Лого vc.ru

Построение распределённой команды — 6 советов от генерального директора компании CSSSR

Построение распределённой команды — 6 советов от генерального директора компании CSSSR

Основатель компании CSSSR Дмитрий Чекин написал для vc.ru колонку о мифах, связанных с удаленной работой. Автор делится опытом организации работы компании, все сотрудники которой находятся вне офиса, а также предлагает калькулятор затрат. Инструмент поможет разобраться, во сколько стартапу обойдётся аренда собственного пространства.

Поделиться

По статистике, в России только 2% команд практикуют удаленную работу. По моим ощущениям, это скорее 0,0002%, и CSSSR входит в эту «погрешность». У нас нет и никогда не будет офиса. Независимо от того, каких размеров достигнет команда CSSSR, мы всегда будем существовать полностью распределено. Это наш принцип.

Мы начинали как абсолютно заурядная веб-студия: снимали офис класса B рядом с «трёшкой», заставляли себя ежедневно туда ездить, томились в пробках утром и вечером, и сильно тосковали по морю. Моего терпения хватило на три месяца офисного интенсива, после чего договор аренды был расторгнут, и на освободившиеся деньги были приобретены билеты на Бали.

Заблуждение 1. Удаленная работа = фриланс

Нет, это совершенно разные категории.

С прекращением офисного садомазохизма меня озарило: теперь для пополнения команды не обязательно было ограничиваться только кандидатами из Москвы. Поэтому первым делом мы начали подбирать людей на проекты через биржи фриланса.

И тут начался ад. У меня сохранилась коллекция из десятков самых изощренных оправданий провинившихся самородков. Приведу лишь несколько примеров:

Я отложил все, что можно было, чтобы не «влететь» по срокам, но появились вещи, которые я физически не смог отложить. Пятница и суббота, на которые я рассчитывал, выпали как 30 и 31 февраля. Вот все, что есть, хочешь казни, хочешь милуй.

— Павел Р., дизайнер, Киев (сорвал ключевой дедлайн)

Дико извинюсь за задержку. У нас в городе небольшой конец света — в смысле самый реальный. Вчера был ураганчик с грозой, порвал часть линий. В общем, я материал собрал еще вчера, но свет вырубили около 23:00, ничего не успел еще написать. Сегодня дважды включали на полчаса, но опять отрубили. Говорят, сделают к ночи. Как только починят, я оперативно допишу и закину. Сейчас с телефона пишу.

— Дмитрий А., копирайтер, Новокубанск (сорвал сроки)

Здравствуйте. К сожалению, у меня возникли жизненные трудности, я вынужден уехать на 3−4 дня. Поэтому не смогу закончить работу в ближайшее время. Прошу меня извинить за потраченное время.

— Дмитрий Л., программист (взял проект и передумал)

Все в силе, порвал дома оптоволокно, сегодня придут рабочие, сварят. Сейчас на работе. Вечером покажу админку. Готова на 90%. Извиняюсь, что не выходил на связь. Больше не пропаду.

— Данил К., программист, Лысьва (и, как ни странно, пропал с концами)

Я прекрасно помню пиковый момент отчаяния, который случился весной 2013 года. Он выглядел так: в течение одного рабочего дня и последующей ночи на четырех (из четырех) проектах, находящихся на тот момент в производстве, отвалились исполнители. Леденящий ужас надвигающихся дедлайнов, ночные поиски новой партии фрилансеров в стиле «нет времени объяснять, просто начинайте писать код».

Веселье продолжалось до тех пор, пока я не понял, что удаленную команду нужно тщательно проектировать, внимательно конструировать и бережно за ней ухаживать. С тех пор мы начали нанимать людей в штат на постоянное место работы, а не на проект, создавать вакансии, придумывать кандидатам интересные тестовые квесты и стороной обходить фриланс-биржи. На этом мы и выехали из болота.

Для себя я сделал вывод: психология фрилансера и психология человека, ищущего постоянную работу, различаются. Первый ищет проект «на одну ночь», второй — стабильные отношения с работодателем. Конечно же, нельзя всех равнять под одну гребенку, и среди фрилансеров много ответственных ребят. Они нам всё же попадались, хоть и крайне редко. Но большинство тех, кто в тот период участвовал в наших проектах, плохо себя зарекомендовали.

