Лого vc.ru

Бывший топ-менеджер Facebook: «Сервисы вроде Dribbble тянут индустрию дизайна назад»

Бывший топ-менеджер Facebook: «Сервисы вроде Dribbble тянут индустрию дизайна назад»

Бывший топ-менеджер социальной сети Facebook Пол Адамс, который сейчас является вице-президентом по продукту в компании Intercom, написал заметку для корпоративного блога проекта — о том, почему платформы для обмена работами вроде Dribbble тянут индустрию назад и почему «рисование PNG-картинок» на самом деле не является продуктовым дизайном.

Поделиться

«Есть вещи, которые люди, занимающиеся продуктовым дизайном, и люди, взаимодействующие с дизайн-сообществом, воспринимают по-разному», — пишет Пол Адамс. Это касается, по его мнению, большинства работ, представленных на специализированных сайтах вроде Dribbble.

Ценности сообщества, сложившегося вокруг Dribbble и других подобных платформ, тянут отрасль назад.

Всё больше специалистов, по словам Адамса, концентрируются вокруг площадок, большинство работ на которых не представляют особенной дизайнерской ценности — и в целом они понижают общий уровень в индустрии.

«Выглядит великолепно!» или как сообщество Dribbble поощряет посредственную работу

В прошлом году, говорит Адамс, ему пришлось ознакомиться с большим количеством работ молодых дизайнеров, и он заметил пугающую особенность: большинство из них стремились произвести впечатление своим дизайном, а не решить какую-то реальную бизнес-проблему своего клиента. Такая тенденция, по словам Адамса, уже давно наблюдается в рекламной сфере, однако в дизайн она пришла относительно недавно.

Большая часть работ, которые Адамс получил от кандидатов на работу в его компании, были достаточно поверхностными — они выглядели действительно очень привлекательно, но плохо работали — разработчики не задумывались о том, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом и не принимали во внимание всю экосистему приложения, сосредоточившись лишь на дизайне отдельной вкладки или окна.

Кажется, когда соискатели занимались созданием своих проектов, одним глазом они подглядывали в Dribbble.

Как отмечает Пол Адамс, интерфейс самого Dribbble и других подобных ресурсов провоцируют формирование именно такого сообщества и создание именно таких работ. Люди видят, как сделаны эти площадки, и пытаются им подражать. Большинство работ, представленных на Dribbble, говорит бывший топ-менеджер Facebook, выглядят одинаково — будь то бухгалтерское программное обеспечение, погодные приложения или маркетинговые системы.

Самый продуманный дизайн обычно оказывается самым уродливым

«Лучшие кандидаты, которые мне попадались, не заботились о красоте представленного концепта», — говорит Адамс. Они концентрировались на том, чтобы показать потенциальному работодателю, в каком направлении двигалась их работа — представляли эскизы, диаграммы, описывали плюсы и минусы каждого подхода, выявляли реальные проблемы, находили компромиссы, разрабатывали анимации, демонстрирующие процесс взаимодействия пользователя с сервисом. Они использовали реальные данные.

Худшие же из кандидатов присылали PNG- или PDF-файлы, которые, по словам Адамса, хорошо смотрелись бы на Dribbble и других ресурсах, но никак не отражали проблемы, которые требовалось решить. Они были вне всякого контекста — просто красивые картинки без описания каких-либо технических ограничений или других аспектов их реализации и использования в готовом решении.

Я считаю, что представлять концепты редизайна готовых сервисов — это чистой воды безумие.

Люди не имеют ни малейшего понятия, что происходит в компании, какая функциональность наиболее востребована, не обладают реальными показателями — но почему-то рвутся переделать сайты Facebook, Yahoo или American Airlines.

Отличие между первым и вторым типом людей, считает Адамс, заключается в том, что вторые на самом деле не занимаются продуктовым дизайном. Они — художники, артисты, но не продуктовые дизайнеры. Первый же тип специалистов — те, кто в первую очередь задумывается о пользователях и проблемах — это и есть продуктовые дизайнеры, для которых отрисовка интерфейсов — лишь своеобразная художественная практика.

