Лого vc.ru

Модель «двойного алмаза»: как управлять дизайн-задачами и проектами

Модель «двойного алмаза»: как управлять дизайн-задачами и проектами

Редактор издания Digital Experience Design Дан Несслер рассказал о том, как переработал методику «двойного алмаза», чтобы использовать ее для организации дизайн-задач и проектов. Методика делит принятие решений на четыре процесса: знакомство с проблемой, сосредоточение на ней, поиск потенциальных решений и выбор нужного — и визуализирует их в виде двух «алмазов».

Редакция рубрики «Интерфейсы» публикует перевод материала, выполненный командой Sketchapp.

Поделиться

Отправная точка и основы

Почти в любом дизайн-проекте ключевой вопрос таков — как перейти из точки А («Не знаю» или «Может быть») к точке Б («Знаю» и «Должно быть»). На первый взгляд этот процесс может показаться простым и быстрым, но в реальности он бесконечный, ведь креативность — это привычка постоянно переделывать все заново, чтобы привнести положительную разницу в жизнь.

Модель «двойного алмаза» представляет собой структурированный подход к принятию вызовов, состоящий из четырех этапов:

  • открытие и исследование — знакомство с проблемой (расхождение);
  • определение и синтез  — область для сосредоточения (схождение);
  • разработка и идеация — потенциальные решения (расхождение);
  • результат реализация — решение, которое работает (схождение).

Фазы этого процесса либо сходятся, либо расходятся. Во время сходящейся фазы вы пытаетесь открыть как можно больше, не ограничивая себя, а на сходящихся фазах нужно конденсировать и сужать свои идеи и наблюдения.

Четыре фазы процесса «двойного алмаза» можно упростить и объединить в две главные стадии:

Стадия 1:  найди правильное решение (Diamond 1 —  исследование и поиск решения). Что бы вы ни делали, следует понять, какую именно задачу нужно решить, или на какой именно вопрос нужно найти ответ.

Стадия 2: сделай все правильно (Diamond 2 — разработка и внедрение). Как только вы определили правильный вопрос для поиска ответа, задачу для решения, нужно убедиться, что вы делаете все должным образом.

Переработанная модель «двойного алмаза»

Я создал свою, переработанную версию метода «двойного алмаза». Те, кто знаком с моделью «двойного алмаза» от British Design Council, антропоцентрической дизайн-идеологией от IDEO или процессом дизайн-мышления от D.school, наверняка знают о большинстве подходов, шагов и инструментов, о которых я расскажу.

Метод «двойного алмаза»

Процесс антропоцентрического дизайна

Процесс дизайн-мышления

Согласно Дону Норману, процесс антропоцентрического дизайна начинается с хорошего понимания людей и их потребностей, которые дизайн предназначен осуществить. Различные компании, организации и учебные учреждения приняли этот вызов и выработали модели, которые задают структуру процесса антропоцентрического дизайна.

Чили кон карне и «двойной алмаз»

Когда вы впервые готовите чили кон карне, вы сначала изучаете рецепт. Как только вы обожжете язык пару раз, вы либо перестанете налегать на специи, либо не сможете остановиться и будете перчить больше и больше. Грубо говоря, вы адаптируете рецепт под свои нужды и вкусы.

Именно это я и сделал с дизайн-процессом за месяцы попыток освоить цифровой дизайн взаимодействий. В качестве начального ингредиента своего блюда я использую процесс «двойного алмаза», выработанный British Design Council. Мне нравится структура, чистота и динамика этого фреймворка.

Набрав в поисковике Double Diamond, вы найдете различные интерпретация и определения этой методики. Я принимаю версию, описанную выше: слова позволяют подстраивать этот термин под разные применения. Если продолжать аналогию с чили — для меня это самый подходящий рецепт.

Пошагово изложу каждую фазу этого подхода.

Стадия 1: найди правильное решение (исследование и поиск решения)

Эта фаза разделена на части «открытие и исследование» и «определение и синтез».

Открытие и исследование

Разработайте бриф (стандартное начало) — попробуйте проанализировать бриф или изначальный вопрос, оспаривая каждую его часть и оценивая сферы интересов. Приведите столько элементов, сколько можете, найдите характеристики, определите сферы интересов и крайности, перечислите места, людей (или персонажей), взаимодействия, которые связаны с кейсом и которые можно исследовать.

Перед погружением в исследование распределите свои находки по темам, чтобы получить общую структуру: так вы сможете ограничить объем исследуемых материалов.

Погрузитесь в исследование. Примените методы первичного исследования (на местах) и вторичного (кабинетного). Вот исчерпывающий список методов исследования.

В результате получится огромное количество неструктурированных результатов исследований.