Заблуждение 2. Удаленные сотрудники халтурят и пропадают

Это не так. Во-первых, для попадания в команду CSSSR нужно пройти через многоуровневый фильтр: тестовое задание, несколько собеседований, испытательный срок. Такой подход на 90% отсеивает лентяев.

Во-вторых, наш рабочий процесс устроен таким образом, что исключены сами причины, по которым обычно люди пропадают. Если разработчик профессионально вырос и ему перестало хватать денег — это обсуждается и зачастую благоприятно решается. Если хочется сменить тип или сложность задач, всегда можно развлечься на внутренних продуктах CSSSR, которые мы пишем для себя. Там, как правило, больше свободы и здравого смысла.

В конце концов, если от сотрудника мало отдачи — это всегда видно. В таких случаях мы просто по-человечески разговариваем и пытаемся найти причину. Любая проблема почти всегда решается с помощью диалога и желания прийти к взаимопониманию. У нас нет бюрократических преград в виде субординации: любой сотрудник может написать генеральному или исполнительному директору, и мы будем решать его проблему.

Заблуждение 3. На коммуникации будет уходить больше времени, чем в офисе

Офис Удаленная работа
  1. Дойти до коллег.
  2. Если коллег много, нужно найти, зарезервировать, и занять свободную комнату для переговоров.
  3. Пока все соберутся, непременно отвлекут на какой-нибудь не относящийся к делу разговорчик и произойдет переключение контекстов.
  4. Обычно офисные работники не могут обсуждать что-либо важное без чашки кофе.
  5. После совещания требуется время, чтобы дойти обратно или заглянуть куда-нибудь по пути.
  1. Создать конференцию в Hangouts или Skype и пригласить туда всех заинтересованных.
  2. Начать обсуждать проблему.

Заблуждение 4. Разница часовых поясов снижает производительность

Неверно. Во-первых, мы не берем людей, которые не могут начинать свой рабочий день в промежуток с 10:00 до 12:00.

Во-вторых, если сотрудник уезжает путешествовать, он помнит о существовании этого правила и подстраивает свои биоритмы соответствующим образом. Сделать так, чтобы коллеги не заметили путешествия — основной принцип, которым руководствуются наши сотрудники при переездах.

В крайнем случае, если разработчик работает в сложном для Москвы часовом поясе, вроде Новосибирска или Таиланда, он может договориться со своей рабочей группой на индивидуальное расписание. Обычно никто не против. Менеджеры — исключение, они должны работать строго по Москве.

Заблуждение 5. Работать из дома нереально

«Дома отвлекают», — самое частое оправдание для лентяев. По нашим наблюдениям, те, кто жалуется на детей, собак или жен, просто не умеют управлять своим временем. Например, наш самый производительный сотрудник работает в окружении двух маленьких детей, которые постоянно требуют включить мультик, поиграть в футбол или попить. Это не мешает ему успевать выполнять объем работ за двоих. Обычно если человеку постоянно что-то мешает, то он не хочет работать в принципе — вот и всё.

Кто-то говорит о проблемах с концентрацией, но я не соглашусь. На мой взгляд, это привычка, которую легко выработать.

Правда, если у человека на подкорке вшито, что офис — это работа, а дом — отдых, то тут уже ничего не сделать. Наверное, с таким сталкиваются только те, кто лет до 50 так и не попробовал свободный график.

Заблуждение 6. Компанию без офиса не воспринимают всерьез

Это так только в том случае, если вы и сами себя не воспринимаете всерьез.

Однажды мы решили, что будем работать так, как удобно нам. С тех пор это решение стало частью нашей концепции. Мы всегда открыто говорим об этом потенциальным клиентам. Как правило, они с уважением относятся к нашим принципам. Некоторые даже охотно заимствуют опыт построения удаленных команд.

Мы просто сильно захотели, и у нас получается. Это доказывает наш клиентский портфель, в котором «Тинькофф Банк», Yota, «Лаборатория Касперского», «Циан» и многие другие известные ИТ-компании.

