Лого vc.ru

Советы по развитию кофейной франшизы от гендиректора Double B

Советы по развитию кофейной франшизы от гендиректора Double B

Генеральный директор сети кофеен Double B Анна Цфасман написала для vc.ru колонку о том, когда можно начинать продавать франшизу, как подбирать региональных партнеров и как сеть помогает им развиваться.

Поделиться

Запустив собственный проект и сделав первые успешные шаги, многие задумываются о продаже франшизы. Ключевой вопрос — что, кроме товарного знака, стоит за вашим предложением. Зачастую франшизы продают игроки, у которых есть только идея проекта. Она описана, завернута в пакет и продается — таких примеров масса. В случае с ресторанным или кофейным делом важно, чтобы проект прошел боевое крещение. Это необходимо для понимания его экономики.

Мы сразу же начали продавать франшизу, но честно говорили первым партнерам, что это будет риск: у нас на тот момент была одна или две свои точки. Мы предупреждали, что их экономика может отличаться от нашей, в силу того что проект новый и еще не до конца изученный. Поэтому первые франчайзи заключали с нами договоры с невысокой стоимостью паушального взноса и полностью осознавали то, что делают. Сейчас уже, конечно, намного проще.

К началу продажи франшизы вы должны иметь хотя бы пять точек, потому что важно попробовать разные форматы. Есть центр, есть спальные районы, уличный ритейл или бизнес-центры. Иногда успех общепиту приносит конкретное место, а не идея или концепция. В Москве есть такие улицы и места, где любое заведение будет приносить прибыль.

Что касается поиска партнера, то в нашем случае нужно искать единомышленников. У нас, например, нет портрета франчайзи с его возрастом, опытом и так далее. Главное, чтобы человек «болел» нашей темой и хотел вкладываться в развитие кофейной культуры.

Важно, чтобы вы с человеком могли 10 лет работать на одном рынке, развивая его. Важны его качества: насколько он способный, насколько хваткий, понимает ли, что это не основной бизнес и не основной источник дохода, но при этом заведение должно приносить деньги. Это некий симбиоз здравомыслия и желания развивать любимый продукт.

Кофейный рынок находится в начальном состоянии, поэтому мне нужны люди, готовые встать рядом плечом к плечу и трудиться. Да, мы уже вырастили бренд и стали сильным и влиятельным игроком, но сам рынок настолько неразвит, что работы еще непочатый край.

Если сравнивать франшизы в ресторанном и в кофейном сегментах, то, конечно, ресторан — это гораздо больший риск. К тому же там совершенно другие паушальные взносы. Есть российская ресторанная франшиза, которая стоит $300 тысяч, еще $1 млн нужно вложить в открытие самого ресторана. И если что-то пойдет не так, то мало денег получится спасти.

В случае с кофейней вы можете потерять небольшой паушальный взнос, аренду или еще что-то, но по сравнению с рестораном деньги все равно небольшие. Например, паушальный взнос у нас составляет 1,5 млн рублей в кофейни в Москве и Санкт-Петербурге и 1 млн рублей в региональные точки. На открытие кофейни в формате уличного ритейла уходит около 4–4,5 млн рублей, 2,5–3 млн рублей — на точку в бизнес-центре. Но, конечно, успешный ресторан приносит очень много денег. Это просто разный масштаб деятельности и рисков.

У нас всегда был очень жесткий подход к делу. Это касается и кадров, потому что продукт довольно сложный в работе, важно подавать его на том уровне, который необходим для нашего позиционирования. Поэтому мы стараемся брать на работу лучших, самых амбициозных и приятных людей, а дальше обучать их и вводить в коллектив. Все владельцы франшиз, а также все новые бариста обучаются у профессиональных тренеров в оборудованном для этого тренинг-центре. Мы также обучаем людей из других кофеен и ресторанов.

