Лого vc.ru

Как потерять 3 миллиона и научиться делать проекты — опыт Redmadrobot

Как потерять 3 миллиона и научиться делать проекты — опыт Redmadrobot

Макс Десятых, креативный директор компании по разработке мобильных решений Redmadrobot, написал для ЦП колонку, в которой рассказал о том, как его компания пыталась запустить социальное приложение, провалилась из-за непредусмотренных ограничений Facebook, а также объяснил, какие ошибки не стоит совершать при создании похожих проектов.

Поделиться

Если твоим продуктом пользуются 500 человек, то это не бизнес

Шесть лет назад Redmadrobot начался как стартап. Мы не только делали мобильные приложения на заказ: великое множество идей генерировалось внутри нашего коллектива, и некоторые превращались в работающие приложения. В этой колонке я расскажу, как мы поняли, что идея без компетенций ничего не стоит, и научились мыслить как предприниматели, а не как стартаперы.

Фильтр грубой очистки

Когда-то в компании было пять критериев, которые выполняли роль фильтра грубой очистки.

  1. Массовость. Проект должен быть востребован широким кругом пользователей.
  2. Польза. Проект должен приносить реальную пользу, а не уничтожать время и мозг. Поэтому на входе сразу же отметались игры и прочие timewasters.
  3. Безальтернативность. Проект не имеет сильной конкуренции на рынке и не является улучшенным клоном.
  4. Хорошо для кармы. Нужно гордиться, а не стыдиться продукта, который производишь.
  5. Интересно, необычно, с творческим зерном. Настолько, чтобы хотелось рассказать о проекте другу.

По этим параметрам мы старались оценивать все идеи на входе: и свои собственные, и поступавшие от сторонних заказчиков. Впрочем, большинство реализованных проектов на выходе все равно им не соответствовало. От стартапа до бизнеса не то чтобы пропасть, но несколько шагов и много упорного труда. Нам это понимание стоило двух провальных проектов и 3 млн рублей.

Идея: Amalgam

Концепция

Как-то раз в голову одного из сотрудников пришла идея стартапа, которая, казалось, подходила для реализации по всем пяти критериям нашего фильтра. Это было приложение с единой лентой из всех популярных социальных сетей. К нему подключались Twitter, Facebook, LinkedIn и другие сайты. Полезно, востребовано, не имеет конкуренции, интересно: «Скорее! — подумали мы, — надо занять эту нишу, пока она свободна!»

Приложение получило название Amalgam и обросло множеством полезных фич. Как оно работало?

Во-первых, был реализован «бесшовный переход» — пользователь не знал, из какой соцсети к нему прилетело то или иное сообщение. При этом если он ставил «лайк» записи через Amalgam, то запись автоматически «лайкалась» в Facebook или ретвитилась, когда источником был Twitter. То же касалось комментариев — в Facebook появлялся комментарий, а в Twitter — ответ.

Во-вторых, была фильтрация, отсекающая информационный мусор вроде дублирующихся сообщений в разных соцсетях. Если человек постил одно и то же в Twitter и Facebook, мы объединяли это в своей ленте.

В-третьих, можно было удобно скрывать автоматические публикации вроде чужих чекинов, которые разлетались из Foursquare по всем соцсетям, а также апдейты из Facebook, где кто-то кого-то лайкнул или кто-то с кем-то подружился. То есть вся информация, которая не несла в себе смысла, исключались.

Проблемы

Amalgam мы пилили очень долго, постоянно сталкиваясь с разными неприятными нюансами: соцсети ставили нам лимит, например, Twitter не отдавал больше 500 записей в час. От этого, само собой, страдал UX. Выяснилось, что соцсети, мягко говоря, не любят, когда к ним кто-то подсасывается и берет контент без спроса. Они зарабатывают деньги, продавая рекламу через собственные приложения, а у нас рекламы не было.