Продуктовый дизайн строится вокруг миссии, видения и архитектуры

Любой дизайнер, считает Адамс, должен задумываться о миссии своей компании, её видении и архитектуре проекта. Это воронка, через которую он должен пропускать всё, что делает.

В верхней части этой воронки — миссия организации, ниже следует её видение. Не осознавая этих двух вещей, сделать хороший продукт практически невозможно, говорит Пол Адамс.

После осознания миссии и видения специалисту следует осмыслить архитектуру продукта. Под архитектурой Адамс подразумевает не конкретную техническую реализацию, а компоненты сервиса и то, как они взаимодействуют между собой. В первый день своей работы в Facebook любой новый сотрудник, по словам Адамса, слушает лекцию вице-президента по продукту компании Криса Крока. На этой лекции он объясняет, как устроена архитектура Facebook — и как её организация соотносится с видением компании.

Для Facebook эта архитектура выглядит так: с одной стороны, есть база пользователей, их друзей и их интересов. С другой — база брендов, компаний и небольших организаций. Над всем этим построена своеобразная карта, которая показывает, как люди, их друзья, интересы и бренды связаны между собой.

Из такой архитектуры, говорит Пол Адамс, совершенно ясно, в чем состоят миссия и видение компании. Он считает, что сделать отличный дизайн попросту невозможно, не продумав архитектуру продукта. При этом задача построения такой структуры зачастую ложится именно на плечи дизайнера.

Архитектура продукта, отмечает Адамс, — это не его техническая структура. Это строительные блоки, которые показывают объекты в системе и взаимоотношения между ними. Это более глубокая вещь, чем набор страниц с описанием переходов.

Только тогда, когда дизайнер сформировал для себя чёткую миссию, видение и архитектуру продукта, считает Пол Адамс, он может приступать к работе над деталями. Определять цели пользователей, сценарии использования, пытаться понять, что можно изменить или улучшить.

Грубые уродливые эскизы и каракули, которые иллюстрируют все эти вещи, на самом деле, гораздо более важны, чем красивые концепты, которые публикуются на Dribbble, замечает автор материала.

«Когда я говорю с потенциальным соискателем, для меня гораздо важнее, как он видит продукт в целом, в каких моментах при проектировании ему пришлось идти на компромиссы, какие плюсы и минусы решения он видит. Картинка этого не отражает. Даже текст порой бывает лучшим дизайном, чем PNG-файл», — замечает автор заметки

Проектирование систем будет приобретать всё большее значение по мере повсеместного распространения интернета и веб-сервисов.

Изобретение интернет-сети, считает Адамс, привело к большим изменениям в обществе — оно поменялось даже сильнее, чем во времена промышленной революции. Сеть пронизывает всё вокруг — дома, машины, аксессуары и одежду. Интернет с пользователями в постели и на работе, в карманах курток. К 2020 году, полагает Пол Адамс, любое предприятие будет вести свой бизнес в том числе и через интернет.

Проектирование статических веб-страниц — умирающая профессия. В будущем выиграют те, кто в состоянии не только нарисовать картинку, но и описать, что за ней стоит.

Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Я бы так не хаял дрибл, модно как-то это стало в последнее время, но в остальном достаточно интересный и даже вдохновляющий материал

Etot Paul Adams uzhe dostal. U nego razvilsya bred posle togo kak emu skazali o ego nizkom ponimanii raboti servisa Faceboook. Vot on teper tak dolgo zlitsya ))))

Тот же Paper отлично редизайнул ленту FB в удобоваримый формат. Не вижу в редизайне чего-то плохого.

>большинство из них стремились произвести впечатление своим дизайном, а не решить какую-то реальную бизнес-проблему своего клиента.

Собственно, а почему дизайнер должен решать бизнес-проблему своего клиента?

>миссия и видение компании

Меня сейчас стошнит.

Да, на дриббл знатное говно часто лайкают, но 30% работ я бы с радостью использовал вместо костыльного дизайна нынешних програм, вроде uTorrent и доброй части вспомогательного софта для внешних устройств. Давайте просто дружно признаем, что 80% компании насрать на дизайн продукта (и FB был в их числе, пока не выкатил реддизайн профилей и приложений), пока пипл хавает и капают денежки. VK это тоже касается, к слову.