Заключение

В мире нет ничего невозможного. Всё получается, когда есть воля и желание. Для самых стойких адептов офиса мы сделали калькулятор затрат, который поможет разобраться, во сколько компании обойдётся аренда собственного пространства.

P. S.: Калькулятор считает приблизительно. Рассчитываются ежемесячные затраты и экономия. Данные об арендных ставках взяты из отчёта компании S. A. Ricci. Стоимость аренды офиса определяется из расчёта 9 квадратных метров на одного сотрудника, что в два раза больше, чем минимальный разрешенный законом метраж. Затраты на содержание офиса рассчитываются на основании данных из статьи The Village.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Статьи по теме
10% сотрудников российских офисов удовлетворены своей работой — исследование02 марта 2016, 12:43
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Даже сложно представить, какой титанический труд проделан вашими эйчарами, чтобы найти тех, кто будет эффективно работать на удаленке!

А по-моему очень даже легко.

Очень даже нелегко. Далеко не каждый может эффективно работать удаленно.

Верно, но в комментарии речь больше об HR и об их Титаническом труде, который сложно представить.

Молодцы, что сказать. Всё когда-нибудь происходит впервые.

Дмитрий, а как справляетесь с нехваткой реального общения? И есть ли, в принципе, такая проблема?

0

Такой проблемы в принципе нет. Коллектив сформирован из людей, для которых это плюс, а не минус.

Ребята из Москвы и Питера иногда собираются по пятницам, чтобы поиграть в мафию или манчкин.

0

Я из CSSSR, отвечу за Дмитрия.

Мы используем Slack как основной способ общения. Помимо общих чатов по проектам у нас есть каналы по интересам, куда всегда можно прийти, отдохнуть, поделиться смешной картинкой или обсудить последние новости. Плюс мы сделали так, что любой сотрудник может задать вопрос другому сотруднику. Так многие знакомяться, даже если ни разу не работали вместе на одном проекте.

А еще недавно — три дня в середине апреля — мы сделали первый оффлайн-корпоратив, на котором была почти вся компания. После этого народ сплотился сильнее.

Все в прицнипе правильно написано, но к сожалению эта модель подходит только примерно на второй-третьей ступени эволюции по нашему опыту.

На наш взгляд(futurecomes.com) для digital-студий разного масштаба можеть быть применима следующая эволюицонная лестница:

I. Офис Б около трешки и заказы за любые деньги, первый год работы.

II. Разборчивость в заказах, рост экспертизы, второй год.

III. Зачем нам офис, распределенная команда, третий год.

IV. Понимание, что сотрудников с нормальной мотивацией и ментально взрослых единицы и найти таких больше 10 практически невозможно, что есть технические вопросы которые за секунды решаются методом "потыкать в экран и обсудить" а удаленно растягиваются на недели и кучу лишних записей в баг-трекерах, после третьего года работы.

Мы на IV фазе пришли к модели офис с менеджерами, дизайнерами и топовыми программистами + распределенная команда еще большего размера.

Также имеет смысл снимать нормальный офис, в нашем случае мы имеем отличный вид и возможность на гидроциклах или велосипедах ездить на работу, равно как и обедать на траве перед офисом. Для сотрудников это довольно важно и сказывается на процессах и результатах.

Оспорю фазу IV. Нас сильно больше 10, проблем с ростом нет.

0

Елизавета,

Рад, значит вы имеете уникальные компетенции/много удачи/однотипные по сложности и длительности проекты.

Также, возможно стоит подождать час/день/год.

0

Существуем 4 года. Проекты разные, иногда требуется масштабироваться очень быстро (до 10 человек за один месяц).

0

Проблема с удаленными командами не в этом. А в том, что ей должен руководить человек, который умеет работать с такими командами. Когда начинается работа с удаленной командой методами офисной команды - вот тут ж...па. Бесконечные скайп-коллы, переписки и обсуждения в мессенжерах.

А нужен любой таск-менеджер, где будет видна динамика работа как всей команды в целом, так и каждого человека в отдельности. И не надо часто проверять, на месте ли человек, делает ли он что-то. Это видно в таск-менеджере.

Если не делает - это сразу видно, и сразу можно отреагировать. Но не дрессировать людей удаленно.