И все же мы, наконец, опубликовали приложение в App Store, выставили на него цену в пару долларов и принялись ждать первых покупателей. Продажи шли вяло: Amalgam покупало по несколько человек в день, заработок не превышал $10-20 в сутки. Через некоторое время мы пошли на эксперимент и сделали приложение бесплатным. Успех превзошел все ожидания — скачивать апп ринулась толпа народу, счет загрузок шел на сотни в день.

Но придумать, как использовать свалившуюся на нас популярность, мы так и не успели. Буквально на следующий день Facebook изменил что-то у себя в API, и наше приложение в буквальном смысле слова сломалось. Недоступной стала не только лента Facebook, но и другие соцсети. Приложение постоянно вылетало. Надо было что-то делать, и мы сделали — убрали апп из стора и приняли волевое решение: поддерживать и улучшать Amalgam больше не будем. Потому что просто не знаем, как сделать продукт успешным.

Подобные «ошибки» иногда допускают не только стартапы, но и ИТ-гиганты. Можно вспомнить историю сделанного в «Яндексе» приложения для социального поиска Wonder — оно проработало несколько часов, после чего Facebook перекрыл доступ к графу API. Спустя несколько дней в компании так же приняли решение закрыть доступ к Wonder и убрать его из стора. Или совсем свежая история с модным приложением Meerkat для прямых трансляций видео в Twitter. Недавно последний заблокировал доступ сервиса к своему соцграфу.

Ошибки

В чем же причина провала такго, казалось бы, хорошего стартапа? Виноват не Facebook со своим API: мы сами допустили кучу ошибок на всех этапах от планирования до реализации:

  1. Отсутствие рисерча. Мы не провели глубокого исследования всех нюансов предстоящей работы, а просто сразу ломанулись разрабатывать.
  2. Отсутствие внятного бизнес-плана. Конечно, мы примерно посчитали, сколько потратим на создание приложения, но не понимали, сколько заработаем.
  3. Отсутствие прототипа. Мы сразу все делали на чистовик.
  4. Отсутствие маркетинга. Маркетинга у нас не было ни в одном из его многочисленных проявлений, даже базового анализа спроса: мы мерили по себе.
  5. Отсутствие продвижения. Мы продавали приложение в App Store по достаточно скромной в нашем понимании цене. Приложение начали покупать, но покупателей было очень-очень мало. О том, что приложение надо продвигать, мы в принципе не задумывались.
  6. Ориентация на международный рынок. Мы сразу решили, что пойдем со своим аппом на международный рынок, хотя никогда в жизни не делали глобальных проектов. О том, чем это закончилось, вы уже догадались.

Эволюция

Неудача c Amalgam подействовала на команду отрезвляюще. Мы поняли, что «фильтр грубой очистки» бесполезен, так как применим только на уровне идеи. На деле задавать себе вопросы и оценивать ситуацию нужно на каждом этапе трансформации стартапа в бизнес.