Так он ведь не говорит, что хороший дизайн это плохо, он говорит, что плохо делать дизайн ради самого дизайна, ставить красоту во главу угла.
Дизайнер не решает проблем бизнес-процессов, он переносит бизнес-процессы в ИТ-плоскость так, чтобы этим было удобно пользоваться. Согласно Адамсу дизайнеры жертвуют удобством ради красоты.
Вообще, насколько я понимаю, Адамс хочет, чтобы в одном лице был и UX и UI, и чтобы UX в специалисте было больше, чем UI. На Dribble же большинство это UI.

Как дополнение можно сказать только, что в статье речь не просто про дизайнера, а про продуктового дизайнера.

0

"Тот же Paper отлично редизайнул ленту FB в удобоваримый формат."
Так Paper они сами и сделали!

Ему не нравятся именно все эти посты из серии "мы из такой веб-студии и сейчас мы покажем, как должен выглядеть сайт Альфабанка!".

Понятно, что есть заведомо кривые сайты, вроде РЖД, но для того, чтобы сделать удобный дизайн нужно иметь статистику, понимать куда люди чаще заходят, где можно упростить логику, а где лучше объединить пару пунктов.

"Собственно, а почему дизайнер должен решать бизнес-проблему своего клиента?"
Потому что дизайнер всегда должен решать проблему. Проблему взаимодействия с интерфейсом, а не просто рисовать нечто абстрактно-красивое.
А то понаделают потом серых текстов на белом фоне и радуются.

"Почему «рисование PNG-картинок» на самом деле не является продуктовым дизайном"
То есть он считает, что картинка размером 400х300 должна на самом деле показывать весь процесс взаимодействия пользователя с сервисом, а не только его эстетическую составляющую? Ловко он там их всех раскусил.

Нет, он говорит, что пусть будет 10 картинок не суперэстетичных, но отражающих процесс пользования продуктом. А на деле получается 1 суперкрасивая картинка, но непонятно как это реализовать и как это соотносится с общим устройством компании.

А как вам кажется, он критин или он просто не видел страницу фейсбука на дрибле?

Связка "человек из фейсбука" и "рассуждения о дизайне" каждый раз заставляют меня смеяться.
Я вот ни разу не фанбой вконтактика, но сколько я не пытался пользоваться фейсбуком, каждый раз я испытывал боль и страдания. А уж когда я по работе копался в функционале администрирования групп и сложных аккаунтов (сбор/выдирание статистики и прочие штуки), дак там вообще плакать хотелось.

Я тоже считаю что в вк более лучшее юзабилити или как там по модному

В целом согласен, в частности- нет

Это вы сейчас говорите как рядовой пользователь. Но миллиард хомячков не может ошибаться. Ну и к тому же хороший дизайн это правильно настроенный баланс между бизнес задачами, удобством юзеров, и технологиями, и без цифр вы, как рядовой пользователь, не можете сказать хорошо у ФБ получается или нет.
И иногда может быть даже так, что плохой UX решает задачи лучше, чем хороший. Пример: все так запутано и непонятно, что выглядит как будто серьезный продукт, оплачу-ка я побыстрее аккаунт.
То есть, если попробовать сказать другими словами то иногда бывает что хувый дизайн лучше пиздатого.

Если бы у фб был хоть какой-то реальный конкурент на мировом уровне, то тогда можно было бы делать предположения о том, хорошо ли у них все с ux/ui или нет. В данный момент фб абсолютный монополист в мире соцсетей (твиттер сравнивать с фб не буду, вообще разные вещи), и по-этому никто не в состоянии доказать, хороший ли ux у фб или плохой (конкретно по вк я не шарю вообще).

Фейсбук своими темпами роста доказывает что у них все хорошо с UX.
(и да, я верю что он с виду такой неуклюжий и косорылый по той причине что именно такой он денег хозяину приносит больше).
И чтобы два раза не вставать - у Реддит дизайн тоже охуенный!