да, верно, хотел это сразу тоже написать

0

Расскажите как ставите таски, контроль выполнения, как проходят командные обсуждения. Инструментарий, внутренние правила и тп

Таски ставим либо в своей системе (Trello), либо в системе клиента. Контроль через задачи в спринтах; если всё сделано в срок, то все молодцы, если нет, то идём разбираться. Время трекаем в toggl.com, обычный тайм-трекер, из него формируем отчеты клиенту и по нему смотрим статистику. Командные обсуждения в Slack.

Вообще у вас очень хорошие, но глобальные вопросы. Чтобы всё раскрыть, надо вторую статью писать. :)

У нас у самих подобная команда, но меньших масштабов ))
Отдельная статья? Это было бы здорово!

также проголосую за вторую статью про инструменты, коль уж у вас все получилось хорошо.

Хорошая идея, попробуем написать вторую статью. Спасибо за интерес. :)

0

Преимущество удалёнки не в деньгах на офис совсем.

Особенно, с позиции стартапчегов.

Экономия времени, в т.ч. на проезд.

Поубивайте ежедневно 1.5 - 2.5 часа (туда \ обратно) у каждого человека, потом подумайте про офис ещё раз.

P.S.: Тем не менее, мы всё равно встречаемся во всяких ХипстаКафешках (LES, Шардам музеоновский, Старбачлы, другие места), если вопросы сложные и голосом, ссылочками и картиночками разруливать окажется долго.

Согласна, но в статье решили сделать фокус на экономию для бизнеса. Хотя плюсов, конечно, сильно больше.

0

Я как-то нанимал людей удаленно, именно на ставку и чтобы по графику работали. Через сайты с вакансиями. Эти сотрудники постоянно куда-то отвлекались в течении дня. Звонишь сотруднику, хочешь что-то решить а он в магазин пошел или еще куда.

0

А с исполнением задач что у них в итоге было в результате?

0

Не знаю, долго они не проработали.

0

Решаем единым рабочим графиком по московскому времени, каналом #kitchen в Slack (ушел на обед — сначала отписался туда) и обязательным согласованием отгула на 1+ час за рабочий день до отгула.

Эти фишки, очень интересны )

0

Ваши сотрудники имеют всякие плюшки стандартного офисного найма типа оплачиваемых (и вообще возможных) больничных, отпусков (когда отключаешься совсем) и т. д.?
Мой опыт удалённой работы такие штуки, увы, ни разу не включал. Кажется, это ещё один способ экономии для работодателя.

Конечно Да! Отпуска, больничные, иногда оплачивается обучение и участие в конференциях.

когда это больничные и отпуска стали стандартными плюшками?

В смысле? Когда устраиваешься в офис в штат у тебя есть отпуск и оплачиваемые больничные. На удаленку обычно берут по договору ГПХ или вообще без оформления.

на моем опыте в офисе тоже чаще без оформления работают... от фирмы зависит, не гарантия.

Ни разу такого не видела. Сменила 6 мест работы (и мелкие конторы были, и крупные) прежде чем уйти на удаленку, везде оформляли с трудовой и всеми делами. Может какие-то маргинальные фирмы это и практикуют... как и кидалово в стиле ну вы поработайте так на испыталке без оформления, а потом оформим. Но это история на пару месяцев обычно, не больше.

да не, причем тут кидалово, просто малый бизнес..

0

Тут ещё нельзя забывать про экономию на покупке техники-оргтехники, столов, стульев, бумаги и ручек, воды для куллеров, стаканчиков и амортизации всего этого богатства.

По сравнению с арендой, это очень незначительная статья расходов. Но да, справедливости ради, и про неё нужно вспомнить.

0

Самый важный бесплатный бонус: многократно увеличивается число потенциальных кандидатов на вакансии. Мы же не ограниченны одним городом.

0

"....и стороной обходить фриланс-биржи"

А где сейчас ищете?

>9 квадратных метров на одного сотрудника, что в два раза больше, чем минимальный разрешенный законом метраж

хм, мало ли что там у кого разрешено...