Мы никогда не срезаем углы и обучаем человека столько, сколько нужно, не сокращая время. Даже если кофейня готова к открытию, но персонал еще не прошел обучение, мы ничего не откроем и не допустим сотрудника к работе. В этом вопросе мы не идем на компромиссы. Персонал в регионах подбирают франчайзи, а мы только утверждаем. В зависимости от дальности региона они либо приезжают к нам учиться, либо мы организуем тренинг-центр на месте.

К минусам региональной экспансии можно отнести то, что нет возможности постоянно контролировать кофейни. Поэтому ответственность при выборе регионального партнера гигантская. Нужно 40 раз подумать и все взвесить, так как ошибку придется переживать очень болезненно. Что касается контроля кофеен в регионах, мы стараемся регулярно приезжать и все проверять на месте.

При разработке франчайзингового пакета многие прибегают к услугам специальных компаний, но я могу сказать, что нужно все делать самим. На моей предыдущей работе был негативный опыт разработки франчайзингового пакета на стороне. Вы очень долго объясняете человеку, чем вы занимаетесь, потом долго правите все, что он сделал. Никто не знает вашу компанию лучше вас.

Мы разрабатывали свой пакет сами и со временем просто дополняли его. Возникают новые идеи, у нас становится все больше опыта, мы знаем, с чем сталкиваются партнеры, какие у них самые частые вопросы, поэтому можем все модернизировать и структурировать.

Помимо бренда и цен на кофе, которые у наших партнеров ниже, чем у оптовых клиентов, на запуск кофейни мы предоставляем шеф-бариста, который две недели работает у них. Естественно, поддерживаем в социальных сетях, продвижением и так далее. Всегда помогаем советом, внимательно следим за тем, что происходит с точкой, и постоянно участвуем в жизни этой кофейни, даем все необходимые рекомендации относительно работы. У нас абсолютно налажены отношения с поставщиками оборудования, мебели и так далее, чтобы наши партнеры получали совершенно другие условия. Для нас это такие же кофейни, как и собственные.

Несмотря на кризис, спрос на франшизу есть, и довольно стабильный. В 2015 году потенциальные франчайзи стали больше интересоваться предложением. Появилось больше людей, которые не так сильно заняты на основных работах, или же их основной бизнес изменился, а деньги при этом есть, и хотелось бы вложить их в дело. Немаловажно то, чтобы это дело было очень идейным.

Продавая франшизу, важно помнить: если что-то не работает у вас, с этим столкнутся и ваши партнеры. И неважно, какой толщины ваш франшизный пакет.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Сколько можно делать эти грёбаные кофейни? Причем все основатели подобных инновационных бузинесов после пары проданых кружек кофейка за три сотки сразу хотят на коленке состряпать франшизку и толкнуть это в региооооныыы (типа там настолько все тупые, что сами не допёрли до забегаловки с кофе маржей 400%, ага), а затем сразу на ipo, потом прямиком в nasdaq, котировать свои акции с статусом vip рядом с aapl, goog, yhoo. При этом слова "окупаемость" и "прибыль" считаются чуть ли не матерными, оскорбительными, задевающими честь и достоинство.

Я не эксперт в общепите, но продукты вроде дорожают, валюта выросла в 2 раза, покупательская способность людей снизилась, в 8 из 12 секторов экономики рецессия, в стране отрицательная динамика ВВП, но есть золотая жила, клад, сокровище:

"...конечно, успешный ресторан приносит очень много денег. Это просто разный масштаб деятельности и рисков."

С конца 2015 года успешные рестораны приносят настолько много денег, что не выдерживают напора зелени и вешают прямо на входе красную растяжку с словом "АРЕНДА".

"Естественно, поддерживаем в социальных сетях, продвижением и так далее."

SEO что ли? Контекст? Эту статью могут читать поценциальные покупатели франшизы, у которых в зимней куртке случайно завалялось 4,5 ляма на открытие кофейни. Какое ещё "ну там это соц сети и так далее"?

Даблби, триплби, триплэй. Что-то мне это напоминает..