Вроде же, после того как появился один концепт обновленного интерфейса FB, ходили слухи, что от него отказались, потому что люди реже бы заходили в ленту и проводили на сайте меньше времени.

0

И не поймет аудитория Цукемберга пассажей Адамса :)
А ведь это один из самых полезных материалов для дизайнера, который можно прочитать на сайте.

Комментаторы — это абсолютное меньшинство, которое вообще никак не связано с реальной аудиторией материала.

Вы так говорите, словно он Америку открыл этой заметкой. Я абсолютно все тоже самое читал много раз ранее от разных людей. И все это по сути дела капитанство, смешанное с субъективным мнением, основанным на каких-то отдельных случаях и скорее всего личном баттхерте, от того что люди любят лайкать "красивяшки", не имеющие ничего общего с адекватным продуктовым дизайном. Но тем не менее, на дрибббле продолжают появляться реально крутые вещи от дизайн-команд из топовых компаний. Так что все рассуждения в заметке, это не более чем капитанская аналитика на основе средней температуры по больнице.

Правильные мысли про продуктовый дизайн, но дрибл тут, как бы, ни при чем. Никто не мешает делать вкусно и одновременно правильно. Наоборот — плохо, когда забивают на эстетику и все силы тратят только на удобство.

Удобство это и есть эстетика. В этом вся суть дизайна: сделать настолько удобно, чтобы аж было красиво.

Виктор Папанек, как-то сказал, что дизайн это прежде всего про то как работает, а уж потом про то как выглядит...

Кстати не последний человек был в мире дизайна... и я тоже придерживаюсь, мысли что это симбиоз инженерной мысли и эстетики

Редизайн сайта Лебедева вспомнился

0

Несмотря на то что товарищ говорят верные вещи, он немного путает - dribbble же это чисто для красивых картинок, а не про решение задач.
И проблема не только в том, что дизайнеры бездумно копируют пиксели, а гораздо шире - для подавляющего большинства заказчиков дизайн до сих пор это именно красивая картинка, так что тут самое время вспомнить классический вопрос про курицу и яйца.

эм... что-то я не улавливаю логику автора. На Дрибббле можно прикпреплять большие изображения, с подробным описанием той же аналитики решений/ошибок и процесса создания дизайна.

он вообще никак не ограничивает дизайнеров, скорее наоборот, толкает к еще большему развитию, созданию каких-то свежих, интересных, красивых и функциональных идей, которые будут выделяться на фоне остальных, при этом отвечать всем требованиям юзабилити

0

логика в том что не важно что там на дрибббл можно прикреплять, для 90% юзеров это именно симпатичные и бессмысленные картинки, и все зеленые дизайнеры которые начинают с дрибббла неизбежно впитывают эту атмосферу.

0

Как можно так легко и непринужденно смешивать UI и UX. Дрибл для тех кто рисует копочки, очевидно же, о стратегиях и ценностях там речи не идет.

0

Dribbble — это не сервис хранения портфолио, это в первую очередь в меру закрытая дизайнерская тусовочка, где люди показывают друг другу, над чем они сейчас работают, причем, часто не то, что не продукт, а вовсе какие-то небольшие детали вроде иконок, полей ввода или сообщений об ошибках. Никуда несчастный дрибббл индустрию не тянет: топ-менеджеры Фейсбука сами ответственны за то, с какой долей серьезности они относятся к этому сайту.
Ну и да: если развитие дизайнера идет не в том направлении из-за дрибббла, то проблема несколько глубже — видимо, у него нет системного профильного образования и/или он не умеет работать с информацией, и отсутствие дрибббла, пинтереста, биханса или девианарта ему ничем не поможет.

Надо отметить что Дрибббл это не только картинки ради дизайна но и место заработка для подавляющего большинства участников сообщества. Каждая няшно-блестящая картинка это несколько новых писем с предложениями по работе, это способ заработать на хлеб.

Хорошо конечно если у тебя в портфолио какие то работы, где ты показываешь работу именно над UX, с пояснениями и схемами, но потенциальный заказчик это тоже человек, он быстрее посмотрит именно на красивую картинку с крутым концептом.