Был у меня проект срочный по верстке 20-30 мобильных страниц, отдал на рассмотрение в CSSR, выставили счет в районе 60 000-80 000 рублей. Нанял верстальщика в штат, который сделал за чуть больший (на неделю) срок за 15 000 рублей, перед всем этим нашел фрилансера, который за 30 000 проект успешно слил.
Поиск кандидата занял 2 захода на hh.ru, отправку тестовых с четким дедлайном, на следующий день сотрудник уже работал по проекту.

В итоге за те же деньги купил себе верстальщика на 2,5 месяца с учетом ндфл, пфр и фсс.

Конечно:
- мне повезло(как всегда)
- имею представление что нужно
- могу контролировать качество

Считаю, что ценник ваш немного завышен(понятно, что все хотят заработать, что в Москве трава зеленее). На текущем рынке найти специалистов очень и очень просто(у самого есть люди, которые сидят и ждут заказов), так что если ваш срок "умеренно" горит, то можно воспользоваться альтернативными решениями проблемы, которые достижимы вашими силами, а не силами компании it-аутсорса.

Хочу немного защитить честь нашего ценника. :)

Бюджет каждого проекта у нас (и у любой компании со штатом больше 30 человек) включает прямые расходы и косвенные. Очевидные вам — это стоимость времени разработчиков и налоги. А теперь про косвенные и менее очевидные:
1. Тестирование — проекты нужно сдавать качественно;
2. Менеджмент (аккаунт и проджект) — с клиентом нужно общаться;
3. HR-специалист — сотрудников нужно искать, оформлять и развивать;
4. Бухгалтер — налоги нужно считать и платить;
6. Юрист — договоры нужно оформлять;
7. Софт — окружение для спокойной и эффективной разработки стоит денег;
8. Всякое разное — сюда входят курсы и конференции, например;
9. Прибыль основателя.

0

Я не хочу вас обидеть, если человеку нужна вёрстка и нет понимания как и что делать, вы отличный вариант.
Если вы предприниматель(а значит наверняка есть договоры и бухгалтер) и у вас есть опыт менеджмента в разработке, то вариант самостоятельного поиска исполнителей вполне реален. Единственное, что может подвести - сроки и качество работы исполнителя. Но, опять же, если у вас есть опыт менеджмента в разработке, скорее всего вы решите эти типовые для нашего мира проблемы.

0

10. Налоги;
11. Сервера и связь;
12. Админ;
13. Реклама, PR, продвижение HR-бренда;
14. HR (как статья расходов);
15. Курьерское обслуживание (у нас много документооборота);
16. Собственная разработка.

0

> Нанял верстальщика в штат, который сделал за чуть больший (на неделю) срок за 15 000 рублей.

Это значит, что вы хороший предприниматель, и при ваших задачах вы нашли наиболее рациональное решение. Я бы действовал точно так же на вашем месте. Маркетинг CSSSR ориентирован на другой сегмент рынка с другими задачами.

0

>> Был у меня проект срочный по верстке 20-30 мобильных страниц, отдал на рассмотрение в CSSR, выставили счет в районе 60 000-80 000 рублей.
>> Считаю, что ценник ваш немного завышен(понятно, что все хотят заработать, что в Москве трава зеленее).

Чем так жителям регионов все время Москва припекает?

За верстку 20-30 мобильных страниц вполне себе нормальный ценник. Если вы в этом сами разбираетесь и знаете как нанять и проверить исполнителя, так в чем проблема, нанимайте и дальше и платите меньше.

В чем тут завышение не понятно, вроде как они не благотворительностью занимаются, насильно заказывать у них не просят. Выставлять ценники ниже, а самим последний кусок хлеба с солью доедать - явно не бизнес модель этой кампании. Кого не устраивает цена - идут в другие компании или нанимают исполнителей сами, не вижу тут никакой проблемы.

Основателям уже можно книгу написать на досуге, не всеж мрочковскому с парабеллумом полки забивать в магазинах... норм бизнес роман можно забахать...

А как договора с сотрудниками заключаете, как с Индивидуальными предпринимателями или берете в штат на зарплату?

0

Интересно еще узнать про внутренние проекты. Что за проекты? Планируете монетизацию? Или пишите в "стол"?

Как решаете проблему простоя сотрудников?
Как происходит обучение сотрудников?
Работаете ли с биржами фриланса (например "UpWork")?