Определение и синтез

Чтобы придать результатам смысл, нужно синтезировать свое исследование:

  1. Просуммируйте результаты исследования и поделитесь ими с командой.
  2. Сгруппируйте полученную информацию по темам.
  3. Найдите инсайты (инсайты — это правда о мотивациях, пожеланиях и досадах потребителей).
  4. Разработайте области возможностей (потенциальную область действий).

Придумайте вопросы вида «Как бы мы могли...», то есть такие вопросы, которые помогают понять, что можно сделать в заданной области.

В результате у вас получится переработанный бриф (финальный бриф, вопросы), который либо уточняет, либо детализирует начальный бриф, а иногда даже противоречит ему.

Стадия 2: сделай все правильно (разработка и внедрение)

Эта фаза разделена на этапы «Разработка и идеация» и «Результат и реализация».

Разработка и идеация

Вы вывели вопрос, который нужно решить или оспорить, — значит, можно начинать идеацию. Это веселая часть фазы расхождения. Вы должны запретить себе ограничиваться и подходить к процессу совершенно открыто. Не судите в ходе идеации. Используйте «да, и...» вместо «нет» или «да, но...». На этом этапе позвольте себе строить свои идеи на идеях друг друга. Есть масса инструментов и методов креативной идеации, не буду вдаваться в детали.

В конце фазы идеации оцените свои идеи и выберите любимые. Два инструмента, которые здесь пригодятся, — это точечное голосование (когда каждый член команды голосует за идеи) или матрица влияний и осуществимости (она показывает осуществимость в соответствии с потенциальным влиянием идеи).

В результате вы получите одну или несколько идей, которые потом сможете прототипировать и тестировать, чтобы найти лучший ответ на свой вопрос или решение задачи.

Результат и реализация

Как только вы выработали потенциальные решения (наборы идей), вам захочется оценить финальное решение и способ его выполнения. Примените гибкий подход из трех шагов:

  1. Разработка и прототипирование.
  2. Тестирование и анализ.
  3. Итерация и повторение.

Нацеливайтесь на продукт или прототип с минимальной функциональностью (MVP, most viable product), который позволяет понять, решилась ли изначальная проблема или нашелся ли ответ на вопрос. В результате вы выработаете конечное предложение, продукт, ответ или решение.

Когда вы все сделали, можете вернуться к началу и проделать все заново: всегда есть, что усовершенствовать. Помните, что креативность — это привычка постоянно все делать по-новому и претворять улучшения в жизнь.

Эта статья не претендует на то, чтобы стать конечной инстанцией в выборе подхода к решению задач. Такой вариант «двойного алмаза» — мой личный способ, лишь один из всех возможных. Это не единственный работающий подход, но он помогает принимать вызовы, подвергать сомнению и итерировать.

В зависимости от вашей роли в проекте размер квадратов может быть разным. То есть могут быть задачи или проекты, в которых вы полностью фокусируетесь на одной части «двойного алмаза». Более того, процесс нелинейный. В реальности вам нужно быть гибким и колебаться в любой точке.

Я рассказал об общей структуре процесса, не коснувшись индивидуальных инструментов и методов, которые могут в нем применяться. В конце концов, это лишь фреймворк, который можно применять или не применять. Мне он помог в процессе дизайна.

Возможно, в ходе проработки этапов вы растеряетесь и заблудитесь в дебрях анализа. Это нормально — просто идите дальше и доверяйте процессу.

Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Очень круто! В мемориз.

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Ирэна Моисеева

Тинек при устройстве дает что то читать тем более ДИ? Вы серьезно?)))))))

Олег Тиньков потребовал от сотрудников есть один раз за рабочий день и «не красть время» акционеров перерывами на кофе
0
Ирэна Моисеева

что тупой он уже доказал в течении последних лет 10)))))) и успешно продолжает это делать)

Олег Тиньков потребовал от сотрудников есть один раз за рабочий день и «не красть время» акционеров перерывами на кофе
0
Ирэна Моисеева

хаха, смешной вы - неужто не понимаете что Алежка здесь не для того чтобы на вопросы отвечать, а для того чтоб свое ущемленное ЧСВ потешить, ведь в реале за такое в табло можно огрести, и не посмотрят же на его "успешность")

Олег Тиньков потребовал от сотрудников есть один раз за рабочий день и «не красть время» акционеров перерывами на кофе
0
Ирэна Моисеева

что, Пенек, бомбануло, что бессоница замучала, что с утра снова тут коко?) Понимаю почему трах твоя больная тема - твоя старая климатичка тебе уже не дает, вот и скачешь тут от своего спермотаксикоза))

Олег Тиньков потребовал от сотрудников есть один раз за рабочий день и «не красть время» акционеров перерывами на кофе
0
Ilya Gindin

В любых странах есть такие, вообще. Не только в США.

Moen U — душ, который запоминает оптимальную температуру воды
0
Показать еще