А в офис к работодателю можно ходить, когда настроение хорошее?) и уходить, когда вдруг захотелось?

Штаб-квартира: Гамбургский офис сервиса для отзывов Yelp
0
Georgy Bukov

P.s. Не только военных, ведь там завязаны и химическая промышленность, машиностроение и т.д. И частенько компании с государством не разлей вода.

«Через 50 лет стран не будет — останутся только города»: основные тезисы лекции Кьелла Нордстрема о будущем
0
Рашид Галиулин

Ну натырились квартирами в 2014 на панике, с тех пор они упали в цене на 10%. А можно было купить акции и получить доходность выше 50% годовых в течение двух лет или в банке за два года примерно 30%. Ну выростит цена на квартиру в течение пару лет на 20%, доход от возможной аренды за два года 10%, в итоге возможный доход 31—32% в течение пару лет. Так пока пройдут эти два года на депозите с учетом сложных процентов свыше 45% и при этом не надо париться. А вдруг квартиросъемщики зальют соседей?

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Показать еще