  • Идея. Должна обязательно содержать в себе потребность и ответ на вопрос, как эта потребность закрывается. Возьмем в качестве примера Uber. Идея — «Everyone's private driver». Быстро заказать машину, которая так же быстро приедет, на ней не будет шашечек, а водитель похож на частного шофера, а не таксиста, и ему не надо судорожно совать деньги. Сел, проехал, вышел.
  • Проект. Этап составления бизнес-плана. Требует ответов на целую кучу вопросов, главный из которых — как именно реализовывать идею и что для этого надо. То есть, каких проект потребует ресурсов, и есть ли они в нашем распоряжении; сколько потребуется времени, и есть ли оно; где взять финансирование на первое время. Надо собрать команду и договориться об условиях сотрудничества.
  • Прототип. У прототипа два основных свойства: он должен непосредственно закрывать потребность, о которой шла речь на стадии идеи, и его производство должно быть быстрым и недорогим. Возьмем в пример тот же сервис такси. Должно быть приложение, с помощью которого можно вызвать машину, которая реально приедет. В прототипе может быть ужасный дизайн, никаких классных фич вроде привязки банковской карточки или карты с отслеживанием перемещений водителя. Но основная функция — вызов машины — должна работать отлично. Делать прототип надо быстро. Существует понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт. Нельзя сразу создавать полнофункциональный продукт с дизайном от лучших дизайнеров. Ресурсы надо расходовать с умом (продал квартиру и заказал логотип у Лебедева — сомнительный путь). На MVP мы проверяем гипотезу: а жизнеспособна ли вообще наша идея?
  • Продукт. Если идея не жизнеспособна, надо иметь мужество выбросить ее на свалку и идти дальше. На стадию продукта мы перемещаемся только если есть четкое ощущение, что идея действительно хороша и будет работать. На этом этапе нужно вкладываться в развитие продукта: улучшать пользовательский опыт до состояния, когда можно массово привлекать юзеров, на суд которого будет представлен уже не сырой прототип, а полнофункциональный продукт.
  • Бизнес. Приведем пару примеров. Есть «Тинькофф Банк» и «Рокетбанк». У «Рокетбанка» классный продукт: отличное приложение, красивая карточка, хороший сервис. Но «Рокетбанк» раздает в месяц столько карточек, сколько «Тинькофф» за один день. По этому поводу Тиньков постоянно смеется над ребятами из «Рокетбанка», мол у них нет бизнеса. Или другой пример: интернет-радио с аудиторией в несколько сотен человек. Там хороший дизайн, отличный звук, но это не бизнес — это продукт. Если твоим продуктом пользуются 500 человек, то это не бизнес.

Выводы

Невозможно эффективно работать над проектом без четкой структуры. Декомпозировать работу на отдельные этапы и задачи критически важно. Если не думать о бизнес-составляющей стартапа с самого начала, ничего не получится. Вера в то, что продукт будет продавать сам себя — огромная глупость. Такого не бывает: думать надо в первую очередь о маркетинге и лишь затем о продукте. Если бы мы следовали этим правилам, когда работали над Amalgam, то тем самым сэкономили бы кучу денег и несколько месяцев времени, потраченных впустую. И, конечно, идея без компетенций — ничто.

Статьи по теме
Макс Десятых, Redmadrobot: 8 этапов разработки успешного мобильного приложения24 июня 2014, 22:43
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Спросили бы у меня в самом начале про Amalgam, я бы вам сказал, что идея так себе)

и что реально никому в голову не пришло что соцести будут закрывать доступ к своим данным?

Судя по его опыту, чувак ваще не в курсах! Походу, успех его не ждёт!

>>Выводы

Очень много развелось бесполезных веб-сервисов. Зачем они?

Люди могут ли заработать этими сервисами (как инструментом заработка, как инструментом экономии)?

Я понимаю, есть два типа компаний.

Классическая, создаваемая для создания этих самых инструментов заработка \ экономии клиентов.

И есть спекулятивная, с "ранними" инвесторами и с новыми инвесторами, для которых специально работает цирк шапито.

Современные предприниматели забыли, что такое быть промышленником.

Мой речевой парсер под вечер окончательно ломается...

Не путайте промышленность и ИТ. Тут часто действуют принципиально другие законы. И в цирк шапито играют люди, могу предположить, не глупее вас.
Инста, Вайбер и Вотсап вам в пример.

0

>> не глупее вас.

Как будто умные люди обязательно являются полезными обществу.

>>Определенно, умнее.

Фотограф сказал...

Кстати, мне всегда было интересно, в Питере все такие поехавшие? Дизайнеры \ фотографы \ музыканты в очках с ЧСВ за 9KKKK Сколько с вами не сталкиваюсь, вы обязательно найдёте пару минут поучить других чему-то. МузыкантыХ, фотографы, дизайнеры. Учить других...