В одном пожалуй можно согласиться с автором что бывают такие дизайнеры которые и в работе над заказом забывают об удобстве будущего продукта и лепят свою "ослепляющую" красоту. Но тут конечно от человека зависит, и незачем винить в этом Дрибббл.

Все так обсуждают Dribbble, но никто не сказал про его главного и, как факт, более популярного конкурента - Behance (от Adobe). В котором нет особого зацикливания на интерфейсах и иконках, а идёт развитие во все стороны творчества, включая фотографию, motion graphics, art direction и даже какую-нибудь архитектуру.

Да и использовать behance удобней. Достаточно сравнить внешний вид каталога работ.

Там еще похлеще ситуация, когда в топе работы из 2х картинок с набитыми "лайками" и сообщениями типа "Cool work! Check out my link."

да, биханс это сплошное Awesome! :)

Это болезнь всех портфолио-ресурсов. И dribbble, и 240grid.com и прочие ребята грешат этим.

Но на behance в последний год началось просветление. Во первых там начали модерировать откровенный хлам который обрамляется в mockup'ы. Во вторых, в категории "Work in Progress" появились внятные комментарии по улучшению продукта.

0

Бла-бла-бла, как они уже все за***ли эти умники!А вообще: "Good work! Please check my portfolio!" ему :D ))

фейсбук и удобный дизайн это из разных миров

Действительно, не все дизайнеры думают о проблемах пользователей. Большая часть пользователей Dribbble страдают "лайкоманией", но, как правило это занимает определенный промежуток времени, до того, как дизайнер начинает думать о функциях и эффективности. Хотя некоторая часть занимается конкретно Visual составляющей дизайна, будь это Web или Mobile; и они справляются с этим великолепно. К сожалению, в многих компаниях стараются иметь в команде проектировщика и Visual дизайнера отдельно, но думаю, что дизайнер должен совмещать это, в целях увеличения эффективности его работы.

Концепты редизайна честно сказать, чушь и не более. Дизайнеры, не зная проблем пользователей проекта, не имея никаких данных исследований и т.д., берут и делают редизайн, а то, как он будет полезен и чем он лучше, никто не думает, зачем, лишь-бы глаза радовались. Заняться им больше нечем просто.

Мнение. Не имею цель осклабить или задеть кого-либо.

1

Ужас. Dribbble какбэ проф сообщество дизайнеров. Слушать критику от "бывшего менеджера Facebook", где дизайном и не пахло, это вспоминать басню про слона и моську. Пусть высказывается, слону пофиг

0

Возможность комментирования статьи доступна только в первые две недели после публикации.

Сейчас обсуждают
Kirill Pankin

Смерть? Почему смерть? Целиком успешный стартап. Просто его реальный бизнес-план не был озвучен.

Смерть стартапа: Как создатели «умного» кольца BioRing собрали $460 тысяч на краудфандинге и исчезли
0
Prolis Labkk
Bpsimulator

Пономарев в 2010 сдал икеевской "Меге" в аренду дизельные генераторы, а потом не забрал их и потребовал аренду и штрафы.

Суд отменил арест 9 млрд рублей IKEA после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова
0
Denis Sudak

" Это отличная фишка от Google, которую, к сожалению, не многие используют." Ну почему немногие используют. Этот инструмент и многое другое, что описано в статье (очень интересной кстати спасибо) используется в любом современном и уважающем себя агентстве по контекстной рекламе, например, ive агентство, которое настраивало нам рекламные материалы.

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
0
Vladimir Alexeev

Да, помню было время переделывал iOS приложение данной студии (65apps). Денег изначально было потрачено более 1 млн. руб и ничего не работало на выходе.

Думаю лучший способ сэкономить, это не иметь дело с автором ))

8 способов сэкономить на разработке мобильного приложения
0
Lera Slavgorodskaya

а что вас в корзине смутило? или вы не допускаете, что cr из корзины в покупку тоже мог вырасти?

Пять лайфхаков Google AdWords при настройке рекламной кампании
1
Показать еще