И да, в этих кофейнях не продают кофе. Там вода из 19 л бутылей, нэскафэ и куча присадок (сиропы, молоко, сахар). И эта жижа висит с ценником 350р за кружку. Успех. Странно, что в статье не описано какой это уникальный, ароматный, созданный по запатентованному рецепту "кофе".

Ну что вы, какие присадки, всего лишь франшиза на продажу франшиз. Всего лишь за 500к вы станете обладателем возможности продавать изысканные кофейные франшизы. В комплекте публикации ваших успехов на поприще кофейной франшизы на таких порталах, как vc, tj, meduza, в местах, где тусуются потенциальные клиенты вашей франшизной империи.

Мне заведения Даблби нравятся. Но с вами полностью согласен. Недавно я с ужасом узнал, что мои друзья чуть-чуть не купили франшизу на какую-то то ли парикмахерскую для домашних животных, то ли подобную хрень.

Что касается кофе, капитан Очевидность как бы намекает:
- у кофе большая маржа (особенно у нескафе, лол)
- но чтобы это масштабировать надо вложить сотни ручного труда

Получается, что продав 2-3 чашки кофе создатель понимает, что всё - вот его потолок. Дальше совсем другая история с расширением бизнеса, которая не факт что выгорит - ведь навыки нужны уже совсем другие, там на одном бариста-искусстве не вывезешь.

Ну, а тут Аяз Шабутдинов как раз популяризировал тему и распахал почву. Почему бы не окучить тех, кто к нему постеснялся/постремался пойти? Упаковать тот же iLike по-другому — и вперед.

0

Double B на любителя, а от Double D никто не откажется. ЦА намного больше.

Наблюдаю забавный пример: в бизнесцентре закрывается местный лоток coffeeport и на его месте открывается Double B. Локальный планктон негодует — вчера четверть литра кофе стоила 120 рублей, а теперь под 3 сотни! При этом все отмечают, что, да, кофе тут вкусней, но жаба душит. Проходит неделя-другая, необходимость в кофеине пересиливает жадность и у лотка каждое утро стоит очередь человек в 10-15, а бариста с трудом справляется с заказами. И все бы ничего, только через полгода в 6 метрах от входа в БЦ открывается сразу 3! разных точки общепита, предлагающих чашку латте в диапазоне 100-130р.
Угадайте, сколько посетителей остается у 2B? Правильно, полтора экспата.
Мораль: какой бы ни был вкусный кофе, разница в цене в 2,5 раза перевешивает все.
250 рублей за небольшой стакан латте это ОЧЕНЬ дорого.

И в 100500 раз дешевле, чем у мамы на кухне. Возможно, имеет смысл сравнивать с рынком, не?

В таком случае там надо закрывать 2b и открывать кофепорт обратно))))
Сам знаю упоротых, готовых идти именно туда и отдавать чертовы 3 сотни))) тут вопрос в достатке и умении считать деньги. Про планктон вы правы. На них кредиты с ипотеками висят, им при всём желании не потянуть.

Так его и открыли, только через дорогу. Дело не в ипотеках, а в том, что для офисного работника кофе — элемент необходимости, а не удовольствие. Между дряной кофемашиной в офисе и даблбой за 300 рублей, кофепорт укладывается в золотую середину.

В этой статье Анна объяснила, чем обоснована цена на ее кофе:
vc.ru/p/double-b
Запасайтесь попкорном и добро пожаловать в комменты

Только теперь тут трут комменты)

Для пруфа название бизнес центра плз.

Мне одному кажется, что на первой фотке она свой кофе из чашки не может ни проглотить, ни выплюнуть?

Видимо их фирменной смеси "кофейные отходы + ароматизаторы" бариста замешал больше чкм положено

Ахаха... Я сразу вспомнил серию из сериала Drifters, где гг пригласила подруга в свою кофейную компанию на собеседование.

0

Уже не первая "не рекламная" запись про 2б. Грустно на них смотреть, когда прохожу мимо кофейни на Петроградке. Кстати, не скажу, что кофе там ну прям лучше многих кофепоинтов с кофе по 100 рублей.