У нас несколько внутренних проектов, которые создавались чтобы частично автоматизировать процессы.

Например, у нас штука которая с помощью хитрых алгоритмов осмечивает проект в первом приближении буквально в пару кликов. Подобных фич у нас много.

Если есть из раза в раз повторяющийся процесс, мы пытаемся его автоматизировать. Думаю написать об этом отдельную статью.

С биржами фриланса не работаем. Как уже написала моя коллега, для найма мы используем hh и Мойкруг. А проекты чаще всего мы не ищем, они нас находят сами через FB или сарафан.

0

отличная статья в который четко расписаны все отмазки лентяев и людей кто не готов менять свою жизнь к новому.

у нас в компании также все сотрудники работают удаленно.

Делал им как то ракету, на фриланс ру, эту: kiridk.ru/Blog/wp-content/uploads/2014/03/Skrinshot-2014-03-20-15.01.32.png
Они даже не написали что не так, пару слов бы достаточно было, например, стиль не тот или еще что то такое, времени не много потратил часа 3 на поиск и доработку 3D модели но все равно обидно. Эти распределенные компании всегда пропадают и не платят. Только рассказывают что исполнители плохие. А еще, насчет конкретно этих не знаю, но заказы такие компании они обычно находят на Upwork, отдавая исполнителю в лучшем случае 25%

0

Кирилл, мне очень жаль, что так получилось. Если я не ошибаюсь, это было очень давно. Несколько лет назад у нас был период выживания, когда не было ни денег, ни людей. Мы не могли ответить всем просто физически.

> Только рассказывают что исполнители плохие.
Исполнители и компани не бывают плохими или хорошими, только опыт с ними. У вас был негативный опыт с нами, поэтому мы «плохие» для вас. Надеюсь, когда-нибудь вы поменяете о нас своё мнение. :)

Кстати, у нас открыта вакансия дизайнера — csssr.ru/jobs/one-site-designer. Будем рады видеть ваше тестовое задание!

Кирилл, мы действительно плохо себя повели. Если ваш кредит доверия к нам еще можно будет восстановить и у вас будет желание попробовать ещё раз, то в будущем мы прийдем к вам за рендерами. Но уже с договором, авансом, и стабильными коммуникациями. Спасибо за критику.

p/s
Если можно дайте, пожалуйста, ссылку на ваше актуальное портфолио.

0

Спасибо за статью. Вполне можно еще одну написать где более подробно инструменты управления рассмотрены. У нас в конторе тоже тайм-трекер используется. Ведем учет рабочего времени с помощью primaERP.

Впервые после 4,5 лет в офисе три месяца работаю удалённо, в другом городе. Полёт нормальный, связь с офисом постоянная, вижу всех через веб-камеру, которую поставил на своём рабочем месте :))
Задачи идут в штатном режиме, выполнению ничего не мешает. Для разнообразия 50% времени провожу в коворкинге. Мой вывод - удалённо на постоянке работать можно, но имхо встречатся периодически важно, чтобы не потерять связь. Не рабочую связь, а ментальную если хотите :) Обычному человеку хочется чувствовать себя частью компании :)

А расскажите подробнее как быстро масшатабируетесь под конкретный проект. И про трекинг времени, для каких сотрудников он есть для каких нет.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Максим Митин
SOVZOND

Грустный ресурс получится, если удовлетворить вашу просьбу.

Бизнес с бюджетом в одну зарплату
0
Константин Тулхов

>Команда взимает 30% стоимости каждой выполненной задачи

Спасибо, но нет

Kriya AI — сервис по поиску удалённой команды для запуска стартапа
0
Алексей Nein

Если это отсылка к 2011 году, то это оооочень смешно))) не сразу понял.

Видео: Герман Греф в «костюме инвалида» в отделении «Сбербанка»
0
Mike Kosulin

Утопично искать команды. Если только на прототипировании сфокусироваться, то еще ок.

Kriya AI — сервис по поиску удалённой команды для запуска стартапа
0
Mike Kosulin

Скорее всего по определённым тематикам происходит скорринг источников. Чем больше ограничений задается, тем проще выявить наиболее надежные источники информации.

«Яндекс» создал платный поисковик информации для бизнеса
0
Показать еще