Надеюсь не будет воспринято как рекламу, но собственно небольшая история:
Вижу как у многих есть идея какого то аггрегатора, чтобы все было в одном месте удобно и т.д. У меня тоже была такая идея, хотел сделать соц сеть, которая бы могла объеденять в ленте другие соц сети, общение с людьми из разных соц сетей, масспостинг, фильтры и т.д.
А потом подумал, ведь могут закрыть доступ, иду против воли собственно этих соц сетей и т.д. И до меня дошло примерно то что у вас в первой фразе:
"Очень много развелось бесполезных веб-сервисов."
Не только безполезных, но и полезных. Причем эти все сервисы должны уметь уведомлять пользователя. Сейчас для этого используют почту...где куча спама, где могут увидеть письмо через несколько суток и т.д. В общем уведомления такие еще и часто игнорируются.
Плюс ко всему - если даже сервис сделал что то для уведомлений, например мобильное приложение - оно занимает место отдельное. И пользователь 100 раз подумает перед тем, а нужно ли ему приложение и так ли важен сервис ради парочки уведомлений.

И тут я в общем пришел к идее аггрегатора Push уведомлений. Аналог по сути PushOver и ему подобных только адаптирован под Российский рынок, бесплатное приложение, более свободные тарифы для тех кто хочет рассылать уведомления. (пока что вообще все бесплатно)
Суть в том, что даже самый мелкий стартап, сайт, блог, сервис и т.д. может написав пару строчек прикрутить пуш уведомления. Причем это будет выглядеть нативно. Например личное сообщение - будет иконка человека, заголовок - его имя. Сообщение - собственно текст. А при клике по этому уведомлению откроется собственно диалог в браузере.
И таким образом могут быть прикручены десятки сервисов - в приложение весом 1.5 мегабайта!
Сейчас тестирую собственно каналы, функционала мало. Но где то несколько месяцев без сбоев мне шлет личные уведомления (можно самому себе слать, для разработчиков мастхев) и вот вчера запустил каналы, можно его создать, опубликовать в каталог, люди могут подписаться и можно рассылать уже сообщения через форму :) Скоро API редактирование история и т.д.
Я вообще не знаю можно ли тут вообще писать о стартапах или проектах..но собственно как вижу многие пишут про свои проекты - кого заинтересовало называется PushAll

0

Вот даже приложение ЦП для Android. Заказали в общем то шаблонное приложение. Да умеет показывать статьи..и все? Для меня чаще важно комментарии почитать и обсудить, при этом это приложение не умеет и писать комменты и уведомления не шлет.
Более того, на почту приходит уведомление что на мой коммент ответили, но я не вижу текста ответа, и надо переходить на сайт из почты, чтобы прочесть коммент.
А так все просто было бы - прикрутил апи, пользователь подписался на уведомление. Пришел ответ - видишь текст, нажал ответил на сайте. Все.

0

Статья хороша для начинающих и амбициозных стартаперов.
Вопрос к аудитории: Кто-нибудь вообще пользуется агрегаторами? По мне так если сидишь в соцсетях то пользуешься непосредственно их продуктами. Есть привязка к дизайну, функционалу, контенту. У меня во всех сетях лента различается по наполнению и когда я, например, иду в твиттер, я примерно понимаю, что за контент я получу.

я смотрел Мяту, достаточно удобно, и они нам как-то не плохо трафика подкинули, за не очень дорого ) У таких приложениях хорошая монитизация за счёт инсталовов, а цена установки всё растёт и растёт :)

0

Как-то раз в голову одного из сотрудников пришла идея стартапа... Это было приложение с единой лентой из всех популярных социальных сетей. К нему подключались Twitter, Facebook, LinkedIn и другие сайты.

Я прочитал статью про парня, который продал квартиру за дизайн Лебедева (ссылка по тексту), это угар:))) Чел продал квартиру, сделал лого у Лебедева, набил тату с этим логом и сайт его больше не доступен! Вот так пример...