Ой еще момент: Старбакс на Невском 55 делает 4-5млн в месяц выручки. Даже это не похоже "на очень много денег", а там народу как кильки в банке набито.

0

Что то сомнительно, там постоянно очереди и средний чек довольно большой, вы уверены про цифры?

0

А с чего ты взял что это мало для кофейни? Это же не макдональдс.

0

Только Старбакс достоен брать 300 рублей. Даблби и Кофебин - не дотягивают.

Еще кофемания хороша. У даблби надо признать хороший маркетинг. Многим вирально вбили в голову что а) даблби это модно б) в даблби супер качество. На деле же это низкоопдачиааемые бариста (набирают людей до этого не бывших баристами и учат смешивать кофе из кофемашины с их сиропами на радость хипстерам) и кофе категории средний минус. Просто заглушая вкус кофе их химическими сладкими сиропчиками можно добться реально вкусных намесов. Другое дело что это не кофе а сироп с дешевыми ароматизаторами. Респект что это говно они научились продавать за 300 руб стакан. Вы так говном не торгуете вот и злитесь.

Сорри автор, но я статью даже не стал читать - сразу пошёл в коменты.... P.S. в бизнес-центрах Милана латте стоит 1,5 евро. Всегда и везде! Литр хорошего молока в супермаркете тоже 1,5 евро. Получается, цены на эти вещи должны быть ровны в одном городе? Или я не прав?

Тоже ношу фарфоровую кружку в парк. Вдруг кто фоткать будет.

И Canon с фиксой, чтоб такой же ужасный цвет кожи получался.

0

Это не Кэнон... Посмотрите видео, его началом на ютубе.

0

Не понимаю, как Double B выживает в Петербурге со своими безумными ценами. Локальные хорошие кофейни сильно дешевле.

0

Это не реклама

0

Мы, Цфасманы, друг друга не обманываем.

0

Вы слишком боизко смотрите. Цфысманы научились а) производить вкусное низкосортное говно б) красиво упаковывать и продавать по 300++
А вы щеки дуете и фыркаете. Пока цфыфманы еще учат как кулек говна впаривать хипстерам вы бы лучше слушали и учились - этот навык пригодится в любрй сфере

0

Пил вчера ваш кофе взял лате за 300 Р. Я не супер эксперт, но кофе правда так себе (в макдоналдсе, например, лучше), цена - жесть, прямо скажем. No wi-fi в купе с этими 300 рублями делает сомнительной посещение кофейни в будущем. В общем начало хорошее, но нельзя же так к посетителям...

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Вадим Латышев

правильно!

Парламент Франции ввел налог в 2% на рекламные доходы видеосервисов
0
Вадим Латышев

Бугагага!

Facebook запретила Live-голосования на основе реакций и ужесточила правила использования эмодзи
0
Дмитрий Кудрявцев
VRDevice

Вы серъёзно? Какие китайцы.. На мой взгляд, если вы не понимаете рынка б/у мото-техники в России и не знаете самые ходовые модели, то ваши компетенции в мото области очень поверхностные. Как веб разработчики, не спорю, но не как экспертов в мото-области. А это априори важная вещь если собираетесь развивать подобный сайт. Удачи.

«Омоймот» — сайт для подбора мотоциклов с блогами пользователей
0
Ilya Mokhov

"На Dribbble попадают избранные, и только по приглашению, поэтому уровень работ высокий" — но только совершенно оторванный от реальности. Судя по количеству анимации в макетах (м-м-м-максимальный хайп), большинство ux/ui дизайнеров вообще бывшие motion.

Почему в Санкт-Петербурге сложно найти дизайнера интерфейсов
0
Вадим Латышев

Пока Pebble ... нам без тебя будет хорошо... :)))

Производитель «умных» часов Pebble объявил о своём закрытии после сделки с Fitbit
0
Показать еще