Вообще он другим проектом занят — workplace.land/
Там где еще Лебедев на плагиате попался с логотипом.

В детстве рисовал лого и посложнее. Без отрыва ручки от бумаги кстати)

Артемий рисовал ведь "не по клеточкам"))

0

Идея интересная, но такой вопрос. Не перегружена ли лента?

0

Очень люблю блог компании RedMadRobots на хабре, отличный experience report по реализованным проектам (банку Открытие и т.д.), и ваш этот технопанк, iOS Dev отлично пишет, и на CacaoHeads Moscow хорошо выступает. И плотер формата а0 — это тоже очень круто.

Но тут ребята, без один, ошибки и вынесенные уроки совсем детские, и удивлён о них услышать после пяти лет опыта.

Но в теории:
Идея вовсе не плоха, имхо нас в будущем ждёт именно такой mobile experience в iOS 9 (в iOS 8 Apple пошёл в этом направлении реализовав extensions).
Модель монетизации весьма понятна, и "Мята" нормально этой моделью монетизируется.

Не совсем понятен изначальный фильтр, как пишет Пол Грэм и партнёры Y Combinator большинство успешных проектов имелли в начале весьма спорную идею.

Ну и сразу в высшую лигу пошли, без прямого партнёрства с Facebook проект было достаточно сложно реализовать.

В любом случае спасибо за статью, считаю что у вашей компании очень сильная техническая культура и вы будите нас дальше радовать своими статьями.

0

А идей запилить геолокационный фотошеринг не было? Ну классика, все дела.

А это не тот чувак, который мне в ВК своей рекламой ленту засрал? С дизайнерским "университетом", который, как говорят, не сертифицирован и вообще пустышка.

Скоро допишу статью, как потерять 5млн и не научиться делать проекты)

0

Самое удивительное - то, что все эти стартаперские эксперименты вчерашних школьников кто-то оплачивает. Курс обучения стоимостью 3 миллиона? Ну, мажоры

Мне тоже всегда было интересно где подобные стартапы находят деньги. Причем речь не о 50-100 тыс руб, а милионы. По старому курсу это почти 100к у.е.

0

Бывает так, что оплачивают из своего кармана. Есть бизнес, который приносит стабильный доход есть бизнес который этот доход стабильно пожирает. Я уже пару лет пытаюсь поднять собственное СМИ, вбухав в него, чуть больше чем чувак из статьи. У нас, правда, дела поуспешнее идут. Да и проект повеселее.

0

Три ляма в * Да блин лучшеб в детский дом отдали

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Dmitry Wolfeyes
smm

Давайте ещё фотки в очках. Достаточно оригинально.

Snapchat представила своё первое устройство — очки со встроенной камерой Spectacles
0
Андрей Захаров

Характеристики нужны для того, чтобы понимать потенциал. Если сейчас телефон не тормозит, то это не значит, что он не будет тормозить потом, когда выйдут более ресурсоёмкие задачи.

iPhone 7: первое знакомство
0
Андрей Захаров

Подарите тому, кому он нужен. Мой выбор - Windows 10 Mobile ;-)

iPhone 7: первое знакомство
0
Дмитрий Лебедев

Влияние генетических косяков влияет на продолжительность жизни больше любого образа жизни. Если у человека в роду каждый второй болел раком в допенсионном возрасте, то никакой образ жизни не позволит ему избежать этого.
Если есть диабет в семье, то можешь жрать сахар пачками и заработать его в 40, а можешь не жрать и отсрочить его до 60, но все-равно получишь получишь все что пологалось.

Как увеличить продолжительность жизни — обсуждение на Quora
0
Александр Крофт
Global College

Пожалуй, введу в своём бизнесе правило брать деньги, не оказывать услуги, деньги не возвращать.

«Мы не "Связной", мы больше по еде»: отказ зарядить смартфон в ресторане привёл к скандалу в Facebook
0
Показать еще